Нескучные Заметки-60: ГИТЛЕР В ПАРИЖЕ |
ПОСЛЕ ТОГО, КАК В СЕНТЯБРЕ 1939 СССР и Германия напали на Польшу и в Европе началась Вторая мировая война, желая избежать позорного клейма агрессора, Иосиф Сталин сказал в газете «Правда» странные слова: «Не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну».
14 июня 1940 года немецкая армия вступила в Париж. И уже ранним утром следующего дня народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов тепло поздравлял главу МИД Германии Йоахима фон Риббентропа, восхищаясь этим радостным событием.
Но уже менее, чем через год - 22 июня 1941 года, рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер отдаст приказ о реализации плана "Barbarossa". Лишь к обеду по радио к советскому народу обратится Вячеслав Молотов, назвавший нападение Германии на СССР уже разбойничьим и "беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством".
Словно стыдясь своих недавних восхищений и поздравлений, Молотов спешил оправдаться: "Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, ...и другие народы", - смущенно говорил нарком Молотов: любопытно, что среди длинного перечня народов, французы уже были поставлены дипломатом на первое место.
Возможно, что именно с той нелегкой поры этот наспех придуманный Советами новый стиль, новая схема ведения бесед - "Упрекай & Оправдывайся!" - прочно вошел в привычку советского народа. И в наши мирные дни достаточно проанализировать любой разговор, чтобы убедиться в истинной нерушимости этой прочнейшей конструкции - даже по прошествии 70 лет, как закончилась эта война... Но тогда, в сороковом, до этих эпохальных событий оставалось чуть менее года, - когда вечером 22 июня 1940 года рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер подъезжал к Парижу: для того, чтобы осмотреть Столицу Мира, у него было ровно 24 ЧАСА...
Надо сказать, что хотя большинству глубоко советских ещё читателей глубоко безразличны эти даты, но среди мировых исследователей существует две версии того Парижского визита рейхсканцлера. Приверженцы первой говорят о том, что визит состоялся 23 июня, и именно эта дата была озвучена на русском переводе этого видеоролика, последователи же второй версии склоняются к дате, указанной в мемуарах доктора Альберта Шпеера (нем. Albert Speer), участника той экскурсии - там стоит 28 июня 1940. Примечательно, что при этом Альберт Шпеер вскользь поясняет, что визит тот состоялся как раз после заключения Компьенского перемирия, и вроде бы как, по логике вещей, был приурочен именно к завершению французской кампании немецких войск. В то же время, доктор Шпеер указывает, что Гитлер сказал ему о предстоящем визите в Париж еще 19-го, т.е. задолго до этого перемирия, - обставленного кстати, весьма театрально!.. Но возможно, что у моих глубоко неравнодушных читателей будет своя версия этих событий?..
Вместе с тем, истина как всегда прячется в деталях. Как известно, Компьенское перемирие, после которого, как сказано в ролике, Гитлер пустился в пляс, (в то время как тот просто лишь раз топнул ногой) происходило 22 июня 1940 - т.е. в любом случае - до визита, по первой и по второй версии.
Кроме того, свои мемуары - а эта книга лежит сейчас передо мной, - доктор Альберт Шпеер писал вовсе не на пишущей машинке, сидя за письменым столом в теплом кабинете, а от руки и в суровой тюрьме Шпандау, причем - тайно, мелким почерком, и на обрывках туалетной бумаги. А посему, я все больше склоняюсь к мысли, что мелко написанную от руки цифру 23 очень легко спутать с цифрой 28 - попробуйте провести этот эксперимент сами. И это означает, что подлинная дата визита фюрера в Париж до сей поры остается неразгаданной...
Неразгаданным остается и способ поездки. Существует кинохроника, показывающая как Гитлер выходит из прибывшего поезда. Но был ли тот вокзал парижским?.. В то же время, доктор Шпеер пишет, что наш самолет приземлился в Ле Бурже - на том самом аэродроме, где всего пару дней назад на авиасалоне был премьер-министр России. Вместе с тем, мало-мальски знакомый с манерой передвижения первых лиц знает, что они всегда едут отдельно от свиты, а посему фраза - наш самолет, - не может быть бесспорным доказательством того, что в этом самолете сидел и сам Гитлер.
Но так или иначе, прилетел ли он в Ле Бурже или прибыл из Бельгии на Северный вокзал, или из Берлина - на Восточный, непосредственно в Париж он попадет с северо-востока, а значит - начало маршрута на этой карте в любом случае будет верным.
Первой точкой парижского визита фюрера стала Опера - обожавший архитектора Шарля Гарнье, Гитлер просил начать именно с нее, благо она действительно была первой по пути. Перед этим, как пишет Шпеер, несмотря на то, что визит был чисто ознакомительным и носил сугубо туристический характер, всех сопровождавших, большинство из которых были гражданские представители искусства, обрядили в серую военную форму Wehrmacht`а, из-за чего на всех последующих фотографиях мы увидим архитектора Шпеера и других гражданских в непривычном для них кожанном военном плаще и офицерской фуражке. Сам Гитлер был одет в теплую офицерскую шинель - вспомним, что хотя он прибыл в Париж рано утром, визит тот начался еще прежним прохладным вечером... Он переоденет свою шинель на светлый плащ лишь у Военной школы, что оканчивал Наполеон, - и эта новая одежда фюрера, выделяющая его на фоне остальной свиты позволит иным исследователям, оперировавшим лишь фото и не знавшим о видеохронике, утверждать, что в действительности было-то два визита: один в шинели, а другой - уже в плаще.))
а вот как это место выглядит сейчас:
В Опере Гитлер поразил служителя прекрасным знанием планировки здания: изучив накануне все планы театра, он смог указать смотрителю на то, что на плане есть одно секретное помещение, входа в которое нет в действительности. Тот был просто потрясен осведомленностью фюрера! В залитом светом оперном зале рейхсканцлер еще успел увидеть то, что мы увидим уже лишь на редких картинках: первоначальный, роскошно расписанный Жюль-Эженом Леневё (фр. Jules Eugène Lenepveu) ренессансный потолок, который в 1964 году стыдливо прикрыли неудачной мазней 74-летнего Шагала, взошедшего в те годы к потолку своей популярности.
Проехав от Оперы по бульвару Капуцинок к церкви Мадлен, кортеж снова остановился, и зайдя в церковь, Гитлер долго разглядывал огромную фреску над алтарем, изображающую Императора Наполеона I - немногие и сейчас замечают его. Потом, сфотографировавшись на высоких ступенях церкви, где теперь любит сидеть молодежь, Гитлер отправился по Королевской улице, на которой мы уже побывали, прямо на площадь Согласия.
Как пишет в своих мемуарах Альберт Шпеер, "Гитлер поднялся с сиденья своего мерседеса, и пока над Парижем вставал рассвет, автомобили медленно кружили по площади Согласия, чтобы фюрер мог увидеть город, о котором он мечтал с детства!". На верхнем фото видна эта сцена, где учившийся в Париже скульптор Арно Брекер (нем. Arno Breker) и выполнявший роль экскурсовода в этом турне, указывает фюреру на здание Национальной Ассамблеи, фасад которого в точности повторяет фасад церкви Мадлен, расположенных на одной оси друг против друга. Прямо же на фото - самое начало, въезд на легендарные Елисейские поля, - Самую Прекрасную Улицу Мира...
Проехав по Елисейским полям, кортеж Гитлера объехал вокруг Триумфальной арки, а затем направился к Трокадеро, откуда открывается самый потрясающий вид на Эйфелеву башню. Именно там, на эспланаде дворца Шайо, по иронии судьбы названной позднее Эспланадой Прав Человека, и будет сделан этот легендарный снимок, обошедший весь мир: Гитлер на фоне Эйфелевой башни.
Адольф Гитлер в Париже в 1940 году. Слева Альберт Шпеер, любимый архитектор Гитлера, будущий рейхсминистр оборонной промышленности и вооружения. Справа - любимый скульптор Арно Брекер.
Если внимательно посмотреть на эту фотографию, то можно увидеть множество интересных деталей: с Эйфелевой башни были уже сняты (возможно, уже перед самой всемирной выставкой 1937?) ажурные полукруглые аркады, превосходно украшавшие второй ярус; мост Трокадеро был расширен, и статуи римлян, ведущих своих коней, были уже поставлены на манер коней Кусту - не вдоль, а поперек моста. Всего три года тому назад именно за плечом Альберта Шпеера было воздвигнуто его детище - павильон Германии, кстати - рядом с павильоном Польши. Арно Брекер прикрывает своим плечем то место, где на павильоне СССР колхозница с рабочим тянули ввысь серп и молот, после забытый русскими в Париже...
Среди моих просвещенных читателей наверняка найдутся те, кто вспомнит ту ставшую уже бородатым анекдотом историю о том, как ловкие французские рабочие с целью лишить Гитлера комфорта, перерезали провода у лифтов Эйфелевой башни, довольно потирая при этом руки и рисуя в своем воображении карикатурные картины, будто бы обливающийся потом Гитлер будет взбираться на башню пешком по лестнице)). Надо сказать, что правды в этой истории - лишь 0,5 процентов: лифты на Эйфелевой башни действительно стояли, и хотя никаких проводов никто не резал, немецкие солдаты просто не знали, как их запустить. О внезапном визите Гитлера в Париж не знал практически никто из его ближайшего окружения, и тем более - никак не могли знать никакие французские рабочие: все это - пропаганда...
Но мало кто знает, что произнес Гитлер, когда он узнал, что немецкие солдаты, которые водрузили огромное знамя со свастикой на вершине Эйфелевой башне, поднимались туда пешком, а не на лифте. Гитлер сказал равнодушно: "Покорившему Францию незачем покорять еще и Эйфелеву башню".
О том, как выглядит сегодня то самое место, хорошо видно на фотографии Сергея Ларенкова: работы этого фотоволшебника, магически соединяющего прошлое с настоящим, уже можно увидеть в Нескучных Заметках™: не пропустите!
И хотя все съемки во время того экскурсионного визита, велись на цветную пленку, цветные изображения практически не сохранились нигде - нигде, кроме как в Нескучных Заметках! Ниже перед вами - уникальная цветная версия той знаменитой фотографии, а также не менее редкое фото "арьергарда" этой троицы: в это время доктор Шпеер показывает рейхсканцлеру то место, где именно стоял павильон Германии. Кстати, на цветных фото хорошо видно, что Гитлер был все еще одет в шинель, а его красно-коричневая фуражка, словно двууголка Наполеона, резко отличалась от всех остальных...
О том, чем закончилось это парижское блиц-турне рейхсканцлера, и о тайне загадочного взгляда Гитлера вам расскажет
Не пропустите!
Все права защищены © myparis 2009-2011 © Tous droits réservés
Рубрики: | Кварталы ПАРИЖА... Памятные ДАТЫ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Kreddy_Fruegerвзахлёб, - это наверно Я?!))
Знаете, есть книги, которые читаются взахлёб)))
Исходное сообщение Kreddy_Fruegerи немного играл на скрипке.
он хорошо рисовал
Исходное сообщение myparisуже пришла каюсь и с нетерпением жду продолжения!
Kreddy_Frueger , думается, что вскоре к такому покаянию придут и другие посетители Нескучных Заметок!
Исходное сообщение Торопова_ЛюбовьА я не люблю.
Очень люблю Шагала.
Исходное сообщение Любовь_Ларинина
Написано неплохо, просто какое-то восхищение!
Газета "Правда" от 23 декабря 1939 года №353 (8038)
Дружественный Гитлер поздравил Отца Народов с 60-летием, расово верная и политически грамотная газета "Правда" опубликовала поздравление.
К этому времени Польша уже капитулировала, Кривошеин и Гудериан вместе "попарадили" в Бресте (после взятия Брестской крепости немцами, которую поляки тоже не менее героически обороняли).
Конечно, Отец Народов не применул ответить своему товарищу и соратнику по войне благодарностью, которую опубликовали в той же газете через номер.
Красноармеец Семен Гитлер, 1922 года рождения, плохо относился к своему однофамильцу и стрелял в людей, имевших обыкновение кричать «Хайль Гитлер!», из станкового пулемета.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |