Кристиан Клавье: ОН БЫЛ ЗАГАДКОЙ!... |
Интервью с Кристианом Клавье о фильме "НАПОЛЕОН" каналу ZDF (сентябрь 2002 года)
Анонс этого фильма в Нескучных Заметках смотрите ЗДЕСЬ.
Интервью немецкому Интервьюер: Месье Клавье, Сир…
Кристиан Клавье: Мне больше нравится «месье Клавье», чем «Сир».
И: Чем отличается Ваш Наполеон от тех, которых мы видели в других фильмах?
КК: Я надеюсь, что это так, что он другой, потому что мы приехали удивить, заинтересовать публику. Фильм идет шесть часов – преимущество, которое нам предоставило телевидение. То, что мы сняли, невозможно увидеть на большом экране, т.к. в кино фильм длится два с половиной часа, но никак не шесть. Мы смогли показать больше аспектов личности героя, раскрыть его характер, вероятно, глубже, тоньше и сложнее. Этот человек был загадкой. Мы были заинтересованы в том, чтобы представить его как человека, но это не значит, что мы избегали показывать его ошибки. Мы не хотели, чтобы наша версия стала продолжением той легенды, которую он сам о себе создал, или же, наоборот, анти-наполеоновской пропагандой. Мы хотели избежать всяческих клише. Вы видели много фильмов, снятых об этом человеке; мы же хотели представить подлинную, историческую точку зрения, несколько отличающуюся от тех, что вы видели раньше, и я надеюсь, преуспели в этом.
И: Боюсь, Вам уже много раз приходилось отвечать на этот вопрос, но я все же должен задать его. Некоторые люди говорят, что Вы в точности похожи на него. Не считаете ли Вы Наполеона ролью своей жизни?
КК: Я не знаю, действительно ли это роль моей жизни, это слишком сильное утверждение, но для меня она очень важна. Жерар Депардье предложил мне сыграть ее на съемках «Отверженных». До этого я снимался в очень успешных комедиях – «Астерикс», «Пришельцы» и т.д. Я люблю комедию, но я чувствовал себя как будто в ловушке - один и тот же образ… А это предложение дало мне шанс вырваться за рамки жанра, сделать что-то другое и попытаться удивить вас, что, я думаю, очень важно для артиста – быть интересным публике, являя что-то новое всякий раз. В этом смысле, данная роль очень важна. Я не знаю, является ли она ролью моей жизни, но я получил огромное удовольствие от создание этого образа.
И: Другие актеры, участвовавшие в этом проекте, играли по несколько дней, затем у них был небольшой перерыв, потом снова съемки… Вы, пожалуй, единственный, кто беспрерывно находился перед камерой в течение четырех месяцев…
КК: Шести.
И: … шести месяцев. Как это отразилось на Вашей личной жизни? Насколько Вы стали «Наполеоном» в реальности?
КК: Я не превратился в Наполеона в реальной жизни. Было большим удовольствием играть эту роль, но, на мой взгляд, это несколько странно – принимать себя за своего героя. Это никак не повлияло на мою личную жизнь. В течение шести месяцев с несравненной Изабеллой Росселини (примечание MP - она снималась в роли Жозефины, подробнее - здесь) я снимался в разных европейских странах, играл Наполеона, был одет, как Наполеон, я был Наполеоном, но я никогда не думал, что я этот человек. Все мои мысли были полностью посвящены ему: мы снимали сразу и на французском и на английском, и я учил где-то по 50 страниц текста в неделю. Это была колоссальный труд, но мой персонаж тоже полностью отдавал себя работе, что явилось одним из ключей к его образу. Ив Симоно – очень интересный, очень талантливый режиссер, но очень жесткий, он требует очень многого, и он прав. Нужна полнейшая самоотдача.
И: Какие чувства Вы испытываете после завершения такой масштабной работы? Чувствуете ли Вы какую-то потерю сил, нужно ли Вам их восстановить?
КК: Знаете, это облегчение. Это как в театре: вы играете пять спектаклей, и последнее выступление вызывает очень трогательные чувства, но вы счастливы избавиться от этой роли. В данном случае все было аналогично: я - работал почти год, предварительно читая, разговаривая с писателем (прим. переводчика – с Максом Галло. Примечание MP - интервью с ним здесь.) и с другими людьми, делая пробы, а затем снимаясь в течение полугода. В конце я был рад избавиться от всего этого. Необыкновенный опыт, просто невероятное приключение, но я был рад тому, что все закончилось.
И: В этот европейский проект были вовлечены множество стран и людей. Не считаете ли Вы Наполеона неким символом всеевропейской идеи?
КК: Вполне вероятно. Он нес идеи Французской революции, Французской республики, т.е. идеи нации. Вы помните, что в наполеоновские времена Германия была поделена между Пруссией и Австрией, и именно тогда был невероятный подъем национальной идеи, пусть даже он был направлен против Наполеона. У него было свое видение Европы, его жесткое правление было, возможно, неприемлемым для многих, недемократичным, но, тем не менее, несло какие-то интересные веяния. Например, он думал о Европе с единой валютой – эту идею мы претворили в жизни восемь месяцев назад. Да, это была идея и Де Голля и мы пришли к единой Европе мирным путем, но это именно та Европа, какой ее хотел бы видеть Наполеон в противовес англичанам. И мы сегодня, возможно, противостоим англичанам в этом вопросе. Т.е. проблемы того времени оказались, на мой взгляд, очень современными, это символ европейской политической истории. В этом смысле, он мог бы стать таким символом. В съемках участвовали многие немецкие и итальянские актеры. Я помню, как однажды во время съемок битвы при Аустерлице, недалеко от Вены, Хайно Ферх, Клаудио Амендола, игравший Мюрата, Себастьян (прим. переводчика – Кох), игравший Ланна, и я разговаривали о нашем общем историческом прошлом, и мы были рады делать такой фильм вместе, фактически рассказывать о самих себе.
И: В течение шести месяцев такой работы, я думаю, актер растет внутри своего персонажа, он многому учится. Что Вы вынесли из «Наполеона»?
КК: Я многому научился. На меня произвела необыкновенное впечатление работа со множеством людей из разных стран, это было незабываемо. Я также научился изображать какие-то тяжелые, серьезные чувства на экране. Играть смерть этого человека, играть переживания, связанные с потерей Ланна, какие-то трогательные эпизоды… Мне пятьдесят, я люблю делать комедии, но с возрастом все становится не так хорошо, как раньше, ты теряешь друзей, жизнь уже не кажется такой счастливой, как в молодости… И у меня была возможность показать подобные переживания на экране, я рад, что смог использовать свой жизненный опыт, чтобы поделиться им со зрителями.
И: Позавчера состоялась премьера в Париже. Какие чувства Вы испытывали в таком историческом месте? (Прим. переводчика – презентация фильма прошла в Доме Инвалидов, где похоронен Наполеон. Примечание MP - начало трилогии о Доме Инвалидов - здесь.). Не было ли у Вас слез на глазах, когда Вы видели себя на экране рядом с могилой Наполеона?
КК: Вы знаете… Этот человек не был рожден королем, он пришел ниоткуда, он был никем, а стал императором, а затем – одинокой жертвой на Святой Елене. Поистине судьба какого-то шекспировского героя. Это фильм о нем, меня там нет, только судьба этого человека, такого же, как и мы, человека, изменившего судьбу мира и свою собственную. Он загадка, и это во многом объясняет его отношения с другими людьми, одни из которых любили его, другие же ненавидели.
И: Последний вопрос. Были ли в Наполеоне те черты, которые Вам не нравились и Вы не хотели их играть?
КК: Мишель Буке, очень известный и выдающийся актер, говорил: «Мы здесь не для того, чтобы судить, хорош или плох герой, которого мы играем. Мы здесь для того, чтобы донести его до вас, со всеми его достоинствами и недостатками». Если ты говоришь: «Это мне нравится, а вот это – нет», ты судишь правильно с чисто человеческой точки зрения, но это не может быть точкой зрения актера.
И: Спасибо.
КК: Спасибо.
перевод Elsinore
Рубрики: | Интервью NAPOLEON |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |