В молодости ее называли «ассирийской принцессой» и «египтянкой». И не зря. Анна Горенко (настоящая фамилия Ахматовой) обладала не только гениальным поэтическим даром и колдовской красотой: среди друзей она слыла ведуньей, ею восхищались, ее побаивались…Поговаривали, будто в Ахматовой воскресла душа некой владычицы Древнего Востока.
![](//s50.radikal.ru/i130/0906/33/1b4ddecb15e0.jpg)
Аня Горенко родилась под Одессой в семье морского инженера-механика. Детство ее прошло в Царском Селе, затем она окончила гимназию в Киеве, училась на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге. Очень рано начала писать стихи, рано пришел и успех.
![](//s42.radikal.ru/i097/0906/41/54bcef1d192d.jpg)
Ольга Делла-Вос Кардовская. Ахматова 1914г.
"Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию.
…В начале ХХ века процветало увлечение мистикой. Людям нравилось придавать роковое значение снам, общаться с духами на спиритических сеансах, гадать, предсказывать грядущее. В те времена Анне льстило, когда ее называли колдуньей. И не только за экзотическую, «магическую» красоту. Она действительно обладала странными способностями, которые не поддавались рациональному объяснению. К примеру, при желании могла видеть будущее. Специально этот дар не развивала, да и вспоминала о нем редко. Куда чаще он сам напоминал о себе: предвидения приходили к ней стихийно, и поэтесса сама переживала из-за своих предсказаний.
![](//s48.radikal.ru/i119/0906/87/7e45083f84c8.jpg)
К.Петров-Водкин. Ахматова 1922 г.
Однажды летним днем в саду семнадцатилетняя Аня Горенко дремала в кресле-качалке с книжкой на коленях. Рядом на террасе ее тетушки обсуждали соседскую барышню – мол, и умница, и красавица, и талантливая - далеко пойдет… Вдруг в полудреме Аня неожиданно для себя самой произнесла: «Если в шестнадцать лет не умрет в Ницце от чахотки». Вскоре предсказание сбылось…
Эпитетом «ведьма» Анну награждали не впервые. Первый муж, поэт Николай Гумилев, в сердцах писал:
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью…
![](//s59.radikal.ru/i163/0906/30/08fd860396af.jpg)
Ахматова Анна и Николай Гумилев с сыном Львом.
В 1910 году, проводя медовый месяц с Гумилевым в Париже, молодая красавица Ахматова познакомилась со знаменитым художником Амадео Модильяни. Живописца восхищали и удивляли не только литературный талант и необычная красота Анны, но и удивительная способность читать мысли других людей, видеть чужие сны, и прочие «ахматовские потусторонние штучки», к которым близкие ей люди давно привыкли.
![](//s55.radikal.ru/i150/0906/19/40cfd2e67520.jpg)
Юрий Анненков. Ахматова 1921г.
Всю весну Анна навещала живописца в его крохотной мастерской. К маю Амадео сделал уже около пятнадцати портретов, и все они были, на ее взгляд, прекрасны. Но художник искал что-то иное, ему все время казалось, что он не сумел уловить в Ахматовой что-то самое главное. Однажды она, как обычно, пришла позировать, села в кресло и улыбнулась. Всегда обаятельный и общительный Модильяни в этот день был неразговорчив и угрюм. Анна Андреевна заметила поинтересовалась, в чем причина дурного настроения мастера. Тот ответил, что нынче ночью ему приснился очень неприятный сон. Содержание его художник целиком не запомнил, но на душе поселилась тяжесть.
![](//s55.radikal.ru/i147/0906/45/2ea98fbf08e0.jpg)
Натан Альтман. Ахматова 1915г.
Ахматова просила рассказать сон, Модильяни отказывался. Разговор на время прервался. Амадео рисовал, а Ахматова погрузилась в свои мысли. Вдруг Анна четко увидела перед собой «картинку». Пустая комната, в центре стоит красивый мужчина, похожий на Модильяни, рядом мольберт с холстом, в руках палитра. Мужчина растерян, огорчен. Он смотрит на холст. Там изображены страшные люди, с изуродованными, измученными лицами. Человек с палитрой пытается изменить свое творение, но сквозь новые мазки упорно проступает первый вариант картины. Внезапно комната исчезает, и художник вместе с мольбертом оказывается на оживленной людной площади. Вокруг него - персонажи только что созданной им картины. Они кричат, что художник исковеркал им жизнь, оскорбляют его. Мужчина закрывает лицо руками и горько плачет.
Ахматова пересказала увиденное Модильяни. Рассказ точно описывал его давешнее сновидение! Мастер побледнел, сорвал уже почти законченный шестнадцатый портрет поэтессы и за час создал новый рисунок - весь из ломаных линий. Этот портрет точнее всех предыдущих передавал ни на что не похожую красоту Ахматовой, отражал ее переменчивую душу.
Во время революции 1917 года портреты, нарисованные Модильяни, пропали – солдаты делали из них самокрутки. Уцелел один-единственный: тот самый, из ломаных линий…
![](//s54.radikal.ru/i145/0906/1b/1abf6bef75bf.jpg)
А.Модильяни. Ахматова 1911г.
Ахматова обладала даром «ощущать» близких друзей и знакомых на расстоянии. Лидия Корнеевна Чуковская поражалась тому, что звонок от Анны Андреевны всегда раздавался именно в тот момент, когда сама Чуковская подходила к телефону, чтобы позвонить подруге. А вот Надежда Мандельштам со временем привыкла к тому, что Ахматова отвечает на ее мысли, не высказанные вслух.
Осенний день. Ахматова идет по набережной Фонтанки в Петербурге. Вдруг мысль: «Сейчас Маяковского встречу, интересно, как он…» Сама себя останавливает: «Что за вздор! Маяковский сейчас в Москве».
И тут навстречу – Маяковский, бросается к ней со словами: «А я как раз о вас думал! Приехал, хотел повидать, да не знаю, как вас найти…»
В один прекрасный день Ахматова вывела целую теорию о том, как надо предсказывать будущее. Следует расслабиться, пусть мысли текут сами по себе, главное – не сосредотачиваться на ситуации или человеке, чье будущее хочешь узнать. И тогда откуда-то извне приходит знание… Однажды в компании вдруг стали вспоминать человека, совершенно не знакомого поэтессе. В разговоре она не участвовала, но, прислушавшись, точно назвала его фамилию.
Имелся у Анны Андреевны и еще один дар. Она всегда ощущала трагическую связь своей судьбы с судьбой России… Ее стихи являли собой нечто большее, чем просто талантливая поэзия. Сколько ни пыталась Ахматова отделить в сознании свою лирическую героиню от себя самой - каждое стихотворение непостижимым образом отражалось на ее собственной участи… Но иначе и быть не могло. Она считала себя достаточно адекватным и здравомыслящим человеком, однако при этом совершенно спокойно рассказывала окружающим, что стихи ей «кто-то диктует», а если «никто не диктует», то она их и «не пишет». За всю свою жизнь Анна Андреевна так и не смогла создать ни одного стихотворения по заказу.
Ахматова свято верила в судьбу, в свое предназначение. Так, 1915 год отмечен пророческим стихотворением «Молитва»:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар…
Ее ожидали и «долгие годы недуга», и «бессонница», и «жар»… И «ребенка отымали» советские тюрьмы и лагеря… И близких людей целую вереницу сгубили: Гумилев, Пильняк, Лившиц, Пунин, Мандельштам…
![](//s60.radikal.ru/i167/0906/f1/e2a941655a1a.jpg)
А.А. Ахматова с сыном Львом. Фото середины 1920-х
Иногда Ахматовой казалось, что она могла когда-то давно выбрать между своим поэтическим даром и спокойной счастливой жизнью. Но, даже настрадавшись, понимала, что, повторись все опять, снова поступит точно так же.
Ахматова прожила 77 лет. Пережила она немало кровавых событий и личных драм: нищету, расстрел Гумилева, хлопоты перед Сталиным за подрасстрельного сына, которого ей удалось спасти, публичное шельмование Жданова, обозвавшего великую поэтессу "полумонахиней, полублудницей". Одна беда ее обошла - ей удалось войти в историю не только как автору почти ненавистных ей собственных строчек: "А за окном шелестят тополя: "Нет на земле твоего короля..."
Умерла Анна Ахматова в 1966 году. Похоронена в Комарово, под Ленинградом.