Вот не знаешь никогда – где найдешь, где потеряешь. От одних лент чего-то ждешь – и разочарование, от других ничего особенного – а сердце замирает.
«Северная стена» - из вторых.
Про альпинистов. Ну, видали такое уже, и не раз. Все ясно с начала – в Европе про счастливые восхождения не снимают, а этот – Германия.
Рейх постановляет – чтоб неприступная скала была покорена арийцами. Вот они и лезут – но не за Рейх, конечно, сами для себя. Там этот вопрос, кстати, деликатно решен – когда им, друзьям, солдаты «хайль гитлер» делают, они всякий раз отмахиваются вяло – типа, ну да, привет. (Я про японцев в «Красоте» забыл отметить, что там тоже никак не акцентируется тот факт, что вообще-то они за армию-агрессора воевали; нет – просто люди, театралы).
И вот они лезут – а внизу, с гостиничной террасы, за ними в подземные трубы наблюдают. Притом смешно (и грустно) обнажается существенное различие между творцом, кто что-то делает, и свидетелем, журналистом, в частности, кто рецензию пишет. Первые на велосипедах сами до горы докатили, в палатке спят, едят муру какую-то, на огоньке приготовленную; на голом энтузиазме всё. Журналюга – на полном пансионе, шампанское, командировочные расходы; режиссер – кинокритик, ни дать ни взять.
Но это так всё, детали. Там настоящее кино за полчаса до конца начинается. Это спойлер в какой-то мере, но без него вы не поверите просто, чем эта картина от прочих отличается. Там в горе, оказывается, тоннель в семь километров, и из него – прямые выходы на скалу есть. И вот когда они спускаются, в снежную бурю, понятное дело, и всё плохо, девушка-героиня идет туда, в тоннель, выходит на уступ, кричит, слышит их крики. Но буря – а у спасателей тоже жены, не рискуют; а к тому времени он один уже висит. И понятно, что ночь не вывесит, замерзнет. И так она – вы задумайтесь на секунду! – выходит из этого тоннеля прямиком на скалу - и прямиком по скале топает к нему; без веревок, безо всего, просто идет. Спасти его не спасает, но он видит ее – что дает ему силы ночь пережить. И потом, когда его на утро пытаются вызволить, все-таки – она тоже лезет наверх, и кричит: «Давай! Давай!». Просто берет – и лезет. Какая девушка.
Причем девушка – актриса – и вправду из числа самых классных на свете: Йохана Вокалек. Вам ее имя наверняка ничего не говорит, а между тем – это та, что «Босиком по мостовой», понимаете, да.
Будет еще показ 26-го в «Октябре»; лично от себя – советую.