Нескучные Заметки-44: НАПОЛЕОН В МОСКВЕ (часть II) |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, как известно, забастовки остаются одной из самых популярных форм выражения протеста неравнодушными парижанами. И пока в Москве наслаждались луврскими экспонатами, повященными самому известному после Христа человеку на земле: Императору Франции Наполеону I, а мы с вами - смаковали в первой части наиболее выдающиеся Парижские шедевры, приправленные ставшей уже увы, традиционной путаницей горе-организаторов выставки, - как вдруг, совсем недавно, буквально неделю назад, на паперти собора Нотр-Дам можно было наблюдать вот такую картину: как гласит плакат, - "Музей Лувр бастует!"
Не знаю, чем именно вызвана эта весьма скромная демонстрация - уж не заскучали ли музейные работники по увезенным в Москву экспонатам? А между тем, выставка "Наполеон и Лувр" продлится в Москве до 10 декабря. Всю дополнительную информацию о стоимости билетов, часах работы выставки, etc почитатель найдет на сайте музея, перейти на который можно, нажав красный заголовок этой Нескучной Заметки™ в самом верху. Отдавая также должную справедливость Рикки-Тикки-Тави, вдохновившего меня на этот рассказ, продолжим с установленного им порядка, сохраняя также и его пояснения к экспонатам, - они обозначены курсивом. Итак, поехали!
С этих двух экспонатов, которые московские музейщики разместили в самом центре своей экспозиции (не попав, однако, в центр белой рамы!), следовало бы, по идее, и начать свой обзор этой выставки, однако Рикки-Тикки-Тави решил проявить свой стиль, уместив его к середине: мы же, как уже было сказано, идем в фарватере его курса. Итак, перед нами - Наполеон I. Франсуа Жерар. Трон Наполеона для Законодательного собрания.
Дабы у читателя не сложилось ложного впечатления, сразу стоит заметить, что речь идет о двух экспонатах: картине и троне. По порядку начнем с картины - лучшее, на мой взгляд, полотно руки барона Франсуа Жерара (фр. François Gérard) - "Napoleon Ier en costume du Sacre", что в переводе с французского в действительности именуется как "Наполеон I в коронационных одеждах". Надо также сказать, что "коронационных" - этот перевод будет не совсем точным. Здесь слово Sacre означает обряд, священнодействие. Однако же в русском языке, несмотря на все его величие и могучесть, так не скажешь - "в обрядовых одеждах" - звучит не совсем благоприятно... Видимо, всё-таки этот эпитет про "великiй и могучiй русскiй языкъ" относился вовсе не к нынешнему его скудному варианту, доставшемуся человечеству после ленинских реформ, - "трудности перевода" не устают нас убеждать в этом на каждом шагу!
Примечательно, что если вы раздобудете где-то портрет самого барона, то вы обнаружите некоторое его сходство с Наполеоном: тот же овал лица, те же глаза... Большинство портретов, привезенных в Москву, - а помимо самого Императора, это также портрет Императрицы Жозефины, а также ее дочери Гортензии, которые вы увидите в третьей части, - все они талантливой руки достопочтенного барона Жерара; увы, непревзойденнейший мастер Луи Давид был представлен всего лишь одной своей работой - и признаться, далеко не самой лучшей - тот конный портрет вы видели в первой части. Но что поделать, - такой уж (пикантный!) вкус у организаторов этой выставки.
Приглядитесь попристальнее к Императору: 35-летний Наполеон здесь в зените славы - он и вправду красив в своем величии и каждый бы хотел получить свой столь красивый портрет! Молодой Император увенчан золотой короной из листьев лавра - ее мы уже видели с вами на Корсике, говорят, экземпляр лаврового венка также хранится в Замке Фонтенбло.
На шее - тонкий белый платок; это ни что иное, как первый галстук, моду и белый королевский цвет на который ввёл ещё Король Франции Луи XIV. На груди нельзя не заметить Большую Цепь (фр. Grande collier) высшей награды Франции - Ордена почётного Легиона, являющаяся отличительным знаком Гранд-мэтра (высшего руководителя) Ордена, и украшавшая все их официальные портреты. Первым Гранд-мэтром, разумеется, был Наполеон, позднее и в настоящий момент эту должность совмещает Президент Франции. То самое, первое Гран-Колье вы уже видели в Музее Армии, а действующий экземпляр хранится в Музее Ордена почётного Легиона.
На поясе обратите внимание на Сакральную, или Обрядовую шпагу, работы Этьена Нито и его сына Франсуа-Реньо Нито, новых ювелиров Императора: небольшой конфуз, вызванный с подменой Аустерлицкой шпаги, мы уже разбирали с вами в первой части; здесь же шпага примечательна своими украшениями: помимо множества довольно крупных бриллиантов, на эфесе шпаги (и на фото Рикки-Тикки-Тави это показано довольно неплохо!) виден огромный прямоугольный бриллиант - это легендарный РЕГЕНТ - знаменитый бриллиант в прямоугольной огранке "кушон": почитайте о нем как-нибудь, у него преувлекательнейшая история! Алмаз, найденный в 1702 году в Индии был превращен в бриллиант в 140 карат, - оригинал его, прежде украшавший церемониальную шпагу Императора, сейчас хранится в Лувре - надеюсь, толстое пуленепробиваемое стекло не помешало вам узнать его на фото ниже?
Если же говорить о церемонии коронации вообще, то надо заметить, что в Москву привезли довольно редко где появляющуюся и весьма любопытную картину Жака Берто (фр. Jacques Berto) под длинным названием, которое на русский перевели как "Императорский кортеж, направляющийся в собор Парижской Богоматери на церемонию коронации 2 декабря 1804 г."
На что обратить внимание? Прежде всего, - на погоду, друзья! На дворе - ранняя зима, 2 декабря, и хотя на улице тогда было довольно морозно, вокруг - никакого снега, и Сена ничуть не скована льдом, - типичная зимняя парижская погода, так и сечас здесь зимой. Стоит обратить внимание также на то, что карета на тот момент еще пока Первого Консула, запряжена восьмеркой белых лошадей - их взяли с королевских конюшен! Примечательно, что Первый Консул ездил восьмеркой, два других консула - шестеркой, министры - четверкой. Не в этом ли кроется секрет наименований моделей автомобилей Audi? Вспомните: А8, А6, А4...
Кортеж въезжает на остров Сите по сохранившемуся до наших дней самому старому мосту Парижа, сохранившему и свое прежнее название - Новый Мост. Без пяти минут Император едет в Нотр-Дам с правого берега, из дворца Тюильри - сейчас его уж нет, однако в верхнем левом углу виден сохранившийся до сих пор павильон Флоры, с некой загогулиной на крыше, напоминающей поломанную телеантенну. На самом деле - это передатчик оптического телеграфа - семафор, изобретенный братьями Шапп, и при помощи вот таких вот загогулин, установленных по всей стране на высоких башнях и принимающих разнообразные формы, тогда во Франции осуществлялась быстрая связь.
На нижнем фото - картина Жерара в первозданном виде. Вот какую информацию прислали из Музея Фонтенбло, - думается, всё понятно и без перевода:
Titre : Napoléon Ier en costume de sacre.
Auteur : François GERARD (1770-1837)
Date de création : 1804
Date représentée : 1805
Dimensions : Hauteur 225 cm - Largeur 147 cm
Technique et autres indications : peinture à l'huile sur toile
Lieu de Conservation : Musée national du Château de Fontainebleau
Здесь уже можно разглядеть Церемониальные одежды (фр. Grande costume), - мало кто знает, что коронационные наряды Наполеона и Жозефины шились у придворного портного Луи-Ипполита Леруа, по эскизам Жана-Батиста Изабе (фр. Jean-Baptiste Isabey) и Шарля Персье (фр. Charles Percier) - его вы не раз увидите на этой выставке, только чуть позже!
Император одет в блестящий длинный хитон из белого атласа, расшитый золотыми оливковыми, дубовыми и лавровыми ветвями, переплетающимися вокруг императорской монограммы N. Манто из пурпурного бархата расшито императорским символом - золотыми пчелами, а с внутренней стороны - подбито горностаем: не забываем, 2 декабря! В правой руке Император сжимает свой, Наполеоновский скипетр, увенчанный орлом - вторым императорским символом. На ногах - расшитые золотом тонкие атласные (!) туфли - стоять в них в декабре на протяжении всей церемонии на холодном полу Нотр-Дама, пусть и покрытом ковром - согласитесь, небольшое удовольствие...
Фоном - символы власти: слева, на пышной подушке, лежит держава, а также Manus Justitiae - Рука правосудия (именно о ней в первой части было так много вопросов!). Справа - бархатный императорский трон. Всё это - трон, подиум, пурпурный бархат, - призвано было возродить еще памятное французам величие старого режима и напоминало, хотя и сильно модернизированный по последней политической моде, роскошный портрет Луи XIV от Гиацинта Риго (тот самый, где монарх гордо демонстрирует всем свои красные каблуки!). Такова была новая концепция авторитарного режима.
Но перейдем теперь к трону! На фото ниже его можно рассмотреть подробнее: взгляните, - это как раз тот самый, главный и настоящий императорский трон Наполеона I. Похож ли он на привезенный в Москву?
Трон этот, которому уже больше 200 лет, нынче хранится в Лувре, в крыле Ришелье, взгляните на эти фото. Примечательно, что сама расстановка экспонатов несколько напоминает московскую - не правда ли? Трон в центре, по бокам вазы... Разница лишь в том, что в Лувре вазы отодвинуты от стены, чтобы зритель мог легко осмотреть их со всех сторон - в то время как в Москве той вазой просто подпёрли стену, так что на московской выставке увы, никто так и не увидел, а что же было изображено на задней, невидимой стороне той привезенной из далекого Парижа вазы?... Что ж, в каких музеях больше понимают смысл выставки вообще и больше заботятся об удобствах зрителя - решать вам...
Этот Императорский трон можно увидеть на множестве портретов Наполеона, примечательных нестыковочными ньюансами: так, например, на картине Жана-Франсуа Гарнери (фр. Jean-François Garneray) Наполеон изображен в коронационных одеждах, но уже не только как Император французов, но и как Король Италии. Между тем, известно, что в момент коронации в 1804 году Наполеон еще не был итальянским монархом: Железную корону Ломбардии он примет лишь в следующем, 1805 году. Примечательно также, что в правой руке Наполеон сжимает уже не свой скипетр с орлом, а имперский скипетр Карла Великого. Кстати, неправ будет тот, кто до сих пор рассказывает наивным туристам "сказку про белого бычка", что этот скипетр увенчан фигурой Карла Великого, также держащего в руке тот самый скипетр, на котором - опять его фигура, держащая скипетр - и так далее, до бесконечности. Ниже в комментариях я дам настоящее фото того скипетра, и всё будет совершенно ясно.))
Очередной известный портрет Императора Наполеона I выполнил известный халтурщик Жан-Огюст-Доменик Энгр (фр. Jean-Auguste-Dominique Ingres). Сравните эти две картины: обе - руки Энгра. Нужно ли здесь искать 10 отличий? Отличий тут и вправду весьма немного: прежде рисовавшему Юпитера с лицом, похожим то ли на Карла Маркса в молодости, то ли на дядьку-черномора с бутылки Bon-Aqua, художнику Энгру было весьма легко в нужный момент "политически правильно" переключиться, и рисовать уже портрет Наполеона I, чуть подправив тот самый, Императорский трон: всё та же композиция, и та же поза... Помню, в "прежнее время" подобное ловкачество, когда на памятниках вождям просто меняли головы, скромно называли "коньюктурщиной"...
Объединяет оба портрета также и символ Юпитера - орёл - и если у Юпитера орёл изображен живым, то у Наполеона - лишь в виде рисунка на ковре (как раз этот ковёр привезли в Москву, и мы увидим его чуть позже!). Кстати, весьма странным на том ковре слева выглядит изображение весов: на оригинальном ковре никаких весов нет и в помине, и к тому же и Император, да и сам Энгр по гороскопу были львами... Но если вы понаблюдаете работы Энгра, то обратите внимание, что художник был склонен весьма изрядно искажать действительность - чего стоит только этот портрет самого на себя не похожего Наполеона, с толстым отъевшимся лицом эдакого короткостриженного "братка" романтичной эпохи 90-х годов прошлого века: ну недостает лишь малинового пиджака!..
Кстати, говоря о малиновом пиджаке - а именно такого цвета был мундир у Первого консула, я всех читателей отсылаю к знаменитому волшебному портрету: обратите внимание, на какую сторону маг и чародей Энгр застегнул пиджак Первого консула?!! И какую знакомую шпагу он ему подвесил??!...))) Cauchemare! Стоит ли удивляться тому, как сильно гиперболизирован императорский трон на его картине - сравните с реальным! Единственное, что Энгр изобразил правильно (и это наверняка, лишь по чистой случайности!) - это Manus Justitiae - Рука правосудия. Изобразить ее именно так, как она выглядит на самом деле: левая ладонь с загнутыми мизинцем и безымянным, в точности не удавалось еще пока никому! Говоря о потрясающих недочетах Энгра, стоит также отдать ему справедливость в потрясающей технике изображения материала: золотое шитье, бархат, мех горностая на мантии выглядят поистине реалистично - на портрете, висящем сейчас в парижском Музее Армии, это особенно заметно.
На верхнем фото можно рассмотреть луврский трон поближе, а на нижнем - подальше, но уже с восседающим на нем монархом.
До недавнего времени трон этот можно было видеть в Замке Фонтенбло, где он украшал собой тронный зал. Однако теперь, - и это хорошо видно на нижних фото, - между двумя музеями: Лувром и Фонтенбло, - произошел обмен тронами: с синей обивкой перехал из Фонтенбло в Лувр, где находится и поныне, а из Лувра в Замок Фонтенбло отправился другой трон Наполеона, - сравните их на этих фото!
Однако от луврского трона в Фонтенбло оставили лишь одну раму: ее перекрасили заново в золотистый цвет, а пурпурная обивка императорского трона была полностью заменена на довольно страннный новодел: синий бархат, в шахматку расшитый золотыми пчелами. Новодел этот странный потому, что Император никогда не сидел на троне, расшитом пчелами: обивка всё время (и множество картин тому доказательство!) представляла собой сложный растительный орнамент, часто дополненный императорской монограммой N.
На снимке ниже - тот самый трон перед отправкой в Фонтенбло, в луврском интерьере. Как уверяют луврские хранители, это был последний трон Императора, который сохранился в первоначальном, аутентичном виде... В письме, присланном из Лувра, содержалась вот такая аннтотация:
Мебельщик: François-Honoré-Georges JACOB-DESMALTER (1770 - 1841)
По эскизам Персье и Фонтена
Трон Наполеона I из Дворца Тюильри,
год создания: 1804
материал: позолоченное дерево
Размеры: В.: 1,22m. ; Ш.: 0,87 m. ; Гл.: 0,70 m.
И небольшое пояснение: мэтры Персье и Фонтэн проектировали убранство Тронного зала во Дворце Тюильри, по случаю торжеств коронации Наполеона I. Основные инновации - выполненные в крупных масштабах императорские регалии (монограмма N, орел, пчёлы, Гран-колье почетного Легиона), а также - императорский трон с круглой спинкой. В 2003 году трон передан на хранение в Национальный музей замка Фонтенбло из Департамента декоративного искусства музея Лувр.
Теперь, увы, на том троне нет и обивки... И если эта реставрация действительно была вызвана какой-то неведомой нам острейшей необходимостью, то понимая значение этого экспоната, следовало бы максимально сохранить, а при невозможности - максимально точно воспроизвести первоначальную, оригинальную обивку трона! Но видно, что такие сложные узоры оказались не по плечу замковым реставраторам - вместо реставрации получился новодел!.. Между тем, если и говорить о необходимости реставрации, то работящую хозяйскую руку следовало бы приложить как раз к подиуму трона: как видим, составленный из каких-то кусков бархат на нём местами протёрся аж до неприличных дыр: и не надо быть Пуаро, чтобы понять, что это дело рук нерадивых уборщиков - по тронному подиуму посетители не гуляют...
Но вернемся к трону, привезенному в Москву. Увы, это также далеко не первозданный императорский трон: от его первоначального вида остались только эти роскошные подлокотники, выполненные из позолоченного дерева в форме парных крылатых химер, с львиными головами и опирающиеся каждая на одну лапу.
Почему львы? Этот вопрос исчезнет сам собой, если только вы вспомните, в каком месяце родился Император... На нижних фото видно, что несмотря на все предосторожности, многострадальным императорским львам сильно повредили их львиные носы...
Этот трон в Москву был привезен из парижского Музея декоративных искусств (фр. Musee des Arts Decoratifs). Музей тот находится в том же здании, что и Лувр, только вход с улицы Риволи, дом № 107. Примечательно, что в этом здании также располагаются еще два музея, не сильно известные российским туристам: это Музей рекламы и Музей моды и текстиля - в последний некто Ал. Васильев любит водить группки экзальтированных барышень из России.:)) Как обозначено на московской выставке, это - Трон Наполеона для Законодательного собрания. Хочется верить, что фразу про Законодательное собрание московские музейщики дописали со знанием дела, поскольку в официальной информации МДИ никакого такого "собрания" нет и в помине. Полезно вспомнить, что такого органа или здания, как Законодательное собрание в Париже тоже никогда не было и нет - это всего лишь выражение, обозначающее одну из ветвей власти, но вовсе не конкретное место, где стоял этот трон. Что имели ввиду московские коллеги под этой фразой, до сих пор остается тайной... Ответа на мое письмо с просьбой разъяснить этот момент увы, нет уже вторую неделю...
Пришлось мне вспомнить таланты Пуаро и воспользовавшись своими связями, отправиться на поиски этого трона. В исходных данных известно было то, что трон тот изготовил уже знакомый нам по первой части придворный наполеоновский мебельщик Десмальтер (фр. Francois-Honore-Georges Jacob-Desmalter), - тот самый Мэтр, кто по уверениям московских музейщиков, в свободное от основной работы время развлекал себя и Императора изготовлениями различных простеньких поделок, вроде складной дачной мебели, которую Император из уважения к своему Гранд-мебельщику, изредка брал с собой в поход. Эскиз для этого трона в данном случае выполнили не Персье и Фонтен, традиционные дизайнеры императорского двора, и приглашенный со стороны малоизвестный месье Бернар Пойе (фр. Bernard Poyet), - что ж, возможно та неразлучная парочка находилась в то время на больничном, ну с кем не бывает..))
Как выяснилось, тот неразлучный дуэт обошли не случайно: Бернар Пойе служил архитектором, и был близок к Люсьену Бонапарту, в связи с чем в 1800 году получил хороший заказ на реконструкцию Дворца Бурбонов (фр. Palais Bourbon) на левом берегу Сены, для размещения там палаты депутатов. По его замыслу, фасад Дворца Бурбонов должен был перекликаться с фасадом завершавшейся к тому времени церкви Мадлен, что на противоположном, правом берегу, в конце Королевской улицы. Таким образом, Дворец Бурбонов был в то время надежно скрыт строительными лесами, что исключало всякое размещение на стройке посторонних: и депутатов, и самого Императора - с троном.
Трон был изготовлен в 1805 году, - т.е спустя год после коронации Императора. Красная обивка трона, что видна на нем сейчас, выполнена из пурпурного бархата, украшенного вышивкой серебрянными нитями. Вышивал некто Огюстен Пико (фр. Augustin-François-André Picot). Возможно, что именно месье Пико вышивал также и коронационные одежды Императора и Императрицы? Не знаю, удалось ли кому нибудь из посетителей разглядеть, а что же именно вышил на той обивке месье Пико, поэтому поделюсь собственными наблюдениями: теперь на спинке трона вышиты перекрещенные императорские регалии: тот самый скипетр Карла Великого и та самая, уже знакомая вам Рука правосудия - по-традиции, изображенная неправильно: правой ладонью с вытянутыми пальцами. Сие указывает на то, что вышивальщик месье Огюстен Пико был, увы, весьма невнимательным человеком... В центре скрещенных скипетра и Руки - уравновешенные весы: символ правосудия. Возможно, что именно они и натолкнули московских знатоков на мысль о том, что трон сей предназначался для некой правовой деятельности, - хотя, вполне возможно также и то, что и сами музейщики никаких там весов и скипетров вовсе и не приметили, и воспринимали эту вышивку просто, как непонятный орнамент - не удивлюсь.
Трону тому также и как прочим его собратьям, уже за две сотни лет, однако же обивка трона ничуть не повреждена и великолепно сохранилась: это указывает на два важных обстоятельства - первое, что обивка значительно моложе самого трона; второе - это то, что самим троном пользовались крайне нечасто...
О том, что сей трон не был популярным, свидетельствует также и то, что он крайне мало запечатлен на картинах: тогдашнем заменителе нынешней фотографии. Мне с трудом удалось отыскать лишь две гравюры и две картины, где бы тот трон был изображен более-менее узнаваемо. Первой находкой оказалась вот эта гравюра, датированная 1806 годом (т.е. совсем близко - а значит, достоверно, от 1805 - года создания трона). Как указывает надпись на гравюре, сделана она с картины Робера Лефебра. Ценность этой гравюры для нас в том, что на ней - в отличии от самой картины, - место события показано общим планом. Как видим, это тот самый трон, с львиными головами, однако же сильно отличающийся от представленного в Москве: спинка округлая, а не квадратная, никакой короны сверху, и вышивка - изображающая далеко не скрещенные скипетры, а императорскую монограмму, окруженную Гран-колье.
Картина Робера Лефебра "Наполеон I в коронационном убранстве", с которой сделана гравюра, висит в Музее Ордена почетного Легиона - тихом, прекрасно оборудованном и очень увлекательном, настоятельно рекомендую его всем: он напротив Музея д'Орсэ. Примечательно, что в Музее в стеклянной витрине как раз под этой картиной лежит то самое Гран-колье, которое используется при нынешних президентских инаугурациях. На картине также видно, что спинка у трона первоначально была круглой: к тому же, хорошо виден и ее пурпурный цвет. Любителям искать отличия будет очень интересно сравнить гравюру с картиной: среди прочего, обратите внимание на Руку правосудия.:))
Картина, выставленная публике в 1807, изображает только что коронованного Наполеона, от усталости снявшего свой лавровый венок. Позади него - тот самый трон, которого в момент этой коронации не было еще и в природе. Любопытны и римские туфли Императора: видно, что Лефебр изобразил их с красными дворянскими каблуками, словно не слышал знаменитого наполеоновского восклицания: "Ни красных колпаков, ни красных каблуков!", и впридачу щедро украсил их кокетливыми бантиками-пряжками: ну надо же хоть как-то отличиться от остальных художников!...
На портрете ниже - внучка Королевы Франции Мари-Антуаннет, 19-летняя Мари-Луиза Австрийская, Императрица Франции, а также - вторая жена Наполеона. Трон изображен превосходно: как видим, к этому времени (а это 1810 год!) трон уже стал женским, - передан в ведение Императрицы, что и немудрено: надо же и ей на чем-то восседать! В связи с передачей, трон сильно модернизирован: круглая спинка уже заменена на прямоугольную, соответственно - заменена и прежняя обивка, но императорские орлы - все еще на месте, а шишек и короны Луи XVIII - всё еще нет... Императрица довольна - и новым женихом, и новым троном: одной рукой она любовно оглаживает правого льва, все еще сохранившего целым свой львиный нос.
На этой гравюре трон едва различим, под балдахином справа: все изображено довольно схематично, и трон обозначен лишь фигурками, скорее напоминающими собачек, чем львов... Однако так художник увидел амфитеатр Люксембургского дворца, зал заседаний Сената: единственное активно действующее законодательное учреждение во время Первой Империи. Вспомним, Дворец Бурбонов при Реставрации вернулся прежним хозяевам, однако же лишь в 1827 году, т.е. уже после кончины Императора, Дворец был выкуплен государством для размещения в нем парламента.
Так что судя по всему, привезенный в Москву трон был Наполеоновым лишь только на той одной картине, и Император по всей видимости, так и не воспользовался им в полной мере - хотя не исключено, что и видел, принимая работу и даже возможно, что и присел разок-другой. Не зря французские музейщики не указывали, откуда этот трон: при таких обстоятельствах смелая пометка - "...для Законодательного собрания.", сделанная их московскими коллегами, вызывает лишь улыбку: с тем же успехом можно было написать - "...для Московского Исторического Музея.", - и это выглядело бы куда правдивее, ведь по крайней мере, в ГИМе трон сей уж точно побывал...:))
Однако внимательный читатель спросит: раз этот трон не мог быть в Бурбонском Дворце, - значит, он стоял в Сенате, это видно и на гравюре! Вопрос резонный, - поэтому для того, чтобы выяснить всё досконально, мы отправляемся в Сенат!
Сенат Франции, как и в наполеоновские времена, расположен в Люксембургском саду, и хотя на дворе - уже ноябрь, любимый парижский сад Достоевского и Ахматовой до сей поры украшен яркими осенними цветами. В обычные дни простому человеку в Сенат не попасть, однако же бывают дни, и как правило - это в районе 14-ого Июля, - когда Сенат распахивает двери для всех желающих. Если вы попадете в Сенат в такой день, не забудьте заглянуть в Салон Гюго: именно здесь бережно хранится вот этот трон - как видите, его подлокотники также выполнены в виде химер, только на сей раз с женскими торсами, и с двумя ногами у каждой. На табличке - надпись на французском: "Трон Наполеона I для Сената Первой Империи. Создан мебельщиком Жакоб-Десмальтером в 1804 году (год коронации!) по рисунку архитектора Шальгрена."
Что ж, и на этот раз все сходится!.. Известно, что Наполеон был довольно частым посетителем Сената и довольно плотно работал с ним: достаточно сказать, что именно Сенат принимал законы о мобилизации солдат, и по решению именно Сената Первый консул Наполеон Бонапарт стал Императором Французов. Так что не удивительно, что до недавней реставрации было видно, что сиденье этого трона буквально вытерто Наполеоном до дыр: ниже в комментариях я дам и эту фотографию.
На следующих фото - это уже не Наполеонов трон: тут целых три трона сразу, и сам размах говорит о том, что это троны русские, - для сравнения. Будто бы и они же - на рисунке из популярного в прежнее время парижского еженедельника; под рисунком надпись на французском: "У наших союзников. Первый день нового года в Русском Дворе."
Но вернемся к нашим экспонатам: вот они, все три - перед вами! За неимением места в этой Нескучной Заметке™ придется ограничиться ими тремя, а в последующих я расскажу и о той вазе, так неудачно приткнутой справа, и о том платье, что едва виднеется слева - там будет уйма интересного! Пока же - несколько слов о третьем экспонате, вот этом круглом ковре с орлом.
Как мы уже знаем, любимое занятие устроителей русских выставок - это писать пояснительные таблички! Еще совсем недавно мы удивлялись с вами, как ярко горе-устроители продемонстрировали всему миру на Русской выставке в Париже то, что демонстрировать как раз не надо: нулевые знания французского языка. Увы, и сейчас, на Наполеоновской выставке в Москве, нас тоже не лишили повода к удивлению.
Прежде всего, примечательно то, что в Париже, на той Русской выставке, надписи давались на двух языках: все понимали, что мероприятие проходит в рамках международного Перекрестного Года. Здесь же - ограничились только русскими пояснениями, словно предполагали заранее, что ни один из иностранцев в этот музей на Красной площади в жизни никогда не пойдет, - и это несмотря на то, что Перекрестный Год-то ещё никто не отменил... В этом - уважение к зрителю, о котором мы с вами уже говорили.
Итак, русская табличка перед вами. Любопытно, а что же пишут в Лувре:
Мануфактура Савонри (Manufacture de la Savonnerie)
Центральный медальон ковра из Тронного зала в Тюильри
1806 - 1810, Париж
Медальон с Имперским гербом был удален во время Реставрации.
Департамент декоративного искусства
Как видим, московские музейщики непреминули блеснуть изрядной эрудицией, дополнительно указав, что мануфактура та была королевской, а ковер - из шерсти. Луврские в этом смысле просчитались!..)) Споткнулись москвичи вот на этой фразе: Département des Objets d'art - выдав в переводе некую абракадабру, украшенную приписочкой: (прикладного) - вероятно, для отличия от искусства теоретического?...)) Попробуйте и вы поупражняться переводом этих трех слов, а потом скажите - велик ли могучий?..
На верхнем фото можно рассмотреть медальон во всей красе: в вечнозеленом венке из лавра - Большая цепь Ордена почетного Легиона, в центре которой - золотой имперский орёл, крепко сжимающий в своих лапах связку молний. Над орлом, в вышине - имперская корона. Примечательно, что корона лишь отдаленно напоминает ту самую, корону Карла Великого, которой был увенчан Император: она хранится в Лувре, под тем пуленепробиваемым стеклом, где и бриллиант Регент. Любопытно также сравнить Гран-колье - с оригиналом, а также с другими вариантами, изображенными на многих картинах: разница порой довольно существенна, хотя 16 орлов, образующих ее звенья - неизменны. Неизменен также и имперский орёл, его везде изображают одинаково, с толстыми, распушенными лапами - именно так он изображен и на одном из угловых фронтонов Лувра, взгляните - над ним все еще развивается лента: "Защити Францию!". Как тут не вспомнить нео-классика:
À suivre… / Продолжение следует...
Рубрики: | NAPOLEON |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Исходное сообщение Рикки-Тикки-Тави
Нет, мы будем наслаждаться тайной! Удивляюсь, что они вообще раскрыли этот несессер, вот бы тайна была, а что там?
Исходное сообщение aleksandr_antonov
больше писать не буду. осваиваю Бентли , и не ту скорость включил, извините ради христа.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |