-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mortuos_plango

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 486


Поток сознания №4. Христианство, которого не было. Часть 2

Пятница, 16 Октября 2009 г. 15:13 + в цитатник

В продолжение темы: http://www.liveinternet.ru/users/mortuos_plango/post112276908/

Второй взгляд был сформулирован Фридрихом Ницше, который немало прославился своей критикой христианства. Религия слабых, мораль рабов, яд, убивающий волю к жизни – в общем, эпитетам и определениям несть числа. Собственно, эта эпатирующая критика очень сильно способствовала ажиотажу вокруг его философии на рубеже 19-20 веков. Здесь я не намерен останавливаться на всех характеристиках христианства, данных ему Ницше, на его «генеалогии морали». Потому что если приглядеться, то окажется, что Ницше критикует особое христианство.

Знаменитая формула из «Антихриста»: «Был только один христианин – и он умер на кресте», – вскрывает сущность этой критики. Надо помнить, что Ницше жил в викторианскую эпоху. Я не имею в виду именно правление королевы Виктории в Великобритании, а викторианскую эпоху как символ победившего пуританизма, особой морали, в той или иной форме пронизавшей весь Запад. Эта мораль являлась осколком жёстких протестантских требований к благочестию. Первые протестанты и впрямь пытались следовать всем предписаниям. Неслучайно название одного из течений – методизм – т.е. благочестие как метод. У методистов были едва ли не журналы, куда они записывали благие дела, совершённые за день, и планировали совершить новые. Эдакое «плановое благочестие». Церковь была уничтожена, но вместо неё была община, которая жёстко следила за поведением единоверцев. На место отцов Церкви пришли отцы-основатели.

Понятно, что с течением времени искренняя вера выродилась. В то же время в Америке общины разрослись в общество, в Европе общество тоже, разумеется, никуда не делось. Функцию надзора стало исполнять общественное мнение. В Средневековье кодекс поведения регулировался религиозными текстами, т.е., в принципе, он был писаным. А тут были неписаные правила. Инквизиции никакой не было, хотя те же первые поселенцы в Америке отметились охотой на ведьм (знаменитые салемские ведьмы – а ведь это никакое не «Тёмное Средневековье», а 17 век). Впрочем, если верить С.Г. Кара-Мурзе, массовый психоз, называемый охотой на ведьм, был характерен именно для протестантов. Оно и логично: охота на ведьм – это провозвестник линчевания, это стихийная расправа. Католическая церковь, разумеется, ведьм тоже преследовала, но не в её интересах было самой раздувать волнения в народе. Народ должен был работать и платить десятину, а не бегать с батогами. А то так недолго в запале и на церковь со светскими властями замахнуться. По крайней мере, мне кажется такое объяснение вполне очевидным: вносить хаос, когда ты и так установил жёсткую организацию – это пилить сук, на котором ты сидишь. Тем не менее, в одной научно-популярной программе а-ля BBC довелось услышать тезис типа «Церкви и властям было выгодно толкать народ на охоту на ведьм, т.к. это должно было выпустить у крестьян пар, чтобы они не взбунтовались против властей». На мой взгляд, сущая нелепица. Типичный антицерковный и антифеодальный миф о «Тёмном Средневековье». В каком месте оно «Тёмное»?! Двадцатый век, с его мировыми войнами, концлагерями, тоталитаризмом, атомными бомбами и напалмом, – куда как темнее.

Так вот, наивно думать, что отсутствие инквизиции облегчало участь инакомыслящих. Общественное мнение могло (и может) уничтожить человека морально, почище инквизиции. Неслучайно СМИ – в их современном понимании – появились именно на Западе и именно в Новое время, а как раз в викторианскую эпоху нарождается печально известная «жёлтая пресса». В каком-то смысле западные СМИ были созданы для того, чтобы разносить сплетни – но не по округе, не о соседях, а по всей стране, по всему миру. В итоге СМИ стали аналогом средневековой церкви: та управляла поведением – и СМИ управляют поведением. Масса думает о том, о чём говорит СМИ, масса не может жить без СМИ, масса покупает то, что говорит её реклама, транслируемая СМИ. Контроль над сознанием, который и не снился церковникам. О диалектической связи СМИ и того самого общественного мнения можно и не распространяться особо: взаимосвязь налицо.

Примечательно и то, что за Реформацией последовала эпоха Просвещения – с её навязчивыми нравоучениями. Просветители оттого так и называются, что хотели всех просветить знанием – а проще говоря, научить всех. Но научить тому, что сами просветители считали нужным и истинным. А нравоучение всегда попахивает лицемерием. Просвещение, радость, свет, знание, прогресс – и в то же время активная колонизация и порабощение (а то и истребление) других народов. Рассуждения о благочестии и благопристойности – и чудовищная меркантильность и жажда обогащения. Протестантизм уничтожил любовь к ближнему – ведь это индивидуальная религия. Результатом был хищнический капитализм. Но капитализм, который продолжал рассуждать о благопристойности.

И вот в этой эпохе и существовал Фридрих Ницше. Конечно, немецкие лютеране с англосаксонскими пуританами не сравнятся, но дух бюргерства был примерно тем же. Дух бюргерства – дух верности кайзеру, дух пристойного поведения, дух жадности и мелочности. И этот дух соотносил себя с христианством и с христианскими добродетелями. Этот дух называл себя христианством. Но он не имел ничего общего с Христом, он не мог себе представить, что богатому трудно попасть в Царствие Небесное, он не мог принять императив: пойди, продай имение твое и раздай нищим. Он хотел быть святым и сытым одновременно. Разве теперь не ясно, против какого христианства выступал Ницше?

Более того, в том же «Антихристе» философ много говорит о том, что мысли Христа извращены уже в Евангелиях, а то, что началось потом, было уже и вовсе не христианством. Даже если не анализировать каждое высказывание, нетрудно заметить, что уже Евангелие от Луки слишком подробно, а Евангелие от Иоанна прямо-таки напичкано пространными теологическими рассуждениями, на что нет и намёка в первых двух Евангелиях. Евангелие от Иоанна – это уже не благая весть, не рассказ очевидцев о чуде, это уже священный текст, утверждающий основы религии.

Символично и то, что одним из главных апостолов, едва ли не самым рьяным проповедником новой веры стал Павел, который никогда Христа воочию не видел и речей Иисуса не слышал, если не считать испугавшего его видения. И этот человек становится духовным авторитетом, выбирающим, что есть по-христиански, а что нет?!

В этом ракурсе уже вся история христианства после смерти Христа есть история лжехристианства. Примерно к такому же выводу и пришёл Ницше. И именно это «христианство» и вызывало у него столь великую ненависть. Потому в следующий раз, когда назовёте христианство религией слабых или рабов, пользуясь расхожим штампом, подумайте, о каком христианстве вы, собственно, говорите.

Третий взгляд принадлежит Освальду Шпенглеру и частично пересекается с предыдущими. Напомню, что Шпенглер выдвинул свою теорию самостоятельных, независимых культур. Среди них он выделял западноевропейскую («готическую», «фаустовскую») и магическую. Под магической, насколько я могу судить, он понимал арабо-византийскую культуру. Да-да, христиан-византийцев и мусульман-арабов. Это не вызовет удивления, если вникнуть в сути теории Шпенглера.

Конечно, саму теорию мне не объяснить в двух словах, но часть расскажу. Как уже говорилось выше, каждая культура автономна. Т.е. она развивается исключительно в соответствии со своим особым прасимволом. То, что принято называть взаимопроникновением культур, Шпенглер считает иллюзией. В действительности же, всякое «влияние» на культуру есть просто использование этой культурой чужих ресурсов. Именно использование, обработка, а не копирование. Это хорошо видно в случае с христианством.

Для Шпенглера существует «магические» и «готическое» христианство. Т.е. восточное и западное. Но это не просто организационное, и даже не догматическое разделение. Оба этих направления развиваются в соответствии со своим прасимволом. Для магической культуры – это «мир как пещера» (весьма смутное понятие; однако хорошо иллюстрирует этот символ наш православный храм; там сумрачно, там замкнутое пространство, но замкнутое по-особому, там как бы другой мир), для готической – мир как бесконечное пространство (если проводить аналогии с храмом, то вспомните готический собор, устремляющийся ввысь, с высоким потолком, с витражами, развоплощающими стены и впускающими божественный свет).

Отсюда и вывод: хотя христианство и пришло на Запад с Востока, приняв его, Запад тут же сделал его своим христианством. И это было христианством вселенской церкви, основанной на единоначалии и претендующей на единоначалие над всем миром (в противовес раздробленному православию), это было христианством миссионеров, проникавших в самые дальние уголки мира, это было христианством крестовых походов – как акта изумительной экспансии, как попытки расширить границы, добраться до диковинных земель, которые в каком-то смысле являют собой другой мир. В конце концов, это было христианство всё тех же готических соборов, стремящихся к бесконечности.

Самое любопытное, что Шпенглер включает в готическое христианство и католицизм, и протестантизм. Действительно, с точки зрения тяги к бесконечному, протестантизм продолжает традицию. В конце концов, именно в эпоху Реформации началась активная колонизация. В конце концов, самыми сильными западными державами в итоге оказывались протестантские или полупротестантские – Англия, Германия, Франция, США. Католики дали прощальный залп в виде расцвета Испании в 16 веке – и всё. Экономическое отставание католиков по сравнению с протестантами отмечал и Вебер.

Сюда же вписывается и обмирщение протестантизма. Католицизм ещё пытался, притязая на политическую гегемонию, достичь и гегемонии духовной. Протестантизм, практический и мирской, уже ставил на первый план гегемонию экономическую, а следом и политическую. Это была религия колонизаторов. Но тяга к бесконечному никуда не исчезла, просто она перешла с небес на землю.

А что же восточное, магическое, христианство? Ведь основной «фишкой» теории Шпенглера была идея параллельных эпох, т.е. схожего развития всех культур независимо от исторической эпохи. Тут следовал удивительный кульбит: магическим аналогом протестантизма оказался… ислам. Но это удивительно только с первого взгляда. Ислам, как минимум, корнями уходит в христианство и признаёт его пророков. Однако одним из главных посылов ислама было то, что христианство стало языческим, предавшись идолопоклонству. А ведь протестанты вменяла католикам в вину то же самое! Из этого постулата вышли характерные для ислама запреты на изображение Аллаха, а равно и человека – как пример идолопоклонства. Параллельно в той же Византии поднимается мощнейшее движение иконоборцев (причём отчасти вдохновлённое исламским почином). Более того, это выливается в целую гражданскую войну. Иконоборчество проникает в Болгарию. Даже катары, упоминавшиеся в первой части, являются родственниками этих «протестантов» византийских павликиан и болгарских богомилов. В Византии дело кончилось тем, что был наложен запрет на статуи (а до того поклонялись и статуям), но иконы всё же разрешено было почитать как символы, а не как вещи. Т.о. византийское христианство после иконоборчества стало в чём-то схоже с лютеранством – мягким вариантом протестантизма, в то время как ислам своей жёсткостью в полной мере соответствует пуританству.

Другими словами, Шпенглер вообще упразднил христианство как самостоятельное явление, сделав его не более чем элементом культур, причём очень сильно варьирующимся, т.е. никакого христианства как единого учения для Шпенглера не существует. Особенно это заметно, если учесть, что в магическую культуру входила ещё целая прорва ближневосточных религий и учений: гностицизм, маздакизм, манихейство и многое другое.

Единственная неясность тут остаётся за Россией. Связь с магическим христианством очевидна – ведь крестила нас Византия. Но вот судьбы и особенности нашего христианства – под вопросом, особенно если учесть, что Россия должна быть, по идее, самостоятельной культурой. В любом случае, это только повлечёт за собой введение третьего типа христианства, что лишний раз подтвердит нашу точку зрения об отсутствии христианства.
 

***

Все три точки зрения соприкасаются, но всё же единый взгляд тут вряд ли удастся когда-нибудь выработать. Мне ближе позиция Ницше. Это своего рода корневая позиция – если после Христа христианства уже не было, то уже неважно, что там дальше: православие, католичество и протестантство или магическое и готическое мироощущение.

Скорее всего, мы никогда не узнаем, что на самом деле говорил Христос. Даже если в Евангелиях написана полная правда, это не значит, что они сумели передать всё, а в мудрости, претендующей на божественную, одно пропущенное слово может оказаться фатальным для всего учения. 

Рубрики:  потоки сознания
Метки:  

Скубко_Мария   обратиться по имени Вторник, 16 Марта 2010 г. 16:00 (ссылка)
Сразу признаюсь честно: Ницше не читала (оооох, прямо аж стыдно, автор все ссылается и ссылается на известных людей, а я их не читала...). Но с цитатами его несогласна почти всегда. Хотя, конечно, цитата, вырванная из контекста... известно что.

"Понятно, что с течением времени искренняя вера выродилась"
В корне неверное утверждение. Даже аргументировать не буду. Это все равно, что опровергать того, кто утверждает, что солнце синего цвета.

О СМИ замечательно сказано)))

"А нравоучение всегда попахивает лицемерием."
Почему?

Ммм, а дальше вы идете вслед за рассуждениями Ницше, я правильно поняла? с опорой на его точку зрения? Просто странно. Вы так рассуждаете обо всем этому, словно это правда имела место в истории: был Иисус, а его ученики написали потом Евангелии. Однако, мне кажется, общеизвестен тот факт, что Евангелии были написаны задолго после смерти Иисуса, веке этак в пятом (не буду врать, точной даты не помню). Я вообще слабо помню это историю, но, кажется, исторически доказан тот факт, что Новый завет был написан специально для церкви, в то время, когда христианство уже было достаточно распространено, то есть где-то веке в 3-6.

Шпенглер, Шпенглер.... знакомое имя, помню, было, изучали. Но вот чтобы он отрицал христианство как явление... не помню такого... ну да ладно.

Ницше, Шпенглер, Ремарк, Хеменгуэй, Толкиен... а саму-то Библию вы читали? Ну, то есть, читали, видимо, раз так горячо об этом пишите. А сколько раз? И в каком возрасте? Просто интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Пятница, 26 Марта 2010 г. 11:19 (ссылка)
Исходное сообщение Аннэс
"Понятно, что с течением времени искренняя вера выродилась"
В корне неверное утверждение.

А как мне вас опровергать прикажете? Ваш безапелляционный тон? Я имел в виду, что массовая искренняя вера выродилась, оставшись уделом немногих. Как только религия обрастаёт системой обрядов, большинство верующих сосредотачивается на их исполнении - просто для проформы, потому что так благопристойно. При этом вера для них как таковая уже не имеет значения, просто важно соблюдать обрядность. За примерами - в историю и литературную классику. Им несть числа. Типажи мещанства, бюргерства, фарисейства и проч.

Исходное сообщение Аннэс
"А нравоучение всегда попахивает лицемерием."
Почему?

По той же причине. Нравоучительством любят заниматься люди, которые следят за внешними приличиями, за обрядами. Или ещё больше - стремящиеся использовать нравоучения для своих целей. Классический типаж - Тартюф Мольера. А вообще едва ли не первым о лицемерном нравоучении заговорил не кто иной, как Христос. "Фарисеи и саддукеи...", "Фарисеи и книжники..." - которые в чужих глазах ищут соринки, а в своих бревна не видят. По-настоящему нравственный человек не будет опускаться до того, чтобы тыкать других в их грехи. Это низко. Как минимум, это унижает других людей.

Исходное сообщение Аннэс
Ммм, а дальше вы идете вслед за рассуждениями Ницше, я правильно поняла? с опорой на его точку зрения?

Сложно сказать. В любом случае, это Ницще, пропущенный через меня, адекватно пересказать что-либо невозможно априори.

Исходное сообщение Аннэс
Просто странно. Вы так рассуждаете обо всем этому, словно это правда имела место в истории: был Иисус, а его ученики написали потом Евангелии.

Я исхожу из идеальной ситуации - и стремлюсь показать, что даже в идеале (т.е. что Евангелия полностью аутентичны) выходят всякие мерзости. А уж о реальности и говорить не приходится. Что же до самих Евангелий, то они вряд ли были прямо написаны специально. Просто на Лаодикийском соборе (ок. 360 г.) они были отобраны из целого ряда Евангелий, ставших впоследствии апокрифическими, а то и откровенно еретическими. Примерная дата написания Евангелий, вроде бы, известна, но где гарантия, что они не существовали ранее - в устной форме? Это вполне логично, особенно если учесть "устный" смысл названия - "Благая весть".

Исходное сообщение Аннэс
Шпенглер, Шпенглер.... знакомое имя, помню, было, изучали. Но вот чтобы он отрицал христианство как явление... не помню такого... ну да ладно.

Нет, конкретной цитаты из Шпенглера, что христианства не существует, разумеется, нет. Но у него есть чёткий тезис, что "готическое" и "магическое" христианство - две разных религии, исходящие из абсолютно несхожих посылов.

Библию читал три года назад. Целиком. Некоторые книги и места перечитывал n раз. И, видимо, ещё буду перечитывать.
Ответить С цитатой В цитатник
Скубко_Мария   обратиться по имени Вторник, 30 Марта 2010 г. 19:55 (ссылка)
"Ваш безапелляционный тон"
Ой, простите))) Я сейчас все лечусь от категоризма, но никак не вылечусь.
Сколько мне известно, количество истинно верующих от эпохи не зависит. Что во времена Христа, что при Иване Грозном, что в наше время. Вот как верили искренне вооон те десять человек (сильно утрирую, конечно) - так и верят все те же десять. А остальные сто как тогда не верили - так и сейчас тоже сто притворяются. Это одинаково во все эпохи)) За примерами - туда же, в историю и книги))))

"Нравоучительством любят заниматься люди, которые следят за внешними приличиями, за обрядами" - бесспорно. но это не значит, что нравоучительством занимаются только они. Пушкин вон тоже нравоучитель. Да и Толстой. Да и папа-мама, если уж на то пошло))) Да и Христос чем занимался, как не учил нравам? А вот уж его, думаю, в лицемерие может обвинить только последний лицемер!
Тыкать в грехи и нравоучать - разные вещи.
Так, все, я поняла))) Кажется, наши точки зрения совпадают, просто мы пользуемся разной системой координат)) в моей системе "нравоучительство" означает не то, что в вашей)))

"Я исхожу из идеальной ситуации - и стремлюсь показать, что даже в идеале (т.е. что Евангелия полностью аутентичны) выходят всякие мерзости. " Мммм.... по-моему, вы слишком отрываетесь от жизни. Вы говорите о том, чего заведомо не было, то, чего тем более уж не было, - зачем вам это? Вы понаписала кучу умных и логичных вещей, потратили кучу эмоций, сил, времени.... и добро бы, коль оно вам принесло пользу! но что-то я в этом сомневаюсь! Ведь, скорее всего, ничего дельного и полезного для себя вы из этих размышлений не вынесли! (простите, если ошибаюсь).
Спасибо, что просветили насчет Евангелий))) Буду знать.

Шпенглера оставлю в стороне. Я с ним не согласна чисто на субъективном уровне, как говориться: имхо. Теоретически он прав, думаю.

О, ну раз вы читали Библию, то хоть буду знать, о чем говорить!)))) Вот вы выше понаписала много-много всего о Христе, Евангелии и прочего, нассылались на кучу авторитетов, выдали огромное количество умных, но чрезвычайно привлекательных для оспаривания тезисов. А давайте поговорим о Новом завете. Вот, раз вы его прочитали, скажите - разве Иисус хоть в чем-то был неправ? Разве он не проповедовал воистину мирную и светлую веру? Разве не было после, в разные эпохи и в разных странах, людей, которые следовали заветам Христа - даже если они сами и не были христианами? разве сейчас вы не встречали в жизни людей, которые живут так, как заповедовал Христос? Так как же - христианства не было? куда оно денется?
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Среда, 31 Марта 2010 г. 00:01 (ссылка)
Ну, мне вообще кажется, что по большей части мы спорим по поводу дефиниций) Что ж, ничего не поделаешь.

Количество верующих - да. Но сравните веру первых христиан, прятавшихся в катакомбах, с современностью. Их было немного, но верили они, видимо, поголовно и искренне. Их ведь к этому никто не принуждал и не воспитывал их в таком духе.

Про Евангелия. Почему же не было? Ну, физики используют идеальный газ или идеальное тело - и не в убытке). Идеализация нужна была для чистоты рассуждения. В любом случае, полной картины мы воссоздать не можем.
Польза... А причём тут вообще это? Да и что значит "польза"?

Что проповедовал Христос? Это большой вопрос. Опять же, я исхожу из идеала - то, что написано, в Евангелиях, действительно ему принадлежит. Ну, а иначе никак, никто ведь правды не знает. В апокрифы лезть не будем.
Я вижу в его проповедях великий бунт - против всего мироздания. И не только тогдашнего, но и вообще человеческого. Его императивы радикальны - это отказ от привычного социального поведения. Уже центральная его заповедь - "Возлюби ближнего, как самого себя" - вы можете представить, что бы произошло, если бы ей действительно массово следовали? Да тогда бы разом накрылось бы и государство, и церковь, да и вообще общество - в том виде, какой мы имеем до сих пор. Я бы назвал это эскапистским анархизмом. Когда он говорит юноше - раздай своё имущество бедным и иди за мной, без ничего то есть - что это? Как это вообще может быть связано с тем, что нагородили дальше всякие апостолы да отцы церкви? Всякие подвиги кроткой жизни да молитвы - какое вообще отношение это имеет к Христу, если он рассуждает категориями "всё или ничего"? В действительности, это чудовищные по своей силе и тяжести императивы, и вынести их подстать только единицам. Наверно, для этого надо действительно быть идиотом. Я о Достоевском, разумеется.
И что тогда величать христианством? То, что задумывалось, или то, что вышло?
Ответить С цитатой В цитатник
Скубко_Мария   обратиться по имени Среда, 31 Марта 2010 г. 20:22 (ссылка)
*полезла в гугл искать дефиниции* ааа, это да)))) Я сделала интересное наблюдение. Примерно 90% споров в инете и где-то около 75% споров в реале возникает оттого, что спорящие стороны просто не понимают язык друг друга)))

И сейчас есть много людей, которые приходят к христианству сами. Особенно сейчас, после большевизма. Мне кажется, истинно верующие как раз и есть те, которые осознанно пришли к вере в зрелом возрасте, а не те, которых крестили во младенчестве и кому с детства вбивали в голову догматы.

Физики и математики создают модели реальности, чтобы с помощью этих моделей что-нибудь построить (ну, я упрощаю, конечно). А брать жизнь в идеале.... странно. Смысл? вот вы берете "Евангелие в идеале" (так это назову). Но этого же не было. Вы ведь не можете изменить историю! То есть, ваши выводы, основанные на идеальной ситуации, не будут верными. Причем они заведомо не будут верными! Зачем тогда все это затевать?

Насчет пользы. Да, вы, наверное, принимаете рассуждение ради самого рассуждения? Это, конечно, все очень хорошо. Но просто мне показалось, что ваши рассуждения приводят вас к неутешительным выводам и даже портят вам жизнь. Может быть, я ошибаюсь, но, на мой взгляд (я не психолог и даже не учусь, поэтому не претендую на звание знатока человеческих душ), все ваши размышления, философские изыскания, мысли над Ницше и другими философами, - иными словами, все, что я прочитала в вашем дневнике, - отравляют вам жизнь, омрачают душу, мешают радоваться и Жить, рождают тоску, временами горечь и безнадежность, да и вообще... Что ж тут хорошего? Ваши рассуждения, бесспорно, очень умны, логически обоснованны (хотя я с большинством из них все равно не согласна), выверены. Но от них нет никакого света, никакой жизни.
Просто я раньше тоже весьма увлекалась размышлениями ради размышлений. И, должна признать, это были весьма тоскливые и сложные в духовном плане времена для меня. У меня даже суицидальные мысли были от всех этих рассуждений. По-моему, это не есть хорошо. Было страшно сначала переходить из логичного мира в мир, где моя философия строится на моем жизненном опыте, где не важно, как же это формула вычисления отрицательной степени так нелогична, где не задумываешься о политике и исторических закономерностях. Но, во всяком разе, теперь я точно чувствую себя живой и счастливой.

"Возлюби ближнего своего, как самого себя..." Да уж, настал бы рай на земле:DDD Но это ведь невозможно, правда?))) Увы, нам не изменить природу человеческую. однако те, кто следуют этой заповеди от всего сердца, - воистину счастливые люди!
"Когда он говорит юноше - раздай своё имущество бедным и иди за мной, без ничего то есть - что это? " Подвиг. Я, например, на такое не способна. А тот, кто способен, - тот воистину свободен!
"В действительности, это чудовищные по своей силе и тяжести императивы, и вынести их подстать только единицам. " Не берите в идеале. пожалуйста, перестаньте это делать. В идеале вы и получает или плюс, или минус, потому что в идеале среднего не надо. Но, сейчас использую этот жуткий штамп: мир не делится на черное и белое, в нем море оттенков. Эти самые "императивы" (Боже мой, а вы не пробовали говорить в обычной речи без терминов?) - тот идеал, к которому надо стремиться, но которого невозможно достичь. Ни один человек не способен жить по заповедям Христа. Это невозможно. Но надо стремиться им следовать. Вот и все. Не будьте так категоричны и "идеальны" - вы становитесь максималистом. Возьмите проще, возьмите не в идеале, а в жизни. И вы увидите, что если пытаться следовать этим "императивам", но не достигать их, то это как раз будет разумно и гармонично. Мир - это вечное развитие, а вы пытаетесь все взять в конечной стадии.

"И что тогда величать христианством? То, что задумывалось, или то, что вышло?" Хороший вопрос! Я голосую за то, что вышло. Но, сдается мне, легче заявить, что термин "христианство" многозначен, и первым значением вывести то, что получилось, а вторым - то, что задумывалось)))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку