-Метки

9 мая carolyn aiken livio mozina silvia hokke август акварель англия антиквариат артисты архангельское архитектура астрономия букеты вазы весна вов водная стихия времена года все для лиру выставки вышивка вязание георгины гиперреализм гифы город горы дача дети для дома драгоценности жанровые картины женский образ живопись животный мир здоровье зима иллюстрации импрессионизм интересно интерьер история италия июль июнь кино китай классика коллаж корея космос котомания кофты/жакеты куклы кулинария лето май мастихин михаил бару море морские пейзажи москва мудрости мудрые мысли музыка натюрморт новый год и рождество окно описание осень открытки пасха пейзаж пионы поздравления позитив польша портрет посуда праздники прикладное искусство проза психология птицы рамочки рассказ реализм резьба по камню резьба по кости рисунки рождество рыбы сады и парки самовар самосовершенствование сирень сказки скульптура собаки ссср статуэтки стихи схемы счастье сша сюрреализм темы украшения упражнения фарфор февраль философия фото фото-подборка красивая фотонатюрморт франция фрукты-ягоды фэнтези храмы художники цветы цитаты цифровая живопись шапки/береты шарфы школа ювелирное искусство япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_арт

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 13471


История Любви в Картинах. Густав Климт и Эмилия Флёге

Пятница, 29 Декабря 2023 г. 18:54 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza История Любви в Картинах. Густав Климт и Эмилия Флёге

Владелица венского дома моды, портниха и кутюрье Эмилия Флёге (годы жизни 1874-1952) была единственной постоянной спутницей ласкового австрийского художника Густава Климта (годы жизни 1862-1918), так продолжалось на протяжении более двадцати лет. Данный факт сомнению не подлежит, но с начала XX столетия характер их взаимоотношений был предметом споров и дискуссий.

 

Взаимное влечение и эмоциональную зависимость эта творческая пара соединила негласным дружеским союзом, прекрасно сдобренным толикой романтики. Сей союз оказался намного сильнее уз брака и в итоге стал их так и неразгаданной никем формулой любви.

История их знакомства.

Семьи Климта и Флёге были дальними родственниками. В 1891 младший брат художника Эрнст (годы жизни 1864-1892) женился на старшей сестре Эмилии, и в том же году Густав написал портрет своей невестки. С самых первых дней знакомства Густаву, которому было уже под тридцать, нравилось находиться рядом с семнадцатилетней Эмилией. Чтобы завоевать симпатию юной девушки, он даже согласился изучать вместе с ней французский язык. Именно так они и проводили друг с другом свои самые первые «свидания» – невинно и с пользой.

Густав Климт – «Эмилия в Семнадцать Лет», 1891 год, 51 х 35 сГустав Климт – «Портрет Эмилии Флёге», 1893 год, 41 х 24 см.

Густав Климт – «Портрет Эмилии Флёге», 1893 год, 41 х 24 см.

Эрнст умер всего через год после свадьбы, и Густав стал опекуном новорождённой дочери брата. Художник часто бывал у Флёге, и с 1897 года Густав и Эмилия стали не разлей вода. Многие их друзья уже тогда не сомневались, что между молодыми людьми настоящий роман. Живописец сопровождал Эмилию в оперу и театр, а летние месяцы он почти полностью проводил на загородной вилле семейства Флёге. Он писал длинные письма и отправлял ей открытки из своих поездок, часто рисуя в этих милых сообщениях ещё и крылатые сердечки.

В итоге поделиться своими впечатлениями с Эмилией стало для Густава обычной необходимостью. В 1903 году он писал ей о «невероятной красоте» мозаик VI столетия нашей эры, находящихся в итальянском городе Равенне, которые во многом и повлияли на технику его так называемого «золотого периода». Профессия её близкой подруги и их бесконечные разговоры о художественном искусстве, очевидно, оказали сильнейшее влияние на спутницу Климта. Будучи достойной ученицей первого художника Венского Сецессиона, она уже вскоре совершит и собственную революцию, правда, в мире моды.

Салон модной одежды «Сестёр Флёге».

Вместе с двумя своими сёстрами Эмилия несколько лет осваивала швейное дело. В 1904 году при финансовой поддержке родного брата девушки открыли салон высокой моды, известный как «Сёстры Флёге», который находился на одной из главных улиц Вены – столицы Австрии – Мариахильфер Штрассе. Эмилия была креативным руководителем трио, её сестра Елена занималась клиентской базой, а Паулина руководила всем офисом. Несколько раз в году Эмилия ездила в Париж (столица Франции) и Лондон (столица Англии), где узнавала о последних тенденциях моды и привозила оттуда новейшие образцы текстиля.

Интерьер их салона был оформлен в стиле модерн, за что отвечали ведущие дизайнеры Венского Сецессиона из различных «Венских Мастерских», что производило на клиентов сильнейшее впечатление. Салон процветал, он стал модным местом встреч дам из венского высшего общества. К 1914 году их постоянными клиентами стало большинство венских модников. Почти все эти женщины принадлежали к просвещённым кругам еврейских промышленников, заказывавших у Климта портреты.

Эмилия Флёге отдыхает на озере Аттерзе, 1906 год. Фотограф: Густав Климт

Стиль дизайнерской одежды Флёге был известен как Реформаторское Платье и нёс в себе дух истинной свободы, выражая абсолютно новый взгляд на красоту в женской одежде. Стремясь освободить женщин от тугих корсетов, свободомыслящая кутюрье одевала своих клиенток в платья свободного кроя, дабы лишний раз подчеркнуть их женственность. Эмилия любила носить на себе собственные модели, она часто позировала в них на природе, подчёркивая их элегантность и естественность.

Фасон реформаторского платья также рассматривался как способ самовыражения, оно было создано для сильной и уверенной в себе женщины. Хотя лишь немногие прогрессивные круги переняли данный стиль, полагая, что эмансипация моды может открыть путь к более свободному мышлению.

Эмилия Флёге в своих различных платьях

Эмилия Флёге в своих различных платьях

Эмилия Флёге в своих различных платьях

Эмилия Флёге в своих различных платьях

Тем не менее, салону Эмилии «Сёстры Флёге» всё же пришлось учитывать вкусы эпохи и выпускать платья, пользующиеся большим спросом. Если бы Эмилия Флёге жила в наше время, мы все, наверняка, были бы подписаны на её многочисленные социальные сети.

Портрет Эмилии и платья для неё.

Исследователи жизни Климта до сих пор спорят о платоническом характере отношений художника с Эмилией. Возможный намёк может быть подсказан портретом девушки, написанном в 1902 году. Именно в нём Венский Казанова раскрывает все свои чувства.

Величественная, чувствительная и хрупкая Эмилия изображается в нём не просто дамой, бросившей вызов своей привычной роли в обществе. Она – Богиня. Поскольку дотянуться до божества и властвовать над ним невозможно, художник показывает возвышающуюся в полный рост Эмилию со стилизованным нимбом как неприступную ни для кого святыню и свою обожаемую Даму Сердца.

Правда, самой Эмилии и её семье сей портрет не понравился, девушка отказалась его принять, и в 1908 году картина была приобретена Музеем Истории Искусств в Вене.

Густав Климт – «Портрет Эмилии Флёге», 1902 год, 181 х 84 см.

Так и остаётся неясным, в какой же степени Климт участвовал в разработке одежды для салона «Сёстры Флёге». Одежда имела очень важное значение во всех его работах. В своих подготовительных рисунках он тщательно подбирал различные варианты платья и нередко импровизировал прямо на холсте, создавая узоры кистью.

Зато достоверно известно, что именно Климт разработал платье для Гермины Галлии (годы жизни 1870-1936), которая позировала в нём для портрета. Также он создал лично для Эмилии модель воздушного платья с рюшами.

Густав Климт – «Портрет Гермины Галлии», 1903 год, 170,5 х 96,5 см.

Густав Климт – «Портрет Гермины Галлии», 1903 год

Эмилия Флёге в платье, смоделированном для неё самим Густавом Климтом, 1906 год

Эмилия Флёге в платье, смоделированном для неё самим Густавом Климтом, 1906 годСравните вкусы Золотой Адели и Эмилии Флёге: фасоны платьев и их ожерелья. Фотографии из архива Эмилии Флёге
 

Климт способствовал продвижению бизнеса Эмилии: он рекомендовал салон своей близкой подруги собственным богатым клиентам. Многие дамы с портретов художника одевались в салоне «Сестёр Флёге». Они даже позировали Климту в платьях, созданных непосредственно Эмилией. Их общими зажиточными клиентами были Соня Книпс и Фридерика-Мария Беер (годы жизни 1891-1980).

А специально для портрета ниже Эмилия по рекомендациям Климта сшила платье для девятилетней девочки по имени Меда Примавези (годы жизни 1903-2000). На своих картинах Климт довольно редко изображал детей и пожилых дам. Однако на одном из его портретов написана даже родная мать Эмилии.

Густав Климт – «Портрет Меды Примавези», 1912 год, 149,9 х 110,5 см.

Густав Климт – «Портрет Барбары Флёге (Мать Эмилии Флёге)», 1915 год, 110 х 110 см.

Так что же их вдохновляло?

Одним из источников вдохновения Густава и Эмилии были их впечатляющие коллекции восточного и европейского искусства. Климт собирал японские гравюры, а Эмилия сильно увлекалась народным текстилем Центральной Европы. Фрагменты кружев и вышивки девушка выставляла в витрине своего салона. Все эти этнические узоры вдохновили Эмилию на новые идеи и неожиданные цветовые сочетания в декорировании её моделей платьев.

В самом начале XX века предметы народного творчества были для жителей Вены чем-то свежим и экзотичным. Благодаря зажиточным коллекционерам эти произведения декоративного искусства вдруг стали приобретать художественную и эстетическую ценность, оказав тем самым влияние и на стилистическое развитие движения модерн.

Предметы из коллекции народного творчества Эмилии Флёге, хранящиеся в Музее Народного Искусства (Вена, Австрия)

Предметы из коллекции народного творчества Эмилии Флёге, хранящиеся в Музее Народного Искусства (Вена, Австрия)

Предметы из коллекции народного творчества Эмилии Флёге, хранящиеся в Музее Народного Искусства (Вена, Австрия)

Предметы из коллекции народного творчества Эмилии Флёге, хранящиеся в Музее Народного Искусства (Вена, Австрия)

Эмилия Флёге в одном из своих платьев в 1910 году

Коллекция от «Valentino» Осень/Зима 2015 года

Коллекция от «Valentino» Осень/Зима 2015 года

Коллекция от «Valentino» Осень/Зима 2015 года

Коллекция от «Valentino» Осень/Зима 2015 года

Модели платьев Эмилии Флёге, совершившие настоящую революцию в мире моды начала XX столетия, всё ещё привлекают внимание ведущих модельеров современности. Коллекция от «Valentino» Осень/Зима 2015 года продолжила модные реформы, начатые свободомыслящим венским кутюрье ещё сотню лет назад.

Густав Климт и Эмилия Флёге в саду Виллы Олеандер на озере Аттерзе в 1910 году. Фотограф: Ганс Бёлер; из коллекции Нового Музея в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США)

В последние годы интерес к творчеству Эмилии Флёге возрос ещё сильнее. И причина не только в том, что она была подругой знаменитого художника, но и в первую очередь из-за её обширного таланта в дизайне одежды, который невероятно сильно повлиял на развитие модной индустрии. На этой фотографии мы можем увидеть модель платья Эмилии Флёге, воссозданная шанхайской художницей и дизайнером одежды Хан Фэн, происходило сие в 2016 году на выставке «Семь Муз Густава Климта» в Новой Галерее Нью-Йорка (штат Нью-Йорк, США).

Модель платья Эмилии Флёге, воссозданная шанхайской художницей и дизайнером одежды Хан Фэн

Кутюрье и художника разделяла ещё одна страсть. Ею были украшения. Эмилия обожала их носить на себе, а Климт – рисовать. Художник часто баловал свою подругу подарками от её любимого и самого популярного в стране венского бренда украшений «Wiener Werkstätte».

Эмилия Флёге в украшениях от популярного веснкого бренда «Wiener Werkstätte»

Владелица модного дома также была и моделью. Она продвигала украшения мастерской «Wiener Werkstätte» – весьма известного творческого сообщества дизайнеров, художников и архитекторов начала XX века. Их эффектные украшения с полудрагоценными камнями высоко ценились за художественное оформление, а сам стиль был сильно близок к стилю их знаменитого коллеги – Густава Климта.

Брошь 1905 года. Дизайн: Коломан Мозер

Брошь 1905 года. Дизайн: Коломан Мозер

Брошь 1907 года (частично позолоченное серебро и лазурит). Дизайнер: Йозеф Хоффман

Брошь 1907 года (частично позолоченное серебро и лазурит). Дизайнер: Йозеф Хоффман

Вдали от всех.

С 1898 года Эмилия и Густав проводили летние месяцы на озере Аттерзе в регионе Верхняя Австрия: сначала на семейной вилле Флёге недалеко от деревни Вайсенбах, а затем и на Вилле Олеандер. Сады, парки с обсаженными деревьями аллеями и чудесное озеро умиротворяли пару. В особенности хорошо местность влияла на Климта, который оставлял очередную свою подругу в Вене, и, изнемогая от бесконечных любовных и мимолётных связей, так и летел на природу.

Как правило, Густав Климт надевал на себя синий хлопковый халат с вышитым на плечах декором (его художник предпочитал и во время работы в своей мастерской); Эмилия же носила на себе изысканные шёлковые платья. Ребята вместе катались на лодках, гуляли по садам, и лишь время от времени встречались с родственниками и близкими друзьями.

Эмилия Флёге в своём реформаторском платье и Густав Климт в саду Виллы Олеандер неподалёку от Замка Каммер на озере Аттерзе, 1910 год. Фотография находится в частной коллекции

Вдохновлённый присутствием своей возлюбленной Эмилии и захватывающим дух видом, окружавшим его, Климт даже начал писать пейзажи. Все эти созерцательные произведения искусства, не отягощённые наличием людей, утешали живописца. Наслаждаясь игрой света и отражениями деревьев в воде, он воспевал чистоту и красоту природы. Климт действительно отдыхал там душой и телом.

Густав Климт – «Замок Каммер на Озере Аттерзе I (Водоём у Замка)», 1908 год, 110 х 110 см.

Густав Климт – «Замок Каммер на Озере Аттерзе I (Водоём у Замка)», 1908 год, 110 х 110 см.

Густав Климт – «Аллея Перед Входом в Замок», 1912 год, 110 х 110 см.

Густав Климт – «Аллея Перед Входом в Замок», 1912 год, 110 х 110 см.

Густав Климт – «На Озере Аттерзе», 1900 год, 80,2 х 80,2 см.

Густав Климт – «На Озере Аттерзе», 1900 год, 80,2 х 80,2 см.

Возьмите Эмилию!

Климт умер в 1918 году в возрасте 55 лет. Сообщается, что его последними словами были:

«Возьмите Эмилию»!

После смерти художника девушка сожгла дотла все полученные от него письма, но оставила нетронутой всеми известную «комнату Климта» в доме под названием Каса Пиккало. Она превратила дом в уютный музей, где и по сей день хранятся мольберт, одежда, картины и мебель творца.

Густав Климт и Эмилия Флёге в 1899 году

После присоединения Австрии к Германии в 1938 году салон «Сёстры Флёге» потерял большую часть своих клиентов, в результате чего сёстры были вынуждены его закрыть.

Впоследствии Эмилия Флёге вела достаточно уединённую жизнь. Она умерла в 1952, пережив художника на 34 года. За свою жизнь, а на момент смерти ей было 77 лет, она так ни разу замуж и не вышла.

Густав Климт – «Поцелуй», 1908 год, 180 х 180 см.

Альфред Вайдингер (родился в 1961 году) – специалист по творчеству Климта из Музея Бельведер в Вене – считает, что на картине «Поцелуй» Климт изобразил Эмилию и самого себя. Несмотря на то, что эти образы мужчины и женщины являются собирательными, это романтическое произведение искусства действительно может поведать нам историю любви двух творцов. На картине мы видим влюблённых, застывших в забвении, они одни во Вселенной, и время им нипочём.

Источник

Рубрики:  Живопись
рубрики
Метки: