-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mortuos_plango

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 486


Моргот, Тьма и гностицизм

Вторник, 11 Мая 2010 г. 21:08 + в цитатник
В колонках играет - Funeral - What Could Have Been


Помнится, как-то раз взялся я за «Чёрную книгу Арды», небезызвестный отечественный фанфик по «Сильмариллиону». Прочитал авторское предисловие. Собственно, на этом моё знакомство с данной книгой и окончилось. Потому как из предисловия мне стало понятно, что ни черта авторы в Толкиене не понимают, да и пафосные потуги на философичность явно выдали дилетантов в философии. Конечно, прозвучало и сакраментальное «нет абсолютного Добра и Зла»… Иногда мне кажется, что если бы все эти  многочисленные «дилетанты в философии» до конца осознали всю чудовищную бесчеловечность этого тезиса, которым они так легко бросаются, то они сошли бы с ума. Утверждать, что мир – хаос, легко и приятно. Понимать (а значит и чувствовать) это – невыносимо и опасно для психики.

Ну, да я отвлёкся. Возвращаясь к предисловию: там, конечно, прозвучало и камлание по поводу «другого взгляда», а где-то между строк повеяло и темой свободы. Впрочем, это уже личностные ассоциации. Но очевидно, что тема взаимосвязи Тьмы и свободы так же популярна у дилетантов в философии и так же легко ими постулируется.

Другой раз я взялся написать опус под претенциозным названием «Философия Тьмы» – собственно, анализ толкиеновской Тьмы. Теперь я явственно понимаю всю смехотворность подобного начинания (потому что труд под таким названием должен быть фундаментальным исследованием), а здесь помещу лишь некоторые заметки о Морготе  – стало быть и частично о Тьме. А Саурона коснёмся как-нибудь в другой раз. 

Как я уже отмечал в прошлом тексте, в фигуре Моргота есть сходство с героями эпохи романтизма. Внешне оно так и есть (видимо, потому фигура Тёмного Властелина оказывается для многих притягательной). Но так ли это на самом деле?

Во-первых, тема познания, в т.ч. и его границ, познания запретного. Эта тема является едва ли не ведущей для западной культуры, и гётевский Фауст, наверно, есть квинтэссенция западного восприятия и понимания данной проблемы.

Конечно, тема эта не присуща одному Западу. Так, на Ближнем Востоке на рубеже нашей и «донашей» эры существовали некоторые гностические секты (например, офиты), которые, по сути, покланялись сатане – ветхозаветному змею-искусителю – считая, что он принёс людям благо, дав знание, а Иегова, в действительности, есть не Бог, а злой демиург. Надо думать, эти люди были первыми и настоящими сатанистами – в противовес современным продуктам массовой культуры и низкопробного оккультизма, которые, по сравнению с офитами, выглядят необразованными позёрами. Впрочем, в наше время очень многие не понимают даже элементарного смысла слов «оккультизм» и «эзотерика», видя за ними всякую пентаграмную чушь, а то и претензии на философию.

Вообще, тут выявляется очень странное совпадение. Вот диалог Саурона с последним нуменорским королем Ар-Фаразоном:

«И из неё [Древней Тьмы – m.p.] был сотворён мир. Ибо Тьма одна достойна поклонения, и Владыка её может ещё сотворить другие миры в дар тем, кто служит ему, чтобы рост их могущества был бесконечен».

И спросил Ар-Фаразон: «Кто есть Владыка Тьмы?»

Тогда Саурон повёл разговор с королём за запертыми дверями и солгал, говоря: «Он тот, чьё имя ныне не произносят; ибо валар ввели вас в заблуждение насчёт него, предложив имя Эру, фантом, выдуманный в безумии их сердец, чтобы поработить людей. Ибо они – оракул этого Эру, который говорит только то, что они хотят. Но тот, кто является их господином, ещё восторжествует, он освободит вас от этого фантома; и имя его – Мелькор, Владыка Всего, Даритель Свободы, и он сделает вас сильнее, чем они».

Речи Саурона напоминают основные мотивы гностицизма, вплоть до пленённого истинного Божества и некоего мирового Первоначала (в данном случае это Тьма), не тождественного Божеству. Впрочем, даже без «ереси» Моргота и Саурона, структура толкиеновского мироздания выглядит не совсем в духе традиционного христианства. Ведь в Арде на центральном месте именно валар – демиурги. Эру, хотя и является Богом, не является в то же время творцом Арды. Здесь очень хорошо вписывается гностический же термин – эманация (из словаря – (от позднелат. emanatio – истечение, исхождение) переход от высшей онтологической ступени  универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию). Эру скорее эманирует свою силу айнур, уже затем творящим Арду самостоятельно. Налицо, пусть малоступенчатая, лестница эманации: Эру (Единый, истинный Бог) – айнур – валар – майар. Айнур сопричастны самому Эру, валар, хотя и из их числа, уже скованы миром Арды, майар же активно действуют ещё ниже – на «местном» уровне Средиземья. Но что самое изумительное: как и истинные Божества гностицизма, Эру не творит материю, он творит дух – айнур, те творят «духовную Арду» – свою Музыку, а уже потом демиурги-валар создают Арду материальную (а ведь в гностицизме материя как раз была злым, тёмным началом, противостоящим Божеству; вот и здесь Эру с материей не соприкасается). Такое мироздание нехарактерно и для «родственных» Средиземью языческих систем – скандинавской, карело-финской.

Примечательна и сама история низвержения Моргота – Толкиен прямо указывает, что он растратил свои силы на созданные им армии существ. Т.е. можно сказать, что и тут имеется эманация. В то же время, такое «ослабление» для валар, равных по рангу Морготу (ну, или хотя бы только Манве), нехарактерно. Но ведь они и не создают разумных существ – это прерогатива Единого. Впрочем, всё это лишь хитроумная гипотеза: хотя совпадение странное и занятное, трудно поверить, что Толкиен вообще имел серьёзные познания в области гностицизма. По крайней мере, я такой информацией не располагаю. Так что пусть это пока останется не более чем ересью. В любом случае, думаю, что мало кто из тех, кто любит трепаться о том, что «Профессор был неправ» или «На самом деле, всё было не так», сможет оперировать понятиями, приведёнными выше. 

Однако я изрядно ушёл в сторону. Вернёмся от тайн мироздания, эонов, архонтов и эманаций к романтическому бунтарю Морготу. Да только  романтичен ли он? Ради чего он бунтует, пересекает грань добра и зла? Ради познания и свободы, как Фауст Гёте или Каин Байрона? Нет. Разгадка лежит на поверхности: Моргот бунтует не против Эру и с ним он даже не порывается воевать, он бунтует за обладание Ардой, он борется с такими же демиургами, как и он сам, за то, что возникло лишь благодаря всемогуществу Единого.

Другими словами, вместо благородного Корсара перед нами лишь жадный божок. Жадность его обусловлена его слабостью. Смею предположить, что она вызвана тем, что Моргот осознаёт своё бессилие перед Эру, перед его творческим потенциалом. Творчество самого Моргота оборачивается жалкими карикатурами – орками и прочими гадами – которые, зачастую, без Владыки нежизнеспособны или изрядно теряют силы. Таким образом, Моргот оказывается глубоко несвободен: даже разрушая направо и налево, не подчиняясь никому, он не способен порвать с бытием, созданным Эру, он живёт в его системе координат, а собственную создать попросту не может. Разрушительная деятельность Моргота напоминает психоз, когда безумной агрессией пытаются затмить истинное положение вещей.

Это ли Свобода?

Не имея свободы сам, Моргот никому её и не несёт. Его царство – это царство рабов: от майар до орков – как и потом в царстве Саурона даже самые могущественные его слуги, назгул, будут лишь рабами Кольца.

Думаю, не стоит отдельно, объяснять, что и фаустовской жажды познания тут тоже нет. Точнее, она проявится чуть позже – у слуг Тьмы, нуменорцев-отступников. И проявится также в плане бессилия – нуменорские чернокнижники засядут за проблему смерти и невозможности бессмертия. Всё, до чего они дойдут – так это до постройки роскошных мавзолеев и сохранения нетленности трупов. Только трупов. Бессмертия Владыка Тьмы им не дал и дать не мог.

Примечателен и вопрос магии. Толкиен, в одном из своих писем, отмечал, что магия эльфов и магия Врага – вещи не тождественные и лишь ошибочно называемые одним словом. В первом случае мы имеем созидание, своего рода личностный рост, переплетённый с развитием бытия. Во втором случае мы имеем лишь бездумное разрушение ради разрушения. Потому магия Врага сравнивается с Машиной, с тем деструктивным проявлением техники, которым столь ярко и печально запомнился двадцатый век.

Что добро, а что зло для Толкиена? В данном ракурсе мне представляется возможным сказать, что добром является сила, а злом – бессилие. Да только речь идёт не об оружии, магии и армиях. Речь идёт о творческой потенции. Моргот – импотент. Он ничего не может создать, он завидует даже существам, низшим по рангу – скажем, Феанору, который, будучи действительно романтическим героем, противоречивым, не тёмным и не светлым, смог создать Сильмарили. Всё, что смог Моргот, – лишь похитить их. Вся его деятельность – это причинение боли другим только потому, что ты испытываешь боль сам. Да только кто виноват в твоей боли? Божество? А не ты ли сам?..

Каждая страница «Сильмариллиона» и «Властелина Колец» буквально вопиет о бессилии Моргота и импотенции Тьмы. Конечно, любители толкиенистской криптоистории (назовём это так) могут возразить что-нибудь в духе: «Все книги написаны с позиции эльфов/валар/т.п.». Но, сделав взгляд с «другой стороны», мы лишь поменяем местами ярлыки, а суть не изменится. Ведь мы имеем дело всего лишь с выдуманными именами, о чём никогда не стоит забывать, читая Толкиена. 

Рубрики:  Толкиен
Метки:  

Юлия_Понедельник   обратиться по имени Вторник, 11 Мая 2010 г. 21:15 (ссылка)
Верно! Остается только подписаться под каждым словом...
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Среда, 12 Мая 2010 г. 10:34 (ссылка)
Юлия_Понедельник, благодарю. Думал, мой текст выйдет более провокационным, ну да ладно.
Ответить С цитатой В цитатник
nihilmantra   обратиться по имени Четверг, 20 Мая 2010 г. 01:28 (ссылка)
в толкиене не разбираюсь вообще.
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Четверг, 20 Мая 2010 г. 09:27 (ссылка)
cold_black_fire, что ж, каждому своё.
Ответить С цитатой В цитатник
профессор_Трелонни   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 10:53 (ссылка)
Со многим из вышесказанного согласна, и толкиеновский Моргот - жалкое, бессильное существо. Но Ваша категоричность в отношении мнений других людей...гм...
Неоспоримо, что Профессор был мастером! Он создал целый мир с неповторимыми героями.
Но возьмите того же Пушкина ( уж куда банальней!) и, допустим, сказку о "Рыбаке и Рыбке". Много ли написанно фанфиков на эту тему? Да, все хором утверждаю, что А.С. был гений, но почему-то ни одно его произведение не дало развития в творчестве других людей, не создало новую культуру, не заставило людей наряжаться " золотыми рыбками" и играть в ролевые игры и тп.

Гениальность же Толкиена , кроме всего прочего, и в том, что его произведения заставляют Творить, Анализировать, Представлять себя в этом мире.
Да, я почти не встречала удачных фанфиков на тему "Сильмариллиона" или уж тем более "Властелина...", но, считаю, они имеют право на существавание ( если только не являются явным и бесталантливым плагиатом). Что плохого в том, что кто-то видит мир книги не так, как Вы, или сам Профессор?

Ну и потом, как можно удить о книге, не прочитав ее? ( Я, о Черной книге,естественно).
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 12:24 (ссылка)
Возьмём того же Пушкина, только не "Сказку", которая при всём при том не есть вершина его творчества, а, скажем, "Бориса Годунова". Эта драма до сих пор ставится в театрах - и каждый из режиссёров ставит её по-разному. Потому что тут имеет место интерпретация. А уж взять какого-нибудь "Гамлета" - так вообще молчу. И хотя это больше специфика драматургических произведений, но, в принципе, и литература, и кино - всё это можно подвергнуть интерпретации. Это право каждого. Однако те же фанфики - это не интерпретация, это наглое и грубое влезание в фабулу - в фактическую часть повествования. Вот почему никто до сих пор не написал продолжения "Братьев Карамазовых" или "Замка"? Ведь произведения, в отличие от Толкиеновских, не закончены даже чисто технически. А ответ прост: кишка тонка - написать так, как это сделали Достевский или Кафка. На самом деле, и в отношении Толкиена тоже кишка тонка. Но тут всё-таки можно создать иллюзию литературности, прикрывшись всякими фабульными чудесами - эльфами да Морготами. Да только внятного и ценного смысла всё равно не появится.
"Наряжание золотыми рыбками и т.п." - на мой взгляд, есть как раз не успех Толкиеновского творчества, а одно из его самых главных поражений. Потому что литературное произведение превратилось в игру.
"Гениальность же Толкиена , кроме всего прочего, и в том, что его произведения заставляют Творить, Анализировать, Представлять себя в этом мире." Позвольте, да произведения любого гения заставляют тебя делать то же самое. И с Иван Карамазовым ты вместе сходишь с ума во время разговора с чёртом, и с Паулем Боймером ты вместе прыгаешь в могилу, чтобы спрятаться от артобстрела. Зачем придумывать после этого, что ни Иван, ни Пауль не умерли, а остались живы? Или придумывать им детей, предыстории, в-бок-истории etc.?
А ведь именно это, по сути, и производят те, против кого я выступаю. Мне кажется, что суть всего этого фанфикового и т.п. дела - это инфантилизм. Детское сознание. Это инфантильное сознание не даёт, например, проникнуться историей Моргота - а именно историей его падения (во всех смыслах) - потому что инфантильному сознанию нравится этот герой, и оно начинает пытаться обмануть (кого только? автора? себя? других?), додумывая какие-нибудь детали, чтобы Моргот вышел молодец. Ну, это я утрирую. Да в общем, вся суть "дописывания" за Толкиеном - это инфантильное желание обмануть реальность - реальностью в данном случае выступает объективно существующее литературное произведение - и продолжить жизнь вымышленного мира. Меж тем, суть Средиземья/Арды как раз в том, что в этот мир больше уже не вернёшься. Концовка "Властелина Колец" прямо-таки кричит об этом: этот волшебный мир ушёл, и ушёл безвозвратно. В него не вернёшься. Только поняв это, можно, как мне кажется, до конца понять и настроения и переживания самого Толкиена. Но нет, инфантильное сознание этого не хочет, оно хочет вечной радости и вечной игры - стало быть, и вечной сказки, заставляя вновь и вновь открываться двери мира, которые должны быть закрыты, т.к. их захлопнул сам автор.
Хочется поспорить с автором? Пожалуйста. Такими спорами вся литература насыщена. Но только для этого стоило бы потрудиться создать собственный литературный мир (я имею в виду абстрактную авторскую реальность, а не только вымышленные континенты, города etc.), а не паразитировать на том мире, на создание которого другой человек потратил всю свою жизнь. Это банальная творческая слабость.
"Что плохого в том, что кто-то видит мир книги не так, как Вы, или сам Профессор?" Видеть - одно. Но видеть то, что тебе хочется, а не то, что есть - это уже другое. Тем более - не только видеть, но ещё и лезть неумелыми руками.
"Ну и потом, как можно удить о книге, не прочитав ее?" Я судил о ней по вектору, заданному в предисловии. Этот вектор уже сам по себе глуп - и в дальнейшем из него могло бы выйти что-то путёвое только по чистой случайности. Впрочем, и в этом случае уважения к автором немного.
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 12:31 (ссылка)
Суммируя: гениальное творчество должно вызывать размышления. В случае Толкиена, оно почему-то вызывает у многих не размышления, а бессмысленные фантазии. Чем любить Моргота, лучше бы поразмышлять, почему Толкиен показал его именно таким. Полезнее будет.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Мая 2010 г. 16:38ссылка
Черство и жестоко. Не скажу, что неправильно. Но очень неприятный осадок оставляют Ваши слова.
Запретить людям фантазировать? ...
Прочитали? Молодцы! А теперь давайте проанализируем! Давайте пройдем весь тот путь, что прошел гениальный автор. Возможно, у нас уйдет на это целая жизнь. Возможно, мы даже действительно прочувствуем и поймем ЧТО ИМЕННО имел ввиду автор ( пусть даже не Толкиен). А потом мы поставим книжку на полку и довольные помрем, осознав насколько серьезные и неоспоримые истины были в этой книге и какой колоссальный труд мы проделали.
И не дай Бог , наш внук вздумает нарисовать в детском альбоме не канонического эльфа или хоббита ( это же будет кощунственное надругательство над творчеством великого Профессора) или, что еще хуже, научится играть на гитаре и сочинит песню о сильмарилле.
Неужели, Уважаемый, Вы действительно считаете, что автор писал свои произведения, для того только чтобы его вновь и вновь анализировали?!
mortuos_plango   обратиться по имени Четверг, 27 Мая 2010 г. 15:36 (ссылка)
"Черство и жестоко". Эмоциональность в споре - признак слабости позиции. Ну, а жестокость... Пусть бы и жестоко.
Вы передёргиваете мои слова. Какие каноны? Какие запреты фантазировать? Я вообще ни об этом говорил.
Я против таких фантазий, которые лишены смысла, фантазий ради фантазий.
Я не против того, что кто-то чем-то вдохновляется. Но, вдохновляясь чужим, стоило бы создавать своё, а не портить чужое. Ни о каком надругательстве тут речи не идёт, речь идёт об оригинальности и об осмысленности.
И Моргот, и Манве - это всего лишь идеи, имеющие свои имена. От того, что мы скажем, что "всё было наоборот", мы лишь поменяем имена местами, но суть от этого не изменится, потому что перед нами в любом случае вымышленные конструкции. "Всё было не так"? Да ничего вообще не было, на самом-то деле. Нежелание это понять тождественно желанию воспринимать вымысел как реальность и свидетельствует либо о психическом отклонении, либо о пресловутом инфантильном сознании.
"Неужели, Уважаемый, Вы действительно считаете, что автор писал свои произведения, для того только чтобы его вновь и вновь анализировали?!"
Автор писал, чтобы его поняли. А вместо этого его мысли (а даже фабула Средиземья - это его мысли) коверкают в угоду своему эго или просто ради игры или потехи.

Приведу и такую аналогию. Не знаю, насколько она Вам будет понятна, мне, в силу некоторых обстоятельств, она достаточно близка. Ситуация с фанфиками немного напоминает ситуацию, когда собираются музыканты в группу и думают, что бы им поиграть. И вот идея: "А давайте играть что-нибудь в духе такой-то группы (известной)". Играют. В лучшем случае, они будут играть так же хорошо, как и группа-образец. В худшем - выйдет пародия на эту группу-образец. Но ни в том, ни в другом случае ничего оригинального, интересного, нового у них, скорее всего, не получится.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку