Нескучные Заметки-168: КЕДР МАРЕНГО |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, - колыбель не только революции, - но ещё и моды. А мода, как известно, бывает разной - хотя мне скажут, что разными бывают и революции, теперь уже даже "цветные" - и это именно их больше всего так опасаются в России. А вот бывает ли мода на революции - не знают даже там, в стране, что за 2900 км на восток от Нотр-Дам. Хотя именно там, в России, быстро переняли эту новую моду на загородное жилье - лишь только она возникла здесь со времен Версаля, ни один русский правитель не мог справиться с искушением подражать французским королям и жить вне шума городского - для краткаго произношения этой длинной фразы в богатом русском языке мигом возникло краткое словосочетание: "на даче".
Дачу в России имели все цари, начиная с первого, увидевшего Версаль, Петра I, а также все не цари, Версаля не видевшие, но царям всё равно подражавшие. Дошло до того, что за неимением иных успехов - или же за незнанием, а чем же в мире можно сыскать успех, русские стали хвастать своими дачами, как небывалым мировым достижением - в тот самый день и час, когда весь мир хвастал первым телеграфом, первым лифтом и даже - первыми автомобильными фарами, Александр II привез в Столицу Мира простые бревенчатые срубы - эти русския дачи - на ту первую для России Всемирную выставку 1867: да-да, именно ту, на которую наперебой хотели отвезти Бесприданницу все, окромя ея собственного мужа - все те, кому это было по карману и не лень, да и бросил тут - не Бесприданницу бросил, дачи - хотя наверняка, и её бросил бы тоже... Случилось к несчастью, что именно здесь, в Париже, на русского царя было совершено покушение - в него стреляли, к счастью - безуспешно. Не знаю, была ли то реакция именно на привезенныя дачи, да и видел ли вообще те русския дачи стрелявший, но событие то потрясло всю Францию куда больше, чем это могли сделать все русския экспонаты целиком. За брошенныя избы те русским дали серебряную медаль, а вот золотую дали за русский трактир, где кормили и поили всех бесхитросной икрой да водкою.
Дачи во Франции, или загородное житие вообще, как это пристало бы говорить здесь, здесь изобрела возможно, еще королева Мария Медичи, мать Луи XIII и бабушка Короля-Солнца, когда не желая жить в центре, повелела построить Люксембургский дворец, в то время находившийся не только за городом, но вдобавок ещё и на другом, пролетарском левом берегу!.. В это самое время, за 2900 км на восток от Нотр-Дам, ея современник Иоанн Васильевич ещё только думал собирать русское государство и ничуть не зная парижских мод, свою обитель строил в самом центре города, обнеся сперва ея высоченным заборищем "от своих", а после, вторым кольцом обороны - мирными поселениями своих же соотечественников "от чужих": а всё для того, чтобы всячески утруднить неприятелю, к которым издревне в РФ относили абсолютно всех на белом свете, "доступ к телу" - той гениальной мыслью Грозного Ивана, спасшей его от резни, традиционно грозныя московския правители с удовольствием пользуются еще с тех стародавних пор аж по наши демократическия, вроде бы, дни.
Демократично женившись на вдовой виконтессе де Богарне, молодой генерал Наполеон Бонапарт уже в неполные 29 лет обзавёлся своим собственным, городским жильем в Париже - многие ли из вас в его младыя годы побили этот рекорд?.. Ну это в России, а в Париже?.. То-то. То был прежде арендуемый Жозефиною у бывшей супруги знаменитого трагика Тальма небольшой особняк на улице Шантерен, в который молодая и привела своего второго мужа сразу после свадьбы генерала. 5 декабря 1797, вернувшись из Первого италианскаго похода, и, среди прочих гостинцев, привезя в Луврский музей самую большую картину, генерал становится свидетелем церемонии переименования романтичной улицы Поющих Лягушек, на которой он жил, в улицу Побед: торжество, посвященное италианским победам Бонапарта, случилось 28 декабря 1797, сразу же после Рождества. Через три месяца генерал Бонапарт выкупит этот особняк у прежней владелицы - сделка состоялась 26 марта 1798 и произошла буквально в двухлетнюю годовщину их совместной супружеской жизни. Приобретя собственное жилье в городе, Наполеон и Жозефина получили полное право претендовать на жилье загородное - как и все порядочные буржуа. Наполеон снова отправился в поход, на сей раз - в Египетский, и ввиду занятости мужа по работе, загородный дом подыскивала Жозефина: им стал небольшой замок, шато - по-русски сказали бы поместье, располагавшееся всего в часе тогда езды в Мальмезоне - ближайшем пригороде столицы. И вот как тогда всё это было:
Свое необычное название, как правильно сообщают Наполеону в видеоролике, это место приобрело во время норманских завоеваний - а то был IX век, когда банды Викингов оселились в близлежащем, а нынче уже городке, Рюэль / Rueil и оттуда совершали разрушительные и грабительские набеги на окружавшие поселения. В местной историографии сохранились различные по произношению, но схожие по смыслу наименования этой местности, как напр., Мальпорт - плохой порт, Морепа́ - отвратительная берлога, и наконец, Мала Домус / Mala Domus - диавольский дом, впервые упомянутый в 1244. Офранцуженное название Мальмезон возникло уже в XIII веке и с той поры используется по наши с вами благословенны дни.
С 1390 по 1763 эта земля, на которой в ту пору еще не было никакого замка, находилась во владении семьи Гийома Гуде, сержанта армии короля Франции Шарля VI, затем перешла к семье парижского мясника, а в дальнейшем, в качестве приданого, к нескольким членам парламента, один из которых, Кристоф Перро, решает перестроить бывшее феодальное поместье - произошло это в 1610-1620. В дальнейшем члены его семейства стремились дополнить основное здание все бо́льшими и бо́льшими пристройками, когда наконец в 1780 семья Куто придала зданию более-менее законченный вид, который в целом сохранен и теперь. К тому же, семья Куто преобразила окружавшую дом "ужасную берлогу" в приятный парк, разбитый в английском, т.е. несимметричном, стиле - хорошим примером английского стиля для моего читателя будет известный ему парижский парк Монсо.
В связи с революционными трудностями, семья была вынуждена продать имение, которое вскоре нашло себе покупателя в лице уже известной вам Жозефины Бонапарт, исполнявшей поручение ея мужа по поиску подходящего загородного дома. Поскольку Наполеон уезжая в Египетский поход, все деньги оставил не супруге, а брату Жозефу, по сделке, состоявшейся 21 апреля 1799, Жозефина внесла бывшим владельцам лишь частичный аванс в сумме 15 000 франков - говорят, эти деньги под честное слово ей занял парижский банкир Уврар - не помня той увраровской доброты, в "благодарность" через десять лет Наполеон посадит его на три года, - но всё это произойдет уже значительно позднее. А теперь, по возвращении из Египта в Париж, Наполеон внес недостающую разницу, и семья стала полноправными владельцами дачи под Парижем.
Пока ея муж был вновь занят по работе - подготавливал и проводил тот самый государственный переворот, за который его после - на этом и даже на том свете, будут неустанно шельмовать в России, его супруга тем временем скоренько наняла не сильно дорогих тогда, но креативных, ибо молодых архитекторов Персье и Фонтена для преобразования приобретеннаго поместья в модном тогда неоклассическом стиле, а также поручила им переустройство окружающего парка. Архитекторы резво принялись за дело и всего за несколько месяцев, уже к новому, 1800 году, Мальмезон встречал очередное столетие уже вот в таком вот обновленном виде:
Внимательному читательскому взгляду будет нетрудно заметить все те различия, что разделяют верхнюю и нижнюю фотографии - а помимо прочего, их разделяет уже 200 с лишним лет!.. Прежде всего, на нижней фото читатель заметит героя нынешней публикации - знаменитый ливанский кедр, который за все эти годы приобрел лишь только дополнительной мощи и значительности, и ничего не утратил.
Также от пристального взгляда не ускользят два добавленных небольших флигеля и два небольших мостка: слева - ведущего в кабинет Императора, и справа - в музыкальный салон Императрицы. Следует сказать, что тот музыкальный салон уже позднее, в годы Империи, был продолжен новою пристройкою - т.н. Гранд-Галери, на манер той, что располагала в Лувре Мария Медичи, и где тогда Жозефина хранила свои любимыя картины Императрица Жозефина. После известного налета визита в Мальмезон русского царя от картин в той галереи остались лишь голые стены, а в 1829 уже от самой пустующей галереи не осталось и следа... Но моему читателю её всё равно ещё можно увидеть - по крайней мере, на макете - в самом конце этой Нескучной Заметки.
На верхней фотографии Мальмезонский замок изображен несколько с небес, - там нет ничего, столь высокого, на что можно было бы залезть - как минимум, то была какая-то передвижная вышка. На нижнем же фото читатель может себе позволить уже спуститься с небес на землю, - здесь показан замок с главной аллеи - так, как он и выглядит в наши дни.
Для желающих ощутить иллюзию своего присутствия здесь, рекомендую посмотреть вот этот видеоролик:
на нижнем фото замок показан уже со стороны парка, а мраморный бюст в самом последнем окне справа, его вы видели в ролике - указывает на то, что здесь - кабинет Императора.
в память о двух Итальянских походах Первого консула в его библиотеке, впоследствии ставшей уже Императорский, стоят эти два толстенных фолианта...
Вид на знаменитый кедр Маренго от окон Императорскаго кабинета: не знаю, имел хоть какое-либо практическое значение этот ров, что выкопан лишь со стороны сада - возможно, это было как-то связано с необходимостью дополнительного освещения кухни, что по традиции располагалась в самом низу - но также возможно и то, что это простое следование тогдашней архитектурной моде. Если вы посмотрите, какой глубины выкопаны рвы вокруг заглавного королевского входа в нынешний Луврский дворец - с его восточного фасада, где знаменитая коллоннада Пьеро - то вы поймете эту моду во всей ея глубине! Слева на снимке - хвостик той, приведшей ко всему, тропинки...
Именно вон по той тропинке, что выворачивает слева на верхнем фото, пройдет Наполеон Бонапарт вот в этом видеоролике:
Эта примечательная тропинка - я и сам не раз проходил по ней, - так всем запомнится, что позднее станет центром сюжетов даже на тарелках императорскаго фарфора:
а ведь когда-то ея здесь как буд-то бы и вовсе не было - хотя Аполлон Бельведерский уже стоял:
Всё меняется с течением времени - и как вы знаете из ИТОГОВ МАРЕНГО, со Второй италианской кампании Бонапарт вернулся преображенным внешне: он подстригся и навсегда сбросил свой синий генеральский мундир. Многие исследователи гадают, почему же это произошло. Я высказал свое предположение - Наполеон просто повзрослел, ему уже было слегка за 30, он начал лысеть и полнеть - и причины сменить гардероб и прическу были вполне естественны. В Мальмезоне весит оригинал первого портрета Бонапарта в полный рост, созданного как раз в то время - его автором стал молодой, тоже тридцатилетний художник Жан-Батист Иза́бэ, - забегая вперед, стоит сказать, что Изабэ был - (Изабэ стал!) не просто художник, а даже, как это до сих пор называют в России, художник-модельер: именно он создавал большинство разнообразных нарядов Жозефины, именно он отвечал за её макияж, и именно ему всего через 4 года будет поручено заниматься всей сценографией церемонии Императорской коронации!..
Тогда же, в 1800, он только лишь входил в круг, и вполне могло быть так, что это именно он порекомендовал (возможно, что не напрямую -через Жозефину) обратить внимание на форму полковника конных егерей - легкой кавалерии. Форма приглянулась Наполеону - размер тоже был походящим, и Бонапарт, с бедных своих юношеских лет не приученный самой судьбой к частой смене и разнообразию туалетов, просто носил то, что дали - очень мало размышляя на этот счет. В таком виде его и запечатлел Изабэ - при этом Первый консул отметил сходство, а также удобство - Изабэ рисовал, наблюдая за Первым консулом во время его прогулок по парку: для создания портрета тому не пришлось часами позировать, замирая в одной и той же позе, чего Бонапарт, будучи непоседой, страшно не любил. Так, через Жозефину, после - через портрет, Жан-Батист Изабэ приглянулся и Первому консулу: так входят в круг!..
Портрет интересен внимательному и сведущему читателю прежде всего своими деталями - непосвященный не увидет в нем ничего интересного и перелестнет страницу. Посвященные же отметят, что Бонапарт изображен здесь в том самом образе, который вскоре станет неразрывно ассоциироваться с Наполеоном - выставленная вперед нога и рука, заложенная за жилет. Есть две версии, почему он так делал: первая - героическая, Наполеон-де принимал картинныя позы, подражая античным героям и тем позам, в которых они были запечатлены в книжных иллюстрациях. Вторая - прозаическая: от нерегулярного питания у него уже тогда начал беспокоить желудок, и рука инстинктивно тянулась к этому месту...
Внимательный взгляд заметит, что Наполеон изображен еще пока без орденов, и без широкой красной ленты ордена Почетного легиона: эти регалии дополнят вскоре его образ. Любопытен и фон картины - у крыльца Мальмезона еще нет обелисков, но уже стоит Аполлон Бельведерский, а также - два кентавра: их хорошо видно при полном увеличении снимка. За правым плечом генерала в форме полковника можно заметить тянущуюся вверх молодую крепенькую елочку - это и есть знаменитый кедр Маренго!..
Этот удачный портрет Первого консула руки Изабэ был тогда настолько популярен, что его не раз перепечатывали даже англичане - дополняя сидящей на лавочке Жозефиной.
Даже великий Жерар не удержался впоследствии срисовать Первого консула у Изабэ, исполнив его уже в полу-императорском обличьи, но также допустив ошибки - волею Жерара у Бонапарта появился уже даже орден Почетного легиона, и даже - Большой крест, но все еще нет италианскаго ордена Железной короны, который был учрежден еще позднее, 5 июня 1805, а также и знаменитой красной ленты ордена Почетнаго легиона, которая, конечно же, полагалась кавалеру Большого Креста...
Оригинал же столь знаменитого портрета Первого консула скромно висит в простенке при выходе со столовой замка Мальмезон - кстати, вы его видели вот в этом видеоролике.
Любопытна подпись художника на портрете:
"БОНАПАРТ. Посвящается Мадам Бонапарт
её самым скромным и самым послушным слугой - par son très humble et très obéissant serviteur - Изабэ".
На верхнем снимке - стоит, торчит, пронзая небо, во всей своей эротической красе один из двух обелисков, в память о Египетской кампании, давшей Первому консулу деньги на приобретение всего этого поместья. Обелиски те "с прошлым", и прежде, как видно на многих картинах, их тут и близко не было - они появились здесь в 1807, т.е. уже в Империи, когда Александр Ленуар, который был назначен уже Императрицею Жозефиною куратором объектов искусств в Мальмезон, решил украсить вход в замок со стороны сада этими двумя обелисками - которые вовсе не были египетскими, но вместе с тем, не были и простыми: то были обелиски из красного порфира (а не из этого же материала будет позднее создан Саркофаг Императора?), которые стояли прежде у входа в родовой замок Ришелье в Пуату, что на западе Франции, где кардинал и родился, но который к тому времени был уже полностью разрушен революционировавшими прихожанами.
Примечательно, что как и Александровская колонна в Петербурге, которая будет установлена там лишь спустя 30 с лишним лет, и также, как Люксорский обелиск на главной парижской площади Согласия, который будет воздвигнут еще позднее, - Мальмезонския обелиски будут поставлены столь же удивительно и хитро: как видно на фото, вот уже дольше всех, две сотни с лишним лет они твердо стоят на твердых железных пушечных ядрах, и совсем не двигаются с места - как это можно было заметить, например, в 1812, когда были написаны эти акварели, 12 видов Мальмезонскаго дворца, один из которых - на нижнем фото. Кстати, ту самую елючку, что видна на верхнем фото, вы без труда найдёте на фото ниже - верно?
На нижней фото, сделаной около 1900, видны не только смирно стоящие обелиски, но также и малый кедр, растущий чуть справа - теперь его нет, и вот это бы было подлинной загадкой!
На верхнем фото того же самого места, сделанном в эти летние дни, большой кедр стоит - он виднеется слева, а вот малого кедра, который должен был быть где-то неподалеку, уже нет... В чем же его тайна?!
Фасад здания - и со стороны двора, и со стороны парка, щедро украшен статуями. Но если вы заметили - четыре ниши в торцах двух боковых флигелях со стороны двора всё это время, с 1800 и по наши дни, постоянно стоят почему-то незаполненными... Тут важно пояснить: со стороны двора - во французском понимании, это с фронта, с передней, парадной стороны здания - двор во Франции вообще, а в том числе - и во французской архитектуре в частности, всегда - место почётное, зачастую его так здесь и называют - Cour de Honneur / Двор Почета, - в отличии от России, где двор - это нечто сзади, за домом, и при том зачастую - уж далеко не притязательное на вид...
В соответствии с таким регуламином, все экреры со стороны двора увенчаны статуями, но в то же время, на фасаде со стороны парка - статуй всего четыре, на других же эркерах стоят вазы Медичи. Однако, на некоторых старинных рисунках и гравюрах при увеличении можно разглядеть, что в прежнее время на остальных эркерах со стороны парка также стояли статуи. В чем же тут дело? Или некоторые статуи были разрушены - известно, что замок довольно сильно пострадал во время франко-прусской войны, или же - добавленные на место ваз статуи существовали только на бумаге, как всего лишь выдумка невнимательного художника?..
Стоит также сказать, что когда перед входом ещё не было обеслисков на их месте в 1800 стоял Аполлон Бельведерский - в пандан ко статуе Дианы-охотницы, выполненной по образцу фонтана в саду Дианы в Фонтенбло: обе можно хорошо разглядеть на фрагменте, что ниже, картины художника Франсуа Фламенга - две его картины, десятилетиями провисевшие в перепутанными названиями, мне пришлось в свое время поправлять в Эрмитаже. Бронзовую Диану, равно как и Аполлона сегодня тоже можно увидеть в парке - их просто перенесли несколько в сторонку от входа. Мраморный же оригинал статуи Дианы внимательный читатель найдет в Луврском музее - в зале Карреатид.
Три последующих снимка посвящены кентаврам - их тоже видел и Наполеон, и Жозефина, и даже - царь Александр I, и мы с вами, ибо они появились тут в самом начале - в 1800 и стоят до сих пор, и кликнув на фото и увеличив его в полный размер, читатель сможет без посторонней помощи, совсем самостоятельно установить, а чем же именно юный кентавр отличается-то от старого - включая и подробно воплощенные античным скульптуром все вторичныя и первичныя половыя признаки, которые всех больше всего всегда и волнуют.
И может вот как раз именно с этого самого места, на одном из легких пикников в такой же летний день, Первый консул спросил своего старого гренадёра: "Вот мадам Бонапарт уже успела отметить наши с тобой победы под Маренго - а чем же мы ответим ей? Не посадить ли нам тоже свой кедр, a-la pendant, в пару - но уже на другой стороне дороги?"
Внимательный читатель давно подметил: всё здесь парно, всё - по двое: два обелиска, двое кентавров, Аполлон и Диана, Наполеон и Жозефина, - всё это говорило мне, что и кедров здесь тоже должно было быть двое. Так и случилось - наряду с фотографией основного кедра, посаженноо Первым консулом слева от дороги, мне также попалась старинная фотография второго кедра, который стоит в несколько ином положении - правее от дороги. Подпись на фотографии гласила: "Рюэл, Шато де ла Мальмезон. Кедр, посаженный Императрицею Жозефиной" - оба эти снимка перед вами.
Так и случилось - каждый из двоих отметил победу при Маренго по своему, высадив свое собственное дерево самостоятельно. Встречаются также мнения, что Наполеон высадил свое самой весной, задолго до битвы при Маренго, о своем участии в которой, равно как и о том, чьею же победою она завершиться, он в ту минуту даже и не подозревал, посколько еще только готовился ко Второй Италианской кампании. Это вполне возможно: весьма вероятно, что свое громкое название прежде посаженный кедр получил уже по возвращению Бонапарта в Мальмезон... По возращению с победой!
Второй же кедр, высаженный Жозефиною, в сожалению, не пережил всех испытаний, что выпали как на его долю, так и на долю замка. Как утверждают специалисты, несмотря на своё южное происхождение, ливанские кедры довольно стойки к низким температурам, если только период морозов будет непродолжителен - в противном случае, они быстро погибают. В это трудно поверить, но иногда даже и здесь бывает зима!.. Возможно, одной зимой так и случилось - и кедр в Мальмезоне остался без своей пары. В этой удивительной истории есть определенная мистика - ведь именно в Мальмезон после развода с Императором отправится Жозефина, и именно здесь она и скончается - оставшись без пары...
Возможно, что именно с этого ракурса пбер-Жозеф Малый / Pierre-Joseph Petit напишет эту одну и своих самых популярных картин: Вид на Шато де Мальмезон, фасад со стороны парка. Вот так она выглядит в музейном оригинале, -
а вот так - сама по себе: желающие, кликнув по ней, могут рассмотреть все подробности!
Две предыдущие фотографии с разницей, не менее, чем в сотню а то и в полторы сотни лет, показывают одно и тоже место: вид на кедр Маренго уже со стороны двора, - именно с него мы и начинали свой путь. Последняя фото, на которой видны не только сам знаменитый кедр, но также еще и кусочек замка, примечательна ещё и тем, что это именно те самыя двери, что вели из музыкального салона Жозефины дальше, вглубь - ту самую Гран-Галери: на плане, изображающем все поместье именно так, как оно выглядело во времена Наполеона и Жозефины, эта вытянутая пристройка, в которой располагалось тогда похищенное царем Александром I для пополнения Эрмитажа собрание картин Императрицы Франции и королевы Италии, обозначена стрелочкой.
В заключение этой Нескучной Заметки, которая писалась вашим покорным слугой с лета 2014 практически целый год стоит отметить неприменный русский след: внимательный читатель Нескучных Заметок уже привык к тому, что такой русский след, годами и веками оставляемый русскими в нашем Париже, обязательно есть в каждой из Нескучных Заметок, - и даже этой не удалось его избежать!..
Как оказалось, в хроническом подражании к жозефиновой с наполеновой моде, к кедрам возле окон собственных квартир вполне не равнодушны и новые русские - одна из прежних супруг изрядно любвеобильнаго русскаго пресс-секретаря совсем любвеНЕобильнаго ег шефа, который не так давно с треском опозорился на весь мир своими дорогими часами, стыдливо прикрывшись подарком жены,- одна из прежних супруг этого человека, которой в свою примерную каденцию прежде счастливо удавалось избежать начала собственной семейной жизни даже не с хвастовста, а с позора мирового масштаба, однако же отчего-то сохранившая еще пока эту позорящую теперь ея русскоязычную фамилию, хотя и представляющаяся всем просто, как Катя из Москвы, мадам Екатерина Пескова, обширно живописала в своем интервью Татлеру, что нынче-де она живет припеваючи с видом на кедр 1860 года на знаменитой авеню Фош.
Жаль, что иные русские, единственной достопримечательностью видят лишь кедр в окне, напрочь забывая, а даже и не понимая, где ж именно они живут, что помимо кедров, дубов и платанов самых разнообразных годов, здесь, в Париже, их окружают заслуженные персоны мирового масштаба - даже навскидку сказать, что авеню Фош - это совсем не лес, и знаменита она уж вовсе не кедрами, а тем, что здесь жили Мария Каллас и Онассис, в соседстве с ней - Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, а еще поодаль - семейство барона фон Ротшильд, а также - семья владельца завода из знаменитого фильма La CARAPATE / ПОБЕГ в участием Пьера Ришара - и этот момент мы вскоре обсудим в Нескучных Заметках!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЁМ ПАРИЖЕ:
ЛУЧШАЯ ДЕСЯТКА - В ПОДПИСАННЫХ И КЛИКАБЕЛЬНЫХ КАРТИНКАХ!
(процитируйте полный перечень Нескучных Заметок)
Все права защищены © myparis 2009-2016 © Tous droits réservés
Рубрики: | NAPOLEON Парижский ШИК... Тайны ПАРИЖА... до 16-ти! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |