-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MOLODA_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Неизвестная_Планета FREEDOM_2 Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2017
Записей: 17541
Комментариев: 5666
Написано: 34997


ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ часть 2

Вторник, 16 Апреля 2024 г. 07:57 + в цитатник

Петру I не нравилось, что город растёт хаотично и без плана. Ведь европейский город должен иметь прямые улицы и парадные набережные. Разрушать мелкие слободы на Городовом острове было уже поздно. Поэтому в 1715 году Пётр решил создать новый административный центр столицы на Васильевском острове.

1 (700x596, 632Kb)
План Санкт-Петербурга с проектом Трезини по планировке Васильевского острова, Худ. Хофманн, 1717 г.

Спустя год был утверждён проект застройки острова, предложенный Трезини. Согласно этому проекту, на острове должна была быть создана регулярная планировка, состоящая из сетки квадратов и прямоугольников. Широкие проспекты пересекались поперечными улицами, которые располагались на равном расстоянии друг от друга. Вдоль всех берегов, как в Амстердаме, планировалось возведение крепостных укреплений.

Важной частью планировки острова должны были стать каналы. Пётр позаимствовал эту идею в Амстердаме. Каналы предназначались для судоходства, водоснабжения жителей города и осушения местности. Выкапываемая земля использовалась для поднятия уровня острова, чтобы предотвратить наводнения.

Главным местом на острове должна была стать Большая площадь на Стрелке, которую позже назовут Коллежской. Здание Двенадцати коллегий, основанное в 1722 году по проекту Доменико Трезини, было ориентировано на эту площадь.

2 (700x512, 534Kb)
Махаев М. И., Проспект Государственных коллегий с частию Гостинаго двора с Восточную сторону. 1749-1750 г

Здание Двенадцати коллегий поражает своей длиной и красотой. Ритм ризалитов, фронтов, пилястр и пилонов придаёт ему величественный и торжественный вид. Из-за одинакового количества корпусов здание получило название «Здание Двенадцати коллегий», хотя на самом деле коллегий было всего девять. В ансамбль здания также входили три корпуса для Сената, Синода и зала приёмов.

В каждый корпус вёл отдельный вход, и здания не были связаны между собой. Однако Пётр требовал повторить принцип устройства зданий приказов в Московском Кремле, где приказы располагались вдоль Кремлёвской стены. Они служили символом регулярности и порядка.

3 (700x462, 445Kb)
Здание Двенадцати коллегий. источник Википедия

Здание Двенадцати коллегий при постройке выглядело несколько иначе, чем мы привыкли его видеть сейчас. Оно было украшено скульптурами и другими барочными элементами. Снаружи здания были открытые галереи, расположенные со стороны площади и со стороны двора. Эти галереи предназначались для размещения торговых точек, которые могли бы покрывать расходы на содержание здания.

Знаменитый коридор длиной 400 метров был пристроен к зданию только после 1835 года, когда здесь разместился Государственный университет.

По одной из городских легенд, здание Двенадцати коллегий должно было быть обращено фасадом к Неве. Однако Меншиков нарушил желание Петра и сохранил больше земли на набережной. Из-за этого, по слухам, Меншиков получил наказание — его якобы били палкой. Однако эта история — всего лишь миф.

Согласно первоначальным планам, в центре Коллежской площади предполагалось построить главный кафедральный собор города. Канал, проложенный вдоль здания коллегий, должен был соединяться с главным каналом острова, который планировалось проложить на месте современного Большого проспекта, напрямую от Финского залива.

4 (700x389, 313Kb)
Гостиный двор

С другой стороны площади располагался Гостиный двор, также спроектированный Трезини. Здание Гостиного двора имело периметр в 750 метров. Это была традиционная постройка того времени, состоящая из одинаковых торгово-складских помещений, соединённых аркадами в итальянском стиле. Аркады защищали от непогоды и позволяли перемещаться между различными помещениями и лавками.

Гостиный двор находился в этом здании до 1885 года, пока порт не переместили на Гутуевский остров. Архитектор Карл Росси придал фасаду здания классические черты во времена правления Николая I. В конце XIX века было решено его снести, так как в нём больше не было необходимости.

Однако небольшой фрагмент старого Гостиного двора на Тифлисской улице сохранился до наших дней.

Существует два распространенных стереотипа о застройке Васильевского острова:

1. Вдоль каждой линии проспектов должны были быть каналы. Однако на самом деле их должно было быть меньше. Большие каналы планировалось проложить на месте Большого и Малого проспектов, а малые каналы должны были пересекать их через каждые две улицы. В местах пересечения, согласно проекту Трезини, предусматривались бассейны для разворота судов. Некоторые из этих каналов были построены, но они оказались слишком узкими и практически бесполезными для судоходства. Также они были тупиковыми, и вода в них застаивалась, поэтому их использовали для сброса нечистот. В 1767 году императрица Екатерина II приказала засыпать все каналы.

2. Второй стереотип заключается в том, что название «линии» на Васильевском острове связано с каналами. Однако это не так. Под «линиями» подразумевалась плотная застройка, когда дома располагались вплотную друг к другу и были обращены к улицам или каналам. Только парадные подъезды выходили на линии, а хозяйственные помещения находились во внутренних дворах. А для хозяйственных целей между линиями были созданы переулки, в которые были обращены дворы.

Для архитектуры Санкт-Петербурга сразу же стало характерно типовое строительство, позволяющее быстро и без лишних затрат построить целый город. В 1714 году были утверждены типовые проекты жилых домов, разработанные Трезини, для именитых, зажиточных и подлых (для простых людей).

Проект дома для именитых был разработан при участии приглашенного из Франции архитектора Жан-Батиста Леблона.

За первую четверть XVIII века по типовым проектам было возведено более 4500 зданий. Многие из них сохранились до наших дней, хотя и были перестроены. На набережной лейтенанта Шмидта можно увидеть множество зданий петровской эпохи. Их особенность — ступенчатая застройка, повторяющая вогнутую линию невского берега.

Построить дома на набережной в линию было невозможно. Участки на острове имели прямоугольную форму и измерялись от Большого проспекта, поэтому они выходили на набережную уступами. В XVIII и XIX веках большинство зданий на набережной было перестроено, но их пропорции и яркая многокрасочная расцветка сохранились, что делало вид города разнообразным.

Изначально все дома были двухэтажными, с высоким цокольным подклетом, который был создан для минимизации ущерба от частых наводнений. К крыльцу ведёт двухмаршевая лестница, подчёркивающая представительность этих зданий.

5 (700x525, 412Kb)
Дом и памятник Трезини, 2014 год. источник Википедия / автор Надежда Пивоварова.

На Университетской набережной архитектор Трезини построил себе дом по адресу д. 21. Это двухэтажное здание с высоким крыльцом и шатровой крышей. На втором этаже есть балкон, а мезонин состоит из трёх окон.

Дом архитектора должен был стать образцом для всех, кто строил дома рядом. Однако Трезини так и не переехал в него, потому что строительство затянулось, и семья архитектора продолжала жить во Французской слободе на Второй линии В. О. до окончания работ. Известно, что после завершения строительства в дом переехала вдова архитектора с детьми, это произошло в 1740-е годы.

В дальнейшем здание было существенно перестроено. Его до сих пор называют «домом Трезини», но теперь там находится отель.

6 (700x475, 270Kb)
Галерная гавань (Большой и Малой бассейны) на карте Санкт-Петербурга 1828 года

Ещё одно место на Васильевском острове, связанное с именем Трезини, — Галерная гавань. Она была основана в начале 1720-х годов. В то время галеры составляли основу русского флота. После завершения Северной войны в 1721 году возникла необходимость создать для галер безопасное место для стоянки. За эту работу взялся Доменико Трезини. Был вырыт прямоугольный водоём, на берегу которого были построены эллинги для судов и казармы для матросов. В 1740-х годах сюда из центра Санкт-Петербурга перенесли галерную верфь. Так Галерная гавань стала местом для производства и обслуживания галерного флота.

7 (700x525, 481Kb)
Башенки-кроншпицы у Галеркой гавани. источник http://rasfokus.ru / автор Василиса

Сегодня две дозорные башенки-кроншпицы напоминают о прошлом. Они охраняли вход в Шкиперский канал, через который можно было попасть в гавань со стороны залива. Башни были построены в голландском стиле и увенчаны шпилями, служившими сигнальными мачтами. Изначально они были деревянными, но в 1750-е годы их перестроили в камне, сохранив прежний вид.

Помимо Галерной гавани, Трезини участвовал в строительстве двух верфей: Адмиралтейских, ставших символом центра города, и Партикулярных на Фонтанке. Однако документы не позволяют определить точный вклад архитектора в эти работы.

8 (700x579, 489Kb)
Екатерингофский дворец

Говоря о постройках, созданных Трезини, нужно отметить, что их атрибуция не всегда точна. Однако можно с уверенностью сказать, что архитектор участвовал в строительстве Летнего дворца и Екатерингофского дворца на Петергофской дороге.

9 (700x463, 427Kb)
Первый Зимний дворец. Арх. Д. Трезини. Гравюра А. Зубова. 1717 г.

Трезини также построил первый Зимний дворец на Зимней канавке — Свадебные палаты. Они были завершены в 1711 году. Затем архитектор Маттарнови начал строительство второго каменного Зимнего дворца по заказу Петра I. Однако во время строительства Маттарнови скончался, и Трезини было поручено завершить дворец. Центральная часть дворца выделялась торжественным порталом с колоннами, который выделял дворец среди домов вельмож Петра I, стоявших вдоль набережной. Однако фасад дворца, скорее всего, был разработан Маттарнови. Трезини не признавал колонны и заменял их пилястрами.

Новая столица нуждалась в священных местах для поклонения. В 1710 году Пётр I основал на Неве Александро-Невский монастырь, который был посвящён святому покровителю Санкт-Петербурга — князю Александру Невскому. Его мощи были перенесены из Владимира.

Местоположение монастыря объяснялось тем, что в этом месте князь одержал победу над шведами в битве на Неве в 1240 году. Однако позже было обнаружено, что битва произошла на реке Ижоре.

10 (700x340, 336Kb)
Александр-невская лавра. проект Трезини.

Александро-Невская лавра не похожа на традиционные старорусские монастыри. Она задумывалась как дворцовый комплекс с чётко симметричной композицией. Архитектор разместил здания тремя уступами, расходящимися от центрального собора со шпилем.

Главный фасад монастыря был обращён к Неве. Трезини планировал сделать главный вход в храм с этой стороны, что противоречило православным канонам. По замыслу Петра I, монастырь должен был стать крупным социальным центром. В нём планировалось разместить резиденцию митрополита, духовную семинарию, а также приюты для ветеранов и отставных воинов, а также для душевнобольных и алкоголиков. Однако все эти проекты не были реализованы.

11 (700x525, 442Kb)
Санкт-Петербург. Александро-Невская лавра. Благовещенская церковь. источник Википедия / автор Андрей Бутко

В строительстве монастыря, которое длилось почти 90 лет, участвовали многие архитекторы, и со временем проект Трезини был существенно изменён. Но изначальная идея мастера сохранилась благодаря Благовещенской церкви, освящённой в 1722 году и построенной по проекту Трезини.

12 (700x497, 462Kb)
Морской и сухопутный госпиталь. источник Википедия / автор Игорь Гордеев

Ещё один комплекс, построенный по проекту Трезини, — морской и сухопутный госпиталь. Его здание, перестроенное со временем, сохранилось до наших дней на Выборгской стороне. Оно задумывалось как композиционный центр всего Выборгского района. От госпиталя, подобно Адмиралтейству, должны были расходиться улицы.

В центре здания была построена церковь, от которой отходили два крыла. Западное крыло предназначалось для солдат сухопутных войск, а восточное — для моряков. Крылья заканчивались павильонами. В одном из них находился анатомический театр, а в другом — аптека.

Уже в 1733 году при госпитале была открыта школа для подготовки военных лекарей. Позже она была преобразована в Военно Медицинскую академию.

Источник

 

Рубрики:  ПУТЕШЕСТВИЯ/ПЕТЕРБУРГ
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 8 пользователям