Цитата сообщения СЕМЬЯ_И_ДЕТИ
Учимся читать детские рисунки.
Как вы думаете, какое искусство самое универсальное? Не требующее специальной подготовки для того, чтобы на элементарном уровне рассказать о наболевшем, поделиться радостью, переживаниями, страхами...
Конечно же изобразительное.
С младенчества человек тянется к рисованию и не зря. В нем он находит разрядку, успокоение и возможность самовыразиться.
Рисуя, малыш, да и взрослый, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок – это «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает.
Рисунок – всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Изображая что то или кого то человек непременно выдаст и свое отношение к этому.
Прежде всего ребенок пытается рисовать значимых людей.
Иногда "важных" людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные.
Из опыта:
- Юля, это кто? Лошадь?( на рисунке изображено животное на четырех лапах черного цвета)
- Да.Это бабушка Оля, она красивая...
Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех».
Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение либо вовсе его стирает («не получилось!») – это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься. Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.
Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации – то есть «прорабатывает» в своем подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью. А еще разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей.
Как понять есть ли у ребенка какой то страх?
Следите за рисунками. Испуганный малыш, как правило, будет рисовать большие, очень большие глаза, тем кого изображает.
Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их – это им вполне по силам. Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки-послания.
Что же еще мы можем «увидеть» в изображении?
Это цвет.
Выбор и сочетание цветов. Когда маленькие дети рисуют, им свойственно использовать яркую, многоцветную палитру – не успокоятся, пока все краски не перепробуют. Это совершенно нормально: ребенок экспериментирует с цветом, пробует его «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет, контрастный, тот, который хорошо заметен, и, случается, рисуют только им. Не стоит паниковать если Ваш малыш, увлекся черным и ли другим, мрачным по мнению взрослого, цветом. Каждый цвет - это забавная игрушка для малыша. Он не дифференцирует их, до определенного возраста( 5-7 лет). Однако, стоит обратить внимание если один цвет доминирует в серии рисунков малыша, в возрасте младшего школьного возраста.
Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно те из них, которые в данный момент отражают его душевное состояние. Важно не только использование того или иного цвета, но и их сочетания – например, сочетание ярко-красного и черного буду вызывать ощущение агрессивности, а синего и зеленого – спокойствия и равновесия. На самом деле, каждый цвет глубоко связан с определенными темами, несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Белый/черный – смерть, пустота;
Желтый/зеленый/голубой – жизнь, развитие, рост, материнство, детство;
Красный/желтый/оранжевый – материнство;
Синий/зеленый/черный/серый – отцовство;
Коричневый – дедушки и бабушки, предки, «корни».
Композиция рисунка.
Положите перед собой детский рисунок и мысленно проведите через центр две диагонали. Верхний правый угол – область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Или, напротив, там изображены члены вашей семьи или любимые герои вашего ребенка? Противоположный край рисунка (левый нижний угол) – область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спроси малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего, чем они занимаются, какое у них настроение. Обратите внимание на то, какие чувства вызывает у вас этот рисунок, насколько он кажется вам тревожным, агрессивным, спокойным или радостным.
Рассказ о рисунке.
Очень много важной информации можно почерпнуть из разговора о рисунке, однако важно правильно его построить. Рисующий ребенок напоминает приоткрывшуюся раковину моллюска: малейшее неосторожное движение, и створки схлопываются. Поэтому запомни правило: никаких прямых вопросов, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и уж, само собой разумеется, никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал? Разве так бывает?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, оставляя за ребенком право не отвечать на них.
Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения.
Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет, отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок.
Что фигуры на рисунке чувствуют по отношению друг к другу? Если они могут разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался передать в рисунке. Если удается разыграть беседу между героями рисунка, это замечательно – с помощью таких бесед многие эмоциональные проблемы не только высказываются вслух, но и изживаются.
Можно ли мне спросить кое-что у маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Давая ребенку возможность отвечать на твои вопросы за героев рисунка, ты можешь уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь.
Рисунок – это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному.
Для корректного пояснения изображения нужна специальная подготовка. Мы лишь приоткрыли занавес, указали путь, который поможет стать ближе, понять друг друга.