Летопись XX века в архитектуре станций московского метро. Московский метрополитен – музей архитектурных стилей |
Метро — неотъемлемая часть инфраструктуры столицы. В 1931 году было принято постановление «О строительстве московского метрополитена», в 1935 — метро осуществляло уже 2% городских перевозок, а в 1940 — процент возрос до 14. В 1995 году метрополитеном пользовалась половина городского населения (52% жителей). К 2018 — поток возрос до 9,2 млн. человек в день. Однако московское метро — не только быстрый и комфортный способ передвижения, но ещё и символ экономической мощи столицы и более того — уникальный объект культурного наследия, в котором отражена истории страны в рамках последнего столетия. Но и это еще не все — разнообразие использованных в оформлении станций приемов настолько велико, а уровень исполнения настолько высок и филигранен, что по московскому метро даже можно изучать архитектурные стили.
На этапе возведения первой очереди метрополитена ключевой была идея сделать станции «дворцами для народа», то есть наглядно воплотить на практике принцип советского государства согласно которому простым рабочим должно быть доступно все лучшее, что только может быть создано и построено. Жители и гости столицы, спускаясь в подземку, должны были чувствовать мощь советского государства, а сам метрополитен призван был стать неким символом коммунистических идей, демонстрирующим их величие.
Монументальная архитектура московского метрополитена до сих пор поражает воображение его посетителей. Исследования психологов показывают, что многие станции и сегодня вызывают у людей, впервые попавших на них, целый комплекс положительных эмоций, причем именно тех, которые и хотели вызвать создатели первой очереди — любопытство, оживление и воодушевление.
Первая очередь метрополитена — линия от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленска» — была построена в период с 1931 по 1934 гг. В это время государственная идеология еще не отдала четкого предпочтения тому или иному архитектурному стилю, поэтому в создании и оформлении станций участвовали и неоклассики, и конструктивисты, и функционалисты.
Станция "Красносельская"
Черты двух последних стилей, направленные на удобство и максимально эффективное использование пространства, ярко выражены на станции «Красносельская». Архитекторы старались впустить в вестибюль как можно больше света, использовав для этого ленточные окна и полуовальную подсветку лестницы.
Станция "Красные ворота"
Элементы конструктивизма прослеживаются и в архитектуре «Красных ворот». Яркий вестибюль, напоминающий раковину, как бы приглашает пассажиров вниз. Эта станция уникальна тем, что в ее оформлении конструктивизм органично сочетается с неоклассицизмом: так, по замыслу архитектора, пилоны облицованные красным мрамором должны были напомнить наблюдателю о снесенных Московских Красных воротах.
Станция "Площадь Дзержинского" (сегодня - "Лубянка")
«Лубянка» — еще один характерный пример конструктивизма. Она производит впечатление монументальности, некоторой напряженности, при этом демонстрирует мощь и несгибаемость. Тоннельная форма перронов и подпружных арок усиливают ощущение давления земли, которое, впрочем, надежные стены стойко выдерживают.
В строительстве следующих станций, примерно с середины
Станция "Комсомольская"
Самый яркий пример неоклассической станции — «Комсомольская», построенная по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Она оформлена с имитацией ордерной системы, украшена упрощенными капителями и росписями Фаворского. Люди, впервые попавшие сюда, чаще всего описывают свои эмоции такими словами как — гордость, защищенность, активность и оптимизм. К строительству «Комсомольской» отнеслись с таким вниманием еще и потому, что она — «ворота в город». Именно сюда попадают гости Российской столицы и именно здесь получают первое впечатление о ней.
Особенности архитектуры и освещения на станции «Дворец советов» (с 1957 г. — «Кропоткинская») также придают ей сходство с дворцом — легким, воздушным и невесомым. Такой эффект достигается благодаря использованию простых форм, безбалочных перекрытий и особой системы освещения — скрытых в капителях источниках света.
В 1935 — 1938 гг., когда строилась вторая очередь московского метрополитена, в Европе набирал популярность стиль
Станция "Киевская"
Первая станция в стиле
Станция "Аэропорт"
Станция «Аэропорт» также выполнена в стиле
Станция "Театральная"
Некоторые другие станции второй очереди, например, «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Динамо» и «Площадь Революции» были построены в классическом стиле — в их изначальном оформлении, как и в оформлении станций выполненных в стиле
Ошибки были учтены при строительстве станций третьей очереди метро. Она создавалась в напряженные годы Великой Отечественной войны и предшествующие ей — с 1938 по 1944 гг., поэтому по идеологическим причинам уже не могли быть просто абстрактными — как, например, станции второй очереди. Теперь в новых станциях важно было отразить конкретные идеи, так необходимые стране на тот момент. Их строительство в предвоенное и военное время само по себе было подвигом, а затраченные ресурсы должны были быть оправданы укреплением сплоченности общества, боевого духа и веры в победу.
Станция "Электрозаводская"
Например, планировалось, что станция «Электрозаводская» восславит стахановское движение, «Завод имени Сталина» («Автозаводская») — бурную индустриализацию страны. Вместе с тем каждая станция должна была показать, что Советский Союз заботится о своих гражданах, а общество динамично движется вперед к новым трудовым подвигам и достижениям.
С началом войны в 1941 г. главенствующими стали темы патриотизма советских граждан и защиты родины. Само же возведение новых станций не прекращалось, чему способствовал тот факт, что некоторые центральные залы станций и наклоны эскалаторов были уже готовы. Станции третьей очереди были открыты в 1943 — 1944 гг.
Станция "Новокузнецкая"
Одни из самых впечатляющих новых станций — «Новокузнецкая» и «Павелецкая». Вторая, по замыслу архитекторов, должна была показать расцвет Донбасса. Для этого зала художник Дейнека сделал четырнадцать мозаик на тему «Донбасс — всесоюзная кочерга». Однако центральный зал станции так и не был открыт.
Станция "Павелецкая"
После начала войны было решено, что «Новокузнецкая» будет отражать боевую мощь и многовековую историю России, взывая в патриотическим чувствам. С этой целью архитекторы украсили станцию портретами великих полководцев — от Александра Невского до Михаила Кутузова. Сюда же перенесли мозаики, которые изначально должны были украшать «Павелецкую».
Кольцевая линия и многие яркие станции четвертой очереди строились во второй половине
Станция "Таганская"
Например, на станции «Таганская» образно представлен Парад Победы, на котором воздается слава героям войны — морякам, пехотинцам, кавалеристам… В ярком, но лаконичном оформлении станции использованы элементы строгой готики: острые вершины треугольников врезаются в потолок, формируя его контур, а основные цвета — белый, бежевый и голубой — создают ощущение возвышенности и торжества мира.
Станция "Октябрьская"
Станция «Калужская» («Октябрьская») построена с оглядкой на традиции русского зодчества XIX века. Фасад имеет вид триумфальной арки в знак победы СССР в ВОВ, а в подземной части размещен парад неизвестных героев — защитников родины.
Пятая очередь метро строилась в середине
Особенно заметно новый стиль влиял на архитектуру наземных станций. Сплошное остекление вестибюлей и простота внутреннего убранства делали помещения визуально легкими и просторными. Наиболее показательна архитектура станций Филевской линии и «Ленинских гор» (с 1999 г. — «Воробьевы горы»).
Интересно, что большинство проектов времен «оттепели» — очень простые, типовые и дешевые, однако при этом и они смотрятся по своему эффектно и внушительно.
Пожар борьбы со сталинизмом окончательно потух к
Станция "Шаболовская"
Круг тем и стилей, которые архитекторы теперь могли реализовывать, значительно расширился. Например, станция «Марксистская» украшена флорентийской мозаикой, а станция «Шаболовская» примечательна цветным витражом.
Станция "Римская"
К
В начале XXI века ни постановления партии, ни официальная идеология больше не ограничивали фантазию строителей и оформителей станций. Однако современные архитекторы до сих пор чтут советскую традицию, и каждая новая станция — уникальное, самостоятельное произведение искусства.
Первая станция метро за МКАДом — «Бульвар Дмитрия Донского» — была открыта в 2002 году. Она отделана в черном граните и мраморе разных цветов.
Станция "Достоевская"
Одной из самых красивых современных станций считается «Достоевская», посвященная творчеству признанного гения русской литературы. Её стены украшены сдержанной
Станция "Румянцево"
В 2016 году была построена грандиозная по замыслу и исполнению станция «Румянцево». Ее отделка выполнена по мотивам работа Пита Мондриана, знаменитого голландского абстракциониста. С оглядкой на картины художника, была выполнена абстрактная облицовка путевых стен, гармонично вписывающаяся в правильные формы здания.
Из новейших станций московского метрополитена особенно примечательны "Нагатинский затон" с огромными реалистичными мозаиками рыб, "Новопеределкино" с узорчатыми плафонами в русском стиле и "Тропарево" с аллеей металлических деревьев, на ветвях которых установлены освещающие фонари.
Станции "Нагатинскай затон", "Новопеределкино", "Тропарево"
Московское метро постепенно создавалось и расширялось на протяжении почти всего XX в. и в начале XXI вв. Работы велись и в годы становления советской власти, и в период Великой отечественной войны, и в послевоенный период. Новые архитектурные решения, социальные и культурные веяния находили отражение во внешнем виде станций. Поэтому сегодня станции метрополитена — наглядная иллюстрация как истории страны, так и истории архитектуры века XX.
Серия сообщений "Архитектура":
Часть 1 - Необычные круговые здания планеты
Часть 2 - Дворцы и усадьбы Англии: Харвуд-хаус(Harewood House)
...
Часть 29 - Креативные автобусные остановки
Часть 30 - Самые красивые русские православные церкви за пределами России
Часть 31 - Летопись XX века в архитектуре станций московского метро. Московский метрополитен – музей архитектурных стилей
Часть 32 - Дом в стиле древнерусских палат, как будто вышитый крестом. Особняк Лопатиной на Большой Никитской.Москва
Часть 33 - Зимний сезон ICEHOTEL.
Часть 34 - Московское наследие архитектора Эрихсона
Рубрики: | декоративно-прикладное искусство |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |