В рамках проходившего в Лондоне фестиваля "Неделя российского кино" известный кинорежиссер Алексей Учитель на встрече со зрителями подробно рассказал о работе над вызывающим широкий общественный резонанс фильмом "Матильда" - о любви между будущим российским императором Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской.
Алексей Учитель: Я только что прилетел из Петербурга, где проходило довольно знаменательное событие: в Мариинском театре, в присутствии президента России, закрывался Год российского кино. Мероприятие получилось мощное и довольно помпезное. Параллельно проводился так называемый Совет по культуре при президенте, где очень остро поднимался вопрос о том, что в последнее время в России происходят довольно странные вещи, когда определенные агрессивные люди, якобы в защиту религии, врываются на спектакли или выставки, пытаясь их сорвать.
Говорю я об этом потому, что отчасти это происходит и с нашим фильмом "Матильда".
Там же в Петербурге, точнее, в Царском селе, в роскошных залах Екатерининского дворца, где проходила немалая часть съемок, открылась выставка костюмов из нашего фильма. И даже там, при открытии этой выставки, прошла демонстрация. И таких протестов было еще до этого несколько.
В чем же дело? Я считал, что снимаю романтическую историю любви будущего императора, последнего российского императора Николая II и знаменитой балерины Матильды Кшесинской.
Мне эта история интересна не только своей любовной интригой. Я понял, что от этой маленькой женщины зависело то, в какой стране мы в результате оказались, в какой стране мы сейчас живем.
Парадокс в том, что фильма никто не видел. Ни одного кадра. Но пытаются уже его запретить. Сразу хочу оговориться, что запретить хотят не власти, а некие общественные организации в защиту православия и им подобные. Подход у них простой: Николай II и вся его семья - святые, поэтому он ни в кого не мог влюбляться, никаких связей больше у него не должно быть, это все придумал режиссер Алексей Учитель.
Следует вспомнить при этом, что святым Николай II был объявлен как мученик, он, как и вся его семья, принял мученическую смерть, а вся его жизнь, и до того, как он вступил на трон, и до самой смерти, была очень противоречивой, очень любопытной, интересной и, в общем-то, не святой. Вообще, это фигура главная в нашей картине. Хоть и называется она "Матильда", главный герой ее - Николай II.
В результате мы вынуждены отвечать, непонятно за что оправдываться. Ситуация парадоксальная. Я говорю людям, которые нас в чем-то обвиняют: "Вы же не видели ни кадра из фильма, не знаете, что мы хотим вложить в его содержание". Но пишут, пишут письма. В полиции мне показали пачку из более трехсот писем, все написаны как под копирку, с одинаковым текстом. Люди пытаются возбудить какое-то непонятное мнение протестное. Ради чего, для меня непонятно.
Три года уже делается этот фильм, это один из самых больших за последнее время российских кинопроектов, с довольно большим, даже по европейским меркам, бюджетом, с интернациональным составом актеров. Приведу только одну цифру: для фильма сшито более семи тысяч костюмов. Собрана уникальная актерская группа, на что ушел почти год.
Николая II играет замечательный немецкий актер Ларс Айдингер из знаменитого театра Schaubuhne. Его невесту Аликс - будущую императрицу Александру Федоровну - актриса этого же театра Луиза Вольфрам. Знаменитую в то время итальянскую балерину Пьерину Леньяни играет замечательная французская актриса Сара Штерн. Мне даже удалось главного режиссера театра Schaubuhne Томаса Остермайера взять на небольшую, но очень важную роль немецкого врача.
Исполнительницу на главную женскую роль Матильды Кшесинской мы искали больше года, попробовали более трехсот актрис из десяти стран. В результате выбрали молодую, никому не известную, но, надеюсь, теперь она уже будет более популярной, польскую актрису Михалину Ольшанскую.
И, конечно, очень много самых популярных и прекрасных российских актеров: Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрынин, Ингеборга Дапкунайте - цвет нашего кино, многие согласились играть в нашей картине даже маленькие роли.
Сценарий написал очень известный и авторитетный в России писатель Александр Терехов, автор двух популярных романов - "Каменный мост" и "Немцы", за которые он получил высшие литературные награды.
Все это говорит о нашем намерении снять серьезное кино, а не просто какую-то любовную интрижку. Музыкальный продюсер нашего фильма - Валерий Гергиев, и буквально две недели назад мы закончили запись музыки. А музыку к фильму написал очень известный американский композитор Марко Белтрами.
Балета в фильме не так много, но есть две очень мощные балетные сцены, которые мы делали вместе с труппой Пермского театра оперы и балета, и ставил все эти танцы главный балетмейстер этого театра Алексей Мирошниченко.
Роль Матильды Кшесинской хотели сыграть известные, прекрасные балерины: и московские, и петербургские.А танцует молодая балерина из Пермского театра. Ну как танцует - танцуют ее ноги. Это все же кино, и хитростей кинематографических у нас в запасе много.
А вот в Успенский собор Кремля, где проходила коронация Николая II, снимать нас не пустили. Даже в Европе мы не смогли найти павильон нужного размера. В результате в Петербурге, в огромном цехе бывшего военного завода, построили уникальное сооружение, которое после съемок было очень жалко разбирать.
В съемке коронации участвовало пятьсот человек только массовки. Чтобы загримировать 500 человек - а это бороды для мужчин, это вся одежда, очень много церковных людей - мы начинали в шесть утра, и только к двум часам дня могли выйти на площадку. Восемь часов уходило на то, чтобы всех этих людей одеть и загримировать.
Строили декорацию Успенского собора наши художники-постановщики Елена Жукова и Вера Зелинская. И вроде бы это фанера, но в то же время там висели пять настоящих церковных люстр. И когда свет зажигали, кто бы ни входил, практически все начинали креститься, что меня поражало. И когда настало время ее разбирать, рабочие отказались это делать, сказав совершенно серьезно, что храм разбирать не будут.
Действие нашей картины происходит в течение двух лет, между 1894 и 1896 годами. Время было удивительное, я сам в процессе подготовки узнал много о нем нового: в моду входили джинсы, было очень модно кататься на роликовых коньках, мотоциклы были чрезвычайно популярны.
Основной художник по костюмам в нашей картине - Надя Васильева, безумный, но гениальный человек, кстати, жена Алексея Балабанова. Крови выпила у меня она очень много, но без нее фильм не был бы таким, каким он получился. Когда она мне показала Николая II в джинсах, я думал, что упаду в обморок. Но она мне доказала, что это было так, действительно было.
Когда была представлена смета на костюмы, мы схватились за голову. Были проделаны вещи немыслимые. Например, мы закупили все ткани в Китае, что было в 10 раз дешевле. Но при этом три месяца ждали, потому что все эти ткани плыли к нам на корабле. Три женских колонии работали на нас, шили нам костюмы, включая даже балетные. Это не потому, что там дешевле, а потому, что такое количество, такое массовое производство втиснуть в какую-то фабрику очень сложно.
Существует мнение, что Николай II был мягкий, слабый человек, неэффективный правитель, который привел страну к революции. Я считаю это совершенно неправильным. Николай II вступил на престол в 1896 году, и в 1913-м, благодаря собранной им команде, Россия занимала положение в мире, которого у нее не было никогда ни до, ни после.
Он был очень ранимый, тонкий, эмоциональный человек, который чувствовал очень многие вещи. Но был у него один серьезный недостаток: он находился в определенном подчинении у женщин: в частности, Кшесинской, и, особенно, у своей супруги Александры Федоровны.
Будущий император Николай II был безумно влюблен в Кшесинскую. Это была невероятно страстная, очень эмоциональная история.
И после смерти Александра III все - и в первую очередь мать Николая - боялись, что он не пойдет на коронацию. И потому уже через неделю после похорон, еще не разъехались даже иностранные гости, Мария Федоровна отменила на два дня траур, и его срочно поставили под венец с Аликс - он даже не мог опомниться.
А те два года, в которые происходит действие "Матильды" - они совершенно знаменательные. Там все так сошлось, что, как мне кажется, в это время решалась судьба России, и сложиться все могло совершенно по-другому.
Конечно, в нашем фильме есть доля фантазии. Никто не может знать, как вели себя люди, когда оставались вдвоем, когда они были наедине. Плюс мы сильно додумали некоторых персонажей. Например,доктор Фишель. Это был немецкий врач, которого практически с собой привезла Аликс из Германии. Она уже в то время была склонна к некой мистике. Она была больна и панически боялась, что именно мальчик родится у нее нездоровым. Фишель ей пообещал, что этого не случится.
И когда родился наследник, царевич Алексей, больной гемофилией, Фишеля выгнали, но буквально через года два-три появился Распутин. То есть тяга к мистике у Александры Федоровны была непреодолима.
Кампанию против вашего фильма начала Наталья Поклонская, затем ее подхватили многие другие. Как вы думаете, почему такое противодействие, например, с ее стороны? Почему она так высказывается?
Почему она так говорит, я не знаю. Я бы сказал, но не хочу. Вот смотрите. 9 мая проводится знаменитая теперь акция "Бессмертный полк". И она вышла на это шествие с портретом Николая II. Получается, что Николай II имеет какое-то отношение ко Второй мировой войне? У нее в голове такая смесь непонимания исторических событий, что объяснять человеку в такой ситуации что бы то ни было довольно трудно. Я не вступал с ней ни в какие дискуссии.
Тем не менее, Госпрокуратура нас проверяла. Они попросили сценарий, попросили очень по-доброму, в их поведении не было ничего злостного, такие довольно приятные ребята. Но они вынуждены были это делать, а когда увидели список группы, некоторые фамилии, они сами испугались, не стали проверять. И отправили официальный ответ этим организациям, что никакого нарушения закона нет. Что естественно, и быть не может просто. Никаких чувств верующих мы не оскорбляли, и даже в мыслях не имели. Нет этого в картине, я это утверждаю абсолютно точно. Это только можно придумать в нездоровой голове.
Каков бюджет фильма?
Бюджет известен, хотя жалобщики из этих союзов в защиту православия его сильно преувеличивают. Фильм стоил 15 млн долларов. Причем часть суммы дало государство, что очень важно. Часть - коммерческие деньги, кредиты. Поэтому для нас очень важен прокат.
По дате выхода фильма у нас есть два варианта. Во многом это будет зависеть от того, сумеем ли мы попасть на один из крупных фестивалей, может быть, даже не в конкурс, а в качестве фильма открытия. Посмотрим, как это будет складываться, это никогда не предсказуемо. То есть мы выйдем или 30 марта, или уже тогда осенью 25 октября. В любом случае, я надеюсь, что фильм выйдет широко. Фильм наш будет около двух часов, но будет еще и четырехсерийная телеверсия. Интерес большой есть и за рубежом, мы даже собираемся, скорее всего, в Лондоне, сделать дубляж на английском языке.