-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2017
Записей: 3017
Комментариев: 1251
Написано: 4579


Учим стихи легко. Способы и методы заучивания стихотворений

Воскресенье, 04 Октября 2020 г. 08:14 + в цитатник

 

 

2020-10-04_07-48-25 (700x500, 250Kb) 
2020-10-04_08-24-42 (700x518, 263Kb)

Как выучить большое стихотворение, если у тебя мало времени и плохая память

Так же есть хороший вариант, который и меня спасал уже не раз. Нужно просто найти аудиозапись с данным стихотворением и поставить на репит, пока ты занимаешься своими делами, а если оно положено на музыку даже лучше, после 3-5 круговых прослушиваний начнешь подпевать, а так и все стихотворение выучишь. Я так в школе самые большие стихотворения учил за 1-2 часа. 

Конечно, у маленьких детей трудно определить, кто он, ваш ребёнок: аудиал, кинестетик или визуал? И правильнее будет развивать все эти стороны восприятия.

И всё-таки, если вы предполагаете, что ваш ребёнок-визуал, и у него зрительная память работает лучше, на это и надо опираться в учёбе.

И способы заучивания для него будут немного другие.

Возьмём заучивание стихов.

1. Читает стихотворение мама, ведя пальцем по строчке, если ребёнок ещё сам не умеет читать. Ребёнок смотрит на буквы, картинки и слушает. Либо читает несколько раз сам после мамы.

2. Мама объясняет ребёнку непонятные слова, трудные слова прочитываются отдельно.

3.Ребёнок рисует иллюстрацию к стихотворению, хотя бы схематично, если не любит рисовать . Либо мама предлагает: " Какие картинки ты бы нарисовал, если бы был художником, к этой строчке? А к этой? А мультик бы у тебя получился? Нарисуй словами мульти".

Это словесное рисование Если времени мало, то этот пункт можно убрать.

4. Мама рисует схематично каждую строчку стихотворения, добавляя трудные слова кое-где.

 
 
Примерно так
 
Примерно так

5. Ребёнок "читает" по схеме, подглядывая в текст.

6. Ребёнок читает текст стихотворения целиком вслух.

7. Рассказывает по схеме (по шпаргалке) мамы наизусть.

8. Рассказывает без схемы.

 

Можно и совсем без рисования обойтись. Мама или ребёнок пишет из каждой строчки первое слово в столбик. Ребёнок, читает первое слово и вспоминает остальные слова в строчке.

=======================================

Способы заучивания стихотворений

 

   Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. В этой консультации я хочу рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

 

Способ №1 .

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет необходимо потихоньку нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.


Способ №2

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии. 

Способ №3 .

Прежде, чем начать заучивание, воспитатель, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если воспитатель будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию. 

 

 

Способ №4 .
Вы знаете, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.


Способ №5 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

 

 

 

 

Методы заучивания стихотворений

 

Визуальный (Мнемотаблицы)

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план (мнемотаблица), который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете детям установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Вы будите запоминать, а я - вам помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» дети несколько раз воспроизводят стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

 

hello_html_m7f226b72.jpg

 

 

 

 

 


Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете детям установку на запоминание. Затем предлагаете им взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку- кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить детям класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
hello_html_m2cb58f44.jpg

 


 

 

 

 

 

 

Слуховой

Это самый распространенный метод. Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала они послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом дети повторяют по одному , снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

 

 

hello_html_6da013a6.jpg
 


Логический

Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете детям своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором они остановились, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете детей опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть они вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

источник

=============================================================================


2020-10-04_07-56-42 (611x659, 35Kb)

5.
2020-10-04_07-57-09 (632x685, 34Kb)

6.
2020-10-04_07-57-44 (586x700, 231Kb)

 

 

Серия сообщений " развитие памяти ":
Часть 1 - Развитие памяти
Часть 2 - Развитие внимания у детей
...
Часть 28 - Готов ли ребёнок к школе - ПАМЯТЬ - тестовые задания
Часть 29 - ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Часть 30 - Учим стихи легко. Способы и методы заучивания стихотворений
Часть 31 - Память, внимание, мышление
Часть 32 - №№№ Как же увеличить скорость восприятия информации
...
Часть 40 - КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫСТРО ЗАПОМИНАТЬ?
Часть 41 - 4 упражнения, чтобы не утратить ясность мышления в любом возрасте
Часть 42 - Как быстро выучить текст

Серия сообщений "приёмы для запоминания":
Часть 1 - Консультация для педагогов: «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»
Часть 2 - Как учить стихи с ребенком 3-7 лет?
...
Часть 8 - Как учить запоминать стихотворение. Рекомендации для родителей
Часть 9 - Феноменальная память - методы запоминания информации
Часть 10 - Учим стихи легко. Способы и методы заучивания стихотворений
Часть 11 - Память, внимание, мышление
Часть 12 - Памятка ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ - приемы заучивания наизусть

Серия сообщений "эйдетика":
Часть 1 - Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти
Часть 2 - !!!!!!!!!!!!!! ВАЖНОЕ - найти все 3 приёма эйдетики
Часть 3 - Учим стихи легко. Способы и методы заучивания стихотворений

Серия сообщений "развитие речи":
Часть 1 - Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Часть 2 - Расширяем словарный запас - Простые игры для развития связной речи
...
Часть 10 - Опорные схемы в картинках
Часть 11 - Памятка для родителей
Часть 12 - Учим стихи легко. Способы и методы заучивания стихотворений
Часть 13 - Детская риторика в рассказах и рисунках 4 класс
Часть 14 - Детская риторика в рассказах и рисунках 3 класс 2 часть
...
Часть 23 - Говорим, читаем пишем - 3 часть
Часть 24 - Как небылицы помогут вашему ребенку научиться пересказывать?
Часть 25 - Небылицы и путаницы для развития речи

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку