Ее голос нес обещание счастья.
Он прощал, отпускал грехи, утешал и благословлял
Бабушка из известной песни Гарика Сукачева курила трубку. Сезария Эвора с островов Зеленого Мыса (так переводится с португальского название африканской республики Кабо-Верде) предпочитала сигары. В 2011 году мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ "босоногой бабушки" с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. Певица-самородок с островов Кабо-Верде была большой оригиналкой не только в творчестве, но и в жизни. Впрочем, ее причуды были очень трогательными, милыми и по-детски непосредственными.
Ее песни как легкий морской бриз на тихом вечернем побережье во время заката солнца: с одной стороны, простое человеческое счастье, а с другой — бесконечно светлая грусть. Она поет песни рая, куда человек вернулся, зная, что в любую секунду может его потерять… Африканская Эдит Пиаф, 62-летняя бабушка с островов Зеленого Мыса, всю свою жизнь пела в прокуренных портовых барах. И начала свою профессиональную карьеру лишь в 47 лет. Доходы от концертной деятельности Эворы формировали чуть ли не половину казны ее родины — Кабо-Верде. Ее манера исполнения морна. протяжных и мелодичных романтических баллад на креольском языке. сводила с ума мировых ценителей музыки.
Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. В 1975 году архипелаг получает независимость от Португалии, прекращена торговля и страна погружается в тяжелое экономическое положение, портовые бары закрываются. Сезария уже не может зарабатывать себе на жизнь пением. Непризнанная, она замолкает на десять долгих лет.
Успокоение она находит в коньяке и сигарах.
Множество потухших и действующих вулканов, скалистые берега, температура круглый год держится около 25 градусов. Постоянный ветер, никакой растительности. Никакой инфраструктуры. Никакого комфорта. Никаких удобств. Неплодородная земля и, как следствие — армия несчастных бедных людей. Мужчины, валом покидающие острова в поисках работы на других континентах, оставляющие женщин с детьми и порой так и не возвращающиеся обратно. Кабо-Верде — это страна одиноких женщин, ждущих своих любимых на берегу годы, десятки лет... Главная жизнь сосредоточена в порту. Множество баров, ресторанов для мужчин "проездом", ищущих быстрых развлечений, местных деликатесов, фирменных блюд и, естественно, экзотических островных красавиц на одну ночь. В тот порт приходила и юная Сезария, пела, получала ничтожную плату или вообще ничего. Такова декорация ее родины.
Сезария постоянно говорила, что таких, как она, в ее родном городке Минделу много. Женщин, искавших когда-то любовь, обретавших ее ненадолго, а потом превратившихся в сплошное ожидание. Женщин, умеющих быть одинокими. Умеющих выживать.
Она говорила: "Быть одной в Кабо-Верде — это судьба. Кабо-Верде построен женщинами и держится на женщинах". Она не любила море, море забирало ее возлюбленных. Мужчины постоянно уезжают с острова на заработки. Эмиграционный пик случился после того, как американцы решили, что кабовердцы незаменимые ловцы акул, уникальные, опытные моряки. Их стали нанимать на работу. Назад они не вернулись, основав в США, в Массачусетсе, чуть ли не самое крупное в мире поселение кабовердцев...
...Маленькая страна
Рассеянная по этому огромному миру,
Лишь скалы и море,
Бедная земля, наполненная любовью...
Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон: В 1985 году Сезария уступает просьбам своих друзей и участвует в записи коллективного альбома лучших исполнительниц морн с Кабо-Верде.
Вскоре последовала знаменательная встреча с Хосе Да Сильва, соотечественником Сезарии, живущим во Франции. Жозе да Сильва мог провести свою жизнь в безвестности, исполняя обязанности служащего железнодорожной компании, если бы однажды в баре случайно не услышал, как поет Она. Ее голос стал настоящим потрясением для молодого человека… Так началась история их дружбы и сотрудничества. Жозе открыл миру великую Сезарию Эвору, став ее менеджером, продюсером, близким другом и душеприказчиком... Именно он берет в свои руки ее карьеру, в результате чего в этом же году выходит ее первый французский альбом "Босоногая Дива". Этим альбомом начинается ее сотрудничество с Lusafrica. В1986 году состоялась запись ее первого сольного альбома в Лиссабоне.
"Едва Сезария вышла на сцену, босая, с тяжелой походкой, и запела балладу на языке, не понятном ни единому слушателю в зале, публика замерла. В эти мгновения я понял, что наша с ней жизнь уже никогда не будет прежней. Никогда. Людям были не важны слова и ее внешность. Голос Эворы, казалось, переворачивал душу." (Жозе да Сильва, Париж)
Sodade - Печаль*
Куда ведет
Эта длинная дорога?
Куда ведет
Эта длинная дорога?
Эта дорога
В Сан-Томе
Грусть, грусть,
Грусть
По родной земле Сан-Николау...
Если ты напишешь мне,
Я тебе отвечу,
Если позабудешь,
Позабуду и я,
Однажды
Ты, может, вернешься
Грусть, грусть,
Sodade, Грусть
По родной земле Сан-Николау...
*Текст оригинала на кабовердийском креольском — диалекте португальского языка.
Сезария не похожа на французских шансонье. У нее есть "саудаджи".
"Саудаджи" — особенное слово. Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как "чувство светлой тоски по родине". Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без "саудаджи" себя не мыслит.
Босоногая Эвора прославляла свою страну и ее уникальные стили – морну (короткие печальные песни о тяготах судьбы вдали от родины), коладеру (жизнерадостные песни, близкие к бразильской самбе), и фаду (португальский романс) на весь мир. Творчество Эворы – результат смешения африканской и европейской культур.
Сезария всегда выступала босиком, символизируя солидарность с беднотой своей Родины. Любила ходить без обуви в повседневной жизни, а если и обувалась, то это были, как правило, простые шлепанцы на босу ногу. В прохладную дождливую погоду она могла надеть куртку, теплый платок и сланцы, причем частенько щеголяла в таком виде даже во время гастролей в больших городах.
За привычку появляться на сцене босиком ей дали шуточное прозвище "босоногая дива", на что она нисколько не обижалась.
"Ты уже больше не рядом со мной, сердце мое,
В моей душе только одиночество.
Если я уже не могу видеть тебя,
Почему Бог заставил меня любить тебя,
Чтобы вынудить страдать еще больше?
В 1990 году выходит второй альбом Сезарии "Судьба красавицы". Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде.
В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме. Она замечена французской прессой. Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde.
В 1992 году происходит запись альбома "Мисс Перфумадо", за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха.
1993 год — год триумфа Сезарии во Франции. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония…
В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество. Снова бесчисленные турне по всему миру…
В 1995 году — американское турне Сезарии. Ее альбом "Сезария", уже получивший Золотой Диск во Франции, становится хитом в США (продано 150 тыс. экземпляров). Ее концерты берут штурмом. Американская шоу-элита прорывается на ее концерт. В этом же году она записывает танго Ausencia для фильма Эмира Кустурицы "Андеграунд".
Tango of the Soul: Ausencia (Разлука)
Если бы у меня были крылья,
Чтобы летать так далеко,
Если бы я была газелью,
Чтобы бегать без устали...
Тогда я встретила бы рассвет
На твоей груди,
И разлуки бы не было
В нашей жизни...
В 1997 году выходит новый альбом «Кабо-Верде», бесчисленные турне, включая США, где этот диск выдвинут на премию Grammy-Awards.
В 1998 году новый сборник "Лучшее Сезарии Эворы", куда включены все лучшие ее песни, а также Besame mucho на испанском языке, ранее записанный для фильма "Большие ожидания".
Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, — и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова "целуй меня крепче" никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами.
В 1999 году выходит ее новый альбом «Кафе "Атлантико" сначала во Франции, затем тиражируется по всему миру. Родина Сезарии, порт Минделу и острова Сан Винсенте стали главными темами альбома. "Кафе "Атлантико", собирательное название бесчисленных баров Минделу, где когда-то пела Сезария, расходится в 600 тыс. экземпляров. Этот диск приносит ей Victoire dela musique — высшее признание музыкального успеха во Франции.
В 2001 году появляется альбом Сезарии "Сан Винсенте издалека" — квинтэссенция творческого пути Сезарии. В июле 2002 года выходит двойной альбом "Антология".
Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Второй концерт в мае того же года в Малом театре. В последующие годы певица неоднократно выступала в России с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Барнауле, Екатеринбурге, Перми, Твери, Архангельске, Уфе, Тюмени, Ярославле, Самаре, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Нижнем Новгороде, Томске, Владивостоке, Хабаровске, Волгограде и Казани. В Таллине была в 2009г.
В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года.
17 декабря 2011 года "королевы морны" Сезария Эвора скончалась в Кабо-Верде в возрасте 70 лет.
А в Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде – в клубах, на улицах, на пляже – играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако популярными остались морна и коладера – медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску.
…Но знаете, она как-то сказала, что ей очень нравится песня Пиаф "Я ни о чем не сожалею". Соглашалась с ней — что было, то было.
Сезария никогда не оглядывалась назад. Как и Пиаф, она не хотела ни о чем сожалеть.