Цитата сообщения Hobbittt
Капитолийская волчица
Со школьных времён мы помним легенду об основателях Рима, сыновьях Реи Сильвии и Марса. Близнецов Ромула и Рема, брошенных по приказанию царя Амулия — дяди Реи Сильвии — в Тибр, вынесло на берег под смоковницей, посвящённой Румине, богине вскармливания новорожденных. Но близнецам повезло — корзину, где они находились, подобрала волчица. Она не только не причинила им вреда, но, наоборот, вместе с дятлом и чибисом охраняла и кормила близнецов. Позднее дети были найдены пастухом Фаустулом, который вместе со своей женой Аккой Ларентией воспитал их. С тех самых давних пор смоковница и волчица стали символами Рима, и ничто так не взывает к патриотическим чувствам уроженцев римлян, как образ волчицы и двух младенцев.
Статуя Капитолийской волчицы была создана в начале 5 века до нашей эры. Волчицу из бронзы, украсившую площадь Рима, упоминает ещё Плиний Старший, о ней писали Цицерон и Тит Ливий. Возле символической фигуры совершалось правосудие в Риме.
Историки, не сомневаясь, ассоциировали эти свидетельства со скульптурой волчицы, найденной в начале IX века нашей эры на западном склоне Палатина. Тем более, что Цицерон упоминает, как в позолоченную волчицу ударила молния, а у знаменитой скульптуры как раз повреждена лапа.
Фигура волчицы отлита в бронзе с большим искусством. С большой наблюдательностью скульптор изобразил тело хищного зверя со втянутыми боками и выступающими сквозь кожу рёбрами. Пасть волчицы оскалена, уши насторожены, упруго напряжены передние лапы. Правдивая трактовка тела зверя сочетается с условно-декоративным исполнением отдельных деталей: завитки шерсти на спине напоминают узорчатый орнамент.
Свирепый хищник с оскаленной пастью — волчица и вместе с тем милосердная мать детёнышей человека. Она застыла, тревожно прислушиваясь к таинственным шорохам, доносящимся из леса. Скульптору удалось показать в нём духовную силу дикой природы, воспитательницы воинственных и твёрдых сердцем римлян.
Авторство скульптуры приписывали этрускам, удивляясь их мастерству и верности натуре. Документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в 15 веке. Копии 75-сантиметровой скульптуры установлены во многих городах, например, в Париже
и в Стокгольме.
Казалось, о легендарном памятнике все известно, и новым поколениям осталось только рассматривать ее в Капитолийском музее Рима. Но 21 век перевернул представления о волчице. В 2006 году во время реставрации скульптуры было обнаружено, что волчица отлита из цельного куска бронзы. Древние римляне, равно как и этруски, такой техники не знали, она появилась гораздо позже. После этого провели радиоизотопный анализ, который показал – волчица не древнее 13 века.
Тем не менее это вряд ли каким-то образом может сказаться на оценке художественной ценности скульптуры волчицы, и тем более ее значения для Рима.