-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MOLODA_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Неизвестная_Планета FREEDOM_2 Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2017
Записей: 17607
Комментариев: 5666
Написано: 35063


ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА ЧАСТЬ 8: частные экипажи и городской лошадиный транспорт

Среда, 24 Апреля 2024 г. 08:45 + в цитатник

Личный дворянский транспорт. Ямщики останавливались на въезде в город. Дальше не везли. Передвигаться по дорогам строящегося Петербурга приходилось либо личным транспортом, либо наёмным. Ну, или пешком! Регулярного городского транспорта в первые годы в Петербурге ещё не было.

1 (700x700, 520Kb)
Памятник легендарной пролётке на 1-й Советской улице /фото из личного архива/

Когда двор и правительство переехали в новую столицу, и дворяне осознали, что Петербург – это не временное явление, стало ясно, что здесь надо обосновываться. Началось строительство особняков петербургской знати, которые стройными рядами вытягивались вдоль рек, многочисленных каналов и менее многочисленных улиц. Царь, конечно, готов был всех посадить под паруса, нарыв в городе каналов, но дороги, к счастью, никто не отменил. С ними как-то попривычнее! Сел в карету и помчался, куда нужно.

2 (700x474, 341Kb)
Молтон, Томас. "Вид Большой Миллионной улицы и Мраморного дворца со стороны Марсового поля", Россия /фото с сайта liveinternet.ru/, 1790 г. /фото с сайта liveinternet.ru/

Сегодня мы используем слово «карета» как универсальное для обозначения всех видов транспорта былых времен. Пожалуй, раньше тоже обобщали. Но использовали другое слово – «экипаж». Так что, если так понятней, между этими словами можно поставить знак равенства. «Он имеет несколько экипажей!». В свое время эта фраза, вероятно, звучала примерно, как современная: «У него не одна машина!» Слова меняются, суть остаётся!

Каждый уважающий себя вельможа имел экипажи на все случаи жизни. Дворянские экипажи представляли собой настоящие произведения искусств и стоили очень дорого. Щеголять друг перед другом у нас всегда любили! Экипажи, наряду с особняками, служили своеобразным украшением города и одновременно демонстрировали статус владельца.

Иметь роскошный экипаж было делом престижа. Нанести визит пешком даже в соседний дом, было не прилично. За каждым особняком, обращённым парадным фасадом к улице, непременно находился хозяйственный двор, где стояли конюшни и каретные сараи. Уходом за лошадьми занимались дворовые люди. Выезд господина обслуживала целая команда, состоявшая из кучеров и грумов, которые стояли на запятках экипажа.

Кареты на Каретной

Модные экипажи выставлялись на продажу в каретных сараях, которые были, своего рода, предшественниками современных автосалонов. Как и нынче, располагались они за городом. Первоначально каретные сараи размещались на Каретной улице в Ямской слободе. Это нынешняя улица Черняховского, расположенная недалеко от станции метро Лиговский проспект. Новая Каретная улица (с 1790 стала просто Каретной), сейчас это 1-я Советская улица, появилась недалеко от Знаменской площади, когда Слоновый двор прекратил своё существование. На Новой Каретной возвели добротные каменные сараи, в которых на продажу выставлялись все виды современных транспортных средств того времени. И вся петербургская знать отправлялась именно сюда, чтобы приобрести новенький экипаж! Чуть дальше, за 2-й Советской, находился Конный луг, на котором торговали лошадьми.

Разнообразие экипажей

Все экипажи работали на лошадиной тяге, а вот конструкцию и назначение имели разное. По области применения были пассажирские, грузовые и военные, зимние и летние. По конструкции – рессорные и безрессорные, 2-х и 4-х колесные. В зависимости от этого они и назывались по-разному. Их названия легко всплывают в памяти, благодаря классической литературе: бричка, кибитка, дилижанс, дрожки, фаэтон, коляска, ландо, кабриолет. И это далеко не всё! Думаю, люди раньше легко разбирались во всём этом разнообразии названий, не хуже, чем сегодня любители автомобилей разбираются в их марках и моделях. Мы же вряд ли с ходу отличим дрожки от тарантаса! Ну, разве что, карету, скорей всего, узнаем. Карета, закрытая пассажирская повозка на 4-х колёсах с рессорами, в России появилась ещё в 18 веке. Кареты были завезены немецкими купцами и сразу пришлись по нраву пассажирам. И, конечно, самые богатые горожане разъезжали в каретах.

3 (700x525, 457Kb)
Карета Екатерины 2 , пос. Зарево /фото с сайта kartinki.pics/

4 (700x483, 298Kb)
Коляска /фото с сайта culture.ru/

5 (700x428, 240Kb)
Кабриолет /фото с сайта culture.ru/

5 (700x394, 398Kb)
Бричка /фото с сайта culture.ru/

6 (700x512, 289Kb)
Дрожки /фото с сайта culture.ru/

В карету запрягали одну или несколько лошадей. Внутри кареты с комфортом могли разместиться несколько пассажиров и, сидя друг против друга, вести неспешные беседы в пути. И можно было смело отправляться в любое путешествие! А вот для коротких поездок использовали дрожки – лёгкие 4-х колёсные открытые повозки. В хорошую погоду приятно было прокатиться с ветерком, любуясь пейзажем вокруг!

Памятник петербургской пролётке

Разновидностью популярных у петербуржцев дрожек была пролётка. Как она выглядела, сегодня можно увидеть, гуляя вокруг площади Восстания. Стоит зайти за здание гостиницы «Октябрьская», как внимание привлечёт бронзовый памятник. Он появился на 1-й Советской улице в 2018 году. Его официальное название – «Памятник легендарной пролётке», хотя его часто называют просто «Каретой». Композиция имеет и другое название: «Смена эпох». Пролётка словно подвешена на тросах и сейчас, взлетев вверх, опустится на эвакуатор и исчезнет во времени. Часы, венчающие композицию – аллегория быстротечности времени и неизбежности перемен. Они подключены к спутнику Глонасс показывают самое точное время!

Ну вот! Теперь, вроде бы всё ясно, почему эта пролётка опустилась на 1-й Советской улице, которая раньше была Каретной! Однако, заглянув внутрь пролётки, обнаруживаем, что на сиденье кто-то оставил кошелек. И тут вдруг возникает сомнение. Нет, это явно не новенький экипаж, а всего лишь городская пролётка. И это повод поговорить о городском транспорте.

«Голубчики» и «ваньки»

Городской общественный транспорт появился в Петербурге с первых дней, но был не очень востребован. Богатые вельможи разъезжали в собственных экипажах, а простому рабочему Морскую слободу и пешком было легко обойти. Но, по мере того, как Петербург разрастался, транспорт развивался и совершенствовался. К началу 19 века, когда большинство жителей стало проживать в доходных домах, транспорт становится особенно актуален, так как даже состоятельные граждане, проживающие на съёмных квартирах, уже не могли содержать экипаж и своих лошадей.

Если ямщики отвечали за междугородные перевозки, городской транспорт находился в руках извозчиков. Извозчик – это кучер, управляющий наёмным экипажем. Среди извозчиков существовала специализация. Были легковые экипажи для перевозки пассажиров и ломовые для перевозки грузов. Соответственно, первыми управляли пассажирские извозчики, вторыми – ломовые. Ну и, конечно, пассажирские извозчики для разных сословий тоже были разные.

«Биржевые» извозчики в дорогих экипажах ожидали богатых пассажиров в определенных местах, у банков и театров, например, и брали высокую плату. Среди них были «лихачи», мчавшие господ «с ветерком» ещё дороже! «Голубчики» с парой коней стоили дешевле. А самыми дешёвыми среди извозчиков были «ваньки», подхватить могли в любом месте, брали за проезд недорого, ну и экипаж был соответствующим цене.

7 (700x450, 307Kb)
А. О. Орловский. "Франт на дрожках", 1825 /фото с сайта hallenna.narod.ru/

Первые ПДД и Николай 1 в омнибусе

Уже в 1705 году в Петербурге были изданы первые правила извоза – предшественники нынешних ПДД. Правила предписывали максимальную скорость передвижения, правила поведения извозчика, места стоянок и пр. Они регулярно пересматривались и переиздавались. С конца 18 века каждому извозчику выдавался «извозчичий билет» – служебное удостоверение, и жетон для прикрепления к одежде с номером извозчика.

Но извозчики были, скорее, предшественники современных таксистов. Настоящий же общественный транспорт появился в городе в середине 19 века (1847) в виде омнибусов – многоместных экипажей (на 10-16 мест), запряжённых парой лошадей. Омнибусы (в переводе с латинского «для всех»), прообразы современных автобусов, ходили по расписанию, по определённому маршруту.

8 (700x528, 289Kb)
Петербургский омнибус /фото с сайта gov.spb.ru/

9 (700x518, 255Kb)
Виды омнибусов /фото с сайта Википедия/

10 (375x254, 109Kb)
Посадка в омнибус у Гостиного двора (Санкт-Петербург) (репродукция с печатного издания «Всемирная иллюстрация» 1873. «Минута остановки конки на углу Садовой и Невского». Гравюра) /фото с сайта Википедия/

Горожане так были довольны, так активно обсуждали новый транспорт, что даже Николай 1 решил лично попробовать, что это такое, прокатившись несколько остановок. Правда, во время поездки случился конфуз, когда кондуктор подошёл взять с императора деньги за проезд – 10 коп, а у императора карманных монет не оказалось. Легенда гласит, что в омнибусе наступила немая сцена, когда кондуктор осмелился подойти к государю. Николай пообещал оплатить проезд позже, и на следующий день честный и смелый кондуктор получил в конверте 10 коп за проезд и 25 рублей чаевых. Мораль – исполняйте должностные обязанности невзирая на лица!

Знаменитая конка

А во второй половине 19 века появляется конка – железная дорога, по которой пассажиров перевозили в специальных вагонах опять же лошади. Конка стала предшественницей будущего трамвая. Ходили конки по расписанию, скорость передвижения не превышала 12 км/ч.

11 (600x401, 229Kb)
Памятник Конке на Васильевском острове в Петербурге /фото с сайта ptmap.ru/

12 (700x525, 254Kb)
Конка на Лиговском проспекте. На заднем плане – Знаменская церковь /фото с сайта trip-spb.ru/

Вагоны были одно- и двухэтажные. Одноэтажные везла одна лошадь. На подъемах дорог ей приходилось совсем нелегко. В двухэтажные вагоны были запряжены две лошади – второй этаж назывался империалом и был открытым. Туда вела винтовая лестница. На втором этаже стояла одна двусторонняя скамейка, и пассажиры садились спиной к спине. На нижнем этаже скамейки были расположены по периметру вагона. Ясно, места на первом этаже считались первым классом, а на крыше-империале – вторым. И билеты различались в цене: проезд в первом классе стоил 3-5 копеек за проезд одной станции, во втором классе – 2 копейки за станцию.

Просуществовала конка в Петербурге до 1917 года. Появившиеся в начале 20 века электрические трамваи очень быстро вытеснили лошадей с городских улиц. И всё же лошадь на протяжении как минимум двух веков работала в Петербурге на человека и по праву вошла в летопись города.

Но были в столичном городе лошади, которые содержались на особом положении. Пора и к ним заглянуть! И, надеюсь, читатель догадался, куда я отправлюсь.

Продолжение следует...

Источник

Рубрики:  ПУТЕШЕСТВИЯ/ПЕТЕРБУРГ
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям