Несмотря на мороз, от подвернувшейся возможности поехать в Пафнутиев монастырь в воскресенье отказываться не стала.
Люблю это место... Люблю не только за его интереснейшую историю, но и за уютную, благостную и умиротворяющую атмосферу.
За фотографии приношу извинения. Руки так закоченели, что даже не пыталась сделать более или менее приличный кадр, а просто щелкала все подряд. Кстати, вопреки погоде, народу было много.
Святой Пафнутий, канонизированный в 1547 году, происходил родом из семьи принявшего крещение татарского баскака, жившего недалеко от Боровска. О жизни святого сохранилось два литературных произведения, написанных его учениками - «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия.
Для меня же особый интерес всегда представлял тот факт, что среди учеников Пафнутия был Иосиф Волоцкий. Именно Иосифа Пафнутий видел своим преемником, но история пошла иначе. Другая история. История другого монастыря.
Основание монастыря связывают с 1444 годом, когда преподобный Пафнутий Боровский поселяется на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истермы.
Первой постройкой на территории обители стала деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, перестроенная в 1467 году в белом камне. Еще десятилетие спустя ее расписывал Дионисий.
Строительство храма, который мы видим сейчас, связано с повелением царя Федора Иоанновича. Руководил же постройкой в 1584-1586 годах Борис Годунов. Белокаменные блоки с росписями Дионисия использовались для кладки фундамента, благодаря чему дошли до наших дней, пусть их и изъяли из монастыря при реставрации церкви во второй половине XX века.
Разумеется, и после этого здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы не раз перестраивалось и подновлялась. Так, например, в 1837 году к ней была пристроена трапезная.
Одна из загадок Пафнутиева монастыря связана с именем Андрея Клешнина, бывшего близким Борису Годунову человеком. Клешнин вместе с Василием Шуйским участвовал в расследовании смерти царевича Дмитрия. Уже в царствование Бориса он постригся схимником в Пафнутиевой обители под именем Левкия и принял обет молчания. В память о нем в стену придела церкви Рождества Пресвятой Богородицы вделана плита со словами: "Лета 1599 апреля 27 дня преставился раб Божий Великого государя царя и Великого князя Феодора Ивановича всея России дядька окольничий Лупп, зовомый Андрей Петрович Клешнин, во иноцех Левкий схимник" .
А молва считает Клешнина не просто следователем, но человеком, принимавшим участие в убийстве младшего сына Ивана Грозного.
К XVI веку относится строительство стен и башен монастыря. Есть версия (и большой соблазн принять версию), что к их строительству причастен Федор Конь. Эти укрепления тесно связаны с военной историей монастыря.
Самая яркая страница военной истории связана с 1610 годом, когда вместе с «Тушинским вором» на Москву шли отряды литовского магната Яна Сапеги. Для защиты от них было создано ополчение во главе с князем Михаилом Волконским, укрепившееся в Пафнутьевом монастыре и державшее оборону на протяжении нескольких дней.
Монастырские укрепления казались неприступными, но противнику удалось попасть внутрь. Существуют две трактовки развития событий. По одной из них, сподвижники Волконского Яков Змеев и Афанасий Челищев вступили в сговор с врагом и тайно открыли ворота. По другой, у ворот монастыря скопились крестьяне, стремившиеся укрыться за его стенами, и сам Волконский отдал приказ открыть ворота, чем и воспользовался Сапега.
Та или иначе, завязался ожесточенный бой, в котором погибло все русское войско, включая Михаила Волконского, а также все жители Боровска и окрестных деревень, искавшие укрытия в монастыре.
В. К. Демидов. Предсмертный подвиг князя Михаила Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году
На месте главного захоронения погибших воинов в 1670 году были построены больничные палаты с церковью Ильи Пророка. Так на территории монастыря появился памятник страшным событиям Смутного времени.
Стены Пафнутьева монастыря видели и французов в 1812 году, и немцев в 1941-м…
А еще был Раскол и временное заточение в монастыре протопопа Аввакума.
Повторюсь, у монастыря интереснейшая история.
Самой старой по дате постройкой на территории монастыря считается трапезная, относящаяся к 1511 году.
В 1688 году была построена монастырская колокольня. Считается, что по желанию ее заказчика князя Щербатова она повторяет формы колокольни московского Высоко-Петровского монастыря.
На фоне прочих монастырских зданий ярким цветом выделяется построенная в 1760 году церковь во имя святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.
В 70-х годах XX века во время ремонта купола церкви под кровлей обнаружили снаряд, оставшийся со времен Великой Отечественной войны, когда отступавшие немецкие части вели обстрел местности. Церкви и монастырю повезло, что снаряд так и не взорвался.
Свято-Пафнутиев Боровский монастырь – место, куда хочется возвращаться в любую погоду.
Здесь нет пафоса, неискренности, стяжательства…
В разное время монастырь посещали князья Иван III и Василий III с женой Еленой Глинской, царь Федор Иоаннович, патриарх Филарет.
Впрочем, лучше хотя бы раз побывать в монастыре самому и увидеть все своими глазами.
Как-то так…