Нескучные Заметки-118: РУССКИЙ КВАРТАЛ ПАРИЖА-II |
часть вторая
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, весь православный парижский народ 5 мая будет праздновать Пасху Христову. В большинстве своём, все придут сюда, в русский квартал Парижа, который практически сам собой сформировался вокруг русского, кафедрального, а значит - главного в городе, - собора св. Александра Невского, что располагается в нашем Парижике, на тихой улице с благозвучным русскому уху названием Дарю (фр. rue Daru).
Удивительно, - но всего за три дня, что прошло с момента выхода первой части этой Нескучной Заметке, в мире произошла масса интереснейших событий, которые оказали колоссальное воздействие на весь ход мировой Истории, но которые совершенно никак не отмечают в России - там в разгар XXI века, до сих пор увлечены какими-то старообрядческими берёзами (впрочем, сильно ошибётся тот, кто рикнёт подумать, что я далёк от тех берёз - мой внимательный читатель знает, что и об этом есть у меня: вот послушайте!)...
Итак, по порядку: в тот самый день и час, когда вы все с упоением читали первую часть, весь мир скорбел по поводу 428-летней кончины основателя григорианского календаря, Римского понтифика Григория XIII - именно его мудрому совету не внимал никто в России до большевиков, и только они опомнившись, послушались! В этот же день всё прогрессивное человечество отмечало Международный день движения сопротивления, посвященный всем, кто противодействовал фашистам во время Второй мировой войны на территориях, оккупированных войсками Третьего рейха: у меня тому моменту посвящен один из скандальнейших постов.
На следующий день, 11 апреля, свободолюбивый русский царь, император Александр II впервые в истории России, официально утвердил государственный герб России - двуглавого орла. Но в России и даже это не помешало обращаться с тем гербом совершенно вольно: доходило до курьёзов. 11 апреля во всём мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей - по дню восстания в Бухенвальде. Что означает последнее слово, в России, до сих пор громко хвастающейся своими старыми гулагами, известно далеко не каждому.
Сегодня же, 12 апреля, не только Хрущёв запустил Гагарина в космос: благодаря усилиям Человека в Пальто, с не так давних пор в России и аж до сих пор принято считать, что якобы в этот день родился его старший брат Александр Ильич Ульянов, который на самом деле родился почти две недели тому назад - 31 марта 1866 года. Стоит ли тут повторять, но колоссальнейшим открытием для многих, кто это сейчас читает, будет осознание того факта, что и тот младший брат на самом-то деле не является Тельцом, ибо родился вовсе не 22 апреля...
Год спустя, как он действительно родился, в России наконец, выпустили первое шампанское вино, подражая французам, а в Париже те, кому вновь родившийся так хотел подражать, постановили опрокинуть Вандомскую колонну. После по суду пришлось поставить, но в России хорошо запомнились лишь только первые строки той бравой песни: "разрушим, до основанья!.." В этот же день, 75 лет тому назад в нашем Парижике скончался проживавший на авеню Эйлау великий русский бас Феодор Шаляпин. Ну и конечно же, стоит вспомнить, что именно сегодня победоносно завершилось Ледовое побоище, при котором доблестными русским войсками командовал князь Александр Ярославович Мономах больше известный, как Александр Невский. Ему-то и посвящен тот самый собор, что является центром русского квартала Парижа.
апрель 1910 - апрель 2009
На четырёх верхних фото, снятых с одной и той же точки, но с разницей в сто лет, видно, как менялся - и как изменился за целый век русский квартал Парижа: думается, трудно будет найти даже и пару отличий. Вместе с тем, внимательный читатель увидит, что отличия всё-таки есть, и не только в количестве личного транспорта. Прежде всего обращает на себя внимание сам храм - а именно разница в ширине тронов, на которых сидит Христос на фронтоне: на фотографиях это сильно заметно. Трон ему сузили по непонятным экономическим соображениям ещё во время реставрации, которая проходила в 1955 году. Трудно понять замысел реставратора, осмелившегося съэкономить на троне самого Господа, причем съэкономить не трон, а всего-то краску... Возможно, разгадку мне подскажут читатели Нескучных Заметок, кто не раз перечитывал про Трон Императора, который не так давно побывал в России?
Сама идея построить в Париже самостоятельный русский храм витала в воздухе довольно давно - единственной русской церковью во французской столице с 14 сентября 1807 по указу Александра I была посольская церковь, а с 1829 - небольшая, т.н. Петропавловская церковь, что находилась в арендованном «скромном и некрасивом домике» в районе Елисейских полей, на ул. Берри, 12, и была «мрачна, тесна и бедна». К тому же, на аренду каждый год уходило более пяти тысяч франков. Именно здесь молились Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, венчались Я. П. Полонский и А. А. Фет. Наконец, в 1856, через год после окончания Крымской войны, было получено одобрение Императора Николая II на постройку отдельного храма. В следующем году свое разрешение дало французское правительство, благодаря положительной позиции Наполеона III и активной поддержке Великого князя Константина Николаевича, который «душевно желал видеть в Париже храм, достойный Православия».
В результате проведенного конкурса выбран был проект придворного академика Р. И. Кузьмина, который поставил задачей «дать такой характер своему произведению, чтобы каждый русский, живущий в Париже, взирая на этот храм Божий, с умилением вспоминал о своем любезном отечестве… и чтобы в стиле его не было резкого противоречия с окружающими зданиями». В общем-то, надо сказать, эта идея оказалась воплощена блестяще! За проект, составленный в эклектичном византийско-русском стиле и близкий работам К. А. Тона, Кузьмина избрали членом Французского общества архитекторов. Так, благодаря Наполеону III, превращавшему Париж в Столицу Мира, в центре города решено было создать русский храм, вокруг которого и начал образовываться русский квартал.
Когда начался сбор средств, первый предстоятель Жозеф Васильев, известный православным как о. Иосиф, специально ездил в Россию. Отмечается, что Государь пожертвовал 50 тыс. руб., столько же — Синод, много собрало купечество (Бенардаки дал 100 тыс. франков), крупные суммы внесли русские парижане, в их числе гр. Павел Дмитриевич Киселев, посол России во Франции. Из необходимых 260 тыс. руб. серебром собрано было 230 тыс. На покупку у семьи Аннонсэ - мексиканских аристократов - участка в 2,3 гектара пошло 185 тыс. франков.
Хронология создания храма более-менее такова: морозной зимой 19 декабря 1859, когда в Париже ещё не было ни базилики Сакре-Кёр, ни даже Эйфелевой башни, в день восшествия на престол Александра II, о. Иосиф произвел торжественную закладку первого камня, на которой присутствовал российский посол и около трех тысяч парижан. Храм вначале был запланирован трехпрестольным и посвящался Сошествию Св. Духа, св. Александру Невскому и св. Николаю — святым, соименным Государям Александру II и Николаю I. Боковые приделы предназначались для нерусских православных парижан.
Для строительства был использован традиционный для Парижа белый тесаный камень - тот самый pierre blanche, из которого позже построят Сакре-Кёр на Монмартре. Как и в Нотр-Дам, пол был выложен из черных и белых каменных плит. Уже через год черновая стройка была завершена - летом 1860 года были поставлены золотые главы и кресты. Строительство, во время которого «строительный материал не носился каменщиками, но поднимался кверху машинами», обошлось в 835 тыс., отделка — в 540 тыс. франков; превышение сметы (300 тыс. руб. серебром) в 134 тыс. принял на себя Александр II.
В тимпане лучкового фронтона на фасаде церкви профессор Академии художеств А. Е. Бейдеман выполнил на золотом фоне специальными водоустойчивыми красками фреску - копию мозаики «Благословляющий Спаситель на троне» из итальянского храма Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (V в.). В 1956 году при капитальном ремонте пришедшая в негодность фреска была заменена мозаикой, на которой и сузили трон Спасителю - по одним данным, выполнил ее мозаичист М.Герцели, по другим - мозаичная копия фрески была сделана в Мурано М. Эрзеле. Интересно сравнить, кто из них был более близок к равеннскому оригиналу?
Орнаменты арок Александро-Невского собора воспроизводят некоторые детали храма Святой Софии в Стамбуле. Вот так с миру по нитке, скопировав одно там, другое - вон там, и был простроен храм, который должен был стать русским. До сих пор никому за рубежом не понятно, как путём странной работы "волшебника-недоучки", о котором ещё пела русская Далида, - путём крутого замеса в одно нескольких обрывков совершенно разных стилей, можно добиться того, чтобы полученное совпадало и попалло в русский стиль! В этом - вся магия!.. Но между тем, любой русский, кто бросит взгляд на эту “византийскую эклектику”, без сомнения увидит в ней что-то чрезвычайно знакомое. И может быть потому, что стиль русский - это вовсе и не стиль, а вот такой вот замес?..
Довольно странно, - но если приглядеться в те старые фотографии, то мне кажется, что на них, помимо широкого трона, Христос был изображен не один - а как буд-то бы, держащий на руках младенца!? Довольно странно - ведь всегда это именно его держали на руках! А вот что вы видите? Чтобы разобраться, пришлось пойти в архив: вдумайтесь только - во французском архиве удалось найти фото русского храма, - звучит! И на той старой фотографии, даже можно разглядеть что же там было нарисовано, на той первой фреске. Картинка кликабельна - это 1917 год, еще даже до придания храму статуса кафедрального и женитьбы там Пикассо. Возможно, что и до русской революции, - судя по весенней, а не осенней погоде вокруг.
На этой картинке отчетливо уже видно, что сидит Христос сам, один, на коленях никого не держит, однако же что держит в левой руке - увы, застит крест... Но возможно, вы окажетесь глазастее и разглядите?
Ещё одна любопытная деталь, - так это та книга, что держит в руках Христос парижский. А на книге надпись - "Я есмь свет мира". Любопытно, что отличия парижского Христа от равеннского в том, что Христос равеннский, которого мозаично нарисовали ещё в пятом веке, вместо книги держит в руках лампу - символ света. Но то, что было прилично в веке пятом, стало зазорно в просвященном веке девятнадцатом, а тем более в Париже - Городе-Светоче! С надеждою в том, что уж нынешним-то прихожанам не надо всё объяснять на пальцах символах, они люди грамотные, могут и тексты читать, в т.ч. и Нескучные Заметки, и была нарисована вместо той лампы и книга - тоже в общем-то символ!..
Для освящения новой церкви 30 августа 1861, в канун престольного праздника и дня тезоименитства Государя, из России прибыло «посольство от Синода и от Российской Церкви», епископ Ревельский и будущий архиепископ Варшавский Леонтий с митрополичьим хором, а также духовенство из русских храмов Европы. 11 сентября 1861 года, при большом стечении священников, гостей из России и парижан, Леонтий совершил обряд освящения церкви во имя Святого Александра Невского. Почему его именем? Вновь жду ответа моих просвященных читателей, но никто не смейте заглядывать в википедию - с календарными днями Александра Невского американская дата 11 сентября никак не совпадает - здесь надо думать.)) Ибо князь Новгородский, великий князь Киевский и Владимирский, русский полководец Ал. Невский родился 793 года назад 30 мая 1220 и скончался 4 ноября 1263.
Как отмечалось, "на торжестве присутствовал весь состав российского посольства во главе с послом П. Д. Киселевым и представители Императора Наполеона III. В крестном ходе иконы несли: гр. Н. Н. Муравьев-Амурский, бывший губернатор Восточной Сибири, кн. Лобанов-Ростовский и гр. И. М. Толстой, член Государственного Совета. В час торжества на улице собралось около шести тысяч парижан. Вскоре после освящения в храме побывала французская Императрица Евгения.
Торжественное освящение парижской церкви имело большое церковно-политическое значение. Оно рассматривалось как «явление чести и славы всей Церкви Православной» в сердце Европы. Это была первая отдельно стоящая церковь в европейской столице, возведенная к тому же в католической стране. «Во Франции воображали, будто восточные христиане не имеют ни одного из верований Церкви римской и будто в этой только последней Церкви — истинная Вера и истинно Христианское богослужение. Каково же было изумление французов, когда они увидели храм, украшенный иконами Иисуса Христа, Пресвятой Девы и святых, когда увидели совершение таинства Евхаристии, торжествуемое с таким благочестием и величием, когда увидели епископа и достойных уважения священников, отправляющих службу с такою верою и достоинством!» — писал французский аббат Владимир Гетте, позже перешедший в Православие.
Мало кто знает, что в действительности нынче в здании находятся две церкви и два прихода. Каждое воскресенье служат две службы - одну на французском языке, в церкви Святой Троицы (нижний храм), что расположена в подвале, другую - на русском языке, в церкви верхней, Св. Александра Невского. Нижняя церковь, где поставили одноярусный иконостас из прежней посольской церкви, была освящена о. Иосифом 1 февраля 1863, прежде в ней обычно служили зимой. Накануне общего ремонта в верхней церкви, в 1953–1954 своды подвала расписал в рублевском стиле со своей супругой А. А. Бенуа - то самый, что создал и расписал русский храм на знаменитом русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, а также очень необычный памятник галлиполийцам.
7 июня 1867 года, чудом избежав гибели от пули террориста 26 мая в Булонском лесу, привезший в первый раз в Париж, на Всемирную выставку, достижение своей страны - знаменитые русские избы, император Александр II отстоял в этом храме благодарственный молебен в присутствии французского императора Наполеона III, императрицы Евгении и прусского Кайзера Вильгельма I. Именно тогда, во своё спасение, Александр II пожертвовал храму те самые 150 000 золотом, о которых так трубят во всех Википедиях! А позднее, уже из России, он прислал клиру образ Вознесения Господня и св. Александра Невского с собственноручной надписью «В память чудесного моего спасения». Этот образ, заказанный купцом М. С. Мизуриным, находится в храме в золоченом серебряном с эмалью киоте, который сделал в Петербурге ювелир В. Сазиков по эскизу И. Монигетти - найдите его там!
Как к прискорбию всех нас известно, единственный поборник свободы в России, император Александр II четырнадцать лет спустя, как покинул Париж, был убит родными террористами в родном Петербурге и тогда уже здесь, в Париже Иван Тургенев отстоял 21 марта 1881 поминальную службу в этом соборе, чтобы его революционным русским друзьям было совершенно ясно, что русскому писателю не по пути с террором. Однако два года спустя на панихиде самого Тургенева в том же соборе нигилисты во главе с Лавровым все же возложили венок на гроб своего благородного друга.
В октябре 1896 года во время своего свадебного путешествия в Париж, в этом храме молились император Николай II и императрица Александра Федоровна. На нижних фотографиях заснято то самое место, чрез которое выходил Николай II из храма - найдите хоть несколько отличий! Обращает внимание на себя не только отсутствие ковра - а прежде всего, усеченные в настоящее время бывшие фонарные столбы, остатки которых и поныне расположены по обеим бокам калитки. Как известно, следующим руководителем России, что приедет в наш Парижик, будет только лишь Дмитрий Медведев, - да только тот предпочтё тогда молиться в Нотр-Дам, у легендарной христианской святыни - тернового венца Христа.
Видел собор и счастливые лица, слышал венчальные клятвы.
В 1915 году здесь венчались замечательные русские актеры Людмила и Георгий Питоевы, в июле 1918 года - Пабло Пикассо, подписавший по пьянке страшенный брачный контракт, обвенчался здесь с русской балериной Ольгой Хохловой (шаферами жениха были его прославленные ныне друзья Гийом Аполлинер, Жан Кокто и Макс Жакоб).
В декабре 1979 года дирижер, музыкант Мстислав Растропович с женой Галиной Вишневской, известной певицей провели венчание своей дочери.
Александро-Невский собор провожал в последний путь многих русских изгнанников XX века.
В 1908 году здесь отпевали великого князя Алексея Александровича, прежде чем поезд увез гроб в Петербург с парижского Северного вокзала.
В 1938 году в соборе отпевали Федора Шаляпина, в 1943-м – великого князя Бориса Владимировича, в 1944-м – художника Василия Кандинского, в 1953-м – Ивана Бунина, который здесь же и венчался, в 1955-м – великого князя Гавриила Константиновича, в 1956-м – великого князя Андрея Владимировича (мужа М. Ф. Кшесинской), в 1986-м – Сергея Лифаря, а уже в следующем, 1987-м – писателя Виктора Некрасова и кинорежиссера Андрея Тарковского, о котором так печётся мой русский друг Николай_Кофырин.
Вдова Высоцкого французская актриса Марина Влади вспоминала эти последние похороны: «Были все друзья. Мстислав Ростропович, сидя на верхней ступеньке на паперти кафедрального собора на рю Дарю, излил свое и наше всеобщее горе в рвущихся из самой души горестных звуках виолончели».
Напротив храма находится русский ресторан «В городе Петрограде» (À la Ville de Petrograd). Его в свое время посещали и Стравинский, и Набоков, и Дягилев, и многие и многие другие... Возможно, что посетим и мы с вами, когда встретимся здесь на Пасху!..
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
(лучшая пятерка - в кликабельных картинках!)
Все права защищены © myparis 2009-2013 © Tous droits réservés
Серия сообщений "400-ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ":
Часть 1 - ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ ДОМА РОМАНОВЫХ
Часть 2 - СВЯТАЯ РУСЬ - II
Часть 3 - Нескучные Заметки-117: РУССКИЙ КВАРТАЛ ПАРИЖА
Часть 4 - Нескучные Заметки-118: РУССКИЙ КВАРТАЛ ПАРИЖА-II
Часть 5 - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ИМПЕРАТОР НА КОНЕ!
Часть 6 - СЕМЬЯ ИМПЕРАТОРА ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА I, Бретань, Франция, 1930
...
Часть 39 - КОРОНАЦИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II и ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ В 1896. Часть 2
Часть 40 - КОРОНАЦИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II и ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ В 1896. Часть 3
Часть 41 - СТО ЛЕТ НАЗАД: ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ 2 АВГУСТА 1914
Рубрики: | Кварталы ПАРИЖА... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |