Цитата сообщения Galyshenka
Верочка с персиками
Августовским днем 1887года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать.
Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.
![get_photo_thumb1.jpeg get_photo_thumb1.jpeg](//img-fotki.yandex.ru/get/6838/116075328.148/0_1663b4_f82999f9_orig.jpg)
Девочка с персиками. Портрет В. С.Мамонтовой 1887 г.
![abramcevo-malenkoe-imenie_6 (463x316, 22Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/49/116049886_abramcevomalenkoeimenie_6.jpg)
Она вошла в историю русского искусства благодаря счастливому стечению обстоятельств. Верочка Мамонтова была дочерью владельца подмосковной усадьбы Абрамцево. Веселую, непоседливую, не по годам развитую девочку любили и баловали не только родители, но и многочисленные друзья семьи. Когда Валентин Александрович Серов написал портрет Веруши, ему было 22 года – всего лишь на десять лет больше, чем ей самой. «Портрет В.М.» – так назвал свою работу В.Серов, представляя ее на московской выставке 1887 года. «Девочка с персиками» – как впоследствии стали называть эту картину – произвела настоящий фурор, сразу же обратив на себя внимание и публики, и критики. В истории русской живописи это – один из самых пленительных женских (или все же детских?) портретов, пронизанный светом и ощущением утренней свежести.
Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский... Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.
![4380.jpg 4380.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6830/116075328.148/0_1663bc_4ed3c6a5_orig.jpg)
Абрамцево
![Абрамцево, дача Поленова. Портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых Абрамцево, дача Поленова. Портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых](//img-fotki.yandex.ru/get/55/4163429.a1/0_6cf7b_e68ea9f7_XXL.jpg)
Портреты родителей Веры, Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых
Художник М.В.Нестеров писал «В Абрамцеве меня пленяли не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться. Там кипела работа, и две женщины, друзья, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова (сестра Н.В.Поленова, — М.А.), две умницы, влюбленные в русскую старину, создавали большое прекрасное дело — школу и столярную мастерскую, вскоре прославившуюся на всю Россию»
![0_59259_fb039140_XL.jpg 0_59259_fb039140_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/14/116075328.148/0_1663a6_99f87de5_orig.jpg)
Живая картина. «Русская пляска». Вера и Иван Мамонтовы. 1892 год.
Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней". Картина "Девочка с персиками"был ее первый опыт продолжительного позирования.
Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону».
![Kul_D_mon02_07-06-2_649222a.jpg Kul_D_mon02_07-06-2_649222a.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6840/116075328.148/0_166397_9bb4e1c0_XXL.jpg)
![file4b28060387ad12935c112a9b22eb3fbe.jpg file4b28060387ad12935c112a9b22eb3fbe.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6847/116075328.147/0_166395_e0545e01_XXL.jpg)
Иллюстрации Врубеля к «Демону»
![41AvHvMD=dWMtYWwWdpdQob2Qdkpv0WRCdGfF25Xpd3NIzvGnd02wVRSGdfLCQXzmdwmICw6zd2GfQm5ndtu0c9BMrs.jpg 41AvHvMD=dWMtYWwWdpdQob2Qdkpv0WRCdGfF25Xpd3NIzvGnd02wVRSGdfLCQXzmdwmICw6zd2GfQm5ndtu0c9BMrs.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6815/116075328.148/0_1663a9_15c01aca_XL.jpg)
Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»
![0_5925f_95d5066f_XL.jpg 0_5925f_95d5066f_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6746/116075328.148/0_1663a2_6c0812e_XL.jpg)
Вера Мамонтова в костюме Иосифа. 1880 год.
![a149129ef1b4.jpg a149129ef1b4.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6808/116075328.147/0_166390_5dd9454_XXL.jpg)
Врубель «Снегурочка»
![0_5925a_23f79250_XL.jpg 0_5925a_23f79250_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/12/116075328.147/0_166381_222c86be_orig.jpg)
Сцена из спектакля «Снегурочка». Е.Д.Свербеева – Снегурочка, В.С.Мамонтова – Весна. 1897 год.
Ее портреты также писал Виктор Михайлович Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).
Послужила она и если не моделью, то "идейной вдохновительницей" для его картины "Аленушка"
![Абрамцево, Мастерская. Аленушка Абрамцево, Мастерская. Аленушка](//img-fotki.yandex.ru/get/0/4163429.a0/0_6cf6d_6daea656_XXL.jpg)
"Абрамцево, Мастерская. Аленушка"
Вот несколько строк из воспоминаний автора, раскрывающих тайну создания "Алёнушки": „Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть.
Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал «Алёнушку». Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"
Васнецов В.М.
![0316126.jpg 0316126.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6742/116075328.148/0_1663be_af13145b_XXL.jpg)
![Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_80.jpg Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_80.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6814/116075328.148/0_1663b8_c2117f99_XXL.jpg)
Васнецов В.М. «Боярышня»
![artonline1490.jpg artonline1490.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6700/116075328.148/0_1663af_c2f81742_XXL.jpg)
Васнецов В.М. «Девушка с кленовой веткой»
![Абрамцево, Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье Абрамцево, Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье](//img-fotki.yandex.ru/get/0/4163429.a0/0_6cf65_b386f1cf_XXL.jpg)
![Абрамцево, Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье Абрамцево, Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье](//img-fotki.yandex.ru/get/6313/4163429.a0/0_6cf6b_c90fc017_XXL.jpg)
При входе в мастерскую Абрамцево, первое, что бросается в глаза — огромный портрет Веры Саввишны Мамонтовой, выполненный Виктором Михайловичем Васнецовым. На нем подросшая «Девочка с персиками» кисти Валентина Александровича Серова. Когда она позировала Серову, ей было только 12 лет. А на этом портрете ей 21 год.
Напротив в стеклянной витрине — то самое нежное кремовое платье, в котором ее запечатлел Васнецов и в котором она в 1903 году венчалась с Александром Самариным.
![0_59258_6a16fd20_XL.jpg 0_59258_6a16fd20_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6820/116075328.147/0_166387_c4c3ae0a_XL.jpg)
Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.
Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба - это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская».
Радовались за них все – родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.
![0_5925c_31bf7b1a_XL.jpg 0_5925c_31bf7b1a_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/12/116075328.148/0_1663a1_aef01c44_XL.jpg)
Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.
В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Ей было всего 32 года. Мать, Елизавета Григорьевна Мамонтова, пережила ее только на год.
Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.
![Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного](//img-fotki.yandex.ru/get/40/4163429.a1/0_6cf84_6677ff3a_XXL.jpg)
Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного
![Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Кладбище Мамонтовых Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Кладбище Мамонтовых](//img-fotki.yandex.ru/get/0/4163429.a1/0_6cf86_4cbca60d_XXL.jpg)
Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница Мамонтовых
Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…
![0_5925d_6f8638ac_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6812/116075328.148/0_1663bb_e1e88701_orig.jpg)
А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.
Но не хочется заканчивать пост о такой жизнеутверждающей и радостной картине "Девочка с персиками" на печальной ноте. Ведь остались еще главные герои картины - персики. Аппетитные спелые персики, лежащие на столе перед девочкой, выросли в оранжерее усадьбы Абрамцево. Оранжерея была предметом особой гордости хозяев. Они построили ее в Абрамцеве в 1871 году, вскоре после приобретения усадьбы. Решение пришло к хозяевам спонтанно: в соседнем поместье распродавали тепличные растения, и Мамонтовы почти за бесценок купили плодоносящие персиковые и сливовые деревья. Для них-то и были выстроены две оранжереи и приглашен из соседнего имения старичок-садовник Михаил Иванович. Пересаженные легкой рукой Михаила Ивановича, персики и сливы в оранжерее Мамонтовых регулярно давали урожай. - Об этом из писем Саввы Ивановича, одно из которых датировано 28 февраля 1873 года: «Вчера я ездил в Абрамцево… У Мих. Ив. (просто золотой старик) такой порядок, что и желать лучше нельзя, персики отцветают в первой оранжерее, во второй цветут, такой воздух стоит, что я просто в восторг пришел. Фруктов будет много, и персиков и слив, только бы желудки были бы в порядке»
«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.
![0_59256_40a7dbf6_XL.jpg 0_59256_40a7dbf6_XL.jpg](//img-fotki.yandex.ru/get/6825/116075328.148/0_1663a4_b8a133c7_orig.jpg)
Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/3-1-0-6
http://www.vokrugsveta.ru/article/208430/
http://www.aif.ru/dacha/37809
http://anashina.com/poezdka-v-abramcevo-1/
http://sadalskij.livejournal.com/563242.html