Цитата сообщения --Лина
Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль - ч.2
Фонтаны и каскады Нижнего парка
Петергоф не просто так называют "Столицей Фонтанов", ведь равных по роскоши дворцово-парковых ансамблей в мире всего пара, да и то равными они считаются лишь из-за статуса, а на деле уступают Петергофу и по роскоши, и по насыщенности. Благодарить за это надо Петра I, который для осуществления своих замыслов привлёк лучших мастеров того времени и сам постоянно руководил проектированием и постоянно вносил поправки и изменения. Благодаря такому подходу многие фонтаны Петергофа, имея уже почти по три века "за плечами", до сих пор не уступают современным аналогам, хотя с того времени в мире прошла уже не одна технологическая революция…
Место для строительства Петергофа также было выбрано лично Петром Первым, который нашёл такое место, ландшафт которого позволял бы создать самотечную водопроводящую систему фонтанов, которые, в отличие от версальских, могли функционировать постоянно в течение дня. Принципы водоснабжения, разработанные Петром I, работают до сих пор, являясь молчаливым доказательством бесспорного таланта основателя Петергофа. 8 июля 1721 года состоялся пробный пуск фонтанов, даже не дожидаясь подхода вода по основному водоводу, а 13 июля была проведена проверка Большого каскада. После всех проверок и доработок, 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, в ходе которого Пётр I лично выступил для высокопоставленных гостей в качестве гида по новой летней резиденции
После открытия работы не прекратились — возведение фонтанов и совершенствование фонтанной системы продолжалось ещё до середины XIX столетия, в результате чего в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий 4 каскада и более 150 фонтанов, а в Верхнем саду — 5 фонтанов и один каскад
Вторая мировая война нанесла Петергофу серьёзный ущерб, начиная от похищения скульпоур и заканчивая взорванными водоводами. После войны незамедлительно были начаты реставрационные работы — Нижний парк был открыт уже 17 июня 1945 года, а в 1946 году были включены первые фонтаны, но окончетельно восстановление завершилось лишь в августе 2000 года с пуском Львиного каскада в западной части Нижнего парка
Главным фонтаном Нижнего парка является уже упоминавшийся ранее Большой каскад с фонтаном "Самсон". Партер у подножия каскада украшают симметрично расположенные фонтаны "Чаши", "Мраморные скамьи", а завершают партер Воронихинские колоннады. Я уже писал ранее, что Морской канал с Аллеей фонтанов делит Нижний парк на Восточную и Западную части, но не упоминал, что же находится на их территории. Итак, в Западной части Нижнего парка находятся: каскад “Шахматная гора”, фонтан “Оранжерейный”, Римские фонтаны, фонтан “Адам”, фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”, фонтан “Солнце”, фонтан “Пирамида”, фонтаны-шутихи. Фонтаны Восточной части: каскады “Львиный” и “Золотая гора”, фонтан “Фаворитный”, фонтан “Ева”, фонтан “Китовый”, “Менажерные” фонтаны, фонтаны “Клоши”. Пройдёмся по всем достопримечательностям по порядку)
Большой каскад
Являясь блестящим памятником искусства барокко, Большой каскад является также одним из самых значительных и выдающихся фонтанных сооружений мира, благодаря просто колоссальным размерам, обилию используемой воды, графическому разнообразию водомётов и богатству скульптурного декора
Композицию Большого каскада также разработал Пётр I, но современный его облик складывался ещё в течение столетия после начала строительства в мае 1716 года. Большой каскад был запущен в августе 1723 года, но работы по его украшению продолжались. Знаменитый "Самсон" появился в центре ковша уже после смерти императора, в 1735 году, а ещё через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Растрелли — с их установкой были завершены основные работы по украшению Большого каскада
В центре Большого каскада находится Нижний грот, площадку перед которым ограничивают две каскадные семиступенчатые лестницы, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и позолоченными скульптурами, чередующимися с вазами
В центре площадки установлен фонтан “Корзина”, вода из которого по трем водопадным ступеням устремляется в ковш
Каскад построен как своеобразное продолжение Большого Петергофского дворца, что можно заметить в его стилистике и архитектуре: декор, подчиненный трехчастному делению дворца, полукружие арок и ниш, бело-желтая окраска. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами, балюстрадой перед террасой Верхнего грота Петергофа
Есть ещё и такие вазы)
Каскад и гроты перенесли множество переделок и замен структурных элементов, в результате чего часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось действие фонтанов в гроте. Незавершенная реставрация в середине XIX века привела к искажению первоначального облика всего сооружения
Во время Второй мировой войны все декоративные детали Большого каскада и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали, но, благодаря самоотверженному труду реставраторов и местных жителей, уже 25 августа 1946 года состоялось открытие каскада, а ещё через год на пьедестале в ковше канала появилась мощная фигура "Самсона", разрывающего пасть льву — его раставрация стала возможной благодаря сохранившимся довоенным фотографиям. Реставрация Большого каскада была полностью завершена в 1950 году
В 1995 году завершились семилетние реставрационные работы, вдохнувшие новую жизнь в Большой каскад Петергофа. Необходимость проведения этих работ была продиктована ветхостью гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой Большой каскад. Во время восстановления было решено вернуть каскаду утраченные элементы декора, свидетельства о которых были найдены в документах былых времён: чертежей архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюр и акварелей XVIII—XX столетий
4 июня 1995 года Большой каскад был вновь торжественно открыт — в одночасье ввысь взметнулись все 138 струй одного из самых совершенных, действующих сегодня фонтанных сооружений мира
Фонтан “Самсон”
Вообще вначале планировалось разместить в центре большого каскада фигуру Геракла, убивающего Лирнейскую гидру, но при строительстве Геракла решено было заменить Самсоном, разрывающим пасть льву — по всей видимости это связано с победой русских войск над шведами в Полтавской битве в день Сампсония странноприимца. Ну а лев, с которым Самсон так нехорошо обходится, олицетворяет Швецию, на гербе которой до сих пор красуется именно этот символ. В итоге получаем символическое изображение Пётра Первого, побеждающего Карла Двенадцатого=)
"Самсон" был установлен в центре каскада в 1735 году, но впоследствии свинцовую группу пришлось заменить — так в 1802 году здесь появилась новая бронзовая фигура Самсона, у ног которого резвятся 8 дельфинов. Для новой скульптуры был сложен гранитный пьедестал, у подножия которого в нишах спрятались ещё 4 льва, обращённые на север, восток, юг и запад. Обновление каскада было завершено в июлю 1806 года
Как я уже писал ранее, во время фашистской оккупации статуя Самсона была вывезена в Германию, поэтому сегодня мы видим лишь копию, установленную 14 сентября 1947 года, которая, тем не менее, ничем не уступает оригиналу
Струя из пасти льва устремляется ввысь на 21 метр
Пётр I не планировал вообще размещать какой-либо фонтан в ковше Большого каскада, но после его смерти решено было дополнить ансамбль Петергофа ещё одной жемчужиной, в честь 25-летия победы в Полтавской битве
Фонтаны “Чаши”
По обе стороны от "Самсона", в центре Больших цветников расположены одинаковые фонтаны "Чаши", которые называются "Французским" (восточный) и "Итальянским" (западный) — по национальности мастеров, их создававших. В 1854 году деревянные чаши были заменены новыми, изготовленными из каррарского мрамора. “Чаши” композиционно поддерживают огромный водяной столб “Самсона” и гармонизируют пространство партера
Фонтаны “Мраморные скамьи”
В дальних углах Больших цветников в 1853—1856 годах появились интересные полукруглые скамьи из белого мрамора, позади которых на высоких пьедесталах расположены два небольших фонтана с мраморными чашами и позолоченными женскими фигурами. Сзади западной скамьи стоит богиня источника Нимфа, являющаяся копией древнеримской статуи Эрмитажа, а позади восточной скамьи возвышается Данаида — одна из дочерей египетского царя Даная, обреченная вечно наполнять бездонную бочку водой
Аллея фонтанов
Вдоль Морского канала Петергофа тянется Аллея фонтанов, на которой, по замыслу Петра I, решено было соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа, а остальные фонтаны сделать в виде обычных ваз с плоскими чашами. Обветшавшие вазы впоследствии убрали, остались только 14 бассейнов из каррарского мрамора, в которых они некогда располагались. Сегодня только восемь расположенных ближе к шлюзу каменных бассейнов напоминают о прежних барочных фонтанах. Но даже этого хватает, чтобы образовать великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду
Вид с одного из мостов Морского канала на дворец
Чтобы не было путаницы — я решил, что будет лучше, если мы пройдёмся отдельно сначала по западной, а затем — по восточной части Нижнего парка Петергофа, поэтому необходимо сразу написать о парном фонтане “Адам” и “Ева”, который находится и в западной, и в восточной части=)
Фонтаны “Адам” и “Ева”
По обе стороны от Морского канала пересекающиеся аллеи образуют своеобразные площади, от которых расходятся восемь лучей. Эти две большие “звезды” являются основополагающими элементами первоначальной планировки Нижнего парка, поэтому именно здесь находятся старейшие фонтаны Петергофа: “Адам” — в восточной части парка, “Ева” — в западной. Оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг фонтанов образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей
Изготовление скульптур было заказано венецианцу Джованни Бонацца и предполагалось изначально, что это будут точные копии Адама и Евы из Дворца дожей, но скульптор немного иначе трактовал детали, в результате чего скульптуры, сохранив общую композицию и позы, наполнились барочными деталями, что сделало их не копиями, а совершенно самостоятельными произведениями искусства, что привело Петра I в неописуемый восторг. Первоначально, в 1718 году, скульптуры расместили на обычных постаментах, а собственно фонтаны заложили уже позже
"Адам" занял своё нынешнее место в 1722 году, а "Ева" оказалась в центре фонтана лишь осенью 1726 года, уже при Екатерине I
Эти фонтаны обладают мощной символичностью — прародители рода человеческого изображают Петра I и Екатерину I — прародителей Российской Империи
“Адам” и “Ева” являются единственными фонтанами Петергофа, сохранившими своё изначальное скульптурное убранство — они не менялись на протяжении почти трёх веков!
"Адама" и "Еву" окружают беседки, появившиеся здесь ещё до того, как фонтаны заработали. Они много раз изменяли свой облик, но в ходе последних реставраций (в 1970х годах около "Адама" и в 2000 году возле "Евы") им вернули облик тех беседок, которые стояли здесь в начале XIX столетия
Фонтаны и каскады западной части Нижнего парка
В западной части Нижнего парка, помимо фонтана “Адам”, находятся каскад “Шахматная гора”, фонтан “Оранжерейный”, Римские фонтаны, фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”, фонтан “Солнце”, фонтан “Пирамида”, фонтаны-шутихи. Остановимся на них поподробнее
Каскад “Шахматная гора”
Фонтанный каскад в восточной части Нижнего парка в конце Монплезирской аллеи в разные времена назывался по-разному: “Малый грот”, “Руинный каскад”, “Драконов каскад”. До наших дней он дошел под названием “Шахматная гора”, нетрудно догадаться о происхождении этого наименования)
Каскад спроектировал опять-таки Пётр I, который стремился добиться сходства с Малым каскадом французского Марли-ле-Руа, но после смерти царя первоначальный замысел был изменен, а законченный к 1739 году каскад был назван “Драконовой горой” — из-за того, что вход в верхний грот каскада охраняли три дракона, являющиеся основными водомётами фонтана
В середине XVIII века ступени каскада расписали “под шахматы” и каскад стали называть “Шахматной горой”. Каскад состоит из четырех уступов, по обе стороны от которых находятся украшенные белокаменными статуями лестницы, и заканчивается круглым бассейном
Во время Второй мировой войны фашисты уничтожили “Шахматную гору”, а во время послевоенной реставрации каскаду вернули облик, сформировавшийся к середине XVIII столетия. Спасенные от оккупантов мраморные скульптуры заняли свои прежние места
Фонтан “Тритон”
В самом центре Оранжерейного сада находится позолоченная фигура могучего тритона, разрывающего пасть морскому чудищу, и 4 черепахи вокруг него, ползущие на север, восток. юг и запад. Этот фонтан также посвящен победе над шведами в Северной войне — тритон изображает Петра I, морское чудище — Карла XII, а разбегающиеся в страхе черепахи — союзников Швеции
Свинцовый тритон появился здесь в 1726 году, но к 1876 году его пришлось заменить за ветхостью, вследствие чего на его месте была установлена композиция “Сатир с крокодилом”
Первоначальное убранство фонтану вернули после войны, когда проводили реставрацию по рисунку из альбома XVIII века
Римские фонтаны
Эти фонтаны-близнецы построены по образцу фонтана перед собором святого Петра в Риме — отсюда и название. Но Растрелли разработал новый проект, сохранив общую идею — первоначально фонтаны сделали из дерева и только в 1800 году заменили на каменные. Двухступенчатые фонтаны, украшенные цветным мрамором и разнообразной скульптурной пластикой (золотые гирлянды, венки и маскароны), находятся на выходе на Монплезирскую аллею, прямо перед "Шахматной горой". Высота струй Римских фонтанов Петергофа — более 10 метров
Первый проект предусматривал создание деревянных фонтанов с обшитыми свинцом чашами — они были созданы в 1739 году
В 1763 году Растрелли полностью переделал фонтаны и установил их на каменные постаменты. Все деревянные части были выкрашены под мрамор
На рубеже XVIII-XIX столетий обветшавшие Римские фонтаны заменили аналогами из кирпича и гранита, облицованными мрамором, а деревянные украшения были заменены на свинцовые
Во время войны фашисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны и подорвали трубопроводы, но уже в 1949 году оба Римских фонтана были восстановлены, а в 2007 году была проведена полная их реставрация
Фонтан “Сноп” и фонтаны “Колокола”
Дворец Монплезир — любимое детище Петра I, недаром он дал ему такое "говорящее" название (“мон плезир” с французского переводится как “моё удовольствие”). Император сам выбрал для него место на берегу залива, полностью распланировал примыкающий к зданию Монплезирский сад и скрупулёзно расписал необходимое устройство фонтанной системы. В итоге в 1721 году было начало строительство и первым фонтаном, построенным здесь, стал расположенный прямо по центру Монплезирского сада "Сноп", представляющий собой высокую туфовую колонну, из которой бьёт мощная струя воды. Колонну окружает 24 более мелких наклонных струи
На равных расстояниях от “Снопа” располагаются четыре фонтана "Колокола", с установленными на них позолоченными статуями: Аполлона, Вакха, Фавна с козленком и Психеи. Форма их пьедесталов — двух видов: ваза с акантовыми листьями и каннелированная колонна. Пьедесталы завершаются дисками с закругленными краями, благодаря чему вода стекает в бассейн тонкой пеленой, что создаёт иллюзию стеклянного колокола
Фонтан “Солнце”
Уже знакомый нам фонтан “Солнце” был построен в 1721—1724 годах — двадцать струй били вокруг центральной колонны
При Петре I в водоёме этого оригинального и технически сложного фонтана содержались огромные осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги, а также плавали утки, гуси и лебеди
Лишь в 1721—1724 году Пётр I распорядился установить в бассейне фонтан с двадцатью дугообразными струями вокруг центрального водяного столба, поднимающегося с поверхности воды бассейна. Полвека спустя архитектор Фельтен сделал из водоема купальню, окружив его высокими стенами и изменив фонтан — в пьедестале он поместил колесо, приводимое в движение водой и вращавшее столб, на вершине которого находились два диска с отверстиями. Вырывающиеся из них струи напоминали расходящиеся солнечные лучи, поэтому фонтану и дали название “Солнце”
Разрушенный в годы войны фонтан был полностью восстановлен в 1957 году, причем принцип его действия остался прежним
Фонтан “Пирамида”
Фонтан “Пирамида” также находится в Монплезире, но расположен отдельно от парадных ансамблей, на собственной Пирамидной аллее. "Пирамида" является одним из старейших и красивейших фонтанов Петергофа — еще 20 августа 1725 года камерюнкер герцога Голштинского (отца Петра III) Бергхольц писал: “Подобнаго большаго и красиваго водомета нет, может быть, нигде”. “Фонтан …образует занятную пирамиду” — признал и француз Де Ла Мотре
"Пирамида" появилась тоже при Петре Первом, пожелавшим построить что-то типа Версальского "обелиска", но получившийся фонтан совсем не походил на что-либо, строившееся до него — за свою удивительную форму фонтан был назван "Пирамидой". Впервые фонтан был упомянут в Петровском указе лета 1721 года: “Пирамиду водяную с малыми кашкадами, и к ней садить лес по чертежу кленовой, липовой, или ольховой, по месту смотря”
Изначально главный архитектор Петергофа Микетти изобразил на эскизе точную копию Версальского трёхгранного “обелиска”, но Петру I не нужна была копия
Император хотел создать именно пирамиду, то есть четырёхгранный фонтан, а не трёхгранный, как в Версале. Специально для этого он выбрал четырёхгранный участок и написал: “делать по сей фигуре, а пирамида б
/div src=ыла б внизу на четыре уголка”. Это и определило неповторимую форму фонтана
В итоге сегодня на квадратной площадке на отдалении от других ансамблей красуется удивительная водная "Пирамида"
Осенью того же 1721 года началось строительство фонтана, а через три года Пётр I уже пустил воду, но ему не понравилось то, что он увидел — в результате он приказал убрать четвёртый уступ каскада, а сам бассейн сделать ниже
К сожалению, император не увидел, какой красивой стала "Пирамида" после внесённых им изменений — он не дожил до лета 1725 года, когда был открыт переделанный фонтан
Хотя тогда фонтан также был ещё далёк от современного варианта — не было построено ещё ни привычных мостиков через ров, ни величественной балюстрады — весь этот антураж был создан из дерева в 1739 году архитектором Исаковым, разместившим по углам деревянные пирамидки со звёздами
Со временем чёткая геометрия "итальянских садов" уступила тенистости и извилистости "английских садов", аккуратно подстриженные деревца уступили место большим деревьям, а "Пирамида" окончательно затерялась и обособилась, что придало ей особую прелесть и даже какой-то эффект неожиданности
В 1770 году был издан указ об исполнении ограждения и уступов "Пирамиды" из мрамора, но воплощать эти изменения начали лишь 11 ноября 1799 года
6 июня 1800 года "Пирамиду" украсила новая, величественная балюстрада в стиле процветающего классицизма, которая сегодня не имеет аналогов, её можно сравнить разве что с воздушной Камероновой галереей в Пушкине. Именно этот торжественный облик фонтана мы можем наблюдать сегодня
Так как же работает "Пирамида"? А принцип достаточно прост: вода поступает по наклонной трубе из Пирамидного пруда в семь камер квадратной чугунной коробки, герметично закрытой бронзовой крышкой с отверстиями до 505 форсунок. Высота струй каждой камеры регулируется клапанами — вот как образуется общий массив семиярусной пирамиды. Кстати, это самый водоёмкий фонтан Петергофа — в секунду уходит до двухсот литров воды. Вода заполняет 4-угольный бассейн и стекает четырьмя пятиступенчатыми каскадами в неглубокий ров, опоясывающий весь ансамбль по периметру. По бокам расположены мраморные мостики, по которым можно подойти к самой балюстраде
В начале XVIII века в русской армии существовала традиция — в конечных пунктах своего движения и в местах сражений устанавливать обелиски, по форме напоминающие пирамиды. Вот и водяная "Пирамида" на берегу Финского залива являлась своеобразным памятником побед русских войск в Северной войне. Как и все петергофские памятники, первоначально задуманный лишь как памятник победы в Северной войне, сегодня он является и памятником победы в Великой Отечественной войне, как, впрочем, и весь Петергоф, вместе взятый)
Фонтаны-шутихи
Как я уже отмечал, главной особенностью Нижнего парка Петергофа является симметричность в расположении фонтанных сооружений, между тем Восточная его часть насыщена фонтанами больше, чем Западная. Объясняется это тем, что еще в XVIII веке в Восточной части Нижнего парка устраивались гулянья царских гостей, здесь же находились “игровые места” и купальня
На перекрёстке Марлинской и Монплезирской аллей, к югу от памятника Петру I скрыты фонтаны-шутихи “Зонтик” и “Дубок”. Развлекательные фонтаны относятся к числу интереснейших достопримечательностей Нижнего парка. История их создания берет свое начало от петровских водяных забав: “Диванов” Монплезирского сада, “Моста с водяным ходом” на Руинном каскаде, “Стола с брызганием” в гроте Большого каскада и других “игровых” мест. Разнообразные водяные забавы были особенно распространены в XVIII веке в парках феодальной знати Западной Европы, о чем было известно и в России, так что появление подобных сооружений в Петергофе — дань моде того времени
Комический эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих со всех сторон посетителей (особенно если представить себе дам и кавалеров в пышных костюмах XVIII века)
Фонтан “Зонтик” был создан в 1796 году — вокруг массивной подставки устроена скамья, над которой "раскрыт" широкий зонт, увенчанный изящной резной шишкой, по форме напоминающей ананас. По краям зонта находятся скрытые яркими фестонами 164 маленькие трубочки с отверстиями, которые направлены к земле. Когда посетитель парка зайдет под зонтик и сядет на скамейку, внезапно включается фонтан. Из трубочек с шумом вырываются струйки воды, и человек оказывается как бы в водяной клетке. Сухим отсюда не выйти=)
В XIX веке фонтан подвергался неоднократным переделкам, что исказило его первоначальный облик. Верхней части была придана форма шляпки гриба (отсюда его второе название — “Грибок”), менялось количество форсунок. Так в 1826 году их насчитывалось 134, а в 1868 году было 80. После войны от фонтана осталась лишь часть изуродованной кровли и обломки деревянного ободка с несколькими поврежденными трубочками. Фонтан реставрировали по чертежам XVIII века и 11 сентября 1949 года вновь запустили. В 1954 году из дуба были вырезаны фестоны и венчающая шишка
Напротив “Зонтика”, на небольшой круглой площадке расположен целый комплекс фонтанов-шутих: пять металлических тюльпанов, деревце и две скамейки-шутихи. Весь этот комплекс носит название “Дубок”. Ветвистый шестиметровый трубчатый ствол дерева снаружи отделан свинцом, замаскированный под кору. К трубчатым веткам прикреплены “дубовые” листья из красной меди, а под “Дубком” помещены пять тюльпанов. Ствол, ветки, листья дерева и стебли тюльпанов окрашены в зеленый цвет. При включении фонтана из веток дерева, цветков и листьев тюльпанов вырываются тонкие струйки воды, обливающие всех, кому не повезло проходить в этот момент рядом) С восточной и западной сторон фонтана “Дубок”, установлены деревянные парковые диваны, за спинками которых в земле спрятано по 41 трубочке, направленной вверх — желающие осмотреть скамейку или посидеть на ней будут внезапно атакованы густым навесом струй, вылетающих из-за её спинки=)
Изначально, в 1735 году, "Дубок" был изготовлен из свинца по модели Растрелли и украшал один из круглых бассейнов Верхнего сада, но в 1746 году фонтанный мастер Брунатий демонтировал “Дубок”, и он долгое время пролежал в кладовой. Вспомнили об удивительном фонтане лишь в начале XIX века — в 1802 году мастер Стрельников собрал “Дубок”, изготовил недостающие к нему детали, пять тюльпанов и две скамейки, и установил в Нижнем парке, включив его в группу развлекательных фонтанов. Количество веток на дереве также менялось: в 1826 году их было 349, а через два года — 244. Обычно фонтан стоял выключенным, а включался лишь тогда, когда к нему подходил человек — с веток тотчас же срывались струйки воды, а шарахаясь в сторону, незадачливый посетитель одновременно попадал ешё и под действие струй дивана=) В 1914 году “Дубок” снова разобрали, и он хранился в кладовой до 1924 года, когда архитектор Волошинов установил его на прежнем месте
Ну вот мы и охватили все фонтаны западной части Нижнего парка Петергофа — теперь самое время перейти на противоположную, восточную его часть)
Bender
источникФонтан