Украшение поверхности предмета вставками различных материалов называют инкрустацией. И в каждой стране мастера развивали и совершенствовали собственные приемы декорирования. Сибаяма (шибаяма) – это японская техника инкрустации изделий кораллами, панцирем черепахи, керамикой, перламутром, слоновой костью, драгоценными металлами и самоцветами. Этот стиль декора был изобретен Оноки Сензо в 1770-х годах, который впоследствии принял имя Сибаяма Сензо в честь своего родного городка Сибаяма (префектура Тиба).
Как и многие японские ремесла периода Мэйдзи, техника требовала много времени и труда. Мастер-художник создавал дизайн, а его сотрудники-резчики производили элементы декора по заданному рисунку.
***
Парные вазы в стиле сибаяма "Птицы и цветы" на резных подставках из слоновой кости, высота 22 см, конец XIX века.
Техника декора ваз отличается ювелирной детализацией, изысканным подбором цветов и материалов. Мастер неизвестен, но можно сказать, что это один из лучших мастеров, работавших в технике сибаяма.
В картушах сложной формы помещены изображения в характерных композициях жанра катёга («цветы и птицы») японской живописи, инкрустированные цветными камнями, перламутром, слоновой костью, кораллом и другими ценными материалами.
Серебряный кабинет работы Торюсаи, украшенный панелями сибаяма из слоновой кости, высота 24 см, конец XIX века.
Дверцы кабинета (фрагмент).
Двустворчатая настольная ширма из слоновой кости с золотыми лаковыми панелями, инкрустированными в стиле сибаяма, с изображением лодочника, переправляющего путешественников на берег, в то время как другие пассажиры ждут на берегу под цветущей вишней, мастер Масамицу, высота 30 см, конец XIX века.
Настольный двустворчатый экран из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 23,6 см, конец XIX века.
Парные панно с изображением китайских ученых за различными занятиями, панели из дерева инкрустированы золотым лаком, слоновой костью и перламутром в стиле сибаяма, высота 45 см, конец XIX века.
1.
Ваза с крышкой мастерской Масутацу, декорированная золотым лаком, и панелями сибаяма работы Масаюки, высота 25,4 см, конец XIX века.
Лаковая фляга, украшенная панелями сибаяма с фольклорными сюжетами: о́ни (людоед), пытающийся поднять большой колокол Додзёдзи; Сёки, побеждающий людоеда о́ни; высота 24 см, конец XIX века.
Лаковая фляга, украшенная панелями сибаяма с изображением журавлей среди бамбука, высота 24 см, конец XIX века.
Ваза с крышкой из слонового бивня с инкрустацией в стиле сибаяма, на сложной резной деревянной подставке, высота 72 см, мастерская Масахиса, конец XIX века.
Пара ваз из слонового бивня с инкрустацией из перламутра, коралла, цветной слоновой кости и лака в стиле сибаяма, на подставках из золотого лака, высота 45,7 см, конец XIX века.
Пара ваз из слонового бивня с инкрустацией перламутром и панцирем черепахи в стиле сибаяма, высота 25 см, мастерская Масамицу, конец XIX века.
Золотой лаковый инро со вставками из перегородчатой эмали в стиле сибаяма, высота 10 см, конец XIX века.
Лаковый инро с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 7,5 см, подписано: Сибаяма и Ясумаса, конец XIX века. Инкрустация изображает Дайкоку, одного из семи богов удачи, наблюдающего за крысами, которые тащат на веревке дайкон (на обратной стороне).
Золотой лаковый инро с инкрустацией в стиле сибаяма, изображающей двух выпивающих придворных, причем один из них смеется, а другой плачет, высота 9,3 см, мастерская Тейдзана, конец XIX века.
Серебряная курильница (коро) работы Мингёку, увенчанная серебряным орлом, украшенная эмалью, инкрустированная золотыми лаковыми панелями сибаяма, высота 21 см, конец XIX века.
Пара серебряных ваз работы Тосинага, украшенных эмалью и инкрустированных панелями сибаяма работы Масаюки, высота 28,9 см, конец XIX века. Лаковые панели с изображением цветов и птиц инкрустированы слоновой костью, перламутром, черепаховым панцирем и кораллом.
Серебряная курильница (коро), инкрустированная золотыми лаковыми панелями сибаяма, мастерские Масакадзу и Масатомо, высота 19,4 см, конец XIX века.
Инро (футляр для мелочей, носимый у пояса) из слоновой кости с инкрустацией в стиле сибаяма, высота 9 см, подпись Масамунэ саку, конец XIX века.
Футляр для карт из слоновой кости, инкрустированный перламутром, панцирем черепахи и кораллом в стиле сибаяма, высота 11,3 см, конец XIX века.
Футляр для карт из слоновой кости, инкрустированный золотым лаком, перламутром и кораллом в стиле сибаяма, высота 9 см, XIX век.
Серебряное филигранное блюдо работы Масаёси, украшенное эмалью и панелью сибаяма из слоновой кости, диаметр 23 см, конец XIX века.
*****
Групповое фото мастеров, чьи работы экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Мастер Сибаяма Мунеаки, продолживший семейную традицию в ХХ веке (третий справа в центральном ряду).
***
| Люд-МИЛА |
|
|
|
|
|
|
|