Нескучные Заметки-74: ТРОН ИМПЕРАТОРА |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! СЕГОДНЯ - 15 АВГУСТА, И ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ да и во всей Франции - выходной день, поскольку отмечаются сразу два крупных праздника. Первый праздник знаком всем приверженцам католической веры - 15 сентября весь католический мир отмечает Успение Пресвятой Девы Марии, Божией Матери. Приверженцам же Нескучных Заметок, число которых неминуемо приближается уже к трем тысячам, знаком также и другой праздник, выпадающий на этот день - именно в этот самый день, 242 года тому назад, суждено было родится тому, кто всего через 35 лет был коронован самим римским Папой под именем Император Наполеон I.
Внимательный читатель Нескучных Заметок помнит, что ровно год тому назад эта дата отмечалась исследованием тайны рождения Наполеона Бонапарта - вы все читали НЗ-38 "ТАЙНА ОСТРОВА КОРСИКА". Примечательно, что тайна та осталась неразгаданной до сих пор!..
Сегодня же есть повод затронуть уже его Императорские достижения, и исследовать интересную тему, посвященную ТРОНУ - одному из символов императорской власти, о котором сам Император как-то сказал: "Трон - всего лишь кусок дерева, обитый бархатом; все зависит от того, кто на нем сидит". Как вновь вспомнит внимательный читатель, прежде в Нескучных Заметках мы уже касались этой темы - во второй части квадрологии "НАПОЛЕОН В МОСКВЕ", - фундаментальном исследовании, посвященном куда менее фундаментальной выставке НАПОЛЕОН и ЛУВР, проходившей в прошлом году в Москве, в рамках празднования Перекрестного года Франции и России. Перейти к ней можно прямо сейчас, просто кликнув вот по этой картинке.
Нынешняя же Нескучная Заметка, вдохновленная недавно прошедшей в Версале выставкой ТРОНЫ и ВЕЛИЧИЕ, чьи уже знакомые вам плакаты заклеили было весь Париж не только на земле, но даже и под землей, - и о которой я вскоре расскажу моим читателям, - послужит удачным дополнением тому исследованию, поскольку позволит нам остановиться на нескольких интересных подробностях, связанных непосредственно с ТРОНОМ ИМПЕРАТОРА.
Вы конечно, узнали его - да-да, это тот самый трон, что привозили на выставку в Москву: я как раз хотел его найти по месту постоянной прописки, в Музее декоративных искусств, но как оказалось, он вместе с другими своими коллегами-тронами выставлен был в Версале, на сборном саммите тронов буквально со всего бела света, в том числе, - даже из России!
Как было указано на московской выставке, сильно страдавшей от трудностей перевода, это был трон Наполеона для Законодательного собрания, - именно так московские умельцы сумели перевести Corps Legislatif. Важно помнить при этом, что Законодательный Корпус, как ветвь законодательной власти, был создан по Констититуции VIII года - той самой конституции, которую разработали сразу после событий 18 брюмера VIII года республики, в течении всего месяца, под руководством и по инициативе сначала временного консула Наполеона Бонапарта. Это была та самая конституция, которую перекроил сам Бонапарт, отказавшись от уготованной ему роли "поросенка на откорм", о чём так сочно повествовал нам Эдвард Радзинский.
По этой конституции, Наполеон Бонапарт становился Первым Консулом, - а значит тот самый трон, на котором он должен был сидеть на заседаниях Законодательного Корпуса, был не императорским, а консульским. Это - первое любопытное несовпадение, наводящее нас на мысль, что перед нами - уникальный, самый первый трон Наполеона, который он занимал еще в самом начале своей карьеры. Между тем, известно, что этот трон был изготовлен в 1805 году, т.е. уже после того, как в декабре 1804 Наполеон Бонапарт был коронован Императором, Франция вступила в эпоху Первой империи, а тот самый Corps Legislatif к моменту изготовления тона был уже упразднен.
Так гже же и когда использовался, да и использовался ли вообще этот трон, самыми примечательными деталями которого являются два резных подлокотника в виде химер с львиными головами, которым нерадивые московские музейщики, привыкшие прятать, а не беречь уникальные экспонаты, отбили золоченые носы - в таком виде и показывали, ничуть не стыдясь, см. фото ниже.
На верхнем фото видно, что после московского вояжа, тронных львов были вынуждены отправить на реставрацию - кстати, не только трон вернулся из России в испорченном состоянии - в Музее ордена Почетного легиона мне показали, в каком состоянии вернулся личный знак Наполеона: московские коллеги, по-простецки желая "расправить складки", попросту разорвали в двух местах хрупкую от времени орденскую ленту...
Кстати, к реставрации тому трону не привыкать - за всю его историю он не раз был переделан, и изо всех его деталей от первоначальной, задуманной мастером конструкции, остались только те самые резные подлокотники: все остальное неоднократно менялось. Известно, что среди прижизненных портретов Наполеона, которые фактически являются для нас единственным относительно достоверным источником, запечатлевшим внешний вид императорских вещей, данный трон попал на полотна Робера Лефевра, который был в то время настолько популярен, что как мне сказали, тридцать семь раз повторил написанный им в 1806 году «Портрет Наполеона I в императорском облачении», - что не удивительно, ведь в те времена ни фото, ни принтерев и ксероксов еще не было!...
Начиная с этой гравюры, нам хорошо видно тот самый трон - он легко узнаваем по своим характерным деталям, но внимательный читатель заметит, что и на гравюре, и на самих картинах спинка у трона была круглой, овальной - а не прямоугольной, как сейчас. Это - вторая любопытная особенность.
Оригинал последнего полотна висит на самом видном месте в Музее ордена Почетного легиона, - как видно на нижнем фото, как раз над тем самым Большим Колье ордена, которого можно видеть на груди у Императора: колье хранится в Музее, как исторический экспонат, вместе с новым колье образца 1953 года, "усовершенствованным" де Голлем, которое с тех пор используется при каждой официальной инаугурации Президентов Французской Республики.
Как гласит музейная табличка, картина выполнена Робером Лефевром в 1807 году. т.е. уже после коронации Императором, но еще до вторичного брака с Марией-Луизой. Рассмотрим детали - я специально сфотографировал наиболее интересные из них. Первым, безусловно, будет сам трон - всем знакомые львы переданы бесподобно, - обратите внимание на носы!..)) Узнаваема также вышивка на сидении.
А вот с императорской обувью Лефер допустил промашку: туфли, которые он надел Императору в момент его коронации, сильно отличались от тех, что были на нем в самом деле. В действительности в тот декабрьский день Император был обут в некие валенки - без подошвы, на зато расшитые золотом - их можно встретить на картинах Энгра и Давида, в особенности - на знаменитой "Коронации...". Известно, что простояв в безподошвенных тряпичных валенках в декабрьский мороз на протяжении всей многочасовой церемонии на каменом полу Нотр-Дама, хотя и прикрытом ковром, Император здорово отморозил ноги, а посему эти императорские валенки - а они на нижнем фото, - были надолго убраны с Императорских глаз.
Лефевру пришлось эксперементировать, не имея натуры, и в результате Император стал стал обут в эти туфли на подошве и с красным каблуком - символом аристократии, именно такие каблуки носил сам Луи XIV. Ни разу не слышавшему императорского афоризма "ни красных колпаков, ни красных каблуков!", Леферу даже и в мысль не пришло, что на деле все могло быть иначе. Так появились эти туфли с пряжками и на подошве, которые по иронии судьбы - а может, не судьбы, а заботливого интенданта, появились на Императоре во время церемонии его бракосочетания с Марией-Луизой 2 апреля 1810.
На этих детальных фото хорошо различимы императорские регалии: на подушке - держава с неизменным крестом, символизирующем охватившую мир христианскую религию, всё ещё короткая, ещё королевский вариант, Рука Правосудия (Manus Iustitiae) и Лавровый Венок, который вы уже видели на Корсике год тому назад: по идее Лефевра, похоже, не бывшего ни на самой церемонии Коронации, ни даже не видевшего картину Давида, Император снял его, словно шляпу в лений день - мол, жарко!.. Вместо утраченного в революцию скипетра Карла Великого художник вручил Императору золотого Орла: он и не думал, что Наполеон восстановит утраченный оригинал.
Гран-Колье выписано как минимум с троекратным преувеличением от оригинальных пропорций; разглядывая такие портреты мне всегда интересно взглянуть в глаза изображенного персонажа - должен сказать, что впечатление поразительное, вовсе не то, какое производят репродукции!..
В Лувре отыскался трон, послуживший моделью Императорскому: не правда ли, похож? Это т.н. Трон Бахуса, мраморное сиденье романской эпохи, находившееся прежде в музее Пио-Клементино в Ватикане, и перевезенное в Лувр в 1796, за восемь лет до Коронации. Важно отметить, что хлесткие эпитеты типа конфисковано, а еще лучше - украдено и пр., станет использовать лишь тот, кто не желает знать, что все эти предметы искусства никто не воровал - все они поступали во Францию вполне законным и открытым путем, либо за деньги, либо по условиям договоров, в силу которых шедевры передавались в обмен на территориальные уступки, или взамен контрибуций.
Подлокотники в виде крылатых химер или сфинксов воплотились также и в известном вам троне Наполеона I для Сената: он и сейчас находится в Люксембургском дворце. Примечательно, что в те времена сенатский трон располагался под балдахином, в окружении шести золотых Побед, которых можно увидеть на гравюре выше. Этот трон, изготовленный в мастерской Десмальтера 3 марта 1804, был также представлен на выставке в Версале. Примечательны размеры: высота: 132 см; ширина: 87 смю, глубина: 60 см. Сравните с тем креслом, на котором сейчас сидите вы - похоже ли оно на ТРОН ИМПЕРАТОРА?!
À suivre… / Продолжение следует...
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
Все права защищены © myparis 2009-2011 © Tous droits réservés
Рубрики: | NAPOLEON Памятные ДАТЫ CINEMA DE PARIS Музеи ПАРИЖА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение WEGERT
.Время смывает грязь преступлений и на памятниках остаётся позолота,называемая величием.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |