Нескучные Заметки-85: ПАРИЖСКАЯ ТАЙНА БАЛЬЗАКА-II |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, еще не было Эйфелевой башни, столь привлекавшей русских эмигрантов в вокруглежащие кварталы, а квартал Пасси был всего лишь близлежащей деревенькой, не присоединенной пока еще к Парижу, и тот дом по ул. Рэйнуар, о котором мы вспоминали в первой части, еще не был построен, как раз напротив того самого дома, на этой же самой улице, по адресу, который нынче выглядит, как 47 Rue Raynouard, Paris, поселился один сорокалетний господин, скрывающий своей легкой полнотой тонкое знание ветренных женщин, истовый кофейный наркоман и неистовый трудоголик, богатый фантазиями, а оттого и всегда бедный деньгами, сладострастный любовник и любитель сладких яств, тщеславный мечтатель, не лишенный тщеславной частицы de, - он и на сей раз именовался непросто: Месье де Брейньоль.
Лишь немногим посвященным было известно, что под именем, взятым у своей скромной экономки, в этом тихом убежище скрывался от шумного мира писатель Оноре де Бальзак.
Расположенный вовсе не в сердце, а на самом краю древней деревни Пасси, - у его ворот уже третью сотню лет стоит пограничный камень, отделявший деревню Отей от деревни Пасси, вы видите его на этом снимке, - эта буквальная хата скраю, превращенная нынче в Maison de Balsac, была перестроена из старой оранжереи еще в опаленном революцией конце XVIII века.
Несомненно, что жить не в центре Парижа, и даже не на его окраине, а за ней, в какой-то деревне, для тщеславного Бальзака было чрезвычайно томительно и вовсе негламурно, но два весьма сильных обстоятельства заставили его позабыть об обязательном внешнем лоске - но позабыть не навсегда, а лишь на время, - сознание этой мысли служило ему утешением, и он исполнит данное себе слово вернуться в блистательный свет.
Уже перед самой смертью он съедет отсюда, и доживет свои дни как и положено, как и мечталось - во дворце, и с той, что была его самой долгой, и стала самой главной любовью.
Эти два обстоятельства были весьма банальны - в отличии от столичного, деревенское жилье было всегда весьма привлекательным по цене, а к тому же, в этой расположенной хотя и сразу у Парижа, но деревенской глуши ему было весьма трудно встретить кого-то, у которого он бы уже занимал.
Преследуемый не столько своими кредиторами, сколько собственным страхом перед ними, осенним вечером 1 октября 1840 года Бальзак стал арендатором квартиры из пяти комнат, с удобным выходом в сад. Увы, весь трехэтажный дом не был полностью в его лишь распоряжении, это были уже другие деньги, и с этим тоже предстояло смириться - кроме Бальзака, в нем жили еще двое, каждый на своем этаже. В этом "временном убежище", как он сам его называл - а по-французски это звучит как Эрмитаж, кстати, - писатель прожил под псевдонимом целых семь лет.
Столь долгий срок свидетельствует о том, что дом сей, при всех его недостатках, был вовсе не так уж плох.
Трехэтажный в действительности, но располагающийся на склоне, дом Бальзака имел сохранившиеся до сих пор два выхода на две различные улицы.
Если смотреть на дом с нынешней улицы Рэйнуар, с центральных ворот в музей (а их вы видели в первой части этого таинственного исследования), то он выглядит одноэтажным, что создавало иллюзию privacy и не могло не тешить самолюбие Бальзака, именно на этом, видимом этаже, и жившего .
Кабинет Бальзака сейчас имеет дверь прямо в сад (на снимке слева, но была ли та дверь при Бальзаке?), в котором тот собирал первые фиалки и сирень для своих писем мадам Ганской, и в котором по его словам, столь близкое "парижское солнце создавало такую дивную атмосферу, в которой цветы и книги растут, будто грибы".
Должен сказать, что писатель был прав - в этом и я имел удовольствие убедиться лично, сидя в писательском саду как раз вот на этом самом, старинном зелененьком стуле, сохранившемся, как и вся садовая мебель, еще с бальзаковских времен.
С тех времен, хотя после Бальзака дом сей не раз менял и гостей, и хозяев, пока не перешел к парижской мэрии, сохранилась и некоторая жилая мебель - в частности, тот самый стол писателя, на котором - и о котором он сам писал к мадам Ганской: "он единственный - немой свидетель всех моих мук и страданий, моих бед и моих радостей, всего...".
Именно на этом небольшом столе, - а помимо сохранившегося версальского (!) паркета в кабинете, вы могли и его видеть здесь, - и кстати, стол был старше писателя как минимум на два столетия, Бальзак купил его в антикварном магазине, - облаченный в тонкую монашескую рясу, из черной шерсти зимой и из белого льна летом, всегда подпоясанный - капля шика! - тонким, но золотым шнуром с кистями, Бальзак бесконечно правил "Человеческую комедию" и написал некоторые из своих величайших шедевров. И хотя и паркет, и золотой шнур, и антикварная мебель тешили самолюбие, ряса настраивала на каторжный труд - еженочно просыпаясь в полночь, Бальзак писал до восьми утра, после, в четверть первого, съедал поданный экономкою обед, вновь писал до пяти, ужин, сон, - и вновь все сначала. В перерывах же - кофе, кофе, литры кофе...
На верхнем фото можно краем глаза заглянуть в кабинет писателя, - и увидеть его лучший бюст, высеченный из мрамора в 1844, еще при жизни писателя, - все другие больше похожи на карикатуры (точно такой же бюст, но в бронзе, стоит теперь на Пер-Лашез); внимательный взгляд заметит также знаменитый версальский паркет, ножку того самого стола и дверь на первом плане: то дверь в туалет. Как видим, любитель кофе все свои вопросы всегда решал с комфортом. Слева - маленькое помещение, возможно, кладовка, но дверь туда всегда закрыта... И может быть, неспроста?..
А это - тот самый, знаменитый кофейник Бальзака, вы его тоже могли заметить здесь, украшенный коронованной графской (!) монограммой НВ, что соответствует французскому написанию имени и фамилии писателя (Honoré de Balzac). Удивляет не только удачная, и уже не встречающаяся сейчас форма самого кофейника - для любопытных, это Лиможский, самый лучший фарфор, - но и вся эта конструкция: нижняя чаша, по всей вероятности, прятала свечу для подогрева. Кофейник был подарком Зюльмы Карро (Zulma Carraud), ближайшей подруги Оноре де Бальзака. Она подарила его в 1832, и именно в этом году, в последний день февраля, Бальзак получит письмо с интригующей подписью "Иностранка", - с этого письма и начнется его самый главный роман!..
Если же вспомнить о кофе, которым Бальзак, на зависть всем женщинам, увлекался с завидным постоянством, то на память приходит неизвестно кем придуманная, но бесчисленное количество раз повторенная в русских путеводителях "удивительная подробность" из частной жизни писателя - вот как она звучит:
"...мэтр был совершенным маньяком кофе и проводил по полдня, обходя три разных лавки, в каждой из которых покупал определенный сорт (в одной — мартиникский кофе, в другой — бурбон, в третьей — мокко), а потом собственноручно их смешивал. Одна из этих лавок, Torrefaction Passy, функционирует до сих пор (28, rue de l`Anonciation)."
Прочитавшему такое откровение должно непременно казаться, что писавший, ну если не ходил за тем кофе вместе с Бальзаком, то по меньшей мере, - ходил за ним след в след. Вот по этим-то следам и отправился ваш покорный слуга. Адрес найти было несложно - хотя и автор, повествуя о таких подробностях, точного адреса точно не знал, - правильнее он звучит, как 28 Rue de l'Annonciation; удивлением для того автора будет и то, что для того, чтобы добраться на улицу Благовещения, Бальзаку вовсе не требовалось полдня - искомый адрес находится ровно в 230-ти метрах (!) от дома писателя, - просмотреть увеличенную карту!
Впрочем, не удивлюсь, что полдня для поиска той лавки скорее понадобилось самому автору тех подробностей, - хоть и в Париже, но не зная адреса, заплутать здесь весьма немудрено...
Неверно списал наш автор не только адрес, но и название той лавки - а правильнее оно звучит, как Torréfaction de Passy, и если Вы не увидели разницы, значит Вы напрасно читаете Нескучные Заметки. Увы, по адресу 28 Rue de l'Annonciation находится жилой дом, рядом со входной дверью которого - давно не мытая и наглухо зарешеченная витрина. Возможно, когда-то здесь и впрямь была кофейная лавка "Обжарка Пасси", в которой и впрямь покупал кофе живший рядом Бальзак, но при полном отсутствии как доказательств, так и самой лавки, утверждать об этом столь безапелляционно, как наш смелый автор, было бы нескромно. Тем более, что ни сейчас, ни даже сто лет назад фотографии не запечатлели по этому "звездному" адресу хотя бы мало-мальского оживления.
Свое временное прибежище Бальзак ценил не только за тихий сад и близость к кофейным лавкам - в этом, одновременно одноэтажном и трехэтажном доме, было еще одно, очень важное удобство. Какое же именно, - позволю себе на мгновение смолчать, поскольку талантливее меня его показали в фильме Les Parrains - интригующий отрывок из которого предлагаю вниманию читателя.
Итак, как видно также и из этого видеоролика, дом Бальзака до сих пор имеет два выхода - на улицу Бертон и улицу Рэйнуар. Последняя получила свое нынешнее название уже после смерти Бальзака в 1850 и после присоединения в 1860 деревни Пасси к Парижу, - 27 февраля 1867, - в честь Франсуа-Жюст Мари Рэйнуара, жившего в Пасси писателя и члена Французской Академии. В прежнее, бальзаковское и допарижское время, эта улица называлась Нижней и адрес, по которому расположен Дом Бальзака, раньше выглядел как rue Basse, nº 19 à Passy.
В бальзаковы времена и вплоть до недавнего времени - до 1937 года, когда было проведено расширение улицы Raynouard, по адресу 47 Rue Raynouard, Paris, где теперь располагаются входные ворота в музей, располагался довольно внушительный дом, построенный живописцем короля Ноэлем Галле (фр. Noël Hallé), из-за которого дома Бальзака совершенно не было видно с улицы Нижней: для писателя это было идеальное место для укрытия. Сейчас в музее прямо у входа установлен деревянный макет этих двух домов, - он на нижнем фото, и маленький дом Бальзака на нем узнать не так уж и трудно.
За весь XVIII век дом успел сменить несколько владельцев и арендаторов: первым был протектор Ватто по имени Жан де Жюльен (фр. protecteur de Watteau Jean de Jullienne), уже упомянутый королевский художник Ноэль Галле, сочувствоваший артистам финансист по имени Бертен де Бланьи (фр. Вertin de Blagny), собственно артисты Комеди-Франсез, и наконец, последним, предбальзаковским, а правильнее сказать - предмадамбрейньольским владельцем этого дома в парижских архивах значится мясник из Пасси по имени Этьен Дезире Гронма (в переводе - Большерукий, а может - и Долгорукий, если вам так будет больше угодно: фр. Etienne Désiré Grandemain).
В парижском музее Карнавале сохранилось несколько фотографий начала прошлого века, на которых большой дом Ноэля Галле, скрывавший дом Бальзака от посторонних глаз, показан из бальзаковского сада, а также и с улицы Рэйнуар - нынешний вход в музей находится буквально на месте вон тех главных дверей в дом. Кстати, тот невысокий заборчик слева от дома сохранен в неприкосновенности до наших с вами дней.
Вместе с тем, внимательный читатель отметит две любопытные особенности, превращающиеся в новые тайны Бальзака: первая, - это выход в сад из кабинета писателя. Как видно, в начале прошлого века той двери, что есть там сейчас, тогда еще не было - но была ли она там во время Бальзака?.. Вторая особенность - это то дерево, из-за которого выезжает камера в начале и моего, и киношного видеороликов - судя по его могучему стволу, дереву уж точно добрая сотня лет, однако этого дерева, что нынче растет как раз на месте Ноэлева дома, на этих фотографиях нет - ни с улицы Рэйнуар, ни даже со двора...
О чудом сохранившейся в современном урбанизированном Париже брутальной (и самой узкой в городе!) средневековой улице Скалы (в настоящее время - rue Berton), на которую был второй выход из дома и по которой не раз то спешно, а то и не очень, ступала нога Бальзака, вы могли прочитать здесь. А именно в этом самом месте, в конце улицы Бертон, что на нижней фотографии, и оставила свой мотороллер девушка из видеоролика - смотрите этот эпизод в самом конце!
Наконец, пора перейти к самой главной тайне Бальзака - а как же именно выходил писатель на эту улицу Бертон? Где же находился, - а может, и находится, - тот секретный тоннель?
Разговорившись со служителем музея, я упомянул о том секретном тоннеле на улицу Бертон, что так ярко показан в фильме Les Parrains, но служитель горячо уверил меня, что в доме нет никакого секретного туннеля. Вместе с тем, в его глазах блеснул некий огонек, который позволил мне предположить, что служителю явно не хотелось, чтобы о нем знал кто-то еще, - впрочем, и резонно, ведь на то она и тайна! И если того туннеля и вправду уже нет сейчас, то был ли он тогда? А раз был, то где тогда он мог находиться?
На эти вопросы мне предстояло уже самому найти ответы, - поскольку представить, что для того, чтобы скрыться от стучащих в двери кредиторов, Бальзак, этот уже известный и узнаваемый писатель, будет пробираться черезь весь дом к центральной лестнице, чтобы спуститься на этаж ниже, где квартируют отдельные жильцы, и не боясь им помешать и быть узнанным ими, он станет в открытую, через весь двор, идти вот к этим к воротам, которые после надо будет кому-то закрывать за писателем, и все это надо будет сделать максимально тихо и максимально скоро, дабы не вызвать ни малейшего подозрения у уже входящих в дом кредиторов, - представить все это мне было просто невозможно!..
После продолжительной беседы о жизни Бальзака, ставшей взаимно интересной для нас обоих, служитель музея любезно согласился указать мне на ту дверь, которая выходила из дома во двор, и которой по всей видимости, и пользовался Бальзак. Эта дверь из музейной библиотеки, расположенной на самом нижнем этаже и в которую лишь изредка пускают прошедших проверку посетителей - ее можно видеть на нижних снимках. Увы, ваш покорный слуга, уже скомпрометировавший себя поиском бальзаковских тайн, такую проверку априори пройти никак не мог - с вежливой ссылкой на некие технические обстоятельства, мой визит в музейную библиотеку был дипломатично отсрочен моим собеседником до неких лучших времен. Любопытно, что столь поспешно объявленное вскоре закрытие всего музея на реконструкцию, уже не кажется мне простым совпадением...
Сама логика вещей, плюс известная склонность Бальзака к комфорту, неустанно говорила мне, что разгадка ТАЙНЫ БАЛЬЗАКА должна была находится ближе к кабинету писателя - заглянем туда еще раз с помощью вот этого видеоролика!
В моем распоряжении оказался поэтажный план дома Бальзака, на котором показано точное расположение всех пяти комнат на этаже, арендованном писателем. Его рабочий кабинет был последней комнатой, расположеной в самом дальнем конце от главного входа. На плане четко видно, что кабинет писателя имеет окно, выходящее на улицу Бертон - это окно, застекленное витражом, хорошо видно и в ролике. Любопытно, что точно такое же окно имеется на плане и самого нижнего этажа дома. В то время как все окна в доме с тех самых давних пор закрываются сохранившимися сквозь столетия ставнями, это же окно ставень не имеет - сейчас оно зарешечено наспех сваренной решеткой и весьма неприметно на первый взгляд - его можно увидеть на самой первой фотографии здесь. А может, когда-то это окно и вовсе не было ОКНОМ?!..
Как видно, кабинет писателя располагался в правом крыле дома, и на первом, самом нижнем этаже которого, прямо под кабинетом, видны большие зеленые ворота, за которыми стоял экипаж Бальзака (в Париже уже в то время известным людям не принято было расхаживать пешком), справа от ворот - небольшая дверь, по всей вероятности - дверь в garage, а вот слева от ворот видна совсем маленькая, непропорционально и таинственно маленькая дверь, рядом с которой стоит белый стул - и именно эта удивительно маленькая дверь расположена так предательски близко к самому выходу из дома Бальзака!.. Но что скрывается за этой маленькой дверью - до сих пор останется маленькой ТАЙНОЙ БАЛЬЗАКА! Но возможно, что когда-то ее разгадаете именно Вы?..
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
Все права защищены © myparis 2009-2012 © Tous droits réservés
Серия сообщений "BALZAC":
Часть 1 - ДОМ БАЛЬЗАКА: В ПОИСКАХ СЕКРЕТНОГО ТУННЕЛЯ
Часть 2 - Нескучные Заметки-83: ПАРИЖСКАЯ ТАЙНА БАЛЬЗАКА
...
Часть 6 - ТАЙНА БАЛЬЗАКА: ПИСЬМО ИНОСТРАНКИ
Часть 7 - ТАЙНЫ БАЛЬЗАКА: УБИЙСТВО ПРИНЦЕССЫ
Часть 8 - Нескучные Заметки-85: ПАРИЖСКАЯ ТАЙНА БАЛЬЗАКА-II
Часть 9 - 1867: В ПАРИЖ, НА ВЫСТАВКУ!..
Часть 10 - ПАССИ: РУССКИЙ КВАРТАЛ ПАРИЖА
Часть 11 - MYPARIS+NADAR: ПАРИЖАНЕ С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОК (вып. I)
Рубрики: | Кварталы ПАРИЖА... Тайны ПАРИЖА... до 16-ти!Музеи ПАРИЖА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |