Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду "под горою", или на подоле, как тогда называли внутреннюю "низовую" часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название. До революции церковь Константина и Елены была обыкновенным приходским московским храмом.
Московская церковь во имя этих святых, по преданию, появилась в Кремле во времена великого князя Дмитрия Донского. Она была выстроена близ проездной тогда башни, которая называлась Тимофеевской - по находившемуся рядом с ней двору боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова. Теперь его имя вновь носит одна из маленьких улочек старой Москвы - Воронцово Поле (в советское время - ул.Обуха), расположенная близ Курского вокзала, между Земляным Валом и Покровским бульваром: этот старинный боярский род владел там пожалованными землями. В 1376 году последний тысяцкий из рода Воронцовых-Вельяминовых был казнен на Кучковом поле по политическому обвинению в заговоре против московского великого князя - по преданию, он стал последним казненным там, а после того и сам чин тысяцкого был отменен.
Через ворота Тимофеевской башни войско Дмитрия Донского по принятии благословения в Кремле вышло на Куликовскую битву, и через них же великий князь с воинами вернулся обратно в Кремль с победой. Однако в старинных документах встречается и другое имя этих кремлевских башенных ворот - Константино-Еленинские, упоминаемое при построении новых белокаменных стен Кремля между 1362 и 1367 г.г. Значит, тогда церковь Константина и Елены уже стояла в Кремле, что и дало историкам возможность условно определить время ее возведения периодом княжения Дмитрия Донского. Она стояла поблизости от главного и самого крупного древнемосковского торжища, которое находилось около современного Москворецкого моста.
А ныне существующую кремлевскую Константино-Еленинскую башню возвел в 1490 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари, который спустя всего год построил главную Спасскую башню. А Константино-Еленинская башня в то время была не только боевая, но и проездная, с воротами, ведущими в Кремль. В XVIII столетии проезд уничтожили, так как в самой башне и в наружных пристройках рядом с ней с конца XVII столетия устроили так называемый "Константиновский застенок" и разместили временные тюрьмы Розыскного приказа. Там чинили дознания не только за разбои, но и за незаконную торговлю вином и табаком.
Сама же Константино-Еленинская церковь впервые достоверно упоминается в летописи в 1470 году - при описании пожара, который начался близ нее в Кремле, "внутри города на подоле". Тогда еще она была деревянной, и потом возобновлялась лично матерью Ивана Грозного, царицей Еленой Глинской, которая обустраивала кремлевский храм, освященный по ее именинам.
Каменной же Константино-Еленинскую церковь впервые отстроил собственным коштом боярин Милославский только в середине XVII века. А свой окончательный вид она обрела, наконец, в 1692 году, иждивением самой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I, и его малолетнего сына царевича Алексея Петровича. Тогда новоустроенный храм освятил сам Патриарх Адриан. А в 1756 году "князь-архитектор" Дмитрий Ухтомский исполнил для нее великолепный барочный иконостас в своем оригинальном стиле.
В 1812 году в огромных подвалах кремлевской церкви укрывались москвичи от огня и врагов. Однако сама церковь пострадала так, что в 1817 году даже было принято решение ее снести, и на этот счет вышла резолюция преосвященного Августина. Но император Николай I не позволил того и повелел новоустроить древнюю московскую церковь. И только в сентябре 1837 года она была освящена святителем Филаретом, митрополитом Московским.
Интересно, что Константино-Еленинская церковь (или, как еще называли ее в старину Цареконстантиновская) была приходской для семей кремлевских священников, служивших в "местных" соборах и, прежде всего, в Успенском. Они и жили в самом Кремле, и их дворы с жилыми домами стояли как раз около Константино-Еленинской церкви. Поначалу было при ней и кладбище, закрытое в 1657 году после эпидемии заразной болезни. А во время строительных работ, подготовлявших возведение в Кремле пресловутого Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова (к счастью, не осуществленного), дома священников снесли, и Константино-Еленинская церковь, оставшаяся без прихода, была приписана к соседнему Вознесенскому монастырю в Кремле. В то время она стала одной из "пизанских башен" старой Москвы, наряду с Покровским собором на Красной площади и церковью Максима Исповедника на Варварке - она отклонялась в южную сторону, но падением не грозила. А на богослужения туда приходили простые горожане - во второй половине XIX века в ней служил любимый москвичами священник отец Валентин.
После революции и переезда большевистского правительства в Москву места для этой церкви в Кремле не осталось. В 1928 году она была снесена, а после смерти Сталина на ее месте в Тайницком саду до строительства Дворца съездов устраивались детские новогодние елки. Только в 1989 году там было выстроено здание знаменитого 9-го управления КГБ, причем в ходе работ уничтожили остатки фундамента церкви.
Источник
Серия сообщений "Москва, которой нет":
Часть 1 - Москва, которой нет. Сухаревская башня
Часть 2 - Дмитрий Чесулин и гостиница "Россия"
Часть 3 - Москва, которой нет. Чудов монастырь
Часть 4 - Москва, которой нет. Вознесенский монастырь
Часть 5 - Москва, которой нет. Церковь святых Константина и Елены в Кремле
Часть 6 - Москва, которой нет. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, что в Башмакове
Часть 7 - Москва, которой нет. Благовещенская церковь в Кремле
...
Часть 12 - Кремль, которого нет. Храм Николы Гостунского
Часть 13 - Москва, которой нет. ДАЧА И. В. МОРОЗОВА В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ
Часть 14 - Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе