-неизвестно

Голосовать
VS
Not_your_Diamond

Прикиньте, еще есть много других битв, но вы можете создать свою и доказать всем, что вы круче!

Поиск сообщений в Monkey_Barista

Создан: 28.09.2007

Караби 2010

Воскресенье, 10 Октября 2010 г. 14:36 + в цитатник

Спелеология должна быть в радость (с) Ю.М. Касьян.

Ежегодно проводимая УСА школа спелеоподготовки на Караби в этом году претерпела некоторые изменения. Во-первых, сократился срок работы - вместо 16 дней всего 10. Во-вторых, изменилась программа. Почему «товарищ начальник сборов» Юрий Михайлович Касьян решил сократить курсы? Он сам не раз отвечал на этот вопрос: с одной стороны 16 дней - очень большой срок, и не все смогут найти столько времени, чтобы приехать на Караби. С другой, участники лагеря сильно уставали за две с лишним недели интенсивной работы и на зачетные штурмы уходили без былой инициативы и вдохновения. С этой точки зрения, конечно, подобные инновации себя оправдали: «Новаторские идеи по поводу сокращения продолжительности сборов оказались успешными. Все встали из-за стола с легким чувством голода)))))), и с большим желанием поучаствовать в дальнейшем в подобных мероприятиях». Однако, сокращая сроки, организаторам пришлось изменять программу. Таким образом, из области изучения выпала топосьемка. Впрочем, о ней чуть позже.
В этом году непосредственно лагерь был рассчитан на два уровня спелеоподготовки: первый, на который приглашались участники, не имеющие опыта прохождения вертикальных пещер, и второй, посвященный самостоятельной навеске. Первый уровень по количеству участников был разделен на три отделения. Инструктором первого была чемпионка мира по контесту - Екатерина Медведева. К ней в отделение, помимо молодых спелеологов, попали два доблестных ветерана: Пирожков Павел и Марков Андрей. Два этих человека, несмотря на свой возраст (старше 50 лет), пожелали посетить пещеры Караби, научиться ходить по навеске и много другое. За что им почет и слава были оказаны еще во время сборов. Вторым отделением, самым юным по составу участников, заведовал Умницын Антон из харьковского спелеоклуба «Вариант». У третьего отделения был инструктор, чья борода вызвала больше всего споров в лагере – это Проскурняк Юрий. Второй уровень (26 человек) составляли одно большое 4-е отделение, у которого было не один, а целых три замечательных инструктора: мастер Юрий Касьян, Косякин Виталий и стажер Серов Алексей.
Итак, пермская делегация прибыла на сборы впервые (Настя на спасработах в прошлом году не в счет, как сказал Касьян, ибо спасработы – это совсем другое). Павел Пирожков был одним из двух доблестных ветеранов, внушивший участникам сборов уважение к своей персоне, а некоторым – даже привязанность и благодарность. Семен Пирожков – участник первого уровня и один из авторов данной статьи. Дарья Юсова – участник второго уровня и также – автор.
Программы и пещеры обоих уровней, естественно, отличались. И раз уж Перми повезло поработать и там и там, то будет логично составить два разных отчета от лица участников.

Пирожков Семен (первый уровень).
Начало сборов.
Прибыли рано утром, остановились на вокзале. Павел остался на вещах, а мы пошли менять деньги, и обзаводиться местной связью. Возвращаемся, ждём ребят с Самары – Пашу и Наташу. В наших рядах пополнение - к нам присоединилась уфимская девушка Света, в спелеолагерь она ехала одна.
По прибытию товарищей идём на место сбора – к «чёрным железным воротам с лева от вокзала». Там уже сидят, стоят, лежат спелики с горой рюкзаков и трансов. Оставили вещи и пошли на местный рынок закупаться едой.
К середине дня за нами приехал ГАЗ 66 – «шишига», машина замечательная тем, что она просто бездонная: туда влезли все вещи и большая часть народа, остальные уехали вечером на следующей машине.
Вот и Караби: метеостанция и гостевая поляна, ставшие нашим домом на ближайшие 10 дней. Погода ветреная, у соседей ветром сломало палатку. Из 10 дней которые мы провели на Караби, дожди были почти каждый день (Да-да, если вы решили поехать на Караби – не верьте тем, кто скажет вам, будто там жара, особенно в июле. Погода там – разнообразнее некуда: жара знойная, ветр ураганный, дожди ливневые, туманы – рук не увидать. – Д.Ю.)
День 1.
Утро первого дня сборов. В 8 00 построение и торжественный подъем флага УСА. Нас поделили по разным отделениям, и мы встречались только утром на завтрак и вечером, когда готовили ужин.
Я оказался в 3ем отделении, за эти 10 дней оно стало мне родным. Наш «папа» – Юра Проскурняк, он наш инструктор.
Идём в лес на полигон - нас ждет тренировка. На месте знакомимся и смотрим снарягу. Потом тренируемся на деревьях. Далее учим узлы, хотя кое для кого это было уже лишь повторением. В середине дня дождь, один из многих как, я потом узнал…
Ближе к вечеру идём назад. Готовим ужин и делимся первыми впечатлениями.
День 2.
Первая пещера, которую мы посетили на Караби – пещера Мамина. Пещера маленькая, проходится быстро. Позже к нам подошло 1-е отделение, и в ней оказалось настолько много народа, что стало довольно тесновато.
Когда мы вышли, Юра уже соорудил трассу SRT, на отвесных стенах карстовой вороники в которой находится пещера. Побегали до середины дня, пока снова не начался дождь. Ушли в пещеру пережидать, но терпение закончилось раньше: решили выйти на поверхность мокнуть. В 6 вечера пришли в лагерь, и в это же время от нас ушёл дождь.
День 3. Пещера Крубера.
Сегодня наше отделение дежурит – с утра набрали воды, а днем 2 человека с отделения уходят в лагерь сторожить добро.
Пора вниз, пещера ждет. Спуск красив: едешь вниз по зеленому колодцу. Даже в пещере мхи доросли почти до середины входного колодца. Внизу тоже красиво: много натечки, подземное озеро, сифон.
Время прошло незаметно, нам пора наверх: я - один из дежурных. Наверху уже ждут, пора идти в лагерь. В 5 вечера пришли остальные из нашего отряда, отдохнули, и к 6 вечера мы все пошли на теорию, где нам рассказывали про SPITы и спортивно-техническое описание пещеры (СТО).
День 4. Монастырь Чокрак, глубина – 98 метров.
Спуск долгий. Пока все ушли вниз, началась гроза. Я шёл последним и успел промокнуть еще до ямы. Но промокшие одежды не помешали мне насладиться красотой пещеры – большими залами, красивейшими сталактитами и сталагмитами. К тому моменту, как вышли, дождь уже прошёл. Мы перекусили и пошли на метеостанцию.
Вечером снова были лекции по теории – по первой медицинской помощи пострадавшему в пещере.
Вечерами мы все приходили очень уставшие, ели и ложились спать (Не верь ему, правдолюбивый читатель! Первый уровень вечерами почти в полном составе шел к Ужгороду пить какой-то странный чай и есть какой-то странный суп из грибов... и только доблестный второй уровень, собирая весь остаток сил и ума, обсуждал день минувший и готовился к будущему дню. – Д.Ю.)
День 5. Полигон возле пещеры Мамина.
Наступила середина сборов – экватор. Утром на построении сделали общее фото на все имеющиеся фотоаппараты. Позавтракали и разошлись по пещерам.
Наше отделение сегодня отрабатывало технику прохождения Тирольских перил и троллея. Потом нас учили, как проводить солотранспортировку пострадавшего. В завершении дня мы учились бить SPITы уже на практике.
День 6.Пещера 200 лет Симферополю.
Запомнился своей узостью вход. Сама пещера напоминает горлышко от бутылки: узкая привходовая часть - расширяющая до размеров большого зала. Красивейшая пещера, и единственное, что портит это чудо природы, - кучки отработанного карбида. Похоже, многие товарищи, использующие эти девайсы, ленятся выносить отходы с собой и просто вытрясают их, где попало.
Вечером на теоретических занятиях мы изучали замену снаряжения в случае поломки или потери: спуск на узле UIAA, верхняя и нижняя обвязка из репика и т.д.
День 7. Пещера Чёрного снега.
Пещера, будто созданная для спортивного прохождения: никаких особых красот, основной упор на прохождение навески в пещере. В самом конце пещеры был небольшой грот, где с трудом уместилось наше отделение, мы сделали пару фотографий, бегло осмотрели узенький шкурник и пошли наверх.
День 8. Спас работы.
Идём на совмещённый полигон: деревья и скалы. Отрабатываем ситуации при потере сознания на веревке. Спасы штука очень веселая: смеялись долго, спасали друг друга ещё дольше. Для себя решил: если кто-то ещё раз захочет спасти меня, я скажу одно – отрабатывай спасы на себе сам (А не страшно ли ходить в пещеру с человеком, который не сумеет тебя снять с веревки, если, не дай Бог, что?Может пусть лучше помучает тебя здесь, на поверхности, чем там, в пещере? – Д.Ю.).
Затем поработали на трассе SRT на скале – отрабатывали тирольские перила, перестёжки.
День 9. Пещера Суворовская.
Это наша последняя, зачетная пещера на Караби. В пещере несколько колодцев, узкий вход и порядочно всяких узостей. В самом низу находится подземное озеро и так называемый «сыр» - множество ходов, ведущих во все стороны. Их много, для их изучения надо сидеть ПБЛом. Часть все же мы облазили, грязи там немеряно.

Юсова Дарья (второй уровень):
Ситуация: первый вечер на Караби. Состояние полной неизвестности. На второй уровень принимают только по результатам тестов, которыми Юрий Михайлович всех пугал. Понимание того, что ты занимаешься спелеологией меньше, нежели даже большинство претендентов на первый уровень никакой надежды не внушает. Страшно не попасть на первый уровень – он сам по себе тоже интересен, страшно опозориться перед великими украинскими спелеологами, которые в случае провала непременно соберутся вкруг тебя, укажут пальцем и скажут: «Фууууууууу!»
Утро начинается с того, что подгорела каша. В шесть утра по-местному. В восемь всеобщее построение. День Икс. Торжественное поднятие флага, распределение по отделениям. Еще больше желания участвовать во втором уровне, ведь инструктором четвертого отделения будет сам великий и могучий Юрий Касьян.
Час Икс. Час Икс не оправдал моих ожиданий: первая часть теста была направлена на выявление умения вязать узлы. Все основные узлы, применяемые в спелеологии. Легко. Просто. С закрытыми глазами конечно пока не айс, но более-менее вменяемо. Вторая часть – трасса SRT: перила, оттяжка, подъем, тирольские перила, спуск… а! еще был узел. Честно говоря, мозг мой рисовал себе картины трасс с соревнований на Кубке Урала класса «А». Нет, украинцы не звери.
В итоге, на второй уровень были приняты все желающие.
И вот после обеда уже началось интересное: учебные занятия на полигоне. Мы учились забивать SPITы. Кому-то все это было не в новинку, но я наконец-то узнала, чем отличается молоток от пробойника и для чего в шлямбурном наборе та белая трубочка от капельницы… о! это нужная вещь! Итак, претерпев немало мучений, забит первый в жизни spit. Красиво. А гордость распирает так, что только успевай дышать!
На этом первый день обучения закончен, все возвращаются в лагерь. Кстати, о лагере. У украинцев он устроен так, что каждый готовит для себя. Оно и удобно с одной стороны - каждый ест, что ест: не ешь гречу – так и не надо, не ешь мясо – так и не надо, ешь одни овощи да еще и в сыром виде – тебе же проще. С другой стороны – тяжко и грустно. А может просто это все пермский коллективизм? Одним словом, почти все люди сбивались в стаи: радом с нами жили коммуной «Барьер», чуть на отшибе – Чертков, Ужгород собирал друзей. Но наш лагерь был нечто особенное: трое из Перми, одна из Уфы, двое из Самары. Может это традиции старого Урала, о которых так красиво и ностальгически рассказывал Сергей Сергеич Евдокимов? Но какое отношение имеет к Уралу Самарское Поволжье… впрочем, это вопрос уже сугубо территориальный. Но вместе – веселее.
Одной из отличительных черт карабийского спелеогосударства являлась строгая дисциплина. В 5.45 подъем, в 6.00 зарядка, в 8.00 построение, в 22.00 отбой. Опоздание на минуту карается отжиманием, приседанием или анекдотом на выбор инструктора. Были и другие задания для особо отличившихся, но это уже государственная тайна. Поначалу было легко и радостно просыпаться и трудно засыпать в столь ранний час… но с течением времени все диаметрально изменялось…
На второй день были снова занятия на полигоне. Большая Китайская Стена окрестил его Юрий Михайлович. Это были скальные выходы такой длины, что на них легко, не мешая друг другу, уместились все 26 участников, и место еще осталось. Но это было чуть позже. А в начале Касьян рассказывал, как делать навеску. Главный принцип: безопасность, удобство, рациональность. Остальное – детали. Не подумайте, что мелкие и ненужные. Напротив, очень важные, очень полезные. Однако без разрешения автора не имею право печатать их тут. Да и в любом случае, это уже отдельная тема.
Уже после обеда, отрабатывая на практике все, что сказал Касьян, мы делали навеску сами. Пока не в пещере, а лишь на скале. Каждый со своей скоростью и степенью успеха добился результата. И все бы было хорошо, если бы не дождь. Внезапный и беспощадный карабийский дождь. Никто не ушел сухим. Занятия были перенесены на метеостанцию, где Юрий Михайлович рассказал то, что не успел, по теории навески и составлению СТО и поведал о планах на день грядущий.
На следующий день начались работы в пещерах. Мы работали парами в 12 пещерах. Верней, было 11 пар и одна тройка, так как пока нас было всего 25. Я была в составе единственной тройки. Среди выделенных нашему уровню пещер были такие, как Монастырь Чокрак, Дублянского, Телячья, Мадагаскар и др. Мы работали в самой глубокой из предложенных и, как сказал Алексей, «технически сложной» пещере – пещере Гвоздецкого. И здесь Юрий Михайлович высказал свое недовольство по поводу использования шлямбуров. Всем шлямбурным крючьям в Крыму больше 20 лет, и в отличие от уральских, состояние у них ужасное. Они ржавые, они вырываются чуть ли не руками. Они опасные. «Бомба замедленного действия», как говорил о них Касьян. После этого выхода Юрий Михайлович, конечно, не запретил пользоваться шлямбурами, но настоятельно рекомендовал использовать SPITы, а шлямбура хотя бы блокировать.
Четвертый день тоже был днем выходов в пещеры. Только уже в других парах и в другие пещеры.
На следующий день были запланированы полигонные занятия. Мы учились делать оттяжки. Оттяжки бывают разные. Для их создания можно использовать френды, закладки, крючья… а можно не использовать ничего, кроме репшнура с карабином на конце. И инструктора научили нас, как. Очень важное умение, чтобы не брать с собой горы разнообразнейших закладных элементов на всякий случай, а брать только репшнур, который и не весит-то почти ничего.
Потом мы учились проводить солотранспортировку и первую помощь пострадавшему. «Заметьте, - сказал Юрий Михайлович, - сколько времени мы уделяем навеске и сколько изучению спасов». По его словам, важнее профилактика ЧП на навеске, нежели исправление их. Все время учебы он повторял: «Главное, чтобы в пещере вам не приходилось этим заниматься, а потому делайте правильную и безопасную навеску!» Инструктора предложили нашему вниманию только один способ солотранспортировки – это для того, чтобы у человека откладывался один алгоритм, и в случае трагедии он, подойдя к веревке, не тратил бы время на раздумье, какой бы способ ему применить. В общем-то, это тоже логично.
Далее Михаил Юрьевич рассказал нечто такое, о чем я только подозревала – о тактике работы в пещерах. Рассказал и показал планы-графики штурма и много еще чего. Потом распределил всех по четверкам и двойкам внутри четверок. Нашей задачей на следующий день было разработать план штурма пещеры. Ямы, в которых мы работали, были из числа предложенных ранее, но, естественно, те, в которых мы еще не были. Ямы были выбраны поглубже: Монастырь или Дублянского отпадали сразу. Целью четверки не было провесить все до дна, главное - сделать безопасную и удобную навеску и уложиться во времени. Но, конечно же, каждому спелеологу хочется успеть пройти пещеру полностью, и «хитрый лис» Касьян (как назвала его Ева из нашего отделения) все это прекрасно понимал.
Нашей четверке выпала на счастье пещера Мадагаскар-2, глубиной 130м. План разработали такой: вначале мы с Максом из «Барьера» навешиваем пещеру до дна, потом ребята, которые спускаются к нам несколько позже, снимают нашу навеску.
Интересно, что, заходя в пещеру, в которой до тебя работали буквально на днях еще две группы, ты думаешь, что вся пещера проколочена уже так, как надо и не рассчитываешь тратить время на забивание SPITов. В итоге, мы забили еще три. Однако потратили на навеску чуть больше времени, и вторая группа нагнала нас примерно на -80м. На этой же глубине нагнал нас Касьян с проверкой. Оказывается, мы начали пробивать не тот колодец, который нужен. Колодец привлек нас с Максом своей нетронутостью девственной чистотой – где уж тут подумать о том, что раз он не тронут, то идти нам нужно в другую сторону? В общем, Макс провесил еще один небольшой колодец, на чем мы оставили наших друзей развлекаться с навеской дальше, а сами ушли наверх. И тут-то была допущена ошибка. Свежих и полных сил товарищей навеска увлекла настолько, что они пустили на нее полчаса запасного времени. И не учли, что при выемке их встретят глиняные, проскальзывающие зажимы, причем оба, и узости в 30-20 метрах от поверхности. Как сказала Элли по выходу из пещеры: «Я-то нормально прошла, Сашка тоже… а вот трансы застряли…». Итак, 21.00 контрольное время. Мы планировали, что ребята выдут в 18.00, к 19.00 мы не спеша попьем чай и соберемся и за 1,5-2 часа дойдем до лагеря. Как бы ни так! Ребята вышли в 20.30. Чай им уже был готов. Мы быстро поели, попили и в начале десятого часа вышли в лагерь. Сколько разнообразных наказаний мы придумывали себе по дороге, боясь праведного гнева Касьяна за нарушение контрольного времени! Радовало только одно – не пустить нас завтра в пещеры он не мог – ибо завтра был полигон.
Мне кажется, что этот последний полигонный день был придуман специально для того, чтобы участники отдохнули перед зачетным штурмом. Ибо занятия закончились как-то неприлично рано – еще до обеда. Мы учились составлять блок-стоп, полиспасты на спуск и подъем, а потом Касьян разбил нас на шестерки для зачетного штурма, «раздал» каждому по пещере и сказал, чего он от нас ожидает. Пещеры уже были больше (от 260м), это были такие пещеры, как Молодежная, Нахимовская 1,2 и Арабика. Работать уже предстояло не день, а два. И, следовательно, свободы для творчества по технике и тактике штурма было больше.
Мы работали в Молодежной. Самоуверенно мы нарисовали себе навесить пещеру в первый день до дна, а во второй составить СТО и снять навеску. Пещера-то простая, и Касьян ее за 2 часа навешивает… Но мы-то не боги, а всего лишь горшки обжигаем…
Все пошло наперекосяк с первого дня: первая двойка сделала навеску, по которой вторая двойка побоялась спускаться, в итоге все свое рабочее время вторая двойка переделывала навеску. Когда мы с Сашей из Харькова, третья двойка, спустились в пещеру – они едва доделывали входной колодец. О, это очень приятно висеть во входняке под дождем. В сыром комбинезоне и термобелье. Потом мы еще час просидели с ним под изофолией… да, вымокшему до нитки сидеть холодно даже в крымских пещерах.
Рабочее время товарищей вышло. Но мы уже вышли из состояния равновесия человек-пещера (это нам Юрий Михайлович про такое рассказал: далее следует экстремальное состояние, а еще далее – аварийное; наверное, он сам потом об этом пожалел, потому что на выходе каждая группа свои неудачи объясняла через нарушение все того же равновесия). В итоге было принято решение разбить двойки: девочки ушли наверх, мальчики продолжили навеску.
Откорректировав свой график на второй день, на завтра мы вернулись в уже любимую нами Молодежную. Пока пара Наташи и Игоря продолжали делать навеску, мы не спеша корректировали вчерашние недочеты. А потом продолжили навешивать. Отсрочив положенный момент выхода на полчаса, мы так и не навесили пещеру до дна. Навесили ровно до той точки, с которой по плану первого дня должны были начать навеску… ну да делать было нечего, мы должны были выходить до -150 снимать навеску и записывать СТО по всей длине пещеры...И знаете, что мы обнаружили внизу? Ручка не писала! Мы проверяли ее перед выходом – она писала нормально. Видимо, намокла. И естественно запасной ни у кого, даже у той двойки, которая ждала нас на -150 не было. Что же пришлось делать? Запоминать все наизусть. 230 метров невески. Зрелище было то еще…Зрелище было, когда я, высунув голову из пещеры и еще не отцепившись от веревки, закричала Игорю, чтобы он достал срочно блокнот и записывал за мной…две с лихом страницы. Просто я боялась, что забуду все, если не продиктую ему сию же минуту.
Примерно через 15 минут вышел мой напарник. Еще минут через 40 выползли ребята из Тернополя, которые вытаскивали навеску. Можно сказать, удачно законченный штурм.
Последний день сборов. Начался он с того, что с утра не было зарядки. Уже нехорошо. Потом было последнее построение «со слезами на глазах» (Ю.М.Касьян). И еще было соревнование. Как сказал Юрий Михайлович, «на Украине к соревнованиям относятся гораздо проще, нежели в России». Так оно и было. Во-первых, инструктора их изначально называли «Веселыми стартами». А во-вторых, соревнования оправдали это название, особенно под конец, когда между собой стали соревноваться инструктора: семейная пара Катя-Антон, друзья Юра-Алексей, отец-сын Касьяны. Ну и отгадайте, кто победил?
Вечером ждало лишь закрытие сборов: розданы все серьги всем сестрам, спущен флаг, нет больше отделений и «товарищ начальник сборов» теперь просто великий, вызывающий у всех уважение и желание работать с ним и дальше и много-много раз, поражающий своей харизмой, опытом и знаниями Юрий Михайлович Касьян, и не больше.
Ради последнего костра были собраны, пожалуй, все сухие деревья на Караби. Зато было весело: тосты вновь и вновь поднимались за спелеологию, концертная программа, заготовленная бывшими участниками отделений, включала в себя и миниатюры, и разнообразнейшие танцы (включая танцы с огнем, с карабинами и даже с элементами раздеваний).
И в заключение, немного рефлексии. Нужен ли был лагерь, и стоило ли туда ехать? Определенно нужен. Возможно когда-нибудь спелеологи России найдут место и кадры для проведения таких лагерей, но пока о сборах такого уровня я не слышала. Организация была определенно на высоте: ради такой организации стоит проехать 3000 км. Вопрос второй: своевременно ли было оправляться на 2-й уровень? На первом уровне было много людей, кто занимается спелеологией в разы дольше, чем я. И Семен, который отправился на первый уровень (а мы начали заниматься практически одновременно), ничуть об этом не пожалел. В общем-то разница между уровнями получается следующая: на первый уровень вы едете смотреть красивейшие пещеры Караби-яйлы, знакомиться с людьми из разных городов и стран, хорошо и приятно проводить время и получать полезные знания о работах в пещере. На втором уровне знания, а также умения, становятся приоритетными – здесь все серьезно, как в вузе после школы. Однако здесь особо не хватает уже времени на красоты, а возможно вы и вообще не попадете в известные пещеры, типа Монастырь Чокрак или 200 лет Симферополю. Скажу честно: мне было сложно. Я ни разу до этого не забивала SPITы, для меня был новым способ транспортировки пострадавшего, которому учил Касьян, да что говорить, я впервые в жизни была в колодцах глубже 40 метров. Но факт в том, что развитие происходит лишь тогда, когда тебе что-то дается с трудом. Где нет трудностей – там возможно лишь расширение кругозора, а не развитие. Поэтому уйди я на первый уровень – год не был бы потерян зря, но многое было бы отложено на потом. Тем более что Юрий Михайлович обещал на будущий год сделать еще одно отделение – инженеринга и топосъемки, а значит, будет чему учиться и в следующем году.