За Агатовым кабинетом следует Большой зал - центральное помещение комплекса. Этот зал был создан с целью максимального соответствия древнему Риму. Он был местом проведения различных праздников, театральных представлений и светских мероприятий.
![1 (508x700, 312Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471833_1.jpg)
Большой зал. 1917 года
Этот светлый и просторный зал освещают восемь позолоченных светильников в виде пальмовых листьев. Их держат мраморные женские статуи в античных нарядах, стоящие на постаментах из красного кварцита, привезенного из окрестностей Онежского озера.
Эти статуи изображают жриц храма богини вечного огня – Весты. Она считалась одним из главных богов Олимпа, а римляне видели в ней символ своего единства и хранительницу домашнего очага. Пока горел ее огонь, Рим, по их мнению, должен был оставаться нерушимым. В данном случае все это отсылка к высокому положению хозяйки «храма». Кстати, от имени Весты происходит хорошо известное всем слово «вестибюль» - помещение, посвященное ей.
![2 (700x469, 452Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471834_2.jpg)
Большой зал. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
На одном из постаментов сохранился бронзовый медальон с барельефом Зевса, остальные семь были украдены немецкими солдатами во время оккупации Пушкина.
Стены этого зала, выполненные из искусственного мрамора нежно-персикового цвета, а также зеленые мраморные панели в нижней части зала и вокруг оконных проемов, были созданы по рекомендации Камерона итальянским мастером де Падри в 1786 году.
![3 (700x500, 424Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471835_3.jpg)
Большой зал. источник collection-design.ru / автор фото неизвестен
В стенных нишах размещены античные каменные вазы. К счастью, две такие вазы, привезенные из Италии, сохранились до наших дней и находятся в этом зале.
![4 (700x349, 357Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471836_4.jpg)
Большой зал. источник Tadviser.ru / автор фото неизвестен
В зале два камина нехарактерных для России. Тот, что справа от центральной входной двери, был приобретен у гравера И. Вольпато в Италии в 1781 году, а второй был изготовлен уже в Петербурге. На фризах каминов из красного вулканического камня Камерон расположил статуэтки танцующих муз. Во время оккупации Пушкина они, как и многие другие предметы, бесследно исчезли.
![5 (700x466, 385Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471837_5.jpg)
Камин Большого зала. источник группа Царское Село в vk.ru / автор фото неизвестен
Над каминами установлены мраморные барельефы. Над левым камином расположен барельеф «Римская свадебная церемония», а над правым – «Александр Македонский, укрощающий коня Буцефала».
На мраморных стенах этого зала расположены восемь различных лепных тондо, созданных по эскизам Камерона скульптором Ж. Д. Рашеттом. Каждый из медальонов посвящен определенной теме: богине цветов Флоре, священному огню, жрицам храма Весты, жертвоприношениям богу Амуру и другим.
![6 (700x467, 441Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471838_6.jpg)
Плафон Большого зала. источник группа Царское Село в vk.ru / автор фото неизвестен
Восемь колонн из серовато-розового мрамора, стоящие по периметру зала, поддерживают позолоченный лепной потолок. Живописные вставки на кессонах выполнены в технике темперы на пергаменте, который затем был наклеен на штукатурку. На двадцати из них, расположенных по вершинам свода, можно увидеть изображения античных богов, мифологических персонажей, а также аллегории рек, морей и различных природных стихий.
Остальные изображения, как живописные, так и лепные, имеют декоративный характер и словно парят на облаках, образуя веселый хоровод вокруг богов и героев.
На розовых прямоугольных кессонах изображены античные танцовщицы, на зеленовато-голубых шестиугольных - парные сфинксы с женскими головами и грифоны.
![7 (700x470, 492Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471839_7.jpg)
Большой зал. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
Часть паркетов в Агатовых комнатах выполнены художником Иоганном Шпонгольцем из ценных пород дерева. Печальная история паркетов и дверей началась в 1784 году. Тогда скоропостижно скончался Александр Дмитриевич Ланской — фаворит Екатерины II. После его похорон в Царском Селе Екатерина Алексеевна, будучи под впечатлением от потери дорогого ей человека, решила использовать паркет и двери из недостроенного дворца Ланского для оформления данного зала.
![8 (700x467, 457Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471840_8.jpg)
Яшмовый кабинет. источник группа Царское Село в vk.ru / автор фото неизвестен
За Большим залом следует “Яшмовый кабинет”, или как его первоначально называли, “Купольная комната”. В комнате два окна: одно из них выходит в парк, находящийся перед дворцом, второе открывает вид на Екатерининский дворец.
![9 (461x700, 145Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471841_9.jpg)
Часть Яшмового кабинета Агатовых комнат Большого дворца 1908 года
Стены “Яшмового кабинета”, как и стены “Агатового кабинета”, облицованы различными видами неповторимой уральской яшмы.
Под карнизом потолка Джеймс Камерон расположил бронзовый круговой орнамент, который был покрыт золотом и украшен изображениями мифологических героев. На парусах, то есть на треугольниках, образованных сводом потолка, Камерон поместил золотые женские фигуры. В кабинете четыре таких паруса и, соответственно, четыре женские фигуры.
![10 (700x477, 467Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471842_10.jpg)
Плафон. источник группа Царское Село в vk.ru / автор фото неизвестен
В центре кабинета находится кессонированный купол с живописными вставками. Интерьер комнаты разделен на три равные части двумя портиками. Украшение потолка было завершено в 1785-1786 годах.
![11 (448x700, 437Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471843_11.jpg)
Камин и мозаика. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
![12 (700x470, 365Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471844_12.jpg)
Мозаика. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
В левом (северном) углу комнаты находится камин, который скрыт за колоннами портика. Над камином сохранилось мозаичное изображение морского порта, созданное в XVIII веке. Слева и справа от окна расположены ниши, устроенные Джеймсом Камероном в стенах.
![13 (700x470, 474Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471845_13.jpg)
Паркет. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
На стенах комнаты расположены девять зеленых панно из яшмы, окаймленных позолоченными рамками. До того как Пушкин был разграблен в 1941-1944 годах, на этих панно можно было увидеть мифологические фигурки из позолоченной бронзы, созданные скульптором Ж. Д. Рашетом.
![14 (514x700, 464Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471846_14.jpg)
Яшмовый кабинет. источник bangkokbook.ru / автор фото неизвестен
Яшмовый кабинет с конца 1780-х годов украшает великолепная коллекция каменных ваз, изготовленных на российских гранильных заводах. Эти вазы разнообразных цветов и форм стали своеобразной “изюминкой” комнаты и отражали увлечение коллекционированием, свойственное многим богатым и знатным людям того времени.
![15 (700x466, 579Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471847_15.jpg)
Вазы. источник группа Царское Село в vk.ru / автор фото неизвестен
Шесть ваз из коллекции Яшмового кабинета расположены над колоннами на так называемом архитраве - горизонтальном перекрытии между вертикальными опорами. По три вазы с каждой стороны создают впечатляющую композицию.
![16 (454x700, 315Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471848_16.jpg)
Овальный кабинет. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
Овальный кабинет, также известный как “Круглая комната”, соответствует форме и размеру Лестницы и отличается более скромным убранством по сравнению с тремя основными помещениями “Агатовых комнат”.
Облик Овального кабинета в Агатовых комнатах, включая его потолок, был восстановлен в 2011 году во время реставрационных работ. В результате этих работ было обнаружено, что первоначальный декор комнаты существенно отличается от того, который существовал до начала реставрации.
![17 (413x700, 284Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471849_17.jpg)
Овальный кабинет. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
Изначальный декор – покраску, позолоту и живописные узоры – создал Жан-Батист Шарлемань-Боде в 1786 году. Он же – автор плафонов для Яшмового и Агатового кабинетов.
На розовых стенах Камерон поместил четыре панно из позолоченных листьев. В центре каждого панно находится медальон с изображением аллегории одной из стихий в виде женской фигуры, сидящей с предметом, символизирующим эту стихию: кувшин (вода), птица (воздух), колосья пшеницы (земля) и увеличительное стекло (огонь).
Особого внимания заслуживает камин из белого мрамора с античным орнаментом.
![18 (700x470, 562Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471850_18.jpg)
Потолок.источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
Потолок в “Овальном кабинете” также заслуживает внимания и не уступает в своем великолепии другим комнатам. Он имеет куполообразную форму с кессонами, в которые также вклеены изображения, выполненные темперой - римские античные вазы и девушки с музыкальными инструментами.
![19 (700x470, 466Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471851_19.jpg)
Паркет. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
Открытая дверь из Овального кабинета ведёт в последнее помещение "Агатовых комнат" - Кабинетец.
![20 (700x419, 325Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471852_20.jpg)
Кабинетец. источник kartinki-na-zastavku.ru / автор фото неизвестен
В одном из углов комнаты расположено кресло, принадлежащее Екатерине Алексеевне, которое было необходимо ей в последние годы её жизни.
![21 (469x700, 253Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/471/161471853_21.jpg)
Кабинетец. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
В углу Кабинетца расположен красивый камин из белого мрамора, на котором уютно расположился маленький амур.
Источник