Источник - И.А. Отступник "Энциклопедия кладоискателя". СПб.: "РЕСПЕКС", 1998 г.
*************************************************************************************************
Фарфоровые и фаянсовые изделия.
Они будут, пожалуй, самыми распространенными неметаллическими изделиями, которые встречаются в кладах. Такое заключение можно сделать на основе анализа найденных кладов, а объясняется это явление очень просто: золото и серебро накапливалось у малой части состоятельных граждан, а посудой и простенькими фарфоровыми украшениями пользовалось большинство населения двух последних столетий.
Большую часть таких изделий, конечно, составляли простые предметы, не обладающие художественной ценностью, но в кладах, датируемых периодом советской власти, нередки неожиданные находки, как-то: редчайшие изделия из собраний фарфора разных стран и исторических эпох. Объяснения тому долго искать не надо: в эпоху всеобщего отрицания художественных ценностей коллекции из разоренных особняков просто растаскивались по избам да квартирам. В клады же они попадали, в основном, во времена германского нашествия Второй Мировой войны> когда жители прифронтовых селений повсеместно закапывали свой скарб, который не могли унести с собой, подле оставляемых жилищ.
Помимо перечисленных выше путей оседания редкостей из фарфора и фаянса в простейших бытовых кладах, существует еще одна возможность обнаружить очень дорогую вещь среди простеньких керамических изделий прошлого. Дело в том, что некоторые предметы неожиданно приобретали какую-либо скандальную известность, в результате чего становились предметом "охоты" коллекционеров.
Примером такого изделия может служить фарфоровая статуэтка, изготовленная 150 лет тому назад на заводе Гарднера. Фигурка "Монах, несущий в снопе девушку" пользовалась огромной популярностью среди покупателей, поэтому ее "продублировали" много раз. Затем "тираж" был изъят и уничтожен; тем самым оставшиеся экземпляры перешли в категорию коллекционных редкостей.
В России первый фаянсовый завод появился в 1799 году под Киевом, а в конце прошлого столетия русское фаянсовое производство сосредоточилось на заводе в Тверской губернии.
Рождение главного русского фаянсового предприятия началось в 1809 году, когда аптекарь Ф. К. Бриннер начал строительство небольшой фабрики около деревни Домкино. Через два года фабрика продала первую большую партию фаянса - на три тысячи рублей, а еще через четыре года - почти в тридцать раз больше.
В 1829 году второй хозяин фабрики перевел производство в село Кузнецове, той же губернии, а в 1870 году хозяином стал "король русского фарфора" М. С. Кузнецов. Он с размахом расширил и усовершенствовал производство. Кроме массовой посуды, здесь стали изготовлять статуэтки и различные предметы хозяйственного обихода - пепельницы, солонки, чернильницы. По техническому исполнению продукция была безупречной, но художественные достоинства оставляли желать лучшего.
Обычные кузнецовские тарелки:
(Автор фото Leo)
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
В настоящее время изучено и опубликовано свыше 600 марок русской керамики. Но нередко еще и сейчас на изделиях старинного русского фарфора встречаются загадочные марки.
Марки обычно располагали на основании изделий. Подобно росписи на фарфоре и фаянсе, марки бывали расписные надглазурные и более устойчивые - подглазурные; нередко маркой был просто оттиск знака в необожженной массе.
Самой ранней маркой считают личную метку изобретателя русского фарфора Д. И. Виноградова (1720-1758 го-ды). На первых изделиях, созданных на императорском фарфоровом заводе в Петербурге под его руководством и непосредственном участии, имеется подглазурная ко-бальтовая марка: латинская буква W и, чаще всего, рядом с ней указан год изготовления. Такой маркой изделия клеймились примерно с 1748 по 1754 годы.
фарфор с этой маркой чрезвычайно редок: всего в России известны 8 вещей.
После 1754 года появляются знаки: маленький кружок со стрелкой или такой же величины кружок с точкой в центре.
С 1758 года рядом с этими знаками на изделиях соседствует черный двуглавый орел (редко - золотой). В дальнейшем марка этого завода стала стандартной - первоначальная буква царского имени.
С царской мануфактурой состязался в качестве товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербильках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова.
На ранних изделиях Гарднера вручную писалась размашистая латинская буква С.
В 70-90-х годах XVIII века, одновременно с этим отличительным знаком, уже меньшего размера, ставилась марка в виде скрещенных мечей (подражание марке знаменитого Мейссенского завода).
В самом конце XVIII - начале XIX веков на изделиях Гарднера, рядом с небольшой буквой С, ставится полная фамилия владельца: "САКВМЕК" латинскими или "ГАРДНЕР" славянскими буквами. Это было вызвано тем, что его продукция пользовалась огромным спросом, и некоторые фабриканты на своих изделиях предпочитали ставить марку Гарднера, а не свою.
Из прочих фарфоровых заводов России достойны упоминания Корецкий в Волынской губернии, где управителем был живописец Меро из Севра, и основанный в 1811 году в Горбунове под Москвой завод Попова.
В 1724 году в Москве возник первый русский керамический завод Гребенщикова. Вначале здесь вырабатывались изразцы и другие керамические изделия.
В 40-х годах XVIII века в значительном количестве выделывали майоликовую посуду, которой пользовались даже при царском дворе. Завод просуществовал до 1774 года. Марка Гребенщикова - большие буквы синего цвета, написанные или вдавленные в "тесто".
Немногочисленны изделия казенной фаянсовой фабрики вблизи Петербурга. Известна марка этой фабрики 60-80-х годов XVIII века: два перекрещивающихся морских якоря (герб Петербурга) и сверху - корона (см. рис. 15). Марка обязательно сопровождается датой изготовления.
Таковы марки русской керамики XVIII века - самых редких и ценных изделий из фарфора и фаянса.
Посмотреть и приобрести некоторые находки можно здесь: