-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клуб_Неформальной_Археологии

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Саратовская_область Города-призраки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2009
Записей: 560
Комментариев: 101
Написано: 817


Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика Выга. Часть II

Понедельник, 23 Ноября 2009 г. 09:49 + в цитатник

Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика Выга. Часть II
 

На Выгу изготавливались культовые предметы трех основных видов: складни, иконы, кресты. Значительную часть изделий составляет группа памятников с едиными стилистическо-иконографическими признаками. В нее входят два типа больших створ с "Двунадесятыми праздниками", малые трехстворчатые складни с изображением праздников и множество образков — вариантов клейм из "Двунадесятых праздников".

 

Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" (оборотная сторона). Выг, 1717 г.

 

Четырехстворчатый складень с килевидным оглавием в сложенном виде по форме и весу напоминает утюг (таково его простонародное название). В раскрытом варианте - это целый иконостас, собранный из 20 икон-клейм, посвященных двунадесятым праздникам и сюжетам поклонения чудотворным иконам Богоматери.

Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" (оборотная сторона, створы вторая и третья). Выг, 1751 г.

 

Уникальны два подписных датированных складня: один - 1717 г., самый ранний из известных аналогичных памятников; другой - 1751 г.

 

Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" . Выг, 1717 г.

 

Интересно, что в отделке оборотной стороны первого из них применены все способы и приемы художественной обработки, характерные для выговских изделий: литой рельеф, гравировка, серебрение, золочение лицевой стороны и - фрагментарно - оборота. В сложенном виде створы складня имеют вид своеобразных книжных заставок. Преобладающий в декоре растительный мотив в виде побегов, плодов, листьев, переплетающихся стеблей, головок птиц близок к орнаментам старопечатных изданий и гравированных листов второй половины XVII в.

Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники" в полусложенном виде: первая створа - лицевая, третья - оборотная.. Выг, середина - вторая половина XVIII в.

 

Трехстворчатые складни представляют собой упрощенный вариант четырехстворчатых: без оглавия и богородичной створы, с двенадцатью клеймами на сюжеты двунадесятых праздников. Клейма на створах воспроизводятся в том же порядке, что и на створах-квадриптихах.

 

 

Складень трехстворчатый "Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. Воскресение. Рождество". Выг, первая половина - середина XVIII в.

 

К наиболее ранним малым трехстворчатым складням относятся тонкого литья посеребренные створы с гравированным изображением Голгофы на обороте (Кат. Na 4).

 

 

Cкладень трехстворчатый "Успение. Вознесение. Богоявление". Выг, середина XVIII в.

 

Декор складней, составленных из трех икон-клейм - "Успение", "Вознесение" и "Богоявление", дополняет эмаль.


 

Икона "Поклонение иконе Богоматери Тихвинской". Выг (?), XVIII в.

 

Многие клейма большого складня отливались в виде отдельных иконок.

 

Икона "Богоматерь Тихвинская", врезанная в доску. Выг, XIX в.


 

Даже фрагменты клейм cлужили моделью самостоятельных отливок или включались в другие композиции.

 

 

Складень трехстворчатый "Распятие. Троица. Богоматерь Знамение" (в полусложенном виде: первая створа - оборотная, третья - лицевая). Выг, вторая половина XVIII в.

 

На Выгу известен и другой состав изображений. Их источником послужили композиции древнерусских панагий - небольших складней, первоначально изготовлявшихся из драгоценных металлов в технике литья и художественной скани, а также резьбы и гравировки.

 

 

Складень двухстворчатый "Троица. Богоматерь Знамение". Выг, вторая половина XVIII в.

 

Многие выговские отливки несут в буквальном и переносном смысле отпечаток этих техник. Именно для выговского производства характерно точное воспроизведение гравировальной техники в литье. По преданию, в качестве материала для литейных форм использовался березовый гриб.

 

 

Складень трехстворчатый "Малый Деисус". Выг, первая половина - середина XVIII в.

 

Основная тема большинства композиций - моление. Это и "Малый Деисус" на трехстворчатых складнях, где каждая створа с отдельно изображенным на ней святым - самостоятельная иконка;

 

Складень трехстворчатый "Деисус с предстоящими". Выг, XVIII в.

 

и "Деисус с предстоящими", по числу изображенных святых получивший название "девятки".

 

 

Складень трехстворчатый "Деисус с предстоящими". Выг, XIX в.

 

Этот вид складня с деисусной композицией святоотеческого типа и изображением на одной из створ основателей Соловецкого монастыря святых Зосимы и Савватия стал своеобразной визитной карточкой Выговской пустыни. В нем нашла отражение преемственность Выга по отношению к Соловкам в тот период, когда закладывались основы идеологии и жизненного уклада поморского согласия.

 

Складень трехстворчатый "Св.Никола с предстоящими. Богоматерь всех скорбящих радость. Св. Кирик и Улита и избранные святые". Выг (?), Поморье (?), XIX в.

 

Молящимися также изображены святые в популярной композиции "Св.Кирик и Улита и избранные святые".


 

Крест киотный "Распятие с предстощими". Выг (?), XIX в.

 

На Выгу изготавливались и восьмиконечные кресты — киотные и большие напрестольные, с изображением Распятия на фоне панорамы Иеросалима. В их оглавии обязательно изображение Спаса Нерукотворного, а на перекладине - единственно чтимой в поморском согласии "титлы": "Царь Славы Исус Христос Сын Божий".

 

 

В больших количествах из меди и серебра отливались нательные кресты, или кресты-тельники.

 

Они изготавливались разных размеров: для мальчиков и девочек, мужчин и женщин. В старообрядческойсреде получили распространение тельники глухой восьмиконечной формы, со стилизованным растительным орнаментом по контуру, схематичным изображением Голгофы на лицевой стороне и текстом молитвы кресту - на оборотной.

 

 

 

 

Икона "Воскресение", врезанная в доску, с предстоящими св.Марией и св.Димитрием. Выг, конец XVIII в.


Особую группу составляют комбинированные изделия - литые иконы, врезанные в доску. Их композиционный центр - меднолитой образ, а доска(обычно с декоративной росписью) выступает в качестве оклада.


 

12 икон ("Покров Пресвятой Богородицы", поклонение иконам Богоматери и избранные святые), врезанных в доску. Выг, XIX в.

 

Для культового предмета традиционно иное сочетание материалов(деревянная икона в металлическом окладе), здесь же соотношение между ними переосмысливается в пользу "металлического образа" - как более долговечного. Такое восприятие произведений металлопластики наиболее характерно для старообрядческой среды. Медные иконки укреплялись на могильных крестах, над входом в дома и хозяйственные постройки.

 

Складень трехстворчатый "Богоматерь Тихвинская. Спас Нерукотворный. Св. Сергий и Варлаам". Выг, первая половина XVIII в.

 

Раннее выговское литье, выпускавшееся, видимо, небольшими сериями, отличается художественной отделкой оборотной поверхности. Единственным украшением легковесных тонкого литья миниатюрных створ с гладкой поверхностью является серебрение.

 

 

Складень трехстворчатый "Поклонение иконе Богоматери Тихвинской. Воскресение. Рождество" (оборотная сторона). Выг, первая половина - середина XVIII в.

 

Иногда посеребренный оборот трехстворчатого складня с сюжетами из двунадесятых праздников дополняет гравировка. Возможно, створы с выполненными от руки резными изображениями изготавливались на заказ.

 

 

Складень трехстворчатый "Деисус с предстоящими" (оборотная сторона). Выг, XVIII в.

 

Оригинальным плоскорельефным литым орнаментом, полностью заполняющим оборот трех створ, отличаются два безэмальных складня "Деисус с предстоящими" (Кат.Ny 24, 50). Схематизированный растительный узор сцентральным мотивом в виде сложносоставленных розеток, отлитый без доработки резцом, производит впечатление гравированного и имеет сходство со старопечатным орнаментом.

 

Декоративное оформление меднолитых памятниковвыговской школы глубоко символично. Нарядность,создаваемая сиянием позолоты и серебрения, обилиемполихромной эмалевой гаммы, орнаментальнымрельефом с изображением растительных мотивов,цветов и птиц, настраивала на радостное миро- ибогоощущение, не затмевая главного - сакральногосодержаниямеднойиконы.

 

Э.П.Винокурова, О.В.Молчанова, Л.А.Петрова

Рубрики:  *Металлопластика
*Статьи


Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 10 Июня 2011 г. 18:24 (ссылка)
Скажите пожалуйста а как можно определить дату изготовления складни?
Ответить С цитатой В цитатник
Клуб_Неформальной_Археологии   обратиться по имени Воскресенье, 12 Июня 2011 г. 15:11 (ссылка)
Можно определить век изготовления. Сбросьте фото развёрнутого складня,
(лицевой и обратки) и я постараюсь Вам помочь
serp59@rambler.ru
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку