Объявлены номинанты Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2007 год (
http://www.kinopressa.ru/news/310.html). Как я и предполагал, этот список не имеет ничего общего с моими личными предпочтениями.
«Лучший фильм» – нежнейше любимый критиками Сокуров и его «Александра», вернувшийся в строй и поднявший этим целую бурю Алексей Балабанов и его «Груз 200», и «Простые вещи» Алексея Попогребского – что неудивительно, помня о прошлогоднем триумфе его былого напарника Бориса Хлебникова, и что удивительно, помня о летнем скандале на «Кинотавре», когда критики погрызлись друг с другом из-за собственного приза, доставшегося разом и «Простым вещам», и «Грузу 200». Сделать стопроцентную ставку здесь достаточно трудно. Если идти методом вычитания, то первым следует отсеять фильм Попогребского – опять же из-за того скандала: если ему вновь приз дадут, то что тогда вообще с Гильдией кинокритиков случится?.. Выбирая же между Сокуровым и Балабановым, приличный критик должен будет разорваться, как та обезьяна: ведь он равно любит и того, и другого. Но уж если идти до конца, то наградить должны все-таки «Груз 200»: не зря же ради него столько ручек и Копьев было весной-летом переломано! Тем более, что у Сокурова есть уже награды за «Телец» и «Солнце», вроде как не должен будет сильно обидится. Сам же я, если выбирать из этой тройки, как раз и буду болеть за «Груз 200».
«Лучшая режиссерская работа»: те же плюс столь же нежнейше любимая кинокритиками Кира Муратова («Два в одном»). Те же мотивы, что и в главной номинации – разве что критики решат разделить награды, и дать одного «Слона» одному, а другого – другому. Но тут еще вспоминается тот факт, что у Балабанова этих «Слонов» не так-то и много, если вообще есть (не буду сейчас копаться в архивах). Так что пора, пора награждать художника, тем более что и повод удачный: блудный сын, как-никак, вернулся.
«Лучший сценарий»: Балабанов + Попогребский + Александр Миндадзе за «Отрыв». Обидно, наверно, для Миндадзе будет получить награду за сценарий, когда он вроде как стал режиссером. Вообще, для него должно быть обидно само попадание в эту номинацию притом, что его работа заслуживала много большего. Про первых двух все ясно, и здесь, думаю, должен сработать как раз принцип разделения – то есть, надо же хоть что-то дать Попогребскому, ведь такой молодец. Я же вновь болею за Балабанова - причем на сей раз более искренне, так как и сам отмечал его в своей анкете.
«Лучшая работа оператора»: Александр Буров - «Александра»; Михаил Кричман - «Изгнание»; Олег Лукичев - «Путешествие с домашними животными»; Сергей Трофимов, Роджер Стофферс - «Монгол». Лично я за Лукичева (хотя и отмечал его за другой фильм), большой будет оператор (впрочем, уже есть). Если критики за перспективу – то они тоже за Лукачева. Если за уже известные имена – то они за Кричмана. Но скорее всего они в данном случае за Сокурова – и чтобы хоть что-то дать «Александре», дадут Бурову. Хотя тут есть и обратная сторона медали: а вдруг Сокуров, сам снявший, допустим, «Тельца», обидится еще сильнее?.. А может и не обидится.
«Лучшая работа художника»: Даши Намдаков - «Монгол», Андрей Понкратов - «Изгнание», Ульяна Рябова - «Русалка». Я за Рябову (как и голосовал), и думаю, что критики тоже должны быть за нее.
«Лучшая музыка к фильму»: Игорь Вдовин - «Русалка», Андрей Дергачев, Арво Пярт - «Изгнание», Андрей Сигле - «Александра». Тут все должны разрываться между первым и третьим. У Сигле, по-моему, «Слон» уже есть, а вот у Вдовина нет. А раз уж Шнурову два, кажется, раза уже давали, то почему бы и Вдовину не дать? Тем более что музыку он написал замечательную. Я бы и сам за него проголосовал, да, если помните, чаша весов тогда перевесила чуток в другую сторону. Теперь же буду за него.
«Лучшая женская роль»: как и предполагалось - Галина Вишневская за «Александру», Ксения Кутепова за «Путешествие с домашними животными», Мария Шалаева за «Русалку». Лично я буду тремя руками за Кутепову, но критики не смогу обидеть «родину-мать», как они ее называют, Вишневскую.
«Лучшая мужская роль»: герой года Сергей Маковецкий (единственная номинация фильма «12»!), Сергей Пускепалис - «Простые вещи», обязательный Виктор Сухоруков - «Агитбригада «Бей врага!» и неожиданно возникший фильм «Ничего личного» и исполнитель главной в нем роли Валерий Баринов (ведший, кстати, прошлогоднюю церемонию «Слона»). Я болел бы за Маковецкого – но мне совсем не хочется награждать его за «12». Сухоруков – любимец публики, но навряд ли. Думаю, дадут Пускепалису – тоже как привет «Простым вещам», простому кино. Но сейчас мне почему-то хочется болеть за Баринова – не то чтобы я его особо любил, больше за саму картину, очень приличную. И, быть может, еще и из-за чувства сопротивления – уж больно не хочется этих «12» отмечать… (***Нет, все-таки подумал денек и решил, что все же за Маковецкого болеть буду - а то глупо как-то получается: сам все время его артистом года называл, а тут... Пускай хоть за что, но дадут!)
Кстати, любопытно, как и критики, и «Золотой орел» начисто проигнорировали факт присуждения премии Каннского кинофестиваля Константину Лавроненко. И правильно, нечего где-то там, за границей, выпендриваться! Докажем, что мы не идем на поводу у Запада! Если там чего-то дали – это вовсе не значит, что мы сразу тоже автоматом дадим!.. У нас и без Лавроненко своих героев навалом… Думаю, «Ника» артисту обеспечена – в противовес всем.
«Лучшая женская роль второго плана»: Мария Аронова - «Артистка», Зоя Кайдановская - «Ничего личного», Светлана Камынина - «Простые вещи». При том, что сам фильм «Ничего личного» мне понравился, но Кайдановская, простите, ужасна – во всяком случае, когда я брал у нее интервью, она меня реально испугала. Аронова блестяще, как и всегда – и критики скорее всего дадут именно ей, но мои симпатии на стороне Светланы Камыниной – новое обаятельное лицо, очень симпатичная роль. Залез сейчас в справку о ней – оказывается, она актриса драмтеатра в Мытищах... И кого-то играла в «Бумере-2». Пусть ей повезет!
«Лучшая мужская роль второго плана». Как и Киноакадемикам, вручающим «Золотого орла», критикам придется изрядно потрудится и подумать: награждать ли 79-летнего ветерана Леонида Броневого, бодро вернувшегося в строй «Простыми вещами», или поминать недавно умершего Александра Абдулова за его роль в «Артистке»?.. Или плюнуть и на того, и на другого, и наградить вечного молодца-трудоголика Алексея Серебрякова за «Груз 200»?.. Я – честно – буду болеть за последнего. Что сделают кинокритики и затем киноакадемики – остается только гадать. Я бы предложил такой вариант развития событий: вручат поровну, и Броневому, и Абдулову. Или же так: вручат живому Броневому, а он выйдет и скажет: давайте встанем и помянем Александра Гавриловича, Саша, эта награда – твоя. Вот и получится, что вроде как никто не обиделся.
«Лучший фильм-дебют» - три фильма из конкурса «Кинотавра»: «Жестокость» Марины Любаковой, «Кремень» Алексея Мизгирева и «Отрыв» Александра Миндадзе. Если у критиков есть Совесть, то они должны премировать «Отрыв». Я – за него. Хотя «Кремень» критики тоже хвалили и вполне могут решить помочь молодым… Хотя нет: в списке дебютантов «Слона» (ранее – «Овна») – и продюсер Атанесян, и актеры Янковский да Бодров, так что пора уже дебютантом и кинодраматурга назвать, для полного списка.
«Лучший зарубежный фильм российского проката»: «Вавилон», «4 месяца, 3 недели, 2 дня» и «Жизнь других». Серьезной традиции награждать у нас лауреатов каннской «Золотой пальмовой ветви у нас нет, так что у «Жизни» есть все шансы. С другой стороны, сейчас так активно развивают эту идею о том, что новое румынское кино спасет кинематограф… Но будем все же держать пальцы за немцев.