Нескучные Заметки-92: БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКИ |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПРОШЕЛ РОВНО ГОД С ТОЙ ПОРЫ, КАК ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, в присутствии премьер-министров Франции и России, состоялось торжественное открытие странного русского памятника, который почти сразу же после открытия был прозван памятником не русским, а русско-французским, ибо, по мнению специалистов, в действительности представлял он русского лишь солдата, в то время как лошадь была решительно французской - внимательный читатель Нескучных Заметок уже имел удовольствие посмотреть вживую и своими глазами, как проходила процедура открытия этого странного памятника - памятника с добавленной медалью.
Памятник тот действительно находится в центре Парижа, но место его расположения едва ли можно было бы назвать прекрасным именно для русских - с одной стороны виднеется купол Большого дворца, памятного тем, что в его стенах - увы, с большим стыдом и позором!, - всего пару лет назад прошла Русская Национальная Выставка, на которой «не хватало лишь быков-производителей», - а совсем неподалеку, всего в нескольких метрах от памятника, находится мост Альма, - построенный, как многие из вас помнят, в честь победы Франции над Россией в Крымской войне.
В этой связи, странная радость русского министра (если только она и впрямь столь искренна!), назвавшего это место прекрасным и даже идеальным для памятника, может быть оправдана лишь только неподобающим для министра незнанием этих двух вышеуказанных событий, - которые именно как раз по незнанию и произошли!..
Размещение русского памятника в месте, хотя и коммерчески прекрасном, но далеко не идеальном - с точки зрения нравственной, это был первый faux-pas русского министра, не имевшего права на ошибку. Увы, по вечной русской традиции, дурной пример высокого сановника оказался заразительным, и вдохновил создателей памятника уже на целый букет ошибок, которые, по волшебным словам другого русского министра, "в граните отливаются".
Внимательный читатель увидит, что в этом коротком советском ролике - всё неспроста, всё - символично. Идущая фоном заглавная мелодия подсказывает зрителю, что именно эта сцена в фильме - ключевая, самая главная! Здоровающийся первым дворник не только символизирует доверие, но также и известность в народе прежде избиравшихся судей - он обращается по имени-отчеству. Судья в ответ также называет дворника по имени-отчеству - помимо заведенной еще Робеспьером моды показательно здороваться с прислугой, это подчеркивает классовое равенство в стране Советов. Вычищающая дворницкая метла не только метет ненужные, старые, осенние листья, - но также и проясняет сознание, вычищая ненужные мысли, старые, столь легкие и столь привычные подходы к решению трудных вопросов. Бродя один по улице, где никто не мешает, судья приходит к мысли остаться и один на один с законом, не отвлекаясь ни на чьи-то примеры, ни на чьи-то советы. В один момент судья на секунду присел на лавочку - главные, судьбоносные решения не следует принимать торопливо, на ходу - поскольку лишь человек мыслящий не имеет права на ошибку!..
На верхнем фото - всем известный мост Александра III, вдали виднеется золотой купол Инвалидов - именно там расположен второй по величине в мире Музей Армии. Мы пойдем к памятнику направо, а Большой дворец сейчас находится за спиной - его фотографий больше в НЗ о выставке Хельмута Ньютона. Примечательно, что ведущая к нему от моста авеню при создании была названа авеню Николая II, однако позднее была переменована в авеню Уинстона Черчиля. Тем читателям, кто обожает всё уточнять и поучать, и чьё страстное хобби - обвинять и оправдываться, предлагаю оставить в покое Крымскую войну, а лучше выяснить как следует причины такого переименования - это мне будет значительно интереснее! С остальными читателями мы пойдём дальше.))
Мы пойдем вправо, паралельно Елисейским полям, по пути Королевы (фр. Cours la Reine) - ориентиром тут послужат Эйфелева башня и мост Инвалидов - именно он соединял берега Парижа до того, как был построен мост Александра III.
Прямой и зелёный, путь Королевы во всём своём великолепии! Слева - Сена, справа - Елисейские поля. Полезно знать, что именно здесь процветает такой вид окучивания жадных руссо-туристо, как "игра в кольцо" - лично я имею удовольствие сыграть в неё всякий раз, когда иду этой дорогой.)) Поэтому когда к вам обратится вежливая лиса Алиса, только что поднявшая с земли обронённое вами сияющее золотое кольцо соблазнительной русской толщины - вспомните эти Нескучные Заметки. И хотя вокруг - ни единой души, блистать в ответ привезёнными русскими матюгами в нашем Парижике не стоит: не пройдёте и полсотни метров, как вам преподнесут урок вежливости коты Базилио, которые всё это время внимательно наблюдали, как непростительно по-русски вы ведёте себя здесь с субтильными парижскими дамами. А все уроки в Париже - платные.
Наконец, пытливому взору путника, назубок выучившего все уроки, открывается тот самый памятник, - чужому коню и русскому сержанту, уже перед самой установкой самовольно произведенному его создателем в "маленькие полковники", - с облагороженным и сильно напоминающим самого скульптора лицом, и со щедрым, по-брежневски, добавлением "за труды" четвертой медали, сильно напоминающей недвусмысленный намёк всем власть придержащим "добавить" кой-чего и скульптору...
Автор-кудесник, за казённый счёт сотворивший такие очаровательные метаморфозы, в многочисленных интервью пояснял, что к чему - начало одного из них вы уже прочитали здесь.
Не секрет, что традиция приставлять к картинам табличку, поясняющую что же именно хотел нарисовать автор, вряд ли военная - но несомненно, русская. Всем остальным всегда хватало таланта рисовать так, чтоб у зрителей не было сомнений насчет того, что перед ними.
Суровцев: Вы дотронулись до самого тонкого вопроса. Совершенно верно. Оказалось, что эти доски имеют самый непосредственный интерес. Туда приезжают и туристы. Это такая наглядная агитация. В Париже мы с архитектором очень мечтаем и заложили в наш проект, что там обязательно должна быть, кроме общего названия, еще пояснительная табличка на двух языках: почему там оказался этот корпус, чем он занимался, в каких местах он воевал.
Но к сожалению, мы, авторы, не только в нашей стране, но и в данном случае во Франции, сталкиваемся с определенной трудностью. Французская сторона великолепно относится к памятнику, но есть категория исполнителей, с которыми мы работаем, и они говорят: "Нет, табличек никаких не надо. Достаточно того, что есть памятник". Но мы все-таки будем сами привозить этот текст, предлагать французской стороне, чтобы в бронзе были отлиты знаковые слова, ведь туда прибыли 45 тысяч наших соотечественников. (выделено мной - MP).
Французская сторона поди пыталась объяснить в своих мейлах, что задача скульптора - воплощать задуманное в самой скульптуре, а не в тексте пояснительной таблички, да похоже, находчивый скульптор переводил те мейлы гуглом - вот в итоге и вышло то, что вышло... Как видно, в итоге легального разрешения на свою табличку автор так и не добился - но хитрый, словно сказочный колобок, он всё равно всех вокруг провёл, и свой привезённый текст на памятник назло всем запретам, как настоящий граффитист, втихаря всё-же тыцьнул - и пусть не в виде неразрешенной таблички, а прям на самом пьедестале, чтобы уж осталось на века, ведь с самим-то пьедесталом сковыривать неразрешенное интеллигентные французы уже не станут!.. О своей гениальной идее сделать табличкой сам постамент, гениальный скульптор молчал, как только мог: "Мы сделали большой постамент в Карелии!.." - заговорщецки улыбался он на вопросы журналистов.
На нижнем фото - тот самый пъедестал с двумя вбитыми надписями, лично составленными находчивым скульптором, левая из которых - на родном для скульптора русском языке. Кроме тех надписей, да еще и Эйфелевой башни, на этом фото сильно заметно, что тот конь - будто бы боевой товарищ кавалериста, - стоит без седла, в то время как сам кавалерист - в сапогах со шпорами. На вопрос, куда делось конское седло, хитрый скульптор снова ловко выкрутился:
Любители уточнять снова могут блеснуть талантом, еще раз прослушав то авторитетное поздравление, которым сообразительный скульптор одним махом, да наповал побил всех критиков, причём сразу во всех странах. Железобетонный аргумент про кино тоже едва ли кто оспорит - раз в кино коня я видел, то и тут пусть все смотрют - Зайцеву можно, а мне нет?!!.. Примечательно же, что режиссер Зайцев премию «Золотой орел» получил еще тогда, когда был не режиссером, а простым монтажником - и не за фильм про корпус, а за монтаж картины Никиты Михалкова «12», что мно-о-огое объясняет... В том числе и то, почему конкретный вопрос про конкретное седло был конкретно замылен...
Я посмотрел тот фильм Зайцева - совсем молоденький режиссер, похоже, снял его в память о своем деде - и даже если то кино признать серьёзным аргументом, то я подтверждаю, что про лошадей скульптор по-честному не соврал: лошади там действительно были, мелькнули два раза. Вот только лошади те были осёдланные, и не у русских сержантов-поручиков, а у двоих генералов, да и то - у французских, принимавших смотр этих прибывших русских бригад, маршировавших без кавалеристских сабель и без шпор, со своими генералами перед ними пёхом: ибо русские бригады те были пехотные - в фильме впервые это сказано вслух. Вот только в тот миг скульптора, как на грех, отвлекли на авторитетное новогоднее поздравление, а посему не удивительно, что ничего иного тот уже и не слышал.
Когда показали русского генерала, что командовал тогда этими бригадами, я заметил, что количество медалей у него ровно в два раза меньше, чем приделал скульптор своему сержанту-лже-поручику, а когда показали памятники, что уж сотню лет стоят на полях Шампани, то было видно, что русские бригады были тогда вовсе не эксклюзивно одиноки: наряду с русскими, свои корпуса выставила также Чехословакия и Польша, но в этих странах везти свои таблички в Париж почему-то никто не спешит... Мелькнула в фильме также и французская табличка со знакомым флагом, что так соблазнила скульптора - она перед вами.
Даже не знающий не единого языка поймет, что из всего русского Экспедиционного корпуса, погибло в те два года на полях Шампани около 2800 человек. Русскому скульптору, смотревшему этот фильм, такая скромная цифра показалась несолидной, и "для усиления" он, усиливший пехотного сержанта аж до кавалеристского поручика, и нарастивший ему по-генеральски медалей "для солидности", "творчески переработает" и цифру погибших, - банально увеличив её да почти что вдвое!.. Вместе с тем, общая численность корпуса - те самые 45000 человек, о которых скульптор сам говорил в интервью, - на его табличке уже почему-то будет не традиционно увеличена вдвое, а напротив - более чем вдвое сокращена...
Возникает вопрос - а что ж за текст привёз во Францию этот хитрый скульптор? Что же там так по-хитрому, словно известный поп из сказки, он на камне написал? (Впрочем, стоит вспомнить, что скульптор мечтал не только о табличке, а и о том, чтобы в бронзе были отлиты знаковые слова: так что, помимо надписи на камне, там будет еще и в бронзе, но обо всем по порядку!) Мученически выстраданая надпись - перед вами!
Внимательный читатель сразу заметит, что помимо кичливых арифметических приписок русского скульптора, в парижском камне на века осталась запечатлена и его потрясающая неграмотность в русском языке, с которой тот допустил в одном предложении сразу четыре рекордные ошибки! Ошибки, допускать которые в таком месте, где всё символично, всё - неспроста, он не имел никакого права... Сразу становится понятным то нежелание французской стороны, с которым она вежливо отказывалась размещать неграмотно написанный текст на табличке - как понятна и та досада, с которой они увидели эту "рацуху" настырного скульптора, ведь его неграмотную табличку-то еще можно было заменить, в то время как заменять аж целый неграмотный пьедестал , как он и рассчитывал, интеллигентные французы уже не станут...
Так что с той поры вот уже год стоит теперь в нашем Парижике вот такая наглядная агитация - как и мечтал скульптор, шумные толпы иностранных туристов то и дело клацают эту агитацию своими фотоаппаратами, а местные учителя приводят сюда толпы притихших школьников на выездные уроки русского языка, наглядно показывая деткам то, что бывает, если учиться спустя рукава: важно помнить, что текущий 2012 год во Франции провозглашен Годом Русского Языка и Литературы и именно этот логотип, в сине-бело-красных национальных цветах, вы так часто видели в последнее время в Нескучных Заметках.
Не так давно все читатели НЗ видели фоторепортаж с церемонии открытия памятника: между той церемонией и этой Нескучной Заметкой - ровно один год! На верхней фотографии - редкий ракурс, со спины, премьеров двух стран. Той неграмотной надписи, что белым по черному втихаря выбил на постаменте находчивый скульптор, премьеры, к счастию, не видят - она находится с той стороны памятника. Мы же, к счастию, не видим на той церемонии самого скульптора - хотя многим хотелось бы взглянуть ему в глаза.
Зато вместо глаз скульптора мы видим т.н. инагурационную табличку - на нижней фото вот так она выглядит сейчас, год тому спустя. И хотя за год она изрядно покрылась пылью, что меня так и подмывало написать пальцем - "myparis", оригинальный текст до сих пор можно прочитать - фронтальные таблички на памятник делал не Суровцев, поэтому тут читателю со стыда краснеть не придётся.
Вместе с тем, важно вспомнить, что памятник - это тот же символ, и здесь всё - неспроста. Внимательный читатель сразу заметит разницу в написании титулов и имен двух премьеров - и ещё раз убедится в том, в какой стране на первое место прежде ставят самого человека и его имя, а уж затем - временно занимаемую им должность, а в какой - не делают этого даже на табличках...
Наконец, воплощая свою мечту о том, чтобы в бронзе были отлиты знаковые слова, не совсем грамотный, но очень изобретательный и настырный скульптор, которому вредная французская сторона всё время не разрешала делать любимые таблички, вновь пошёл другим путём и насолил французам уже капитально - дополнительно отлил "знаковые слова" уже непосредственно на самом памятнике!
Зачем? А на всякий случай, вдруг французы всё-таки надумают заменить неграмотный пьедестал, а тут уже надо будет заменять уже прям непосредственно весь памятник целиком! Ну на это-то интеллигентные французы уже точно не пойдут, a??! А если и пойдут - так пусть хоть как следует поиздержутся!..- потирал руки довольный Суровцев. Отливать "знаковые слова" вновь пришлось в прежней манере, и когда надо было ставить запятую после слова корпуса, его опять кто-то отвлёк, пригласив ещё раз послушать то хвалебное новогоднее поздравление - отказать себе в таком удовольствии скульптор уже не мог.
Памятник расположен на площади Канады, прямо у моста Альма. На заднем плане - стеклянный купол Большого дворца.
Мост Альма и вид на Эйфелеву башню.
Площадь Канады.
Тысячи читателей со всего мира, прочитавших эту Нескучную Заметку, зададутся вопросом: что же послужило причиной такого множества крупных, знаковых ошибок? Почему автором памятника была проявлено такое пренебрежительное равнодушие к ним, в то время как сама порученная миссия требовала максимальной ответственности, внимательности и точности? Может ли быть здесь право на ошибку? Видит ли сам автор эти ошибки - как те, что можно ощутить, так и те, что можно лишь почувствовать - и какие есть пути для того, чтобы их исправить? Адресую эти вопросы самому Владимиру Александровичу, ожидая его ответ и приглашая к интересному диалогу. Пока же ответа нету, остается привести однажды сказанную скульптором фразу в бесчисленных интервью:
В заключение - еще одна небольшая деталь. Собираясь изготавливать пояснительные таблички, автор первым делом намеревался пояснить зрителю, почему там оказался этот корпус, - но увы, ни в одной своей оригинальной надписи так и не сделал этого: причины такого отступления также хотелось бы узнать из первых авторских рук. Вместо автора, год назад это сделала французская ежедневная газета Фигаро, всё объяснив всего в двух строчках - и они действительно мно-о-гое объясняют!..
При создании этой Нескучной Заметки автором с благодарностью была использована фотосессия Arizona Muse и Jeremy Irvine
Дан Приказ Ему на Запад - Call in the Cavalry, фотограф David Sims для Vogue (ноябрь, 2011)
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
Все права защищены © myparis 2009-2012 © Tous droits réservés
Рубрики: | Кварталы ПАРИЖА... Памятные ДАТЫ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |