![](http://www.x-lines.ru/icp/ijW33/cc0000/1/52/RnRaRpRoRlReRoRnPvPRmRoRsRkRvRe.png)
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ В САМОМ РАЗГАРЕ НЕ ТОЛЬКО ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - как известно, Париж сострясают участившиеся в последнее время забастовки, в особенности - на транспорте, где они, по всей видимости, самые эфективные. Бастующие протестуют против увеличения пенсионного возраста, и поскольку эта тема волнует буквально всех, то в их энергичных рядах - немало поклонников.
Для своих же поклонников - а по совместительству - почитателей Нескучных Заметок™, я приготовил еще одно
Необыкновенное Путешествие, в продолжение интересной темы, начатой в
НЗ-42™, когда мы с вами летали аж в Поднебесную, - в китайский город Шанхай, на Всемирную Выставку 2010.
Сегодня же из солнечного Китая мы отправимся в заснеженную Москву, в компании самого известного после Христа человека на земле: Императора Франции
Наполеона I. Спустя почти двести лет с того памятного своими холодами русского похода, Император вновь покорил Москву: в самом центре русской столицы, в двух шагах от Красной площади, в бывшем Музее Владимира Ленина в рамках целой серии взаимных мероприятий, посвященных
Перекрёстному Году (фр. Année Croisée France-Russie), о которых Вы уже не раз читали в Нескучных Заметках™, в настоящее время с огромным успехом проходит выставка "Наполеон и Лувр", на которой впервые в истории России представлены уникальные исторические предметы, относящиеся к наполеоновской эпохе - своеобразный французский реверанс на выставку
"Святая Русь", что весной этого года проходила в Париже.
ВО ПЕРВЫХ СТРОКАХ СВОЕГО ТРУДА спешу также сделать реверансы всем тем моим московским друзьям, что внесли свой вклад в его создание: среди них хотелось бы особенно выделить любезную помощь
Рикки-Тикки-Тави, а также поблагодарить за поддержку парижские музеи - Музей Лувр (лично - мадам Анну-Лауру Беатрис) и Музей Армии (лично - мадам Мари Пулан), а также - Государственный Исторический Музей в Москве (лично - госпожу Ирину Давыдову), любезно предоставившие мне фото,- и справочные материалы. Всю дополнительную информацию о стоимости билетов, часах работы выставки, etc, мой почитатель найдет на сайте музея, перейти на который можно, нажав красный заголовок этой Нескучной Заметки™ в самом верху.
Отдавая также должную справедливость
Рикки-Тикки-Тави, начнем с установленного им порядка, сохраняя также его пояснения к экспонатам, - чтобы избежать путаницы, я дам их
курсивом. Итак, поехали!
ГЛАВА ПЕРВАЯ: ПЕРЕВАЛ
Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Мастерская Жан Луи Давида.
![(525x700, 98Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/376/65376013_Napoleon_181.jpg)
Должен сказать, что в Москву привезли, хотя и несомненно, что уникальный, - но далеко не самый лучший (на мой тонкый художественный вкус) портрет Наполеона. В то далекое время в отсутствие интернета и цветного 3D-телевидения портреты руководителей государства также как и сейчас, носили безусловный пропагандический характер, и такой портрет должен был находиться везде, где сейчас не находится сам Наполеон, не давая его подданным забыть, кто же их руководитель и как он выглядит. Если кто не знает, того конного портрета Бонапарта в Альпах на самом деле существует целых 6 вариантов, пять из которых написал придворный художник Бонапарта - Жан-Луи Давид, и при этом каждый вариант отличается от каждого как общим фоном, так и внешностью Наполеона, и внешностью его коня. Если любопытно, все шесть можно
Привезенный в Москву портрет в оригинале называется, как "Le Premier Consul franchissant les Alpes au col du Grand-Saint-Bernard", что можно перевести как "Первый Консул пересекает Альпы, проходя через Гранд-Сен-Бернар", - а это уже существенное отличие от того сокращенного варианта, что указан в музейной табличке. Портрет сейчас висит в Версальском дворце, но первоначально никем не был куплен, провисел неликвидом в мастерской Давида, и был даже вывезен им при своем бегстве в Брюссель, словно Да Винчи - Мону Лизу, где
висел напротив кровати художника. Этот портрет - последнее, что видел Давид перед смертью. Ниже - бюст великого художника. Обращает на себя внимание его не совсем обычное выражение его лица - признаться, я вижу это в первый раз... Тут уж надо спросить у
Рикки-Тикки-Тави - или это фотографический брак, или же - результат какого-то заболевания художника, вполне возможно - что и послужившего его кончине...
Живописец Жак Луи Давид. Бюст этот кстати, изготовил из полупрозрачного карарского мрамора в 1838, уже после смерти Давида, скульптор Франсуа Рюд (1784-1855), прославившийся также и тем, что это именно он - автор барельефа, прозванного "Марсельеза", что на
Триумфальной Арке в Париже. Еще Франсуа Рюд примечателен своей довольно могучей фигурой и оригинальной длинной бородой, разделенной надвое - google it!
После смерти Давида, конный портрет Первого Консула походил по частным коллекциям, пока наконец не дошел до Наполеона III, который повесил портрет в Тюильри. После кончины Наполеона III картина перешла к его двоюродному брату Жозефу, который украсил ею свой замок. В 1979 году картина была продана в Шато де Версаль потомком Жозефа - принцем Луи Наполеоном, прозванным Наполеоном VI - главой Императорского Дома, не так давно скончавшимся.
Серию этих портретов, кстати, начал вовсе не Бонапарт, а испанский король - первый портрет Давиду был заказан именно им. Последний же - написан художником Полем Делярошем, этот портрет висит в Лувре, в том же самом зале, где и знаменитая "Коронация Жозефины...", - кстати, вторая по величине картина в Музее, если кто не знает.
![(536x698, 165Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/620/65620202_Delaroche__Bonaparte_franchissant_les_Alpes.jpg)
Но не торопитесь сказать, что вот здесь-то Поль Деларош изобразил наиболее достоверно те события - он в том переходе не участвовал, да и сама картина была написана уже после смерти Императора - во времена Второй Империи, при Наполеоне III. Стоит также сказать, что по своей манере Делярош всегда изображал лица своих высокопоставленных персонажей довольно унылыми, а зачастую - и при смерти, так что и здесь не стоит удивляться далеко не возвышенному выражению лица Наполеона. Надо полагать, эта непарадная манера художника не была восторженно встречена администрацией Наполеона III, которая тогда возраждала ценности Первой Империи, и подобные изображения решительно отвергались ею по политическим мотивам, как лишенные пропагандистского замысла, в связи с чем картина не была приобретена государством и долгое время также находилась в частных руках. Лишь только совсем недавно - в 1982 году, - месье и мадам Р.Р. Биркхаузер подарили картину Лувру - о чем сообщает и верхняя табличка на самой раме, и нижняя - с Луврскими пояснениями к картине.
Внимательному почитателю будет довольно интересно искать отличия между этими портретами (кстати, отличаются между собой и две работы Деляроша: вот приглядитесь-ка к этим снимкам!...) Существеннное же отличие картин Деляроша - это тот самый серый редингот: он появился в гардеробе Наполеона значительно позднее того Альпийского перехода - уже после битвы при Маренго, после которой Наполеон сменил не только форму, но и прическу, распрощавшись с длинными волосами.
В Альпах же Бонапарт на коне не гарцевал: везде были обледенелые скалы и сильный ветер, поэтому передвигались тогда осторожно, зачастую - на мулах, подкованных к тому же специальными шипованными подковами. На картине же Давида фигура Первого Консула изображена на гарцующем коне (говорят, Давид вдохновлялся петербургским Петром I), в синей генеральской форме главнокомандующего, края его маленькой шляпы (которую в России почему-то называют треуголкой) отделаны золотом, Бонапарт вооружен Египетским трофеем - кривой саблей мамелюков, и завернут в пурпурный плащ, раздуваемый тем самым сильным майским ветром. Цвет плаща не случаен: форма Консулов была такой же. Левой рукой в перчатке он сжимает поводья и, обращаясь к зрителю, указывает направление своей правой рукой. На заднем плане - солдаты поднимают пушки, в правом нижнем углу - развевается трехцветный флаг Республики. На переднем плане в скалах четко выбито имя BONAPARTE, а также видны уже истершиеся временем имена тех, кто совершал этот подвиг прежде: ANNIBAL, KAROLVS MAGNVS IMP. (Ганнибал и Император Карл Великий). Работа подписана и датирована L. DAVID AN IX - эту надпись можно найти на ремне, опоясывающем грудь лошади.
Кстати, мои московские друзья приметили, что на выставке портрет повешен так, что не обошлось, как это уже всегда бывает
на русских выставках, и здесь без анекдота: там, вверху, куда молодой Бонапарт, вскинув руку вверх, указывает повелительным призывным жестом - лепной медальон с профилем Ленина, тоже большого любителя куда-то указывать. Я поначалу было и не поверил, но вот - фотофакт.
![(506x699, 247Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/677/65677515_lenin.jpg)
Ну как тут не вспомнить бессмерные строки:
Далась победа нелегко,
Но Ленин вел народ.
И видел Ленин далеко,
На много лет вперёд...
В смысле, назад, - на Наполеона!?... Или вперёд, - на эту выставку?!...
![](//i.li.ru//images/brandnewsmilies/sclerosis.gif)
Если же кому интересно, а где именно состоялся то самый, легендарный переход - то вот, пожалуйста: то самое, историческое место. Альпийские горы, нынешняя Швейцария, почти 2500 метров над уровнем моря.
Ну а лично мое мнение - то среди этих шести или сколько их там на самом уже деле вариантов, мне больше по душе вот этот портрет: он тоже, кстати, висит в Версале. На мой взгляд, здесь взгляд у Бонапарта более жизненный, зовущий - именно тот, какой и должен быть, что по-французски называется comme il faut. Сильно украсила портрет маленькая деталь - челочка, выбившаяся из под шляпы.
ГЛАВА ВТОРАЯ: КАРТЫ, ШЛЯПА и ЧАСЫ
Вещи Наполеона.
О том, как выглядит шляпа Наполеона, я уже писал в Нескучных Заметках: желающие могут освежить свои воспоминания
здесь. В Москву же на выставку привезли одну из тех шести, что хранятся в Парижском Музее Армии. Как указано на пояснительно табличке, шляпа эта изготовлена Домом Пупара и Делоне. Фетр, шелк, плетеный конский волос, дерево (это пуговица). Около 1812 г. Музей Армии, Париж - кроме года, тут нет спору. Также музейщики уверяют, что это именно та самая шляпа, которую Бонапарт носил в русском походе - но на мой взгляд, эти уверения - не более, чем просто вежливый комплимент принимающей стороне: признаться, в Музее Армии мне не встретилась шляпа с такой же подписью... Хотя конечно же, может быть и так, что именно ее специально держали в запасниках как раз для русской выставки.:))
В шляпах Наполеона - открою Вам небольшой секрет, - примечательна еще одна особенность, известная лишь только специалистам, да и то - самым внимательным из них. Дело в том, что трехцветная кокарда, которой Наполеон украшал свою шляпу, была далеко не в той же самой последовательности цветов, как и республиканский триколор: взгляните на флаг Франции на картине выше. Наполеонова кокарда представляет собой цветную ленту, собранную гармошкой в круг: при этом, как видно на всех картинах, - и что самое главное: видно и на этом фото, так удачно снятом
Рикки-Тикки-Тави, что внешний край кокарды - красный, затем идет синий, а в центре - белый. Если же Вы когда нибудь развернете эту ленту, то по иронии судьбы, перед Вами будет флаг нынешней России.
Вместе с тем, на этом верхнем фото снятом
Рикки-Тикки-Тави, не видно другой ньюанс - и довольно примечательный. Как указано в поясненительной табличке (и пусть
Рикки-Тикки-Тави меня поправит, если что не так), перед нами - шедевр мебельного искусства руки Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб-Демальтер (1770-1841): Складные стулья и походный стол Императора, 1810. Национальный Фонд мебели и мануфактуры Гобеленов Бове и Савонри.
Действительно, был в Париже такой чудо-мастер - Жакоб (фр. Jacob-Desmalter), и была у него фирма Jacob, исполнявшая мебельные заказы Императора и его придворных, и прославившаяся своей пузатой и изящной мебелью в стиле ампир, часто из красного дерева, всегда богато украшеной золотистыми бронзовыми накладками. Но чтобы вот такой вот, в три доски тощий столик - и фирмы Jacob? Мне право, с трудом верится... Подобные шедевры изготавливают в третьем классе на уроках труда... К тому же друзья, - приглядитесь-ка внимательнее: у того столика явно не хватает одной ноги...
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4905/valance916.1d/0_4db31_f54d5eee_L.jpg)
Снова пояснения музейщиков: на том инвалидном столике перед нами - часы и военный секундомер, рядом с листом карты Смоленской губернии: военно-топографическое бюро Генерального штаба Великой армии перед Русским походом сделало перевод на французский язык всех листов «Столистовой карты Российской империи». Однако же приглядевшись, видно, что в действительности, карта та раскрыта на территории вовсе не Смоленской, а Витебской губернии - нынешний север Беларуси. На очень пестрой, но не совсем точной карте заметны крупные города Витебск и Полоцк, где как известно, произошло в 1812 году два сражения.
Кстати, нашел я тот самый столик - вот он, ниже на фото - помимо императорскаго сапога, на нем все так же карты, однако же у столика видно только две ноги слева - выходит, остальные еще тогда отломали? ...И до сих пор не сделали...
Вновь из музейной таблички: Абрахам-Луи Бреге (1747-1823) Военный секундомер. Золото, серебро. 1825 Лувр. Часы с заводом с цепью и ключом. Золото, серебро, латунь. Между 1813 и 1819. (Обратите внимание на эти даты!). У меня не никаких соменений, что часы на поломанном столике - это действительно знаменитый Breguet (помните Пушкина?) - его знаменитые стрелки с кольцами, ставшие символом этого часового Дома, легко узнает каждый! Примечательно, что помимо самого Пушкина и его героя, клиентами компании были известнейшие персоны: королева Мария-Антуанетта, Наполеон Бонапарт, Жозефина, царь Александр I, Уинстон Черчилль, - а также Владимир Путин и Патриарх Всея Святой Руси Кирилл...
Но вот Наполеоновы ли то часы? Лувр прислал вот такое ч\б фото (ниже) и следующие пояснения: изготовитель Бреге и Сыновья, предположительно - военный хронометр? Первая четверть 19-ого века (т.е 1825...), Париж. Золото, серебро. Источник - наследие госпожи Клоди Cотэ, 1961. Следовательно, Наполеонова рука этих часов-хронометров даже и не касалась: напомню, - Император Наполеон I скончался в 1821 году.
Как рассказывают в самой компании
Breguet, в апреле 1798 года (обратите внимание на дату!), за месяц до начала египетской кампании, генерал Бонапарт приобрел три изделия с функциями, характерными для Дома Breguet: часы с репетиром №38, оснащенные механизмом спуска с постоянной силой действия, дорожные часы с альманахом и репетиром №178 (первые в своем роде) и "вечные" автоматические часы с репетиром №216. Наполеон преследовал при этом двойную цель. С одной стороны, стремительное восхождение по социальной и политической лестнице обязывало его демонстрировать изысканные предметы роскоши, символизирующие его власть и социальный статус. С другой – практические соображения при подготовке военной экспедиции диктовали выбор прочных и надежных часов.
Как видим, и даты, да и сами модели приобретенных Наполеоном часов с привезенными на выставку вовсе не совпадают - и пояснения Breguet здесь заслуживают всяческого доверия: ведь кому, как не самим мастерам лучше всех доподлинно известно, что и когда покупали у них столь высопоставленные персонажи.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ: ЗОЛОТОЙ НЕСЕССЕР
![(525x700, 145Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/384/65384192_Napoleon_170.jpg)
Как поясняет выставочная табличка, это - походный несессер Наполеона I, 1806 Лувр. Вроде бы как насчитывает 92 предмета, среди которых меня удивило наличие вполне современной на вид зубной щетки. По словам мадам Леместр (куратор выставки с французской стороны), как будто бы этот несессер был подарен Наполеоном I русскому царю Александру I. Представляется однако странным, что столь понравившийся царю несессер все же оказался в Лувре, а не в Эрмитаже... Как сказала сама мадам-куратор в одном из интервью, она тоже не знает, при каких обстоятельствах подарок вновь оказался у французской стороны.
![](//i.li.ru//images/brandnewsmilies/pardon.gif)
Думается, что вся эта история про подарок Александру I - это тоже просто вежливый комплимент...
Должен сказать, что подобных несессеров у Наполеона было полным-полно - во многих парижских музеях я уже видел их с полдюжины. Кстати, в одном из парижских музеев - но не уверен, чтобы это был именно Лувр, в свое время я видел этот же самый несессер: сохранилось также и фото, где видно, что парижские музейщики куда как лучше московских владеют искусством выкладки экспонатов для обозрения - и тем более таких многопредметных. Русские же увы, додумались просто открыть крышку, ну и чуток повернуть складную палитру... Как поясняет в ролике одна работница музея, она хотела тем самым обозначить некую загадочную тайну...:)) Похоже, что тайну она обозначила очень хорошо - но в этом ли цель выставки?? Так что, друзья мои, любуйтесь содержанием несессера по парижским фотографиям. Кстати, рядом с несессером - знакомая тарелка, ее тоже сейчас привезли в Москву.
ГИМ прислал мне большое полноразмерное фото этого несессера - возможности ЛиРу не позволяют показать его целиком, во всей красе (см. фото ниже), но это убеждает, что в Париже отменно владели компактной упаковкой дорожных вещей еще задолго до создания в 1854 году Дома
Louis Vuitton. Помимо этого, на этом снимке мне удалось разглядеть также и две любопытных особенности: первая - это адрес изготовителя: Бьеннэ (фр. Martin-Guillaume Biennais), ювелир (!) его Императорского Величества, Париж, ул. Сен-Оноре, 283. Второй ньюанс - это прехитрый секретный замочек, ключ в который вставлялся спереди несесера, в то время как язычок замка выходил сбоку слева - это хорошо заметно вверху на фото снятом
Рикки-Тикки-Тави.
![(512x699, 90Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/706/65706157_Kude_Ogust.jpg)
Ну а вот что прислал мне Лувр - полюбуйтесь! Несессер изготовлен в 1806 году в Париже. Позолота, хрусталь. Размеры: Дл. 54 cm., Шр. 35 cm., Вс. 14 cm. Анонимное пожертвование, 1969. Хранится: Departement des Objets d'art. А теперь скажите-ка мне правду, друзья: где Вы узнали и увидели больше - на той выставке в Москве - или здесь, в Нескучных Заметках™?
![(700x491, 73Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/718/65718274_25127_ov018518_002.jpg)
![(637x700, 66Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/718/65718304_25128_ov018518_003.jpg)
![(607x700, 53Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/718/65718320_25129_ov018518_004.jpg)
![25130_ov018518_005 (700x429, 71 Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/718/65718334_25130_ov018518_005.jpg)
Что же касается несессеров русского царя, то вуаля: перед вами - походный туалетный прибор Императора Александра I. 1820-е. Россия. Эрмитаж. Как говорится, найдите 10 отличий...
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: ШПАГА ИМПЕРАТОРА
Среди вещей Императора, привезенных на эту выставку в Москву, я хотел бы особенно выделить шпагу Императора - это воистину легендарная и ценнейшая вещь!
Шпага императора с чехлом и тремя ножнами. Золото, сталь. 1806 г. Замок Фонтенбло.
![(700x525, 174Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/379/65379226_Napoleon_031.jpg)
Как
уверяет Рикки-Тикки-Тави,
Шпага была подарена Наполеоном великому князю Константину. Между тем, не совсем понятно, какому же именно? Если же брату императора Александра II — великому князю Константину Николаевичу, то сей многоуважаемый князь родился 9 сентября 1827 г., а этот год памятен стихотворением Тютчева «Могила Наполеона»: Император скончался еще за шесть лет до рождения великого князя...
Все эти загадочные истории с ценными подарками русским царям да князьям, которые по каким-то таинственным причинам, которые до сих пор (!) никто почемуто и не выяснил, оказались вовсе не у одаряемых, признаться, меня очень сильно смущают... А вас, друзья? Между тем, точно известно, что шпаги Императору - и эта не стала исключением (пусть Рикки-Тикки-Тави меня поправит), изготовил тот самый ювелир Бьеннэ (фр. Martin-Guillaume Biennais), автор несессера. На фото ниже видно, что к шпаге прилагались аж трое ножен, причем одни из них - парадные, усыпанные золотистыми пчелами и орлами. При этом видно также, что одни из ножен чуть ли не на три сантиметра короче остальных - почему?
![](//i.li.ru//images/brandnewsmilies/dntknw.gif)
Вряд ли тут ювелир не рассчитал... Короче, и вновь тайна!...
Нашел я в Париже, друзья, и эту шпагу! И где бы Вы думали?! Ну конечно же, у самого Императора! Именно эта самая шпага изображена на статуе Императора Наполеона в народном образе простого капрала (не путайте с маленьким!) - она сейчас установлена во Дворе почета в Парижском Доме Инвалидов - как вы помните, мы все это очень подробно с вами разбирали в одной из Нескучных Заметок - если кто желает все вспомнить еще разок, это вот
здесь. Примечательно, что как я уже не раз отмечал, статуя эта находилась в Доме Инвалидов не всегда - первоначально именно она украшала т.н. Вандомскую колонну, что на пл. Вандом в Париже - именно на этой площади, скажу по большому секрету, скоро откроется первый в мире
ювелирный магазин Louis Vuitton.
В прежнее время витая колонна та называлась Аустерлицкой, поскольку была изготовлена в честь триумфальной победы из трофейных русских (!) и австрийских пушек, захваченных Наполеоном в легендарной битве под Аустерлицем, где он наголову разгромил генерала Кутузова со многия его товарищи - Императоры Александр и Франц бежали с поля боя ещё задолго до окончания сражения. Александр дрожал и плакал, потеряв самообладание. Его бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена. Понятно, что в России принято об этом не знать, или говорить очень тихим шепотом.
![](//i.li.ru//images/brandnewsmilies/secret.gif)
На вершине колонны была установлена статуя победителя в том самом виде, в каком он участвовал в Аустерлицком сражении - а стало быть, и с той самой легендарной шпагой, с той поры ставшей Наполеоновским талисманом. Взгляните, как тогда это было (и обратите внимание на шпагу!):
Так что, друзья, мне представляется более, чем спорным, чтобы Наполеон вдруг бы захотел кому-то подарить этот свой талисман, - и тем более, не царю, а всего лишь князю... Да и с чего бы это он, собственно, стал делать подарки иностранному князю? Это даже как-то и не совсем дипломатично получается - не та субординация... Вот вы не находите?
![](//i.li.ru//images/brandnewsmilies/derisive.gif)
На фото ниже - та самая статуя, и та самая легендарная шпага, - изумляешься, насколько точно передал ее скульптор, - взгляните, скрупулезно изображены даже императорские пчелы, этот символ Наполеона! Да, до академических высот
блиставшего в Париже Церетели ему ох, как далеко... :crazy_pil:
![(570x700, 215Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/708/65708041_YEFES_SHPAGI.jpg)
![(570x678, 206Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/707/65707969_YEFES_SHPAGI2.jpg)
На все эти "секретные дарения русским царям и князьям" много просветительного света прольёт Завещание Императора, из которого Вам станет совершенно ясно, что произошло и с золотым несессером Императора, и с его Аустерлицкой шпагой. Приведу цитату из Завещания курсивом, выделив наиболее важные места.
Приложение к моему завещанию. Лонгвуд, остров Святой Елены, 15 апреля 1821 года.
II
1. Мое оружие, а именно:
шпага, которую я носил в Аустерлице, сабля Собеского, мой кинжал, мой меч, охотничий нож, две пары пистолетов из Версаля.
2.
Мой золотой несессер, служивший мне утром в сражениях при Ульме, Аустерлице, Иене, Эйлау, Фридланде, Москве и Мон-Миреле. Я надеюсь, что он будет памятью обо мне для моего сына (Граф Бертран является его хранителем с 1814 года).
3.
Я поручаю графу Бертрану сохранить эти предметы с заботой и передать их
моему сыну в день его шестнадцатилетия.
Как видим, коль скоро Наполеон сам указывает, что пользовался этим несессером в Москве (в 1812 году), то стало быть - никакому царю Александру I он его не дарил, а продолжал пользоваться им еще и на острове Св. Елены, где скончался 5 мая 1821. Заблуждением является и история с дарением шпаги русскому князю - как видим, она также была на Св. Елене при Императоре, который лишь перед своей смертью передал шпагу генералу Бертрану с тем, чтобы тот вручил ее Наполеону II, Римскому королю.
Как известно, генерал не смог выполнить это поручение Императора и передал Аустерлицкую шпагу в 1840 году королю Луи-Филиппу по случаю церемонии возвращения праха Императора Наполеона I в Париж. Король Луи-Филлипп передал шпагу на хранение вовсе не в Фонтенбло, как пишут музейные таблички, а в Дом Инвалидов, где ее можно увидеть и сейчас: Мастер М. Г. Бьенне. Франция. 1805 год. Сталь, бронза, золото, кожа. Длина шпаги 87; длина ножен 77. Музей Армии, Париж. Инв. № Ca 03.
Между тем, в Музее Фонтенбло тоже хранится Императорская шпага, только уже другая, больше известная под названием Коронационный меч - именно с ней, украшенной стокаратным бриллиантом "Регент", Наполеон I и взошел на свой императорский трон. Об этом троне (его тоже привезли в Москву!) и о новых сенсационных разоблачениях, мы и поговорим в следующей Нескучной Заметке™ - не пропустите!:lazy3::))
À suivre… / Продолжение следует...
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
Все права защищены © myparis 2009-2011 © Tous droits réservés
тм