-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Жизнь и творчество Олексы Новаковского

Суббота, 14 Января 2012 г. 20:15 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (ОЛЕКСА НОВАКОВСКИЙ. ДО СИХ ПОР НЕ ПОЗНАННЫЙ МИРОМ ХУДОЖНИК.)

Вдогонку к материалу об украинском художнике Михайло Морозе, решил рассказать и о его учителе - известном в Украине живописце Олексе Новаковском. Правильнее было бы называть его Алексеем, но в украинской транскрипции его имени уже заложен народный колорит, ассоциации с карпатскими пейзажами и гуцулами с трембитами. Материал я назвал "Художник, до сих пор не познанный миром", поскольку кроме нескольких украинских источников о художнике нет нигде информации, да и творчество его в этих источниках описывается то с хвалебной, то с критической точки зрения. Работы Новаковского находятся, в основном, только в коллекциях украинских музеев, книги, которые написаны в Украине о нем и его творчестве, скорей всего, не переведены на другие языки. Поэтому при монументальном значении живописца для культуры Львова и Западной Украины, мы знаем о нем совсем немного...

Олекса Новаковський
Алексей Харлампиевич Новаковский


2 марта (14 марта) 1872, село Слобода-Ободовка, Подольская губерния
— 29 августа 1935, Львов (тогда территория Польши)



Олекса Новаковский Автопортрет.

Украинский живописец и педагог.
Олекса родился в селе Слобода - Ободовка Подольской губернии (ныне – Винницкая область) в семье лесника, работавшего в поместье одного аристократического польского рода. Одаренность парня и его увлечение рисованием заметил граф Тадеуш Грохольский, художник по призванию, родной брат помещицы Гелены Бжозовской, в имениях которой и служил егерем отец Олексы.
Начальное художественное образование юноша получил в Одессе (1888 - 1892), где учился у художника-декоратора Филиппа Клименко. А после окончания художественного училища именно граф Грохольский посоветовал сестре выделить Новаковскому стипендию и обеспечить возможность продолжить обучение в Кракове.




Краков

В 1892 году юноша поступил в Краковскую Академию художеств, которую закончил в 1900 году с золотой медалью.
Надо признать, Новаковскому в жизни везло на покровителей. Во время учебы в Академии Олексу «опекал» краковский врач Иосиф Гогульський, восхищенный талантом юноши.
Учась в Кракове у ведущих польских художников В. Лущкевича, Л. Вичульского и Я. Станиславского, Олекса познакомился с художественными процессами, происходившими в конце XIX века в Западной Европе, достижениями плэнерного искусства, творчеством импрессионистов и модернистов. Живописная манера Новаковского формировалась на творческом усвоении принципов именно импрессионизма.
Среди педагогов Новаковского историки называют также корифеев польской живописи Яна Матейко, Станислава Выспянского и Яцека Мальчевского. Все они, действительно, были краковскими художниками и преподавали в разные годы в Академии. Правда, Матейко умер в 1893 году, когда Олекса перешел на второй курс.
Идейное и художественное становление молодого художника проходило и в среде украинской интеллигенции, которая была сосредоточена в Кракове.
Творческий дебют художника состоялся в 1901 году на выставке «Общества развития русского искусства». Первое десятилетие нового века художник жил и работал в селе Могила под Краковом. Здесь он поселился в доме вдовы, на дочери которой впоследствии женился.



Олекса Новаковский Автопортрет с женой. 1910 г.



Олекса Новаковский Моя муза (Портрет жены).

В 1911 году в Кракове состоялась первая персональная выставка Новаковского, на которой было представлено более 100 его работ, и которая принесла художнику широкую популярность.



Олекса Новаковский Украинская мадонна, 1910-е гг.

Выставку посетил митрополит Львовской Унии Андрей Шептицкий, считавшийся крупным меценатов в области культуры. Он приехал в Краков на похороны одного из кардиналов, и в плане поездки было посещение выставки, организованной краковским «Обществом друзей искусства». Историки пишут, что митрополит случайно зашел в зал, который назывался «Горница (светлица) Выспянского», именно там экспонировалась выставка выпускника Краковской Академии.



Олекса Новаковский Леда.



Олекса Новаковский Ранняя весна 1911 г.

Владыка был так впечатлен творчеством Олексы, что пригласил его переехать во Львов, чтобы продолжить творить на ниве украинского искусства.

Львов

С 1913 жизнь и творчество Новаковского связаны со Львовом. Город, как утверждают историки, встретил художника восторженными отзывами в прессе. Художник смог быстро завоевать галицкую публику и занять в культурной жизни Львова одно из центральных мест. Это «место» в начале 1910-х годов оказалось «вакантным». Художник-импрессионист Иван Труш (1869-1941) – один из организаторов художественной жизни Галиции в конце XIX века, как пишут историки, «отошел от дел и устранился в тень», монументалист и основатель украинского стиля модерн Модест Сосенко (1875-1920), расписывавший украинские церкви, уже тяжело болел, Михаил Бойчук, имя которого с 2000 года носит Киевский институт декоративно-прикладного искусства и дизайна, переехал из Львова работать в Киев.



Олекса Новаковский Автопортрет.

Первая львовская персональная выставка Новаковского прошла в 1921 году и была тепло принята польской критикой, которая назвала художника «украинским эпигоном краковской школы живописи». Напомню, эпигон – последователь какого-либо направления, лишенный творческой оригинальности. Надо отметить, что в этом значении, эпитет выглядит очень даже не хвалебным!



Олекса Новаковский Азалия. 1914 г.



Олекса Новаковский Цвет каштана 1917 г.

Новаковский с семьей поселился на бывшей вилле художника Яна Стыки. История этого здания интересна, поэтому расскажу о нем пару слов.
Двухэтажное здание из красного кирпича, выполненное в неороманский стиле, напротив собора святого Юра, было построено по проекту известного львовского архитектора Ю. Захариевича, и в свое время было собственностью польского художника Яна Стыки. Некоторое время на вилле жил художник Модест Сосенко.
В 1907 году дом приобрел у хозяина митрополит Андрей Шептицкий с целью использовать, как одно из выставочных помещениц Национального музея, основателем которого он являлся.
Однако комнаты виллы были очень темными для проведения экспозиций, поэтому в 1908 году митрополит подарил бывшую виллу Яна Стыки Национальному музею «для нужд украинских художников».
В этом доме и поселилась семья Новаковского, прибывшая по приглашению митрополита Шептицкого. Историки отмечают, что художник навряд ли бы задержался надолго в городе, если бы не постоянная помощь Шептицкого.



Олекса Новаковский Моисей (портрет митрополита Андрея графа Шептицкого). 1915-19 гг.

Друг Олексы и его ученик, поэт и художник, историк искусств Святослав Гординский писал: «Благодаря поддержке и покровительству митрополита, Новаковский мог творить то, что хотел, писать картины не по заказу, а по вдохновению. Это давало ему возможность проявить полностью свою художественную индивидуальность, что удалось очень немногим нашим художникам, связанным так называемыми обстоятельствами и условиями, которые не позволяли им «развернуть крылья»».



Олекса Новаковский Церковь.



Олекса Новаковский Поля. 1913 г.

И в том, что Новаковский смог открыть в городе первую в Галиции украинскую частную Художественную школу, тоже в полной мере есть заслуга митрополита. Школа просуществовала при активной поддержке Шептицкого до 1935 года.

Школа

Итак, в 1921 году Новаковский организовал Художественную школу, которой руководил до самой смерти.



Олекса Новаковский Автопортрет.

Это учебное заведение стало заметным явлением культурной жизни Галиции центром художественной жизни Львова. В 1923—1925 годах Школа Новаковского даже была отдельным факультетом искусства Львовского политехнического университета, который в украинских источниках носит имя Тайного украинского университета.
В мастерской Новаковского, в классах школы собирались не только художники, но и представители интеллигенции, критики искусства.



Олекса Новаковский Портреты сыновей 1925 г.



Олекса Новаковский Цветы. 1931 г.

Школу закончил целый ряд художников, многие имена которых ничего не скажут любителям живописи, но они стали известными мастерами живописи Украины и Западной Украины, в частности. Среди учеников Новаковского, например, можно назвать Святослава Гординского, Михайло Мороза, Леонида Перфецкого, Софию Зарицкую-Омельченко, Степана Луцыка, Владимира Гаврилюка, Стефанию Губус-Баранецкую, Михаила Драгана, Дмитрия Дунаевского, Степана Дрычика, Василия Дядинюка, Ольгу Козакевич-Дядинюк, Эдварда Козака, Марию Кромпец-Морачевскую, Кирилла Мазура, Григория Смольского, Романа Черного и др.
Историк Любовь Волошин, исследующая творчество Новаковского, писала: «Новаковский пытался воспитать у всех своих учеников высокое самосознание художника. Если же говорить об основах его преподавания, то он, прежде всего, владение формой считал основой творчества». Сначала необходимо овладеть рисунком, а потом уже можно оперировать цветом и т.д.».



Олекса Новаковский Портрет Кравчуковны.



Олекса Новаковский Флоксы.

Историки отмечают тот факт, что раннее творчество учеников его школы находилось под огромным влиянием (если не зависимостью!) от творчества Новаковского. Но позже каждый из них «пошел своей дорогой», выбрал стиль, направление, темы, часто радикально отличающиеся от творчества учителя.

Творчество

Творчество Новаковского охватывает разные жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетные картины.
Поэт и художник Святослав Гординский в статье о своем учителе написал: «Новаковский - совсем исключительная фигура украинского искусства, а в частности - западноукраинского. Пусть многие его произведения и недосказанные, но все они отмечены чертами великого мастера и печатью исключительной, динамической духовной структуры. Когда в 1924 г. пришлось мне впервые переступить порог его художественной студии, Новаковский имел уже за плечами две большие выставки и славу некоего мага-чародея ...»



Олекса Новаковский Автопортрет.

Впрочем, отношение к творчеству художника неоднозначное, при том, что значимость его для западноукраинского искусства подтверждают все историки, которые о нем пишут и писали.



Олекса Новаковский Собор Святого Юра. 1932 г.



Олекса Новаковский Копание огорода. 1920 г.

Одни замечают, что картины художника отличает «агрессивная колористика», присущая польским живописцам, членам группы «Молодая Польша».
Другие утверждают, что картины Новаковского отличаются четкостью композиционного построения, звучностью декоративно трактуемого цвета и выразительностью рисунка.



Олекса Новаковский Женский портрет. 1920-е гг.



Олекса Новаковский Портрет Пидлюка 1933 г.

А вот историк Николай Голубец в книге «История украинской культуры» (2002, Киев, по изданию 1937 года) в главе о художниках первой половины ХХ века вообще раскритиковал Новаковского: «Одаренный большим «цветовым темпераментом», Новаковский недотягивал в рисунке (хотя требовал этого от учеников. – Прим. мое), небогатой была и его художественная фантазия. Поэтому, по большому счету, он не закончил ни одной задуманной композиции своих картин, и вся его наследие состоит из этюдов».



Олекса Новаковский Олекса Довбуш - властелин гор. 1931 г.

Далее Голубец перечисляя некоторые из известных работ художника, утверждает, что «эскизы к портрету митрополита Шептицкого, выросшие в аллегорический этюд «Моисей», наброски декоративных панно для Музыкального института им. Н. Лысенко, попытки исторических портретов и эскизы гуцульского пейзажа и быта, наконец, совсем неудачные эксперименты в области иконописи, - остались в творчестве Новаковского только попытками и экспериментами. Веяло от них трагизмом непосильных соревнований художника с сопротивляемостью материала и чужой для него проблематикой».



Олекса Новаковский Украинская Мадонна. 1920 г.

Впрочем, историк отмечает, что «краковский «Автопортрет», портрет жены («Моя муза»), ряд триптихов и несколько пейзажей обеспечат Новаковскому прочное место в истории украинского искусства».

Послесловие

В борьбе с самим собой, по словам историка Н.Горобца, Новаковского и застала преждевременная смерть. Последним произведением художника стала композиция "Мать милосердия" (1935), выполненная для кафедрального собора Святого Юра во Львове.
Умер художник во Львове в 1935 году, похоронен был на Лычаковском кладбище.
Напомню, после его смерти прекратила существование и его Школа. Потом началась вторая мировая, включение Галиции в состав СССР, строительство социализма, и как-то не до имени и творчества художника было.
Только в марте 1972 года, и то, по случаю торжественного празднования ЮНЕСКО 100-летия со дня рождения художника, в доме, где он жил и работал на протяжении более 20 лет, был открыт художественно-мемориальный музей его имени.



"Вилла Стыки" - художественно-мемориальный музей Новаковского во Львове.

В статье, датированной 2005 годом, журналистка Ирина Егорова писала, что «надо отдать должное семье художника, в частности, внуку Андрею, который «не одну пару сапог износил», пока уговаривал чиновников отдать хотя бы часть виллы под музей». Поскольку к этому времени часть «бывшего дома Стыки» была превращена в общежитие одного из львовских заводов. Та же И.Егорова пишет, что «до сих пор это здание делят между собой Музей Новаковского и общежитие одного из обанкротившихся теперь заводов». Надеюсь, спустя семь лет ситуация все же прояснилась.
В этой же статье автор рассказывает о неистово упрямом и исключительно трудолюбивом энтузиасте, посвятившем многие годы пропаганде творчества Новаковского – работнике музея художника Любови Волошин. Она выпустила несколько книг, в которых рассказала о неизвестных страницах жизни художника и о его учениках. Последняя из книг называется «Автопортреты Алексея Новаковского» (Уже хочу!!!). Эта женщина делает все, чтобы расселить с виллы общежитие и открыть в музее полноценную экспозицию. Дай Бог ей здоровья, сил и терпения!!!

Основой материала стали мои переводы с украинского статьи Ирины Егоровой «Бунтарь. Львовская биография Олексы Новаковского» в киевской газете «День» (2005 г.) и главы Николая Голубца
«Искатели новых дорог» из книги «История украинской культуры» (2002 г.)

Отдельная благодарность Владимиру Чернышенко, поместившему на своем сайте картины его любимого художника, и Наталье Дудко, выставившей в своем блоге фотографии нескольких картин Новаковского в хорошем разрешении.

Уже когда пост был выпущен, мой ПЧ ВВВладимиров поделился со мной репродукциями картин Олексы Новаковского, за что выражаю ему огромную благодарность.



Олекса Новаковский Пробуждение 1910-е гг.



Олекса Новаковский Портрет сына.



Олекса Новаковский Революционерка.



Олекса Новаковский Дзвинка. 1930-31 гг.



Олекса Новаковский Натюрморт. 1916 г.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Украина":

Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
...
Часть 14 - ЖЗЛ (МИХАЙЛО МОРОЗ. ХУДОЖНИК, ДЛЯ КОТОРОГО ЖИВОПИСЬ БЫЛА МОЛИТВОЙ)
Часть 15 - ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧАСТЬ 61 - АВСТРИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ПОЦЕЛУИ.)
Часть 16 - ЖЗЛ (ОЛЕКСА НОВАКОВСКИЙ. ДО СИХ ПОР НЕ ПОЗНАННЫЙ МИРОМ ХУДОЖНИК.)


Рубрики:  Про искусство/Вернисаж
ЖЗЛ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку