-Цитатник

Рождество Христово - (0)

Поклонение волхвов Питер Пауль Рубенс Поклонение волхвов Поклонение волхвов ч...

Подарок к дню рождения - (5)

Моя прекрасная леди Татьяна Шмыга.  Я танцевать хочу (Ф.Лоу. " Моя прекрасная леди&q...

Подарок на день рождения - (1)

По следам Мастера и Маргариты К Дню рождения Маргариты (muza-105)   Московские ад...

Водопады Японии на гравюрах Хокусая - (4)

Известные серии гравюр периода Эдо 3 Кацусика  Хокусай Путешествие по водопадам раз...

Резиденция французского посла в Москве - (2)

Дом Игумнова (резиденция французского посла в Москве) Праздничный Пасхальный пост здесь ...

 -Музыка

 -Метки

cтендаль в россии агнес дюрер - жена гения адмирал горацио нельсон бакст варвара петровна тургенева весна у левитана время жизни г.гейнзон "сыновья и мировое господство геленджик города и страны. япония города.павловский посад гороскоп майя грузинская царица мариам живопись. караваджо знаменитые женщины. кристина пизанская знаменитые женщины. мари колло интересно интересно.бутырская тюрьма интересно.кстати...о художниках искусство. ночь искусств в москве китай личности.балерина истомина лоуренс аравийский московский ипподром музыка перепалка питер о подарок портрет ахматовой альтмана поэзия узбекистана природа природа.экзотика прогулка по москве псевдонимы разное. тайна европейского туалета русские за рубежом.н.царькова русские музы сирин алконост и гамаюн скульптура. к. клодель скульптуры майкла паркеса современная живопись. олег живетин столица россии. петровский парк столица.москва тест.магический дар лисы три жизни ивана билибина хамдамов художник античности апеллес цари руси цитаты япония

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
18:36 30.10.2009
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в muza-105

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.09.2009
Записей: 411
Комментариев: 1393
Написано: 2950


Подарок на день рождения

Среда, 30 Ноября 2016 г. 16:14 + в цитатник
Цитата сообщения Говорящая_Собака_Чау По следам Мастера и Маргариты

К Дню рождения Маргариты (muza-105)

 

Московские адреса, которые связывают с историей написания романа М.А.Булгакова " Мастер и Маргарта"

 

Большой Патриарший пер., 7/1 Патриаршие пруды

Как добраться до Патриарших прудов: от ст. метро Маяковская пройти по ул. Б. Садовой мимо сада "Аквариум" до ул. М. Бронной, свернуть налево; от ст метро Тверская идти до ул Б. Бронной в направлении убывания номеров до ул М. Бронной, затем свернуть направо.

***

Патриаршие пруды,
Вы - моё очарованье.
На поверхности воды
Трепет встреч и ожиданий.
В этой суетной Москве,
В этой жизни быстротечной,
Вы всегда являлись мне,
Как загадочное нечто...

Елена Скороходова

***
Туманны Патриаршие пруды.
Мир их теней загадочен и ломок,
и голубые отраженья лодок
видны на темной зелени воды.

Евгений Евтушенко

2134517_original (700x596, 439Kb)Гиляров Алексей. Вечер. Двое

 

 

Патриаршие пруды в Москве были очень известны. Здесь зимой был один из самых популярных в Москве катков, куда привозил кататься на коньках своих дочек Лев Толстой. Это на Патриарших прудах в романе "Анна Каренина" Левин искал Кити: "В 4 часа, чувствуя свое бьющееся сердце, Левин слез с извозчика у Зоологического сада и пошел дорожкой к горам и катку, наверное зная, что найдет ее там, потому что видел карету Щербацких у подъезда".

2137210_original (700x533, 519Kb)Оксана Павлова. Каток 
orinyansky_3 (446x700, 299Kb)

Павел Оринянский. Никогда не разговаривайте с незнакомцами...

 "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». "
 

 

На Патриарших прудах начинается действие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". В 1924 году Патриарший пруд и близлежащие переулки переименовали. Пруд стал Пионерским, как и переулки, но в народе продолжали жить старые названия. В 1945 году на Патриарших прудах в Ермолаевском переулке по проекту архитекторов из мастерской Ивана Жолтовского построили резиденцию для высшего военного эшелона СССР, сейчас известную как Дом со львами.

Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в Центральном административном округе города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком.

Название «Патриаршие пруды» во множественном числе напоминает, что в этом месте был не один, а несколько прудов. Весь парковый комплекс занимает 2,2 гектара, из которых дорожкам и площадкам отведено 6323 м², а зелёным насаждениям — 7924 м². Площадь самого пруда на сегодняшний день составляет 0,0099 км², а его глубина достигает 2,5 метров.

egger_patriarchye (498x700, 701Kb)

  Bettina Julia Egger. Странные иностранцы разглядывают знаменитый знак на Патриарших прудах

 

 

20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота. Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами». Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом, расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

2137023_original (700x431, 436Kb)Оксана Бегма. Патриаршие пруды 
2138350_original (700x626, 559Kb)
Чижова Виктория. Солнышко на Патриарших 2133798_original (700x541, 518Kb)Алексей Суховецкий. Поздняя осень. Патриаршие пруды
2137538_original (700x595, 573Kb)Петровская-Петовраджи Ольга
2136776_original (700x612, 658Kb)Обуховский Юрий. Весна на Патриарших

***

Трамвай маршрута "А"

image (700x700, 481Kb)Стародубов Александр. Аннушка 

 

 

По сюжету романа, именно на Патриарших прудах Берлиоза накрыл трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (...) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».

Правда, в романе есть одна существенная неточность. Если верить транспортным схемам 1920-х, никаких трамвайных путей с Патриаршими рядом не было.

Трамвай А («Аннушка») — популярный и богатый историей маршрут трамвая города Москвы. Запущен в 1911 году. Движение осуществляется от Калужской площади до станции метро «Чистые пруды». Маршрут проходит мимо станций метро «Шаболовская», «Тульская», «Павелецкая» (ЗЛ), «Павелецкая» (КолЛ), «Третьяковская», «Новокузнецкая». 

 

  Аннушка, Аннушка-вострушка,
Сколько мы с тобою провели минут!
Дорогая Аннушка, ты уже старушка,
С каждым днём короче твой маршрут...

Н. Богословский 

 

  Первоначально маршрут А появился в Москве в 1911 году и был кольцевым. Основной трассой его следования было Бульварное кольцо, которому он и обязан названием (второе название Бульварного кольца — «кольцо А»). Кольцо замыкалось по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. При этом по большей части маршрута электрический трамвай прошёл впервые — ранее по этим улицам проходила конка.

В 1930-х гг.  происходили следующие изменения маршрута "А"

Маршрут впервые был незначительно изменён в 1931 году — его перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка. В 1934 году маршрут на короткое время был разомкнут (проходил по трассе Зацепская площадь — Кропоткинские ворота), затем через год вновь восстановлен. В 1936 году из-за демонтажа путей на Кремлёвской и Москворецкой набережных южная часть маршрута была перенесена на другой берег реки Москвы — на улицы Серафимовича, Болотную и Осипенко (ныне Садовническую). В это же время трамвайные пути были убраны с Яузского бульвара и Устьинского проезда, имевшего слишком большой наклон, и перенесены на Солянку, улицу Разина (ныне Варварка) и соседние переулки. В 1937 году пути на Болотной улице также были разобраны, и «Аннушка» вернулась на незамкнутую трассу Зацепская площадь — Кропоткинские ворота. С тех пор маршрут никогда не был кольцевым. В 1938 году маршрут вернулся на Устьинский проезд, но по-прежнему обходил по параллельным улицам Яузский бульвар. До Зацепской площади трасса проходила по улице Осипенко, улице Балчуг, Пятницкой и Новокузнецкой улицам. В 1939 году от Кропоткинских ворот маршрут был продлён по Кропоткинской (ныне Пречистенка), Зубовской и Большой Пироговской улицам до Клинической площади (находилась на пересечении улиц Еланского, Плющихи и Погодинской и 2-го переулка Тружеников).

harshak_tramway (700x520, 683Kb)Андрей Харшак. Берегись трамвая!

" - Аннушка, наша Аннушка! С садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку‑то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила... Уж она ругалась, ругалась! А он‑то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы..."

***

Мансуровский переулок, дом 9.  Дом   Топлениновых

egger_house_of_master (700x525, 618Kb) Bettina Julia Egger. Дом Мастера в Мансуровском переулке

 

 

Вскоре после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, продает часть своего владения в Мансуровском мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли, в 1834-м вдоль красной линии переулка был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения – с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям – Владимиру и Сергею. Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа, других театров. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший – в нижнем полуподвальном этаже. Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21 к любимому. Только через несколько лет, когда накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку. Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Это был М.А. Булгаков. К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, пусть спорят булгаковеды. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.

«Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени». («Мастер и Маргарита». М.А.Булгаков).

Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь. Опять же по воспоминаниям, в так называемом кафе «Нато Вачнадзе», устроенном в саду, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа; и тогда же на вопрос Марии Артемьевны ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».

novojilov_podval_mastera (481x700, 300Kb)

Геннадий Новожилов

" – Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени".

 

 

В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался жившим в то время в нем художником Владимиром Алексеевичем Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. К сожалению, после смерти художника, начались многочисленные суды между наследниками. В 2013 году дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, был выставлен на продажу.

По воспоминаниям современников, дом №9 в Мансуровском переулке некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочитать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?».

kalinovsky_dvorik-mastera_thumb (700x503, 531Kb) Геннадий Калиновский

"Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен."

***

Большая садовая, 10. Нехорошая квартира

egger_house_of_bulgakov (498x700, 580Kb)

 Bettina Julia Egger. Дом 302-бис на Садовой
 

 

Воланд и его свита вселились в квартиру 302-бис в доме 50 по Большой Садовой улице, который сыграл важную роль не только в романе, но и в личной жизни самого Булгакова. На самом деле автор имел в виду дом №10. Но Булгаков любил намеренно усложнять номера или названия государственных учреждений, таким образом высмеивая советскую бюрократию.

inschrijving (700x534, 544Kb)
 

Он жил в этом самом доме, в квартире №50, со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппа с 1921 по 1924 год. Летом 1924 года ему удалось добиться переезда в намного более просторную квартиру №34 на пятом этаже, и автор использовал некоторые особенности её планировки в описании квартиры №50. Уже потом Татьяна Николаевна поняла: Булгаков так боролся за этот переезд, чтобы она не осталась одна в квартире с плохими условиями, ведь уже через несколько месяцев он съехал от неё к Любови Евгеньевне Белозерской, на которой женился в апреле 1925 года. Недалеко от дома Булгаковых находилось кафе Стойло Пегаса, где поэт Сергей Александрович Есенин (1895-1925) познакомился со своей будущей женой, Айседорой Дункан (1877-1927).

Булгаков назвал это место "Нехорошая квартира".   Автор романа описывает жителей Нехорошей квартиры (например, Берлиоза или Стёпу Лиходеева) как довольно умных людей, но о настоящих жильцах сказать такого было нельзя. Пока Булгаков жил в квартире №50, он говорил, что это «Гнусный дом с гнусными же квартирами и жильцами». Описания дома №10 можно найти не только в этом романе Булгакова, но и в других его произведениях. Но в квартире №50 жили не только Булгаковы. Коридорная планировка квартиры предполагала, что комнаты расположены по обе стороны общего коридора и имеют непосредственный выход в него, а одной семье, в зависимости от количества ее членов, принадлежала одна или две комнаты. 

egger_museum_of_bulgakov (498x700, 543Kb)
Bettina Julia Egger. Вот так выглядит комната в коммунальной квартире 50, где Булгаков прожил четыре года
orinyansky_10 (446x700, 340Kb)

Павел Оринянский. Нехорошая квартира 

***

 Тверской бульвар, 25. Дом Грибоедова (списанный Булгаковым с дома Герцена)

egger_herzen_house_griboedov (700x534, 525Kb)Bettina Julia Egger. Тверской бульвар, 25.  Дом Герцена.  Наблюдательный зритель найдет здесь "иностранцев"

Во дворе здания по адресу Тверской бульвар, 25 в 1959 году был открыт памятник А.И. Герцену (скульптор М. И. Мильбергер, архитектор К. М. Сапегин). 

 

 

 

В советские годы в доме Герцена  помещалась РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей, а также МАПП – Московская ассоциация их же. У Булгакова же дом Герцена превратился в дом Грибоедова, МАПП и РАПП слились в МАССОЛИТ – то ли Московская ассоциация социалистической литературы, то ли просто Массовая литература, то ли все сразу.

«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой». «Дом Грибоедова» описан в «Мастере и Маргарите» как один из адресов МАССОЛИТа с рестораном «Грибоедов».  Этот дом в романе загорелся после обильного и роскошного, но крайне непродолжительного обеда Коровьева и Бегемота , и “здание сгорело дотла... Одни головешки!”.

morbid_koroviev_and_behemoth_in_griboedov (589x700, 222Kb)

Коровьев с Бегемотом зашли в ресторан дома Грибоедова выпить по кружке холодного пива. Худ. Морбид  

 

 

МАССОЛИТ — вымышленное объединение литераторов, фигурирующее в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».  Слово «МАССОЛИТ» появилось на страницах «Мастера и Маргариты» не сразу: в первых вариантах романа автор использовал аббревиатуры Вседрупис (Всемирное дружество писателей), Всемиопис (Всемирное объединение писателей), Всеобпис, Опис. Страницы, посвящённые МАССОЛИТу и Дому Грибоедова, в котором размещалось это литературное объединение, являются, по словам литературоведа Бориса Соколова, пародией на Союз писателей и Дом Герцена, в стенах которого базировались РАПП и Московская ассоциация пролетарских писателей.

В 1920-х годах Булгаков посещал проходившие в его залах заседания и не раз участвовал в литературной полемике; именно там собирались многие писатели, ставшие впоследствии персонажами «Мастера и Маргариты». Так, на одном из подобных мероприятий Булгаков резко протестовал против попытки профессора Василия Львова-Рогачевского признать значимыми трёх молодых авторов, пишущих о пролетарской любви: их герои во время свиданий разговаривали о мировой революции и пели «Интернационал»:

« Булгаков отказывался признавать эти вещи фактом русском литературы. <...> Одно из самых последних собраний в Доме Герцена было «булгаковским». Тон на этом собрании задал Булгаков. »

О том, что будущее «пристанище МАССОЛИТа» имело в среде литераторов недобрую репутацию, упоминает и филолог Сергей Боровиков, цитирующий адресованные Дому Герцена строки: «И прав один рифмач упорный, что в трезвом будучи уме, / На стенах мужской уборной бодро вывел резюме:/ „Хрен цена вашему Дому Герцена“. Обычно заборные надписи плоски, но с этой — согласен! В. Маяковский».

Давая название месту обитания массолитовцев, Булгаков, с одной стороны, обыграл «гастрономическую фамилию» создателя «Горя от ума», с другой — недвусмысленно дал понять, что основные жизненные интересы представителей этого объединения связаны с кулинарией. Ресторан Дома Грибоедова стал отдельным романным образом, потому что литературные вопросы волновали его завсегдатаев далеко не в первую очередь; главным их стремлением было «получение максимума материальных благ»: эпизод, когда Коровьев и кот Бегемот не могут попасть в «Грибоедов» из-за отсутствия массолитовских удостоверений, не только является описанием существовавших в литературной среде нравов, но и пародийно воспроизводит фрагменты романа Анатоля Франса «На белом коне»: речь идёт о ситуации, при которой герой может пообедать лишь при наличии членского билета.

« Дом Грибоедова с расположенным в нем МАССОЛИТом — злая сатира на это общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже с «золотой широкой каймой». »

К числу возможных прототипов главы МАССОЛИТа Берлиоза исследователи относят пролетарского поэта Демьяна Бедного и одного из основателей РАППа Леопольда Авербаха. За критиком Мстиславом Лавровичем «скрывается» драматург Всеволод Вишневский — «один из ревностных гонителей Булгакова».

В образе члена МАССОЛИТа Латунского, устроившего травлю Мастеру, угадываются черты руководителя Главреперткома Осафа Литовского. История его взаимоотношений с Михаилом Афанасьевичем началась в 1926 году (когда Литовский опубликовал уничижительную статью о пьесе «Дни Турбиных»), продолжалась в течение жизни и завершилась после смерти писателя: в начале 1960-х критик написал «сомнительную в отношении достоверности» книгу «Глазами современников», в которой пытался объяснить, чем вызвано его «пристрастное отношение» к Булгакову.

В то же время, по словам литературоведа Владимира Лакшина, «на сомнительную честь» быть прототипом Латунского могли бы претендовать также критики Г. Горбачёв, Иван Дорошев, А. Орлинский (введший в обиход термин «булгаковщина») и некоторые другие современники писателя.

korolev_griboedov (447x600, 299Kb)

Николай Королёв

Иванушка в «Грибоедове»: «– Братья во литературе! (осипший голос его окреп и стал горячей) Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!»

korolev_griboedov_fragment (600x600, 353Kb)

На переднем плане, судя по всему, наворачивает порционные судачки а натюрель сам Булгаков

***

ул. Большая Садовая, 16. Сад "Аквариум" 

2b3146cb718c190ea54944ac3bdb67cf (555x700, 575Kb)

Воробьева Дарья. Сад "Аквариум". Фонтан Аполлон (акрил)

 

 

Сад Аква́риум — небольшой парк в центре Москвы, один из первых увеселительных садов столицы. В саду в разные годы работали тир, кегельбан, фотография, площадка для гимнастики, в одной из беседок размещался аквариум; в 1910—1912 годах в здании зимнего театра действовал каток. Сад имеет репутацию «театрального оазиса», поскольку рядом располагаются Театр имени Моссовета и Московский академический театр сатиры.

novojilov_varenuha (700x590, 319Kb)

Геннадий Новожилов. Азазелло и Бегемот волокут администратора Варенуху из Варьете через сад Аквариум

***

Триумфальная пл., 2.  Маяковка

918018 (700x498, 319Kb)  Шалаев Алексей. Триумфальная площадь. 

 

 

В булгаковские времена Триумфальная площадь выглядела совсем не так, как сейчас. Не было еще ни памятника Маяковскому, ни гостиницы Пекин, ни концертного зала имени Чайковского... На садовом кольце росли деревья — перед каждым домом были палисадники.

По поводу прототипов театра «Варьете» и расположенного рядом с ним летнего сада исследователи проявляют удивительное единодушие. Считается, что это московский Мюзик-холл, расположенный в сегодняшнем здании Театра Сатиры (Триумфальная площадь, 2), и близлежащий сад «Аквариум». Только вот сегодняшний вид театра и сада совсем не похож на то, что существовало здесь в булгаковские времена.  

Московский мюзик-холл существовал с 1926 по 1936 год. Здание, которое он занимал, предназначалось для цирка (оно было построено в 1911 году специально для цирка братьев Никитиных, который и работал здесь до 1926 года). Цирковое прошлое мюзик-холла выдает купол, расположенный над зрительным залом.   

ordynskaya_begemot-i-konferanse (492x700, 192Kb)

Марина Ордынская

stoneturtle_seans_okonchen_maestro_urezhte_marsh (495x700, 397Kb)

Stoneturtle. Чудеса в Варьете

«Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!»

***

  Арбат, д. 54/2. Торгсин на месте сегодняшнего «Седьмого континента» на Смоленской площади 

"Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, длинный гражданин в клетчатом костюме и черный крупный кот появились у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке."

kalinovsky_torgsin_thumb (700x472, 558Kb)Калиновский Геннадий.  Коровьев и Бегемот хулиганят в торгсине

"- Граждане! - вибрирующим тонким голосом прокричал он. - Что же это делается? Ась? Позвольте вас об этом спросить! Бедный человек, - Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на Бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, - бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда же ему взять валюту?"

 

 

Торгсином называлось всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, создано в 1931 г. и ликвидированное в 1936 г. В его рамках открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев, где за валюту, золото или драгоценности покупатель может приобретать дефицитные товары. Эти предприятия также назывались торгсинами. Один такой торгсин работал на месте сегодняшнего «Седьмого континента» на Смоленской площади (Арбат, д. 54/2).

seregin_torgsin (514x700, 354Kb)

Сергей Серёгин

***

egger_marguerite (570x583, 362Kb)

 Bettina Julia Egger

 

источники

Роман М.А.Булгакова " Мастер и Маргарта" (цитаты)

Википедия

Патриаршие пруды в живописи современных художников

Зарисовки Беттины Эггер

http://um.mos.ru/houses/dom_mastera/]Объект культурного наследия [/url]

  6 мест в Москве, где стоит побывать поклонникам «Мастера и Маргариты»

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»

из великолепной коллекции Сергея Литвинова

Рубрики:  Подарки
Метки:  

Говорящая_Собака_Чау   обратиться по имени Среда, 30 Ноября 2016 г. 23:32 (ссылка)
Маргоша, очень рада, что тебе по душе мой подарок!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку