"Отверженные" - энциклопедия жизни.
Роман Виктора Гюго "Отверженные" - это ответ на вопрос "Что за мир, в котором мы живём, и как в нём жить?" Поэтому читать его нужно не по советам знакомых, друзей и т.д., не после яркой аннотации или вывески экранизации, не для "статуса", не ради чего-то ещё, не в 20, 30, 50 лет, а только когда чувствуешь, что ты созрел, когда понимаешь, что готов.
Пишу так, потому что понимаю, что прочла этот роман слишком рано, я ещё не готова для него. Мне всего 15 лет, и многое из мыслей автора я не поняла, недопоняла и не прочувствовала. Бывало, я подолгу сидела над одной главой, пытаясь осмыслить, впустить в себя авторское мнение, и, честно признаюсь, для меня всё ещё осталась загадкой эта глава его произведения. Но всё же я пишу не просто так - и у меня есть определённое мнение о романе.
Прежде всего. Скажите, сколько раз вы укоряли этот мир в несправедливости, лживости, испорченности?.. А теперь ответьте, пожалуйста, разве он этого достоин? Наверное, кто-то из тех, кто читает эту рецензию, говорили что-то вроде "Жизнь жестока", "мир несправедлив" и т.п. неосмысленно, а просто чтобы утешиться, сославшись уже установленный до вас порядок несправедливости к добрым людям, безосновательной удачи злых... Я тоже думала так когда-то. Что-то вроде "Жизнь - боль" и пр. подростковые бредни. Но Гюго дал свой ответ на вопрос, который изменил мой взгляд на вещи. Люди, зарабатывающие на обмане и предательстве не живут счастливую жизнь, о нет! Таких людей может спасти единственно вера в свою правоту, идейность. Но, как мы видим по одному из героев "Отверженных", полицейскому Жаверу, и она даёт сбой. Этот человек служил закону, который в то время предусматривал ужасающе жестокие наказания. Вдумайтесь: каторга за украденный хлеб для голодающей семьи! Когда Жавер посылал на каторгу и следил там за каторжниками, он и не подозревал о чувстве долга, он вполне довольствовался законом и как высшей моралью, и как высшей религией. При чём тут чувство долга, спросите вы? Именно оно заставило Жавера переосмыслить свою жизнь. Это произошло, когда каторжник спас ему жизнь. "Разве есть вещи, не предусмотренные законом? Разве не всё поддаётся закону?" - спрашивал он себя. Перед ним стоял выбор: освободить каторжника из-под стражи или заново упечь на каторгу? После долгих выслеживаний, этот каторжник наконец у него в руках, сам пришёл к нему! Но он же спас ему жизнь, когда мог пристрелить... Не выдержав, Жавер бросается в реку...
Кроме того, утверждая о несправедливости мира, мы отмахиваемся от реальных, требующих решения, нашего вмешательства проблем. Так мы говорим как бы "этот мир несправедлив ко мне, я не стану его спасать, даже не попытаюсь". "Спасти мир" на самом деле не так-то сложно. Хотя относительно... Взгляните на Жана Вальжана, "ангела-хранителя" в романе Гюго. Его преображение началось в самом недостойном месте, которое можно только придумать. На каторге. Там он осознал не только что он был прав, украв хлеб для родных, но и что он был не прав также. Он размышлял: "Ведь я мог попросить этого хлеба, и, возможно, мне бы его дали..." Таким образом, он осознал, что наказание было справедливым, а вот его мера - нет. Дальше он был освобождён. В пути осознал, что и жизнь на свободе для каторжника - ад. От возвращения к преступности Жана Вальжана уберегла встреча со священником, который, обнаружив, что тот пытается его обокрасть, отдал всю дорогую посуду и сказал, чтобы эти вещи он использовал для честного восстановления личности. И он сделал так. Городок, в котором он стал мэром, расцвёл под его начальством. Он видел в людях прежде всего самих людей, их натуру. Судьба(точнее, автор) свела его с женщиной-проституткой. У этой женщины был ребёнок, девочка. Её она вынуждена была отдать на воспитание совершенно незнакомой семье Тенардье, которая выкачивала с женщины деньги якобы на содержание её дочки, а сама держала её на правах работницы без обуви и тёплой одежды зимой. Для того, чтобы получить эти деньги, Фантина, мать девочки, отрезала свои волосы, выдернула зубы и стала проституткой. Её выгнали с работы, денег не было, но девочка должна была жить. Конечно же, она недоедала. В таком-то состоянии и нашёл её Жан Вальжан. Женщину положили в больницу, Жан Вальжан обещался найти девочку, и Фантина умерла. Бывший каторжник исполнил обещание, и удочерил девочку - Козетту - , которая нашла отца в его лице и излечила раны его сердца.
После этого не замечать добро, милосердие и самопожертвование, позабыть обо всех, а думать лишь о несправедливости к тебе мира не боюсь назвать эгоизмом. Мир меняется, но люди в нём - нет. Гюго показал реальный мир со злодеями и героями. Осталось только решить, кто в нём вы. Нейтралитет в данном случае - всё равно что равнодушие. Равнодушие - это страшно.
Ещё Виктор Гюго подтвердил некоторые мои мысли. О неоднозначности суждений, т.е. о том, что никогда нельзя сделать однозначный вывод в каком-то вопросе. О том, что чаще всего лучший выход где-то в середине, в компромиссе, в сотрудничестве, если хотите. Сам он судит о многих вещах также, не претендуя на справедливость собственных слов(исключение составит, пожалуй, вопрос о революции). Считаю такую позицию правильной, и поддержку нахожу, например, во взгляде Антуана в книге Мартена Пажа "Как я стал идиотом"
Вообще идея произведения во многом извлекается из размышлений автора на разные темы, потому и идея не одна. Их также много, как много сторон духовной жизни людей. Вот почему в заголовок я поставила фразу "энциклопедия жизни".
"Отверженные", этот шедевр мировой литературы, мировой культуры, ещё во многом мною не додуман. Думаю, я буду возвращаться к нему за ответами ещё долгое время.
Но... в чём смысл жизни? Здесь, я думаю, В.Гюго в чём-то согласится с нашим русским писателем Чеховым. В рассказе "Крыжовник" Чехов призывает жить не для собственного счастья, а для чего-то большего... Для других, для их счастья. Так и Жан Вальжан, умирая, призывает своих детей разумно(т.е. с размахом, щедро) использовать накопленные им деньги, ведь копились они именно для детей. Этот каторжник, постоянно жертвуя собственной безопасностью, в течение жизни копил деньги, чтобы дочь ни в чём себе не отказывала. "Заказывайте ложу в театре, купите фиакр" - говорит он, и просит не отмахиваться от этих денег, ведь иначе вся его жизнь прошла впустую. Но всё же смысл жизни не только в том, чтобы жить для детей. Всё-таки, он шире. Жертвуя жизнью и, опять же, собственной безопасностью, Жан Вальжан вытащил из-под увязшей в грязи телеги и лошади старика, когда мог сам упасть под неё. Жить нужно не для себя, не для родных - для людей.