Без заголовка |
В продолжение постов
Художественное течение "Движение искусств и ремесел" (The Arts & Crafts Movement)
и
International Arts and Crafts: William Morris to Frank Lloyd Wright
Уильям Моррис родился в 1834 г. Его семья, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни. Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его жизнь. Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты. Он унаследовал восхищение своего отца перед Средневековьем, которым они наслаждались, посещая церкви в Эссексе, Кентерберийский кафедральный собор. Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера.
Моррис получил классическое образование в Марльборо и Оксфорде. В 1856 году он начал учиться под руководством архитектора Дж.Е.Стрита, но под влияньем Д.Г.Россетти вскоре увлекся увлекся живописью и примкнул к Братству прерафаэлитов. Но художником он был средним, и сам признавал это. Из его картин, в сущности, известна только одна - Гвиневера (1858).
Джейн Берден (муза прерафаэлитов) , позировавшая для этой картины, в 1859 г. стала его женой. Они переехали жить в знаменитый теперь Красный дом (Red House), превратившийся в место сборов общины художников-единомышленников.
Создавая "прекраснейшее место на земле" для себя, семьи и друзей, Моррис задумал "добиться полного тождества собственной реальной жизни, ее человеческих связей и предметного окружения с идеальным художественным замыслом". Этот дом был попыткой воплотить в жизнь и художественную практику морально-этическую утопии Джона Рескина с ее идеалами простоты и справедливости. Ред хауз был построен архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть Лондона). Моррис с друзьями-художниками хотели превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.В профессиональнм плане цель была достигнута. Этот дом средневековый по своей философии, но по стилю он резко отличается от пышной викторианской псевдо-готики, которая была очень популярна в это время.В нем все сдержано и практично. Общая простота внутренних помещений со стенами белого цвета оттенялась художественно-выразительными предметами мебели. витражами, фресками, выполенными усилиями Э.Бёрн-Джонса, Д.Г.Россетти, Ф.М.Брауна и других прерафаэлитов.
Развивая эксперимент, начатый строительством Красного дома, Моррис в 1861 году основал фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая занималась любыми видами дизайна. Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию Средних веков и выпускали обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. Использовавшая только квалифицированная ручной труд фирма имела успех; ее продукция хорошо раскупалась. В 1860-хМузей Виктории и Альберта обратился к фирме с просьбой заняться отделкой одного из залов, который назывался "Зеленая столовая", но с тех пор он известен как Моррисовский зал. Витражи Берн-Джонса, панели, замечательный сундук и пр. - комната целиком является экспонатом музея.
Дирекция музея сокрушалась по поводу того, во что обошлась ее отделка; те, кто видел дизайнерские работы фирмы, замечали: если хочешь соответствовать стандартам Морриса, имей толстый кошелек.
Позднее фирма старалась выпускать вещи для людей со скромным достатком. Самым знаменитыми образцами мебели простых форм стала серия "сассекских" стульев. "Мебель добрых горожан", как ее называли, создавалась на основе народной традиции английских сельских домов, восходящей к 18 веку. "Сассекские" стулья продавались намного дешевле других изделий фирмы и были, безусловно, по карману со скромными средствами.
Постепенно Моррис понимает, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, созданная им фирма, делавшая по-настоящему красивые предметы быта, работает только на богатых. Он столкнулся с дилеммой: изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих. Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества. Отвергая веру в эстетическую утопию, Моррис, однако, не отказался от утопизма как такового, примкнув в 1883 году к социалистическому движению.
В 1887 он основывает "Движение искусств и ремесел" (Arts and Crafts), которое распространяет его идеи едва ли не на все области художественной деятельности. "Искусства и ремесла" становятся наименованием стиля, проявившегося в архитектуре, мебели и книжной графики, в росписях на тканях, в создании садов и керамике.
Узоры на обоях
Этот стиль отличался насыщенной декоративностью, камерностью, тщательно продуманной простотой и рукотворностью. Вскоре он завоевал популярность во всей Европе и спровоцировал возникновение модерна - нового "большого" стиля в европейском искусстве. Творчество Морриса открывает новую страницу в истории европейского интерьера. В его эпоху стала казаться смешной помпезная торжественность буржуазных домов, и, в то же время, стали очевидными все опасности массового производства стандартных вещей. В обстановке кризиса декоративного искусства именно Моррис предложил несколько смелых и до сих пор актуальных принципов работы с интерьером: уникальность авторских художественных решений, возвращение к ручному производству вещей и в целом к естественной простоте и удобству старинных традиционных домов.
Витражи Морриса
Моррису принадлежит огромная роль в создании домашнего стиля, который теперь принято называть "английским". Уильяма Морриса интересовала не просто красота вещи, а ее органичная соразмерность собственному окружению, в котором в свою очередь не должно было быть ничего лишнего, ничего «слишком». Он чувствовал и стремился к изучению уникальной ауры, под воздействие которой попадает человек или вещь. Возможно, в этом и был его главный талант как художника и дизайнера.
В 1891 он основал издательство "Келмскотт Пресс", в котором книги печатались только на ручном станке и на высококачественной бумаге ручной выделки, сырьем для которой служило льняное тряпье. Моррис писал: "Я задумал печатать книги с надеждой, что некоторые из них... смогут претендовать на то, чтобы именоваться прекрасными, причем в тоже время их легко будет читать и они не будут... раздражать ум читателя эксцентричностью формы своих букв... Такова была сущность моего предприятия - выпускать книги, на которые будет приятно взглянуть".
Моррис был поклонником средневековой каллиграфии и раннего книгопечатания. Свои представления о книжном искусстве он изложил в своей лекции "Идеальная книга" (1893 год). Более темный шрифт, сочетающийся с орнаментами, инициалами и гравюрами по мнению Морриса должен был произвести на читателя более сильный эффект, чем современные ему серенькие коммерческие издания. Моррис утверждал, что орнаменты и инициалы являются очень важными, если не необходимыми элементами книги.
Издания Морриса - поистине шедевры книжного искусства. За период работы издательства, 1891-1898 годы, были выпущены 53 книги. Тираж каждого издания был небольшим - ок. 400 экземпляров, ведь книги делались на ручном станке. Первой книгой, выпущенной в Kelmscott Press, был роман самого Морриса "История сверкающей долины". Книги естественно были дорогими и расходились среди узкого круга ценителей.
Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что "он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек". Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн".
Серия сообщений "Жизнь замечательных людей":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
Часть 3 - Без заголовка
Часть 4 - Без заголовка
Часть 5 - Без заголовка
Часть 6 - Без заголовка
Часть 7 - Без заголовка
Часть 8 - Без заголовка
Часть 9 - Без заголовка
Часть 10 - Без заголовка
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |