ОБРАБОТКА ЛЬНА У СЛАВЯН: сила волшебного растения |
Помнят у нас на Севере поговорку: «Кто посеет лён, пожнёт золото». Встарь без этого растения быт не обходился: одежды у нас носили льняные, а каждая трудолюбивая хозяйка знала, как травка с голубыми цветками превращается в нить и в полотно. Обработку льна считали не менее важной, чем сбор урожая хлеба. Этой работе был даже посвящён свой праздник – льняные смотрины. Узнаем, в чём же волшебная сила льна.
Макошь-льняница, покровительница льна
Покровительницей льна славяне почитают Богиню Макошь, прядущую нити судьбы. Уж ей ведома эта традиционная женская работа. Зовут Богиню ласково Макошь-Льняница. Во времена двоеверия знали её под именем Параскева пятница. Нынче же мы можем уж не бояться произносить древнее имя славянской Богини, потому смело обращаемся к ней во время работы с нитями да веретеном.
Богиню Макошь почитают покровительницей льна и женского рукоделия
Покровительницами льна считали и русалочек. Да-да, тех самых, которые приходят на поля по весне. Там, где играли русалки, уродится не только хлеб, но и лён. А во время проводов русалочек был у нас даже такой обряд:
«На закате в последний день Русальной недели собирались все жители деревни. Женщины да девушки, кроме изображавших русалок, празднично обряжались. «Погонщики» выводили русалку из деревни в лес или поле. В поле уже прятались мужчины да парни с кнутами, выпрыгивали неожиданно, пугали женщин. А женщины спрашивали у них «Русалоцки, как лен, уродился?». «Уродился!» — отвечали ряженые, показывая длинный кнут, подобный длинным стеблям льна. «Погонщики» же уводили русалку в лес, а женщины да девушки пели печальные песни, провожая её». Из статьи о Русальной Неделе.
Льняные смотрины и праздник Макошь
Осеннюю обработку льна в старину начинали вместе с праздником Богини Макошь. Ведомо, что есть в году 12 пятниц Макошь, а главная из них 10-я в октябре. Неделю с 10-й по 11-ю пятницу Макошь женщины мяли и трепали лён.
В саму пятницу Макошь лён не мяли, но накануне девушки уже начинали работу, чтобы в праздник похвастаться перед подругами тонким да мягким льном. «Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой!» – говаривали при том.
Девушка с мялкой для льна
После лён начинали трепать. Работа это не лёгкая – специальным деревянным инструментом отбивали лён, чтобы очистить его от грязи. Чтобы дело спорилось веселей, женщины собирались в одном помещении да трудились сообща. Выбирали для того баню или нежилую избу – в своём доме такую работу не делали, потому что от льна летит много пыли. За работой шутили, пели, рассказывали былички да сочиняли частушки.
Былички про лён: в чём волшебство этой ткани
Историй про лён сказывают у нас много, да сюжет в них всегда один: лён помогает трудолюбивой девушки защититься от нечисти. В некоторых историях сам лён, который сушится у девушки на дворе, встаёт и рассказывает Навье о том, как долго его растили, собирали да мяли. В других историях находчивая девушка сама увлекает духов рассказом о трудах да так и дожидается спасительного рассвета.
Нам встретилась целая быличка-сказка про лён, вот она:
«Собрались деуки на святки в одну хату на игрище. Собраушись и давай одна одное загоныть. Спорили, спорили. Одна девушкя-сиротка, у ей мачеха была.
«Кто», – говорят, – «деуки, сходит в овин за колосником у двенадцать часоу?»
– «Да что ж делать?» – сирота эта, – «Я схожу».
Ну и пошла. Приходит в овин только за колосник – цап ее за руку!
«Стой, девушка, чтой-то на вине сидит?»
– «Лен».
– «А как это лен работают?»
И стала йона ему, шуту, указывать:
«Вот придет весна, станут землю пахать, пашут долго-долго… Ну, успашут…тогды заборонуют… боронуют долго-долго… (это она нарочно тянет, чтобы уремя протянуть). Заборонуют, тады лен посеют, тады опять заборонуют… лен растет долго-долго… тогды уремя придет, поспевает лен, станут его брать… берут долго-долго… выберут, составят у бабки… йон долго выстайвается… Свезут тады на вин, смолотят, постелют… йон лежит долго-долго… уложится… подымут йго, поставят у кукишки, йон сохнет долго-долго… Потом его посодют на вин, начнут мять долго-долго… потом трепать… треплют долго-долго… (йона это усе время проводит); помочут на мычке… мочут долго-долго… а потом прясть начнут; соснуют кросна, выткут кросна, наделают холстин, выбелют, белют долго-долго… Тады рубашки станут шить, шьют долго-долго…»
– «Полно тебе говорить! Пойдем!»
– «Нет, погоди! Что ж я с тобой пойду? Я теперь не бодра, надо мне прежде набодриться».
– «А что ж тебе бодриться?»
– «Надо мне перво наперво самая хорошая рубашка». Йон ей подает рубашку.
«А теперь надо мне хороший сарахван». Йон ей дает сарахван.
«Теперь надо мне хорошую подпояску». Йон ей пояс подау.
«Погоди, теперь надо хороший платок». Принес.
«Надо и другой…» Йон и другой принес.
«Теперь же мне надо полсапожки». Йон подает.
«Девушка, иди за мене замуж!»
– «Тогда мне надо перстень хороший». Йон несет.
«А теперь мне надо сережки хорошие…» Покуль йон сережки разыскау, петух и запеу.
Пришла сирота домоу, колосник узяуши, деуки еще в избе сидят. Мачеха и кричит: «Дура! А пришла барыней! Заутра моя дочка пойдет».
На другой вечер дочка ейная собирается. «Иди, иди, эта дура да прийшла, ты прийдешь лучше ея». Прийшла в овин одна, овин открыла, а ее за руку – цап!
«Стой, девушка, пойдешь ли за мене замуж?»
– «Пойду».
– «Чтой-то на вине сидит?»
– «Да лен!»
– «Как же йго работать?»
– «Да как же? Успашут, посеют, выберут, помолотят, постелют, помнут. Потреплют, срядут, соткут». Наговорила поскорей, зараз усе.
«Пойдешь за мене замуж?»
– «Да!»
– «А что тебе надо-то?»
– «Рубашку, сарахван, подпояску, платок, полсапожки, чулки, перстень, сережки». Опять усе зараз сказала. Взяу, повеу ее шут, у пролубь засадиу уверх нагами. Пришла матка, а йона у пролуби сидит, залилась. Увеу ее, значит, шут».
Из сборника «Скоморошины». История без авторства.
Долгая обработка льна делала эту ткань волшебной
Почему именно льну приписывали такие волшебные свойства? Думаем, из этой сказки уже понятно: обработка льна в старину была долгой и требовала много внимания и терпения. Мастерица, которая своими руками взрастила и собрала лён, высушила его, превратила сперва в пасмы для пряжи, после в нить и уж только потом в ткань, вкладывала в работу свою любовь и добрые пожелания. От того и сама ткань становилась волшебной.
Нынче мало кто сам выполняет все эти работы, но даже малая их часть помогает создавать волшебство. Вспомните нынче об этом да попробуйте сами спрясть ниточку на веретене или сделать обережную вышивку по льну.
На благо!
ИСТОЧНИК: https://northernfable.ru/
Серия сообщений "БЫТ":
Часть 1 - ПРЕДМЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА НА РУСИ
Часть 2 - ТАЙНАЯ МАГИЯ СТОЛА (приметы со столом)
...
Часть 6 - ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОДА В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Часть 7 - РУССКИЕ СКАЗКИ НА ПОЯСНЫХ ПРЯЖКАХ 17-18 ВЕКОВ
Часть 8 - ОБРАБОТКА ЛЬНА У СЛАВЯН: сила волшебного растения
Часть 9 - КАК СОХРАНИТЬ В ДОМЕ ТЕПЛО И ЛЮБОВЬ: список дел на зиму
Часть 10 - "ВЛАЗИНЫ": старинный обряд на Руси
...
Часть 48 - НАЗВАНИЕ ЦВЕТОВ, ТОНОВ И ОТТЕНКОВ НА РУСИ
Часть 49 - СЕРЬГИ НА РУСИ: "одинцы", "тройчатки", "лунницы", "голубцы"
Часть 50 - НА РУСИ ПОСЛЕ ИЛЬИНА ДНЯ НЕ КУПАЛИСЬ - пятки берегли
Рубрики: | РУССКО-СЛАВЯНСКОЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |