Екатерининский дворец |
В 1750-х годах, перестраивая Екатерининский дворец и оформляя залы Большого Царскосельского дворца, архитектор Ф.Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров.Две небольшие дворцовые гостиные - Малиновая и Зеленая столбовые.Малиновая и Зелёная Столбовые, которые получили своё название по цвету пилястров, создающих определённые световые эффекты были предназначены для увеселений. В Малиновой зале играли в карты, шашки, триктрак (нарды), а в Зелёной – занимались музицированием, о чём напоминает стоящий в зале клавесин. При их отделке архитектор применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены столбовых декорированы прозрачными стеклянными пилястрами ("столбами"), под которые подложена малиновая и зеленая фольга. Отсюда и происходит название этих комнат. В Малиновой Столбовой привлекают внимание печь, изразцы которой украшены сценами с персонажами в костюмах XVIII века, и живописный плафон «Милосердие Александра Македонского» работы неизвестного итальянского живописца конца XVII века.До войны потолок украшала композиция Л. Джордано (1632–1705) «Юношу восхищает Меркурий, обращающийся к Минерве, стоящей на облаках».
Екатерининский дворец в Царском Селе (г.Пушкин)
Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже, скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Род Растрелли известен и древен. Дед архитектора происходил из итальянского города Флоренции, родины Данте, Петрарки, Микеланджело. Отец архитектора – знаменитый скульптор Бартоломео Карло де Растрелли, в 1716 переселившегося в Россию. Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.Достоверных сведений об ученических годах Растрелли, проходивших за границей, не обнаружено. В 1716 -1725 годах он работал в Петербурге, затем проходил обучение во Франции; в 1730 – 1763 годах находился на службе при российском дворе. В материальном плане Растрелли жил неплохо. Имел собственный дом на Невском проспекте, против Гостиного двора. Получив отставку, он ездил с семьей в Италию, предлагал свои услуги королю Пруссии Фридриху II, но, не получив заказов, вернулся в Петербург. Ради хлеба насущного пришлось заняться продажей картин, которые он привозил из Италии. В 1770 по прошению Растрелли Академия художеств избрала его "вольным общником" (почетным членом). Место захоронения великого архитектора неизвестно.Растрелли женился, предположительно, в 1732 году на девице Уоллес (Walles), в начале 1733 года у него родился сын Иосиф Яков. В 1734 году – дочь Елизавета Катерина де Растрелли, в 1735 году рождается вторая дочь – Элеонора. К несчастью, в 1737 году Иосиф Яков и Элеонора умерли от холеры.За 48 лет работы в России Растрелли создал великолепные дворцы, особняки, культовые здания, среди которых поражают смелостью архитектурных решений и масштабом: Большой дворец в Петергофе (1747 - 1752), Смольный монастырь (1748 - 1754), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1757) и самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 - 1762) - одно из интереснейших сооружений в стиле барокко в истории мировой архитектуры (площадь 10441 кв. м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц). Занимавший более 20 лет пост "обер-архитектора" двора, Растрелли являлся официальным руководителем всей архитектурной деятельности правительства и во многом сформировал облик новой столицы России – Петербурга.Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу. Царскосельский ансамбль по праву можно назвать одной из вершин русского барокко. Стиля, в который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал все фасады здания, а не только главный, как на Западе; следуя традициям древнерусской архитектуры, успешно использовал цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль "елизаветинским", или "растреллиевским барокко".
Малиновая столбовая.Плафон.Плафон «Милосердие Александра Македонского» работы неизвестного итальянского живописца конца XVII века. До войны потолок украшала композиция Л. Джордано (1632–1705) «Юношу восхищает Меркурий, обращающийся к Минерве, стоящей на облаках».
В центре столбовой находится ломберный стол, на котором экспонируются уникальные шахматы резной кости китайской работы XVIIIвека с шахматной доской, инкрустированной пластинками перламутра. Здесь же стоит секретер работы знаменитого немецкого мастера XVIIIвека А.Рентгена, украшенный в технике "маркетри".Малиновая столбовая использовалась как игровая комната.
В наши дни можно видеть фрагменты того, что было композиционной основой растреллиевского плана - анфиладность залов дворца. Двери всех залов размещаются по одной оси и обрамлены широкими полями вызолоченного резного декора. В перспективе сокращаясь, они стремительно "убегают" вдаль, и дворец кажется бесконечным.
Зеленая столбовая при императрице ЕкатеринеII служила буфетной, поэтому ее половина была отгорожена узкой перегородкой, выполненной в "готическом" стиле в 1770-хгодах.
В настоящее время мебельное убранство Зеленой столбовой состоит из бюро немецкой работы XVIIIвека и гостиного гарнитура французского производства, изготовленного в середине XIXстолетия.Обе комнаты были полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны и заново восстановлены в послевоенное время.
Потолок столбовой некогда украшал живописный плафон «Отдыхающий полководец внемлет призыву муз», исполненный итальянским художником XVIII века Л. Торелли. Ныне его место занимает композиция на этот же сюжет, воссозданная художником В. А. Ледневым по довоенным фотографиям.
Материал собран отсюда:
http://www.cntiprogress.ru/services/culture_new/2201.aspx
http://blogs.mail.ru/mail/o.puchkova/1BBCEEB5EE3BE645.html
Серия сообщений "Санкт-Петербург":
Часть 1 - Прогулка по Питеру
Часть 2 - Дворцы Вельмож Часть 2 .Таврический дворец
...
Часть 10 - Большой Петергофский дворец - ч.1
Часть 11 - Царское село.
Часть 12 - Екатерининский дворец
Часть 13 - Зимний Дворец и Эрмитаж в акварелях Э.П.Гау
Часть 14 - Зимний Дворец и Эрмитаж в акварелях Э.П.Гау. Часть 2
...
Часть 20 - Юсуповский дворец. Часть 4.
Часть 21 - Мариинский дворец
Часть 22 - Меншиковский дворец
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |