Что без тебя на белом свете я? Художник Рылов Аркадий Александрович (Россия, 1870-1939) |
В историю русской живописи А.А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.
____________
Зеница ока, Родина моя,
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки
Я не жилец, я сгину от тоски!
Алексей Решетов
Пейзаж с рекой. 1913
Глинка - Среди долины ровныя (вариации)
Как были хороши порой весенней неги - И свежесть мягкая зазеленевших трав,
И листьев молодых душистые побеги По ветвям трепетным проснувшихся дубрав,
И дня роскошное и теплое сиянье, И ярких красок нежное слиянье!
Но сердцу ближе вы, осенние отливы, Когда усталый лес на почву сжатой нивы
Свевает с шепотом пожолклые листы, А солнце позднее с пустынной высоты,
Унынья светлого исполнено, взирает... Так память мирная безмолвно озаряет
И счастье прошлое и прошлые мечты.
Николай Огарев
Осенний пейзаж. Золотые березки. 1920-е
В лесу. 1905
Аркадий Александрович Рылов родился 29 января 1870 г. в семье чиновника. Семья была небогатой и жила в селе Истобенское Вятской губернии (ныне Кировской области). Отец, хотя и не имел художественного образования, с увлечением рисовал карандашом и акварелью.
К сожалению, мальчик недолго видел этот положительный пример: когда ему было 6 лет, отца поместили в лечебницу для душевнобольных, где тот вскоре скончался. Новый муж матери, по счастливому совпадению, тоже увлекался рисованием и всячески поощрял начинания пасынка.
Край лесов, озер и рек с раннего детства покорил Аркадия своей красотой, заставив его полюбить природу страстно и на всю жизнь. Будучи ещё подростком, Рылов любил целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за непоседливыми пушистыми белками.
Островок. 1922
Полевая рябинка. 1922
Несмотря на опасения родных, Аркадию не передалась душевная болезнь, и единственным пунктом, в чем он огорчал своих близких, была его неудовлетворительная учеба. Мальчика исключили из гимназии и определили в реальное училище, где он продолжил учиться также плохо. Но был единственный предмет, где юный Рылов показывал блестящие способности - рисование.
Глушь. 1920
Гремящая река. 1917
Убедившись в его одаренности, отчим отвез Аркадия в 1888 году в Петербург, где тот поступил в училище рисование барона фон А.Л. Штиглица. В классе К.Я. Крыжицкого Рылов начинает успешно учиться живописи, а в 1893 году успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств.
Спустя год его пригласил к себе в мастерскую А.И. Куинджи, выдающийся российский художник, мастер пейзажной живописи. Рылов в буквальном смысле боготворил своего учителя, обучение у которого было его давней и заветной мечтой. Прославленный художник навсегда становится для Аркадия непререкаемым авторитетом.
Домик с красной крышей
Закат. 1917
В 1898 году Аркадия ожидает первый коммерческий успех: картина «Догорающий костер" понравилась меценату П.М. Третьякову, и с его легкой руки к художнику приходит признание. В 1902 году его работа «С берегов Вятки» получает золотую медаль в венском Сецессионе Несмотря на зарубежное признание, художник остается в России и предпочитает писать родные пейзажи. Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные объединения художников того времени, а с 1908 года стал постоянным участником выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова.
Зеленое кружево. 1928
Зеленый шум. 1904
В 1904 г. появилась его знаменитая работа «Зеленый шум» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников художника поразило молодое, радостное чувство, которым оказался пронизан пейзаж.
За пейзаж “Зелёный шум” Рылов был избран действительным членом почетного жюри парижского Салона. И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри, что явилось высочайшей оценкой его мастерства. В 1915 году Аркадий Александрович Рылов стал академиком живописи.
Красное отражение. 1928
К ночи. Море у Соловецких островов. 1916
Тем же радостным чувством и аналогичным пространственным построением характеризуется и другая известная работа художника «В голубом просторе» (1918). Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Картина “В голубом просторе” относится к числу тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи.
В голубом просторе. 1918
Белая ночь. Ночная заря. 1915
Политические волнения внесли новый поворот в сюжеты полотен: повестка дня требовала реализма. Поэтому Аркадий Александрович в тридцатые годы писал портреты В.И. Ленина, а также сельскохозяйственную технику. Мастерство художника не подвело, и новая власть благосклонно отнеслась к его работам. В 1934 году была устроена персональная выставка, где была показана картина «Ленин в Разливе», ставшая одной из ключевых работ художника, а в следующем году ему присудили звание заслуженного деятеля искусств.
Осень на реке Тосне. 1920
Буйный ветер. 1916
Рылов обладал редким даром единения с животным миром, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели - обезьяна, зайцы, белки, птицы и др. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись.
В лодке (Смельчаки). 1914
Чайки. 1910
Аркадий Александрович Рылов обладал еще одним даром - педагогическим. До революции он вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-1926).
Предвечерняя тишина. 1939
Дорога пихтовым лесом. 1908
22 июня 1939 года Аркадий Александрович Рылов скончался в возрасте 69 лет в Ленинграде, где и был похоронен. Посмертно вышли его ценные «Воспоминания». Наследников он не оставил, его семьей были племянники, которых он обучал рисовать. После него осталась мастерская, где жили выхоженные им дикие звери, что в очередной раз подтвердило искренность художника в любви к природе.
Устье реки Орлинки. 1928
Цветистый луг. 1916
«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», - писал друг художника М.В. Нестеров после печального известия о его смерти. Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века. Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях.
Чайки. Закат. 1922
Рябь. 1901
В зеленых берегах. 1938
Лесная река. 1929
Ручей (Гуашь, темпера). 1928
Тихое озеро. 1908
https://gallerix.ru/storeroom/428205582/
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=16
http://www.zdravrussia.ru/galereja/xixvekpervajapolovina/?info=3368
https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/3198-a...androvich-rylov-biografija.htm
Рубрики: | ЖивописьрубрикиХудожники |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |