А чего мы, собственно, поперлись-то? Море, которого через несколько лет, возможно, уже не будет. Его дно, более 40 тыс. кв. км., теперь пустыня Аралкум. Основная причина обмеления - разбор питающих море рек на орошение полей. Но интересно, что на дне моря были обнаружены 2 мавзолея (XI век). Т.е., быть может, это гипербиоэкологический цикл?
В 2011 еще меньше. Осталось около 20% огромного когда-то водного массива.
Как обычно, не без приключений, поездки на Арал вполне могло бы и не состояться. Я, шибко не задуряющаяся такими вещами, как безопасность, получаю письмо от Вики, начинающееся с "дружочек", заканчивающееся тезисными выкладками, типа:
Обширные площади обнажившегося морского дна покрыты отложениями морской соли, смешанной с минеральными удобрениями и ядохимикатами, которые в течение десятилетий смывались поливной водой с полей и уносились реками в море. Песчаные бури выносят около 100 миллионов тонн токсичных солей и пыли в год на сотни километров. Попасть в песчаную бурю - пиздей легким окончательно и бесповоротно. Но не только ядохимикатной пылью опасен Арал. В советское время на острове Возрождения в Аральском море существовал полигон по производству и испытанию бактериологического оружия. По ряду свидетельств, часть запасов возбудителей опасных инфекционных заболеваний была захоронена на территории полигона и плато Устюрт (сухопутный путь на пляж). В начале 2000-х в СМИ появляется информация о захоронении на о-ве Возрождения около двадцати 250-литровых ёмкостей из нержавеющей стали, заполненных возбудителями сибирской язвы. Более того, остров Возрождения соединился с материком, что позволяет легко мигрировать "на большую землю" зараженным животным. На плато Устюрт огромное количество скотомогильников. Обработка каждого подобного захоронения осуществлялась препаратом лизол - источник чумы гибнет под его воздействием через полтора-два часа, а сибирской язвы - в течение трех часов. Тем не менее, мировые экологи чотко пришли к выводу, что экологическая обстановка на острове вполне благоприятная., и с дуру транслирую его Б. "Все, мы никуда не едем. Ты, как обычно. Где твоя ответственность? Сейчас же лезь в гугл и набирай "штамм_сибиркой_язвы_период_распада". Ты знаешь, почему в машине сейчас настала гробовая тишина? Да все просто охренели!" После все немного успокоилось, и после долгого погружения в интернеты и заверения экологов, мы решили что на 2 денечка ехать вполне можно, главное, не попасть в песчаную бурю. Мы с друзьями поржали, что в следующий раз я затащу всех на Новую Землю, всем известный абсолютно безопасный ядерный полигон.
Это была лирика. Все так хорошо начиналось.
Ночью просыпаюсь не от того, что наша палатка сложилась от ветра и трепыхается как мотыль, и не от того, что нас практически несет вместе с ней к обрыву в море, а от криков Б.:"Это песчаная буря! Это песчаная буря!" И не понятно, что делать, т.к. из палатки выползать одновременно хочется и не хочется из-за реальной опасности быть атакованными скорпионами. Об этом я умалчивала до конца, ибо и без этого поездка висела на волоске. Конечно, попасть в песчаную бурю, надо быть тем еще счастливчиком, а это не мы. Просто очень сильный порывистый ветер с мелкой пылью. Под давлением скороспелых обстоятельств мы перебираемся в машину, роняя и подбирая по пути содержимое рюкзаков.
- Думал, тряпка какая-то несется. На вид как половая, находящаяся долгое время в пользовании какого-нибудь ДК. Откуда здесь тряпке? Смотрю, джинсы твои! Да, МакКуину в голову бы не пришло, что его первая линия может побывать в таких обстоятельствах!
Ветер настолько крут, что мне сложно открыть двери машины. Успокаиваемся и закладываемся на сон вчетвером в одной машине. Только теперь я понимаю, почему на Арал по одной не ходят. Ребята говорят, что впервые ночуют в таких спартанских условиях, и засыпают на три-пятнадцать. И только теперь мне действительно становится сцыкотно. Машину раскачивает так, что я боюсь уснуть с перспективой проснуться на реальном дне моря. Около часа я креплюсь и бдю изо всех сил, но усталость берет свое. В 6 утра режимные люди в виде меня (да, в путешествиях я очень режимна) поднимают всех остальных. Ветер стих, и можно идти гулять на море. Море синее-пресинее, погода ясная-преясная, будто ночью нас ни разу не мутузило. Арал застенчиво шаркает перед нами ножкой и ковыряет в ладошке, за что мы прощаем и, засучив штанины, прогуливаемся по кромке воды. Но купаться слишком холодно.
Изфотографировав и изгуляв все окрестности, мы возвращаемся уже по дну, любуясь на каньоны снизу вверх. На пути к Муйнаку дорогу размывает, хотя еще 3 дня назад все было в ажуре. Приходится давать в объезд по нетронутому колесами ландшафту. Соленое дно фактурно, красиво и просится в кадр, но впервые мне отказывают в фотостопе. "Нет-нет-нет. Если мы остановимся, мы уйдем в грунт на отличненько, а в радиусе в 300 км. ни одной живой души." Приходится на ходу, даже не сбавляя скорости.
Добираемся до грустного города Муйнак. В 1962 году, рыбаки, припарковав свои плавсредства, ушли с работы домой, а вернувшись утром, не обнаружили моря. Оно ушло на 30 м. Началась работа над каналом. Тогда они еще не знали, что море может уйти на сотни километров. Картина до того грустная, что усугублять музеем с наглядной историей Арала мы отказываемся. Цоем с его "Иглой" еще навело.
"Им даже не надо кресты на могилы..." (c) Высоцкий.