-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mymarinka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.12.2012
Записей: 360
Комментариев: 16
Написано: 455


Золотой век викингов

Понедельник, 25 Февраля 2013 г. 20:48 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Сокровища великих цивилизаций :Золотой век викингов



ВДо VIII в. включительно германские племена, населявшие Скандинавию, вели традиционный для оседлых "варварских" обществ образ жизни: занимались землепашеством, скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Этот период оседлости, предшествовавший богатой событиями эпохе викингов (800-1100 гг.), делится на две эпохи: архаическую (5-550 гг.) и Вендельскую (550-800 гг.).


В 5 г. н.э. флот, посланный римским императором Октавианом Августом, достиг северной оконечности Ютландского полуострова (с которого впоследствии началась миграция англов и ютов на Британские острова). Поскольку Ютландия находится уже в непосредственной близости от Скандинавии, эту дату – пятый год нашей эры – можно условно принять в качестве отправной точки начала торгового обмена между скандинавским племенем свионов и Римской империей.

                                                                                           

Римляне никогда не предпринимали попыток завоевать Скандинавию, а население последней, похоже, испытывало стойкую неприязнь к чужеродным культурным влияниям. В I-V вв. пращуры викингов торговали с материковыми купцами, охотно принимая от них в уплату за свои товары золотую монету римской чеканки, но ни эстетика, ни религия скандинавов архаической эпохи не несут следов романизации.

                                                                        
Вследствие особого, мистического отношения к золоту, металлу Солнца, значительную часть нажитых богатств скандинавы закапывали в землю – отсюда множество кладов римских монет, которые находят и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании. Скандинавы мыслили в категориях своеобразной "магической экономики", которая радикально отличалась от традиционной товарно-денежной.



На протяжении многих столетий викинги стремились к обладанию золотом, но по сравнению с серебром, его количество было мизерным, и викинги всегда его перерабатывали в изделия, или вытягивали в тончайшие нити, и расшивали золотыми узорами свои одежды.








Также золотом викинги украшали упряжь лошадей. На которых ездили на охоту. Не упускали возможности сделать какое-нибудь украшение из золота. На все эти факты указывает огромное количество находок, содержащих изделия, с отчетливым следом золотых монет, привезенных из других стран. Большая часть золота приходила в Скандинавию из стран востока, но есть некоторые доказательства, что некая часть появлялась из Европы. На двух островах, где обитали викинги в общей сложности археологами найдено более 500 монет из золота.

                                                                        

                                                                                      

                                                                            

Эти находки и по сегодняшний день продолжают поступать от археологов, и их количество постоянно пополняется. Но количество кладов, которые спрятали викинги в земле, достигает громадного количества, и не все золото удастся, когда-либо найти. Про количество золота, которое викинги зарыли в землю, можно судить только косвенно, исходя из того, что было найдено в земле на сегодняшний день.

                                                                              

Деталь меча викинга с рукоятью из золота и серебра, найденная в Дюбеке

                                                                  

Не стоит упускать из виду, тот факт, что громадное количество золотых изделий викингов, так и не попали в музеи, а попросту были проданы коллекционерам. Только на острове Готланд, историками было найдено 4200 золотых изделий, во время раскопок, проводившихся там еще в послевоенные годы. Скорее всего, сокровища, которые относятся к эпохе, когда викинги ходили в походы, еще не раз взбудоражат миры археологии и нумизматов планеты.
                                                               








"Магическая экономика" подразумевала, что нажитое золото, отданное земле в виде клада, послужит своему бывшему владельцу надежным метафизическим якорем в бурном житейском море. Ему всегда будет сопутствовать удача и в конечном итоге он проживет счастливую жизнь и без излишков золота, а после кончины сможет рассчитывать на удачное посмертие (как именовался потусторонний мир в архаическую эпоху мы не знаем, но впоследствии рай скандинавских воинов назывался Вальгалла, а преисподняя – Хель или Нифльхель).

                                                                 

 

                                                               

Конечно, часть золота скандинавы все-таки оставляли при себе, ведь щегольнуть в роскошных браслетах и ожерельях – особенно на смертном одре – хотелось всякому уважающему себя человеку. Поэтому римские монеты не только наполняли клады, но и служили источником сырья для великолепных золотых изделий.

                                                             

Таким образом, искусство архаической эпохи представлено ювелирными украшениями из переплавленных римских монет и еще одним загадочным классом золотых предметов, которые можно назвать бляшками или листочками. Эти листочки являются сугубо скандинавским феноменом – их находят только на территории Норвегии, Швеции и Дании. Как правило, на них изображены различные антропоморфные существа – вероятно, боги и другие мифологические персонажи. Очень часто встречается пара обнимающихся богов или великанов (илл.1), а также некий бородатый старик (илл.2). По поводу "влюбленной пары" обычно выдвигается предположение, что это бог Фрей и его супруга великанша Герда.

                                                                  

"Влюбленная пара". Золотой листочек из захоронения Эккеро (Уппланд). V в. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                  
Золотой листочек из захоронения Больмсё. VI в. Стокгольм, Исторический музей.

Назначение этих листочков неясно. Проще всего предположить, что они служили для украшения шлемов, поясов или других предметов воинского снаряжения и одежды, но в них отсутствуют отверстия для крепежа. Поэтому шведские ученые, заметив, что большинство золотых листочков обнаружено в местах расположения древних святилищ, выдвинули элегантную гипотезу: перед нами специальные "храмовые деньги". Что понимать под "храмовыми деньгами" – отдельный вопрос.

                                                                    

                                                                

Можно говорить о локальной валюте, имеющей хождение только внутри посвященных богам территорий и предназначенной для приобретения различных ритуальных услуг. Можно подразумевать под "храмовыми деньгами" и специальным образом освященные предметы, назначенные для принесения в жертву богам. Поскольку четкую границу между двумя названными вариантами провести сложно, оба они могут оказаться истинными и взаимодополняющими.

                                                                  

                                                                                     

О масштабах производства золотых листочков говорит клад из Сорте Мульд ("Черная Земля") на острове Борнхольм. Там, на площади в несколько квадратных метров, их было обнаружено 2300 штук!

                                                                   
                                                                           Амулет компас викингов Руян из серебра или золота

Начиная с V в. в дополнение к золотым листочкам появляются массивные нагрудные украшения (пекторали) и диски с тиснением (брактеаты). Три самых знаменитых пекторали – из Мёне, из Оллеберга и из Феръестадена – найдены на территории Швеции и датируются концом V – началом VI веков. Самая большая, пектораль из Мёне, весит 823 грамма (илл.3). Как и другие пекторали, она сделана из согнутых дугой золотых трубок. Золотые дуги соединены попарно, образуя кольцо. Каждая трубка обвита золотыми нитями, в дополнение к которым на определенном расстоянии друг от друга расположены муфты различного размера (илл.4). Между трубками помещены филигранные фигурки людей и животных.

                                                                                      

Подобным образом устроена и пектораль из Оллеберга (илл.5). Но если пектораль из Мёне состоит из семи трубчатых колец, то оллебергская – из трех, а пектораль из Феръестадена – из пяти. При этом деталировку пекторали из Оллеберга следует признать самой совершенной – достаточно взглянуть на великолепно проработанные фигурки животных и человеческие головы (илл.6), которые впаяны между трубками. Вес оллебергской пекторали превышает 600 граммов.

                                                                                        

Норвежский ученый Вильгельм Хольмквист подметил, что все три шведские пекторали устроены по одной и той же строгой системе. Приняв пары масок пекторали из Мёне за одну, а не за две фигуры, и подметив, что золотые муфты разбивают украшение на равновеликие зоны, он обнаружил любопытную закономерность. А именно: пектораль разделена на 16 зон, а каждая зона содержит равное количество фигур – 18. Таким образом, пектораль из Мёне содержит 16х18 = 288 фигур. Удивительно, что пектораль из Оллеберга тоже разделена на 16 зон, но из-за того, что в ней только три кольца, фигур значительно меньше: 16х6 = 96. Наконец, пектораль из Феръестадена состоит из 22 зон с 12 фигурами в каждой, таким образом общее количество фигур 22х12 = 264.

                                                                                                                                                                    

Но все три числа – 288, 96, 264 – кратны 24! Случайно ли это совпадение, если учесть, что в старшем руническом алфавите тоже 24 знака? Привести научно обоснованный ответ на этот вопрос мы не можем, но достаточно привлекательной представляется гипотеза, согласно которой шведские пекторали конца архаической эпохи являлись главным предметом жреческого ритуального облачения.

[                                                                                        
Причем конкретная структура нагрудного украшения (количество колец, зон и распределение декоративных фигурок) отвечала официальному рангу жреца либо количественно выражала его заслуги перед своими соотечественниками.

                                                               

Пектораль из Мёне. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.


                                                                  

Пектораль из Оллеберга. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                  

Четыре фрагмента пекторали из Оллеберга. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                  

В совершенстве ювелирной техники с пекторалями соперничают плоские украшения медальонного типа, известные под собирательным названием "брактеаты" (от латинского "bractea" – металлическая, в особенности золотая фольга или жесть). Брактеаты были, по всей видимости, в основном женским типом украшений


На брактеатах изображения обычно штамповались с одной стороны, но известны и двусторонние изделия. По типу нанесенных изображений брактеаты делятся на четыре разновидности: с мужским бюстом, с полноростной человеческой фигурой, с большой головой над четвероногим животным и с одним или несколькими животными, но без человеческих фигур.

                                                                 

Самый знаменитый брактеат был найден в захоронении Герете на о. Готланд. Брактеат имеет диаметр 9 см и принадлежит к третьему типу: в центре изображено конеподобное животное, а над ним – непропорционально большая человеческая голова. Голова животного увенчана рогами, а лапы заканчиваются длинными когтями. Слева от человеческой головы помещено нечто вроде ромашки (солярный символ?), справа – свастика (универсальный индоевропейский символ плодородия). Как и на многих других брактеатах, в экземпляр из Герете врезан треугольный сектор, к которому прикреплена трубка. Через нее в свое время была пропущена цепочка, при помощи которой брактеат вешался на шею.

                                                                 

"Бог-всадник". Брактеат из Герете (о. Готланд).Золото. Филигрань, зернь, штамповка. VI в. Стокгольм, Исторический музей.

Если архаическая эпоха была для Скандинавии "Золотым Веком", а Вендельская – "Бронзовым", то период 800-1100 гг. можно с полным правом назвать веком серебряным. Основная масса чеканной монеты в эпоху викингов поступала в Скандинавию из арабского мира, где основным монетным металлом было серебро .

                                                                   

Сварной меч с рисунком эпохи завоеваний викингов.

Конечно же, некоторое количество золота оставалось в торговом обороте с прежних времен, и немало этого благородного металла добывалось викингами во время их знаменитых разбойничьих набегов, но все-таки клады и захоронения IX-X вв. полнятся по преимуществу именно серебряными монетами и ювелирными изделиями. Так, например, из этого благородного металла изготовлены почти все обнаруженные археологами амулеты в виде молота (англ. Thorshammer, нем. Zermalmer) – главного атрибута скандинавского бога-громовержца Тора

                                                                  

Молот Тора. Серебряный амулет. X в. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                      

В то время как другие народы Западной Европы, включая англосаксов, уже приняли христианство, викинги оставались убежденными язычниками. Поэтому германский "звериный стиль" в скандинавском искусстве, почти не испытывая на себе чужеродных влияний, продолжал развиваться в Скандинавии вплоть до конца XI в. Только с середины десятого века отдельные скандинавские властители склоняются к христианству, вследствие чего в декоративно-прикладное искусство проникают мотивы креста и Распятия (илл.20). Но магистральное направление развития скандинавских художественных практик до XI в. включительно будет лежать в стороне от христианской эстетики.

                                                                       

Распятие из Бирки. Серебро. Филигрань и зернь. X в. Стокгольм, Исторический музей.

Скандинавия, таким образом, может рассматриваться как уникальный заповедник языческого художественного мышления, где родилась в воображении мастеров, а затем воплотилась в металле и камне "альтернативная фауна" фантастических животных. Фауна эта столь богата, что применительно к эпохе викингов универсальный термин "звериный стиль" уже не подходит как чересчур общий и не отражающий все многообразие декоративных решений в искусстве викингов. Поэтому исследователями введена специальная типология, в рамках которой викингские стили получили имена Броа (750-840 гг.), Борре (835-970 гг.), Йеллинге (прибл. 880-1000 гг.), Маммен (950-1060 гг.), Рингерике (980-1080 гг.) и Урнес (1035-1150 гг.).

Все стили называются по местностям и населенным пунктам Скандинавского и Ютландского полуостровов, с которыми связаны находки артефактов с наиболее типичным для данного стиля декором. Также следует добавить, что стиль Броа иногда также называется Броа-Осеберг или просто Осеберг. Это связано с тем, что "почерк" резчика по дереву, украшавшего часть осебергских находок, во многом близок к стилю ювелирных украшений, обнаруженных в Броа.





Словесные описания перечисленных стилей чрезвычайно громоздки, однако визуально их по силам различить даже неспециалистам. Поэтому мы предлагаем читателю подборку иллюстраций с краткими пояснительными надписями.
                                                                      

 

Стиль Броа: пучеглазые звери. Украшение конской сбруи. Позолоченная бронза. Нач. IX в. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                                                                             

Распахнутые пасти зверей и длинные ленты-"косички"составляют отличительные черты стиля Йеллинге. Фрагмент декоративной пластины для хомута. Позолоченная бронза. X в. Копенгаген, Национальный музей.

                                                                        

Стиль Борре нелегко отличить от Йеллинге, но здесь еще отчетливей выражена тенденция к превращению тел животных в ленточки. Брошь. Серебро. X в. Копенгаген, Национальный музей.

                                                        

Зверь, заплетенный собственным хвостом о трех концах (стиль Урнес). Отличительной чертой стиля является тип плетения: в большинстве случаев линии пересекаются под прямым углом, образуя в центре узора почти квадратные ячейки. Брошь. Серебро. Нач. XI в. Копенгаген, Национальный музей.

                                                                               

Широко известен факт, что форштевни викингских кораблей украшались головами драконов, но в литературе далеко на всегда указывается, что это был далеко не единственный вариант декора. Иногда форштевень заканчивался простым витым украшением – как, например, на корабле из Осеберга.

                                                                   

                                                                     

А в ряде случаев к концам форштевней, которые делались совершенно прямыми, крепились так называемые "флюгера" – металлические украшения в виде клиновидного кругового, а точнее сказать эллиптического сектора. На конце nbsp; флюгера обычно помещалась фигурка собакообразного мифического животного.

                                                                     
Не все исследователи верят, что эти украшения действительно выполняли функции флюгеров, хотя, например, на приведенной в нашей книге иллюстрации видны две петли. Это значит, что изделие можно было насадить на ось, на которой, теоретически, оно могло бы вращаться под напором ветра. Любопытно, что все семь найденных к настоящему времени флюгеров декорированы в стиле Рингерике.

                                                             

Как мы видели, на всем протяжении раннего средневековья скандинавское искусство существовало в единственной форме – декоративно-прикладной – и ревниво оберегало свою самобытность. Неоднократно предпринимались попытки обнаружить в скандинавских узорах кельтские, южноевропейские, византийские, арабские и другие восточные мотивы, в том числе – китайские

                                                   

Но даже если предположить, что драконы первоначально копируются викингами с дальневосточных изделий, а грифоны – с византийских тканей, мы все равно будем вынуждены признать: эти образы подвергались в Скандинавии столь кардинальной переработке, что само понятие арабского или китайского "культурного влияния" теряет научную содержательность.

Автор:Александр Зорич

Серия сообщений "Сокровища великих цивилизаций":
Часть 1 - Сокровища великих цивилизаций : Клад Тутанхамона
Часть 2 - Легенда о «Чёрном Принце». Легендарные клады.
...
Часть 12 - Находки в защиту существования Атлантиды
Часть 13 - Сокровища великих цивилизаций :Золотой человек кургана Иссык
Часть 14 - Сокровища великих цивилизаций :Золотой век викингов
Часть 15 - Сокровища великих цивилизаций:Золото Гуннов
Часть 16 - Сокровища Великих цивилизаций :Перещепинский клад
...
Часть 19 - Сокровища великих цивилизаций:Известные клады Европы.Часть 1
Часть 20 - Сокровища великих цивилизаций:золото Будды
Часть 21 - Золото Этрусков

Серия сообщений "Сокровища великих цивилизаций":
Часть 1 - Известные клады Европы.Часть 1
Часть 2 - Золото Трои
...
Часть 10 - ЗОЛОТО СКИФОВ .Часть 1
Часть 11 - Маска Агамемнона
Часть 12 - Золотой век викингов
Часть 13 - Золотой век викингов
Часть 14 - Золото Гуннов
Часть 15 - Перещепинский клад
Часть 16 - Византия
Часть 17 - Золото Этрусков


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку