-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Москва, которой нет. Собор Спаса Преображения, что на Бору в Кремле

Суббота, 01 Августа 2009 г. 21:46 + в цитатник
 (699x581, 192Kb)

Фотография из альбома Найденова

Само название собора Спаса Преображения, что на Бору, казалось, говорит о его древности. Будто бы во время строительства первого деревянного собора вокруг него еще шумел дикий лес, вековой бор. Однако археологические раскопки выявили, что в том месте уже в XI веке существовал поселок с торжищем, так что можно сомневаться в существовании рядом с Кремлем дикого леса два века спустя.
С большей вероятностью можно предположить, что собор был построен на месте древнего торга, ведь слово «бор» означает еще и налог, а также место, где этот налог собирали. Тогда церковь действительно стояла «на Бору», то есть там, где находилась торговая застава, у слияния рек Москвы и Неглинной, двух дорог древности.
Есть версия, что первая деревянная церковь появилась в том же году, когда Даниил, младший сын Александра Невского, получил в удел Москву. Но с датами в этом случае все очень спорно. Известно, что в 1319 году в той старой церкви было временно положено тело князя Михаила Ярославича Тверского, потерпевшего в борьбе за власть с Юрием Московским поражение и убитого по повелению хана Узбека. Именно Юрий привез из Орды тело поверженного врага и не сразу передал его Твери.
Зато истории каменного собора Спаса Преображения мы можем смело отсчитывать от другого сына основателя московской династии.
По летописному известию в 1330 году князь Иван Калита «заложил церковь камену на Москве, близ своего двора…». Каменное строительство в некогда окраинном городе должно было в очередной раз продемонстрировать богатство и могущество московского князя. После строительства собора Иван Данилович «сотвори ту монастырь, и собра в он черноризцы, и возлюби его паче инех монастырей, и часто приходи в он молитвы ради».

Монахов он перевел из-за Москвы-реки, из Данилова монастыря, основанного его отцом. Кремлевский Спасский монастырь стал любимым детищем князя, он «многу милостыню даяше мнихом ту сущим, ясти же, и питии, и одежа, и оброки и всяко требование нескудно подаваше им, и заборонь велику творяше им, не обидимым бытии никим же». Саму же церковь он «украси иконами, и книгами, и сосуды и всякими узорочьем».
Монастырь получил статус дворцового. В нем Иван Калита принял схиму перед смертью, последовавшей в 1340 году, но упокоен был в Архангельском соборе. Позже, по примеру отца, постриг в Спасском монастыре принял и Симеон Гордый.
Спасский собор монастыря считался одним из самых уважаемых, ведь в нем до основания кремлевского Вознесенского монастыря хоронили великих княгинь. Первое погребение состоялось в 1332 году, когда скончалась жена Ивана Калиты Елена. В 1345 году в нем была похоронена первая жена Симеона Гордого Анастасия, незадолго до этого затеявшая роспись собора: «а мастера старшины и начялницы бысть России родом, Гречистии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван, и прочие их ученицы и дружина». В Спасском соборе нашли свое упокоение мать Дмитрия Донского великая княгиня Александра 1364 году, сын Дмитрия Донского Иван в 1393 году и великая княгиня Мария, третья жена Симеона Гордого (не до Ивана Грозного великие князья вызывал нарекания церкви брачными делами) Мария в 1399 году.
Губительным для Спасского собора был разгром, учиненный ханом Тохтамышем, взявшего Москву в 1382 году. Погиб настоятель монастыря и многие монахи. Дмитрий Донской возобновил Спасский храм и завещал ежегодные пожертвования в пользу монастыря с немалой по тем временам суммой – 15 рублей. Многие князья жаловали монастырь деревнями, землей и иными угодьями.
Спасский Преображенский собор стал первым домовым храмом московских правителей, поскольку деревянный Благовещенский появился лишь в 1397 году. У Спаса на Бору крестили детей, венчались, служили молебны о семье великого князя, архимандриты Спасской обители были духовниками великих князей и членов их семей. Так, один из настоятелей – Михаил (Митяй), претендент на митрополичью кафедру, был духовником Дмитрия Донского. В 1395 году у собора появилась святыня – гробница святителя Стефана Пермского, просветителя зырян, канонизированного в 1549 году. Он приехал сюда к митрополиту Киприану, внезапно занемог и умер. Его погребли в Спасе на Бору, несмотря на то, что зыряне просили отдать им тело своего любимого епископа.
Но пришло время Ивана III и грандиозной перестройки Кремля, при которой места для Спасского монастыря не осталось. Тем более уже появились Чудов и Вознесенский монастыри. Спасский Преображенский собор оказался стеснен обширными дворцовыми постройками, а монастырь был перенесен за территорию Кремля и стал называться Новоспасским.
Спас на Бору остался дворцовой церковью для мирян. Домовым для великих князей уже был Благовещенский собор, и прихожанами Спаса на Бору стали многочисленные дворцовые слуги. Для них специально служили раннюю литургию, чтобы они успевали вовремя приступить к исполнению своих обязанностей. Но в престольный праздник службу здесь совершал всегда сам патриарх. В храме оставались святыни: чудотворная икона «Похвала Богородицы», оклад с образа Спаса Нерукотворного, которым Фома Палеолог благословил свою дочь, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, привезенная в Москву, по преданию, самой Софьей Палеолог.
Церковная жизнь в храме не затихала, он по-прежнему имел высокий статус кремлевской дворцовой церкви, соответствующий статус имели и его настоятели. Так, в середине XVI века его настоятелем был протопоп Ермолай (в монашестве Еразм), переведенный в Москву из Пскова, который написал знаменитую «Повесть о Петре и Февронии». По приглашению митрополита Макария он участвовал в создании Великих Четьих Миней и даже обращался к Иоанну Грозному с предложениями о преобразованиях: например, он призывал не платить денежного жалования служилым, а лишь обеспечивать их поместьями, освободить крестьян от денежных податей и тяжелой ямской повинности. А позднее в протопопы Спаса на Бору прочили будущего расколоучителя Аввакума Петрова.
В XVIII веке Спасский собор, как, впрочем, и весь Кремль, стал ветшать, лишась бдительного ока царя. Много раз собор осматривали архитекторы и неизменно доносили о всех новых ветхостях, которые надо было исправлять. Вот в 1730 году сообщалось, что сквозь своды шла течь, черепица во многих местах обвалилась и «поросло лесом, березы, осины, и рябины». В итоге в конце XVIII века собор был фактически перестроен заново. Возможно, перестраивал Матвей Казаков. До сих пор остается загадкой, были ли использованы при перестройке старые части древней постройки Ивана Калиты.
В 1812 году в храме находились склады сена и овса для личных лошадей Наполеона, но после войны чудом уцелевший собор был приписан к дворцовому храму Спаса Нерукотворного при Теремном дворце (Спас за Золотой решеткой). После же строительства Большого Кремлевского дворца Спас на Бору оказался вписанным в его внутренний двор. Это обстоятельство способствовало его новой реставрации в 1850-1860-х годах, для которой был приглашен маститый архитектор и реставратор Ф. Ф. Рихтер. Особенное внимание при подновлении храма было обращено на место захоронения Стефана Пермского.
Спас на Бору оставался действующей церковью до самой революции. В 1907 году в нем венчались дочь сенатора, поэтесса Мария Сергеевна Лопухина и князь Владимир Петрович Трубецкой, родственник философа Сергея Трубецкого и скульптора Павло Трубецкого. Его отцу принадлежало знаменитое имение «Узкое» под Москвой, где скончался философ Владимир Соловьев. А Мария Трубецкая-Лопухина стала самым популярным в дореволюционной России переводчиком произведений Эдгара По.
Революция в Москве началась с закрытия кремлевских храмов и монастырей, но Спас на Бору держался сравнительно долго. К тому времени Спас на Бору считался древнейшим храмом Москвы (поскольку его предшественник, храм Рождества Иоанна Предтечи, был снесен задолго до революции), но при поспешно проведенных в 1932 году исследованиях выявили перестройку XVIII века. Получается, что попытки спасти собор тогда фактически обрекли его на гибель в 30-е годы XX века? Хотя…
Есть новейшее любопытное, но мало достоверное предание, будто Сталин как-то ехал по Кремлю в автомобиле и указал рукой на Спасский храм: «Убрать!» На следующий день от храма не осталось и следа. И Сталин, вновь проезжая на машине, спросил: «А где же та красивая церквушка?» – «Вы же приказали ее снести»! – ответили ему. «Дураки! – молвил вождь. – Я имел в виду кучу мусора, которая валялась перед ней».
Гораздо вероятнее, что участь Спаса на Бору была предрешена его расположением во дворе Большого Кремлевского дворца. Когда дворец стали перестраивать, к его северному фасаду пристроили новый корпус с обслуживающими помещениями. Чтобы освободить место для строительства этого корпуса собор Спаса на Бору и был уничтожен 1 мая 1933 года.

Текст цитируется по книге: Романюк С. К. Москва. Утраты. М.: Изд-во ПТО «Центр», 1992. 336 с., ил. и статье Елены Лебедевой

Серия сообщений "Москва, которой нет":
Часть 1 - Москва, которой нет. Сухаревская башня
Часть 2 - Дмитрий Чесулин и гостиница "Россия"
...
Часть 6 - Москва, которой нет. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, что в Башмакове
Часть 7 - Москва, которой нет. Благовещенская церковь в Кремле
Часть 8 - Москва, которой нет. Собор Спаса Преображения, что на Бору в Кремле
Часть 9 - Москва, которой нет. Церковь Николая Чудотворца «Большой крест»
Часть 10 - Москва, которой нет. Церковь Рождества Иоанна Предтечи и святого Уара в Кремле
...
Часть 12 - Кремль, которого нет. Храм Николы Гостунского
Часть 13 - Москва, которой нет. ДАЧА И. В. МОРОЗОВА В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ
Часть 14 - Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе

Рубрики:  Истории из истории
Про искусство
Мой город
Метки:  

Процитировано 5 раз

Парашутов   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2009 г. 22:59 (ссылка)
Надежда! Спасибо за материал! Господи, как жалко, что многое истинно русское, святое для нас, прекрасное в смысле архитектуры можно увидеть теперь только на старых фотографиях! Вот бы еще увидеть современное фото этого места, чтоб ощутить разницу! А "анекдот" со Сталиным вполне правдоподобен в смысле рвения выполнить все приказы и желания вождя!!!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2009 г. 23:16 (ссылка)
Парашутов, как выглядит современное место, увы, не знаю. Насколько помню, туда и не подойдешь. Хотя при случае попробую проверить. Мало ли...
Вообще в XVIII-XIX веках тоже многое из старины посносили, вместо того, чтобы сохранять. А замысел Баженова по перестройке Кремля вообще чудовищно выглядел... Видимо, у русских такое отношение в крови.
Вот действительно могу только гадать, сохранился бы собор, если бы не выявили перестройку XVIII века? Все же он долго продержался, а у Сталина к русской истории своеобразное отношение было. Мог пожелать и сохранить. Не уничтожили же те церкви, что вошли в состав БКД.
Ответить С цитатой В цитатник
Падунский   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2009 г. 05:17 (ссылка)
NADYNROM, Не надо русских в этом винить. Вспомните национальность русских царей, цариц и многих царедворцев в 18-19 веке. И, кроме того, огромный вред церковной архитектуре, да и живописи, нанесли священники - для них церкви со всем содержимым отнюдь не были произведениями искусства. Но это отдельная тема.
Ответить С цитатой В цитатник
Богомолка   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2009 г. 09:13 (ссылка)
Спасибо, дорогая - не перестаешь радовать замечательными сообщениями
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2009 г. 13:33 (ссылка)
Падунский, я в целом и не виню никого. Реставрировать, к сожалению, тоже научились далеко не сразу. И условия нужные создавать.
Еще грустно оттого, что даже сейчас разрушения продолжаются.
богомолка, рада, что материал понравился.
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Воскресенье, 09 Августа 2009 г. 20:29 (ссылка)
Интересно, что здание кажется таким маленьким - а называлось собором.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2009 г. 08:41 (ссылка)
Hobbittt, Так собор же совсем не обязательно должен быть огромным=)
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2009 г. 21:06 (ссылка)
NADYNROM, понятно, но в моём представлении церковь - поменьше, а собор - побольше. А выходит, что это синонимы: ведь и церковь может быть большой, и собор - маленьким. Значит, всё дело в традиционно устоявшемся названии?
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2009 г. 21:21 (ссылка)
Собор - особый статус храма, присваиваемый по причине кого-то особого положения. Например, если храм главный в округе. Размер здания особого значения не имеет.
Хотя, думаю, по тем временам уже то, что Спас на Бору был каменным, а не деревянным, играло особую роль. Это мы привыкли к размаху, а в первое столетие после Батыева нашествия каменный храм казался почти что чудом.
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Понедельник, 10 Августа 2009 г. 23:06 (ссылка)
NADYNROM, спасибо, теперь разобрался. Действительно, дело в красоте и пользе, а не в размере.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 11 Августа 2009 г. 08:54 (ссылка)
Hobbittt, многое ведь еще при строительстве в то время от возможностей зависело. На тот момент не было сил строить с большим размахом. Кремлю требовалась эпоха Ивана III, чтобы приобрести истинное величие=)
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Вторник, 11 Августа 2009 г. 21:02 (ссылка)
NADYNROM, да, Иван III много сделал для его украшения.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 11 Августа 2009 г. 21:31 (ссылка)
Hobbittt, очень много=) Но у него уже и средств было больше, чем у Калиты. И Москва уже стала несомненным и неоспоримым центром.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку