-Метки

9 мая carolyn aiken livio mozina silvia hokke trisha romance август акварель англия антиквариат аптекарский огород артисты архангельское архитектура букеты вазы весна вов водная стихия времена года все для лиру выставки вязание георгины гиперреализм гифы город горы дача дети для дома драгоценности жанровые картины женский образ живопись животный мир здоровье зима иллюстрации импрессионизм интересно интерьер история италия июль июнь кино китай классика коллаж корея космос котомания кофты/жакеты куклы кулинария лето май мастихин михаил бару море морские пейзажи москва мудрости мудрые мысли музыка натюрморт новый год и рождество окно октябрь осень открытки пасха пейзаж пионы поздравления позитив портрет посуда праздники прикладное искусство психология птицы рамочки рассказ реализм резьба по камню резьба по кости рисунки рождество рыбы сады и парки самовар самосовершенствование сирень сказки скульптура собаки ссср статуэтки стихи схемы счастье сша сюрреализм темы тюльпаны украшения упражнения фарфор февраль философия фото фото-подборка красивая фотонатюрморт франция фрукты-ягоды фэнтези художники цветы цитаты цифровая живопись чай шапки/береты шарфы швеция ювелирное искусство юмор япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_арт

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 13648


Музей-театр "Ледниковый период".

Вторник, 01 Июля 2014 г. 01:15 + в цитатник
Экспозиции музея "Ледниковый период", посвященная косторезному искусству.





Текст взят с портала http://www.mammothtusk.ru/

Резьба по кости – традиционное занятие северных народов. В нашей стране издревле существует 4 косторезных школы: чукотская, тобольская, ломоносовская и якутская. Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет. Древние обитатели Северо-Восточной Азии были не только искусными охотниками и отважными землепроходцами, но и талантливыми художниками. Природные особенности моржового клыка обусловили характер произведений косторезного искусства древней Чукотки. Это было искусство «малых форм» - мелкая пластика, рельефные изображения и графические  композиции на предметах охотничьего вооружения, орудиях труда, деталях костюма… Древние резчики узнаваемо передавали головы хищников – белого медведя, тюленя, моржа. Вместе с тем они наделяли их фантастическими чертами в соответствии с первобытными верованиями, представлениями о злых и всесильных духах, которые воплощались в фигурках животных. Одной из интереснейших особенностей пластики древней Чукотки является полиэйкония, или многообразность. В зависимости от угла зрения менялся ракурс, в котором можно было видеть объемное изображение. Благодаря этому фигура белого медведя превращалась в моржа, морж становился ликом человека и т.д. Сопоставляя полиэйконическую скульптуру с традиционным фольклором народов Арктики, ученые пришли к выводу, что подобная пластика представляла собой зримое, осязаемое воплощение мифологических сюжетов. В полиэйконии нашла отражение вера морских арктических зверобоев в тесную связь всех живых существ, в способность людей и зверей перевоплощаться друг в друга. На протяжении столетий чукотская резная кость сохранила анималистическое направление. Фигурки птиц и зверей часто становились «оберегами» для охотников. Детские игрушки «уточки» по существовавшим поверьям хранили в себе добрую силу, и являлись не только игрушками, но и амулетами, священными предметами, которые по обычаю нашивались на одежду и передавались от старшего поколения младшему. В скульптурных композициях чукотских мастеров часто фигурируют герои национальных сказок. Для используемых в быту предметов мастера находили простые и изящные формы, украшали их поверхность рельефом.



В XX веке в чукотском искусстве появилась новая яркая страница – гравировка на клыке моржа. Косторезы стали использовать традиционную технику орнаментальной гравировки для создания сюжетных изображений на поверхности отполированных моржовых клыков. Первоначально гравировка была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными: художники стали использовать графит цветных карандашей.



Особое место в косторезной продукции занимает образ пеликана с выпяченным голым животиком. Это культовая скульптура древних эскимосов и чукчей – «охранитель» или «фигурка предков». Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет, но оно и по сей день несет тепло и радость людям.



Архангельская косторезная школа насчитывает около 300 лет. Появление в XVII веке в этих местах косторезного ремесла было не случайным. В прошлом здесь располагался торговый, административный и религиозный центр Северного края. В Архангельской губернии часто находили бивни мамонтов в обвалах крутых речных берегов – и недалеко от побережья Ледовитого океана, и ближе к Уралу. Сюда, в Архангельск, привозили много ценных сортов кости. На протяжении XVII века костяные гребни из Холмогор отправлялись через Великий Устюг в Москву и Сибирь. Холмогорские резчики делали для членов царской семьи и двора гребни, шахматы, трости, пороховницы, занимались починкой реликвий в царской сокровищнице.



Традиционно холмогорские мастера вырезали иконы. Их делали из пластин мамонтовой кости. Часто это были домовые иконы небольших размеров с изображением почитаемых северных святых.



Первые косторезные изделия появились в Тобольске в начале XVIII века. Ассортимент изделий поражает многообразием: всевозможные шкатулки и коробочки, пудреницы, броши, веера, чернильные приборы, пресс-папье, ножи для бумаги, портсигары и др. Столь же разнообразна и техника резьбы: плоская, рельефная, ажурная. Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. В середине XX века тобольчане увлеклись анималистической темой, хорошо освоенной косторезами в прошлом, но теперь в ее решении опирались в основном на сказочные персонажи.



Наряду с миниатюрными станковыми произведениями в тобольской резьбе получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками». Они изображают северянина, который едет в нартах на оленях или собаках часто в сопровождении семейства. Такие пространственные композиции на продолговатых подставках появились еще в конце 1930-х годов, а законченное художественное воплощение они приобрели в послевоенное время, являясь и по сей день характерной приметой тобольсого промысла. Отличительной чертой тобольских мастеров является тщательная шлифовка материала, который остается гладким, без мелких рельефных узоров, без гравировки. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости. У многих мастеров в работах проявилось влияние нэцкэ в стремлении чуть поменять пропорции фигур, увеличивая условность образов, и в желании выйти за пределы бытового жанра, отдавшись декоративно-пластическим поискам. В то же время многие мастера обращаются к образу шамана и героям северного фольклора. Динамика композиций хорошо сочетается с энергичными короткими порезками, обогащающими фактуру поверхности. Изготовлением вещей прикладного характера тобольские мастера занимались исключительно в силу необходимости, отдавая предпочтение «искусству ради искусства». Ассортимент тобольских косторезов включает в себя помимо скульптурных композиций, присущих именно этому промыслу, броши, мундштуки, портсигары и другие предметы. Долгое время они занимают подчиненное по отношению к скульптуре место, и только в последнее время стал усиливаться интерес к декоративно-прикладным изделиям.



Якутский косторезный промысел зародился на рубеже XVII – XVIII веков. Достаточное количество ископаемого материала – бивня мамонта, который добывали на севере Якутии, и давние навыки обработки таких материалов, как береста и дерево, определили формирование косторезного промысла, как одного из ярких видов местного народного творчества. Бытовые сценки, изображения праздников, скотоводческие и охотничьи сюжеты, нередко сопровождающиеся посвятительными надписями и датами, связь орнамента с плоскорельефной сюжетной композицией – вот характерные особенности традиционной якутской резьбы по кости. Хвалебные отзывы о мастерстве якутских умельцев встречаются в литературных источниках XIX века, где отмечаются «особый шик» и «своеобразие» резных изделий из кости. При изготовлении шкатулок, ларцов-теремков, подчасников, гребней, ножей и других предметов использовали приемы плоскорельефной и сквозной резьбы с выразительными силуэтами на ажурном сетчатом фоне. Во второй половине XIX столетия в косторезном искусстве акцент был поставлен на объемную резьбу, которая получила широкое развитие и в XX веке. Бивень мамонта хорошо поддается обработке и имеет цветовые градации: от бело-молочных до желтоватых и золотисто-коричневых оттенков. Якутские мастера в отличие от русских не отбеливали и не окрашивали кость, не применяли ни цветовую гравировку, ни фольгу для фона. Наиболее преуспели якутские мастера в изготовлении ларцов и шкатулок, всегда выявляя функциональное назначение предмета.



Сюжеты современных работ якутских мастеров связаны с якутским героическим эпосом, историческими сказаниями, северной фауной. Небольшие, необычайно выразительные фигурки наделяются косторезами индивидуальным характером, а поверхность кости, несмотря на малый размер изделия, тщательно проработана в деталях. Якутским косторезам лучше других удается передать динамику движения и красоту форм животного, находящегося в естественной природной среде. Изысканная декоративность, обеспечиваемая сочетанием разных приемов – легкой шлифовкой, изящной пластической проработкой мелких деталей и вариацией цвета благодаря сохранению золотисто-коричневых оттенков верхнего слоя мамонтового бивня, придает всем работам удивительный колорит.



































Резьба по рогу лося:






Как я уже писала в первой части рассказа о музее "Ледниковый период", сейчас он закрыт в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ на ВВЦ. Но мне стала известна последняя информация, что дирекция ВВЦ не хочет больше выделять павильон для музея, считая, что "древним костям" не место в XXI веке. Таким образом, Россия может лишиться уникальнейшего собрания экспонатов, рассказывающих историю древнейших времен нашей страны.

Я призываю вас не допустить бесславного исчезновения кропотливо созданной, высоко ценящейся во всем мире, кроме почему-то России, коллекции и подписать петицию в защиту музея-театра "Ледниковый период" на сайте change.org.

Источник: Музей-театр "Ледниковый период". Часть 2
Рубрики:  декоративно-прикладное искусство
Это интересно
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку