-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2017
Записей: 3017
Комментариев: 1250
Написано: 4578


Звуковой, слоговой анализ - игровые упражнения для старших дошкольников и первоклассников

Суббота, 26 Сентября 2020 г. 15:03 + в цитатник


2020-09-26_14-59-01 (678x485, 341Kb)

1.1. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНОГО ЗВУКА ИЗ СЛОГА:

Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: АХ, УС, МА, ДА, КРА, АСТ, ЗОЛ.

  1. Назвать только гласный звук слога.

  2. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.

  3. Записать только гласные звуки слогов.

  4. Придумать слог с соответствующей гласной.

  5. Определить место гласного звука в слоге, показать соответствующую цифру и букву.

  6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте. А-О О-У У-Ы Ы-И Э

1.2. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНОГО ЗВУКА ИЗ СЛОВА:

  1. На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Рекомендуется составить графическую схему слова, в которой слово обозначается прямой линией, гласный звук – кружком. В зависимости от места гласного звука кружок ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце линии. Образец.

  2. Двухсложные и трёхсложные слова.

Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста) – орфографическое произношение !

  1. Записать по схеме только гласные данного слова. Например: капуста  а у а.

  2. Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.

  3. Придумать слова с соответствующими гласными. Начать с односложных слов.

А О У Э Ы Е

Рак нос стул мэр дым лес

Мак пол лук сыр хлеб

Бак бровь сук рысь век и т.д.

6.Распределить слова по схемам:

А А О А У А

(Рука, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа).

  1. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

Е А Ы А И Ы О О А А Е А

Носок забор рыба мешок лента стакан миска грибы крыша белка

  1. Работа со словарём.

Найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (караван бурундук переезд барабан сахар молоток молоко около вечер берег и т.д.)

1.3. ВЫДЕЛЕНИЕ СОГЛАСНОГО /проблемного/ ЗВУКА НА ФОНЕ СЛОВА.

1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

  1. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой стороны сделать прочерк. Взрослый читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если нет звука – крестик ставится под прочерком.

  2. Повторить вслед за взрослым слова (случайные), если есть заданный звук , показать соответствующую букву.

  3. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.

  4. Подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.

2.2. ВЫЧЛЕНЕНИЕ ПЕРВОГО СОГЛАСНОГО ИЗ СЛОВА осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог. Так, например, в слове КОШКА, ребёнок вместо звука «К» называет КО, а первым звуком в слове ШУБА называет ШУ. Причина: нерасчленённость восприятия слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому лучше начинать с обратных слогов, затем – прямые слоги, узнавание в начале слова (см. выше).

  1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

  2. Выбрать только те картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

  3. По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.

  4. Изменить первый звук слова. Взрослый называет слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первый звук слова на другой звук.

  5. Вписать или положить первую букву в схему слова под картинкой.

  6. Закрыть в учебнике картинку буквой, с которой начинается слово.

  7. Игра «В города» - придумать слово, в котором первый звук такой же , как последний звук предыдущего слова.

  8. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

В воде купался, а сух остался. (Гусь).

Два берёзовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи

И зовут их ….(Лыжи).

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву,

Нас в лесу ищите сами,

Мы не крикнем вам «Ау!» (Грибы).

Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Я всё знаю, всех учу, но сама всегда молчу. (Книга).

Одну меня не съешь никогда.

А без меня - не вкусна еда. (Соль)

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает, медок собирает. (Пчела)

Сроду он не ест, не пьёт –

Песни звонкие поёт.

И с урока на урок

Подаёт свой голосок. (Звонок)

Со мной в поход легко идти.

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый ….(барабан)

2.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО СОГЛАСНОГО В СЛОВЕ.

Проводится вначале на обратных слогах, таких как УМ, АМ, УХ, УС … Затем сходные слова: АМ – САМ, ОМ – СОМ, УК – СУК, УП – СУП …

Используются задания того же вида, что и при определении в слове первого гласного и согласного звуков. Навык считается закреплённым, если ребёнок, предварительно не называя слово, научается определять конечный звук.

Например:

ЗВУК И БУКВА «Л».

  1. Подобрать слова, в которых звук «Л» в начале слова.

  2. ….в конце слова.

  3. …в середине слова.

  4. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук «Л»

  5. Назвать животных, овощи, растения, цветы, посуду, игрушки или транспорт, в названии которых звук «Л» в конце слова.

  6. … в середине слова.

  7. По сюжетной картинке или картине – назвать слова со звуком «Л» в начале слова, затем в конце, в середине.

  8. Игра «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина, зелёная правая – конец. Взрослый называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку, пальчик или указку на красную, жёлтую или зелёную часть полоски.

ЗВУК /Р/. БУКВА Р.

  1. Поднять руку или карточку с буквой «Р», если слове имеется звук «Р». Слова называет взрослый, например: рама. нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор.

  2. Назвать слова ( по картине), в названии которых есть звук «Р».

  3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком «Р».

  4. Придумать слова со звуком «Р».

  5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук «Р».

  6. Добавить слог со звуком «Р», чтобы получилось слово. Например: вед -, ко – ва, го -, ша -, топо -, забо -, кома -.

Взрослый предлагает ребёнку назвать всё слово;

определить, в каком слоге находится звук «Р», в первом или во втором;

Затем произнести всё слово, уточнить место звука в нём

(в начале, середине, конце).

  1. Записать букву Р в тетради, если в слове слышится звук «Р». Взрослый произносит слова. Дети пишут букву Р или ставят прочерк.

  2. Дополнить предложения словами, в которых содержится звук «Р». Взрослый называет часть предложения, ребёнок дополняет соответствующим словом. Например:

Мама посадила на грядке ….(морковь).

В нашем лесу растут …(берёзы).

На клумбе расцвели …(розы).

В цирке мы видели …(тигров).

В саду созрели вкусные …(груши).

На лугу пасутся …(коровы).

Мама купила …(ведро)

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 
     Для этогй формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
     • пропуски букв и слогов;
     • перестановка букв и (или) слогов;
     • недописывание слов;
     • написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
     • повторение букв и (или) слогов;
     • контоминация - в одном слове слоги разных слов;
     • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

     Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Ошибки эти обусловлены несформированностью фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

Элементарным считается (1) выделение (узнавание) звука на фоне слова. Эта форма анализа появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, без специального обучения (при нормальном речевом и психическом развитии).

Более сложной формой является (2) вычленение первого или последнего звука слова и определение его места в нём (начало, середина, конец).

Самая сложная форма фонематического анализа – (3) определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе обучения. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Л в словах

лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка.

  1. Вычленение звука из начала и конца слова. Например:

- определить, какой первый звук в слове …

- определить, какой последний звук в слове …

- определить место звука в слове

(начало, середина или конец).

3.1. Определение последовательности звуков в слове.

3.2. Определение количества звуков в слове.

3.3. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука). Например: после какого звука слышится Р в слове МАРКА?

1. С помощью цифрового ряда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(Лук слово волк складывать белка столовая начало седло шумел и т.д.

  1. Назови звуки по порядку. Взрослый называет слово, а ребёнок перечисляет звуки по порядку:

МАК – (М, А, К) КОТ – (К, О, Т) ЛУК – (Л, У, К) ..

  1. Сосчитай, сколько звуков в слове. Назови по порядку.

ДОМ – 3 звука (Д, О, М)

  1. Какой звук стоит перед звуком .. в слове…?

  2. Какой звук стоит после звука .. в слове ..?

  3. Какой звук стоит за звуком .. в слове ..?

  4. Какой звук стоит между звуками .. и … в слове …?

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Слова из двух гласных: АУ, УА

2. Односложные слова, состоящие из обратного (УМ, ОХ, УС),

прямого открытого (НА, МУ, ДА),

закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК).

3.Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ, КАША, МАША, ШУРА, РУКА, РОЗЫ и т.д.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК, ПОВАР и т.д.

  2. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА, МОШКА, МАРКА, МЫШКА, ГОРКА, ПОЛКА, СУМКА, САНКИ, АРБУЗ, ОСЛИК, КАРМАН, БАРБОС и т.д.

  3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ, ВРАЧ, ШКАФ, СТОЛ, СТУЛ и т.д.

  4. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: ТРАВА, КРЫША, КРЫСА, ГРАЧИ, ВРАЧИ, БРОВИ, СЛИВА и др.

  5. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА и др.

  6. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, КАПУСТА, БАБУШКА, КАСТРЮЛЯ и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИЁМОВ:

1.На слух, когда слово произносится взрослым;

2.После произнесения слова ребёнком;

3.На основе слухопроизносительных представлений, т.е. молча (с картинками).

Виды заданий по закреплению функции фонематического анализа.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

  1. Повторить заданное слово по слогам.

Сосчитать количество слогов.

  1. Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру (1, 2, 3).

Предлагаются слова различной слоговой структуры:

Односложные, двусложные, трёхсложные,

со стечением согласных.

(Сад, стол, лыжи, рыба, сахар, гамак, крыша, крышка, машина, самолёт, капуста).

Затем слова предлагаются в случайном порядке.

(Трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, берёза, вилка).

  1. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трёх вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне следует «разместить» слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трёх. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трёхсложные слова.

  1. Составить новое слово из выделенных первых слогов каждого слова.

А) Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

Автомобиль тормоз АВ-ТОР

Колос рота ваза КО-РО-ВА

Молоко нерест таракан МО-НЕ-ТА

Кора лото боксёр КО-ЛО-БОК

Баран рана банщик БА-РА-БАН

Б) Из каждого слова взять последние слоги, составить новое слово:

Мебель ружьё БЕЛЬ-Ё

Соломинка пора мель КА-РА-МЕЛЬ

Лиса бельмо буклет СА-МО-ЛЁТ

Пуловер пальто билет ВЕР-ТО-ЛЁТ

Молоко реле лассо КО-ЛЕ-СО

Смола слеза берет ЛА-ЗА-РЕТ

В) Самостоятельно «почувствовать» спрятанное слово:

Пластинка картинка павлин ПЛАС-ТИ-ЛИН

Пастух плотина лагерь ПАС-ТИ-ЛА

Сапоги парашют фантазия СА-РА-ФАН

Косари заморозки лётчик СА-МО-ЛЁТ

Мука рагу диван КА-РА-ВАН

Обруч кара РУЧ-КА

Мавританка зола улей МАВ-ЗО-ЛЕЙ

Карта паутина налёт КАР-ТИ-НА

Метка ропот пора липа теннис МЕТ-РО-ПО-ЛИ-ТЕН

Вода дорога проба невод ВО-ДО-ПРО-ВОД

Молоко олово раскол КО-ЛО-КОЛ

  1. Выделить первый слог из названий картинок. Объединить слоги в слово, слова – в предложение и назвать его.

( МАШИНА, МАЛЫШ, КУБИК, ПАПА, ЛАПА, ЛАДОНЬ, РУКА). Мама купала Лару.

6. Определить пропущенный слог. Например:

- ва, до – га, ра – га, бел - , - ведь, ка – даш, - рог.

7. Составить слово из слогов, данных в беспорядке:

та, ка, пус; ша, прос, ква, то; руш, пет, ка ;

 

  1. Определить слово или предложение, произнесённое по слогам.

Например: Де-ти иг-ра-ют в са-ду.

  1. Выделить из предложения слова, которые состоят из двух или трёх слогов.

  2. По сюжетной картине назвать слова из одного, двух, трёх слогов. Предварительно дети называют предметы, изображённые на картине.

  3. Придумать слова с двумя или тремя слогами.

  4. Придумать слово с определённым слогом в начале.

САни САхар САлют

  1. Придумать слово с определённым слогом в конце.

лиСА коСА полоСА

  1. Определить количество слогов в названии картинки (без предварительного его воспроизведения). Поднять цифру.

  2. По сюжетной картинке или картине (без предварительного называния предметов) назвать слова из одного, двух или трёх слогов.

  3. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Педагог читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су – ус.

А) ух, ам, ор, ан, ум, ок;

Б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми;

16. Работа по таблицам. Взрослый показывает буквы в определённом порядке и просит назвать слитно слог.

17. Записать пары слогов, состоящих из одинаковых звуков, например: мо-ом, ша-аш, ур-ру, мы-ым

18. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены

УЛИТКА, МУРАВЕЙ.

Составим слог по первым звукам: УМ

Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог? Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:

Мука, муха, музей, мусор – в начале слова

Эму, почему, панаму (взял) – в конце слова

Замутить, замучить, примула – в середине слова

19. Выписать (записать) только слоги, начинающиеся с гласного.

20.Выписать ( записать) только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

21. Запись под диктовку открытых слогов и закрытых.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.

1.Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы А знакомим с союзом «А» и т.п.

МОРКОВЬ , А ЯБЛОКО

Придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:

Морковь – овощ, а яблоко – фрукт.

Морковь растёт в огороде, а яблоко – в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок – компот.

2. Заучивание считалок, взмахом руки ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам.

3. Пространственные предлоги:

В, НА, НАД, ПОД, ЗА, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ИЗ, ОТ и т.д.

4. Ребусы (с помощью предлогов).

  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду,

для уяснения лексического значения слова:

белое, тёплое, парное -? (молоко)

хищный, серый, злой, клыкастый -? (волк)

на обобщающие понятия:

какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда)

добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул…)

назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - .)

  1. Ударение. Подбор слов к слоговым схемам:

(Аист зима радуга картина карандаш

Руки лимон варежки дорога апельсин)

  1. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

ТА – дом, рак, лифт, пень…

ТА-та - осень, кошка, санки …

Та-ТА - вода, коньки, лицо …

ТА-та-та - Ванечка, девочка, улица ..

та-ТА-та - корова, подушка, малина …

та-та-ТА - бегемот, телефон, пироги …

  1. Игра «Телеграфист» - передача слов закодированным сигналом /хлопками, например/ Подбор слов к заданным схемам:

Мак каша ананас таракашка раки ива мода руки

  1. Подбор к данному слову родственных слов.

ЗИМА – зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать

ДОМ - домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

ЛЕС САД КОТ ГУСЬ ТИГР БЕГ ГРИБ ДВОР ДАР ВАР МОЛОД ХОЛОД ВЯЗАЛ ТЯНУЛ ТЯЖЁЛЫЙ ГЛЯДЕЛ…

  1. Исключение лишних слов.

(Гусь, гусак, гусёнок, гусеница)

  1. Составление нового слова с помощью данных слогов

(вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную).

ШЁЛ, УШЁЛ, ЗАШЁЛ, ВЫШЕЛ, ПОШЁЛ, ПЕРЕШЁЛ…

(смотрел, летел, писал, бежал, читал, садить, копать…)

  1. Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.. Например:

камень озеро торт (КОТ)

По конечному звуку других слов:

кенгуру ананас часы (УСЫ)

По второму звуку данных слов:

усы лодка смородина (СОМ)

По третьему звуку приведённых слов:

садовник крыша самолёт (ДЫМ) и т.д.

(по четвёртому, по пятому, …по второму звуку от конца слова, по третьему,

по картинкам, более усложнённому варианту – по памяти)

15. Вставить пропущенные буквы в словах: вил.а, кры.а, кош.а.

16.Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки. Например:

дом, мак, рот

муха, сани, лапы,

банка, кошка, марка

крот, стол, волк

крыша, крышка,

канава, лопата, дорога

капуста, автобус, вторник …

  1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на

1 месте- куст лук рак мак

2 месте- окна клубок арка смола

3 месте- рак пол сор сам

18. Выбрать из предложения или по картине слова с определённым количеством звуков, устно назвать эти слова или записать их.

19. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

па_ пар ко_ кот

па_ _ пары ко_ _ козы

па_ _ _ парад ко_ _ _ кошка

па_ _ _ паруса ко_ _ _ _ корова

  1. Подобрать слова с определённым количеством звуков, например,

с тремя - дом, рак, мак

с четырьмя – роза, лапа, рама, косы

с пятью – кошка, сахар, банка …

21. Выбрать картинки, в названии которых должно быть определённое количество звуков.

22. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.

23. «Пирамида»

К О Ш К А

Кот Оля шар ком Аня

Каша окна шуба козы аист

Крыса ослик шапка крыша астра

Кружок облако шляпка крышка арбузы

 

  1. Преобразовать слова:

А). добавляя звук в начале слова:

рот-крот, мех-смех, чёлка-пчёлка, Оля-Коля, Аня-Ваня, осы-косы, луг-плуг, игры-тигры, дочка-удочка, точка-уточка, еда-беда, пушка-опушка …

б). добавляя звук в конце слова:

бок-бокс, вол-волк, пар-парк, пол -полк, стол-столб, лис-лист …

в). Изменяя один звук слова (цепочка слов):

сом-сок-сук-сух-сох-сор-сыр-сын-сон

косы-козы-розы-роза-Рома-рама-мама-Маша-Саша-каша

г). Переставляя звуки:

пила-липа карп-парк кот-кто

палка-лапка гора-рога нос-сон

кукла-кулак ручка-круча мол-лом

волос-слово Дон-дно Мара-рама

  1. Узнай названия диких животных по следующим буквам:

Лпеорад, егбемто, ркокилдо, некугур, вьедемд, оснорог.

  1. Какие слова можно составить из букв следующих слов:

Ствол (стол, вол)

Крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира)

Картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира …)

Табуретка (тур, бур, река, бурка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка …)

Мороженое (море, нож, морж,…)

  1. Цепочка слов.

Дом-мак-кот-топор-рот-тарелка-арбуз-…

28. «Поле чудес». К_ _ _ А (крыша)

29. Игра в кубик.

Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

  1. Составление графической схемы предложения и слова:

_____________ ______________ ____________.

___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

. . . . . . . . . . . . . . . . .

(Маша читала бабушке.)

  1. Придумай слово, в котором на один звук больше (или меньше), чем в названии картинки или предмета.

  1. Определить предыдущие и последующие звуки.

По картинкам!!!

Например: картинки-ПОЛКА, ЛОДКА, ВИЛКА, ПИЛА.

-назвать слово, в котором после Л слышится К;

- после Л произносится О;

-перед Л находится О…

33. Вписать недостающие первые три буквы в названия слов по схеме: . . . ка, . . . . ка и т.д.

(ложка, линейка, лейка, книжка, лента, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, сорока, майка, мышка, блузка, …)

34. Вписать недостающие три буквы в схему слова.

Л . . . А

(линейка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка ..)

35. «Как называется цветок?»

Выделить третий звук – лепестки, свинья, стол, санки. ПИОН

Выделить второй звук – арбуз, лодка, азбука, машина. РОЗА

 

36. Кроссворды. Адмирала Кузнецова

МещеРского

ТерёХина

ЯрославскАя

Никольский

Гуляева

КЕдрова

ЯросЛавская

СокоЬская

Советская

Красных партизан
36.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке.

Нос-сон, кот-ток, лес-сел, дар-рад, сор-рос, топ-пот…

37.«Квадратики», «Кружочки»

А).Нарисуй пять квадратиков.

Вписать в квадратики третью букву слов:

Рак, санки, спинка, нога, трава (КНИГА)

Б).Нарисуй десять кружков.

В первый кружок впиши первую букву слова ..

Во второй кружок впиши вторую букву слова ..

В). Вразбивку. ( В первый.. в шестой .. во второй ..)

Г). Во второй слева, в третий справа, между пятым и седьмым, за третьим, перед десятым, после шестого, в предпоследнем ..)

Д). На каждую букву слова по порядку вспомни по одному слову, например : СТИХОТВОРЕНИЕ (13) –сом, тишь, игры, хор, осы, табурет, волосы, окна, рейка, ель, нитки, иголка, ем.)

(КАБЛУК (6 )
СКОВОРОДА (9 )
БИБЛИОТЕКА (10)
МИЛИЦИОНЕР (10)
ТРАДЕСКАНЦИЯ (12)
РЕГУЛИРОВЩИК (12)

  1. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу).

Из слов выделить первый звук.

Кот, рука, автобус, ноги - КРАН

Собака, утка, мухомор, кошка, арбуз – СУМКА …

  1. Показать цифру или пальчики в зависимости от количества звуков в слове, прознесённым взрослым.

  1. Так же с картинками. Молча.

  2. Какой звук выпал из слова?

Крот-кот, лампа-лапа, рамка-рама, пилка-пила, мушка-мука…

  1. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков.

Луна-стол -Л

Кино-игла -И

Лампа-мышь –М

Окна - дом -О

Нос-Анна -Н

  1. Придумай слово, в котором столько же звуков, сколько в названии картинки (или предмета).

50. Чайнворды.

1 . . . 2 . . . . . 3 . . 4 . . . . . 5 . . . . 6 . . . . . . 7 . . . . . 8 . . . . .

1. Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

2. Стоят в поле сестрички: жёлтый глазок, белые реснички.(Ромашки)

3. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)

4. Дом по улице идёт, на работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)

5..Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт – она знать даёт. (Собака)

6. В этом доме жильцы все умелые пловцы,

Что за дом такой – до краёв налит водой? (Аквариум)

7. Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт.

Кто этот толстый? (Молоток)

8.Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

51. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова:

ЗАЙКА-МАЙКА-ЧАЙКА-ГАЙКА-ШАЙКА-САЙКА-ЛАЙКА-Райка

52. Чтение слов в обратном порядке. Например:

ШАЛАШ СОН НАГАН – слова, имеющие смысл

СУП КРАН - слова, не имеющие смысла при обратном прочтении.

53. Игра «Слово рассыпалось». М Т С О –мост

Ы З Б У – зубы

54. Игра «Потерялась буква».

Например, даются следующие сочетания:

ДУ. СУ. Д.М Б.К.

Какое получится слово, если вставить букву?

Подобрать, если можно, родственные слова.

ДУ. – дуб душ дух

СУ. - суп сук сух суд

Д.М - дым дом дам дум

Б.К - бак бок бук бык бек

Используя каждое придуманное слово, необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл. Например:

Из бука вырезали деревянную фигурку.

Важный бек дал приказ слугам проводить гостей.

и т.д.

55. Игра «Кто быстрее, кто больше?»

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. (СИРОП – соль-сахар, ирис-игра, рак-роль, озеро-ослик, парк-пыль).

56. Составление из двух слов одного.

Голубые глаза – голубоглазый, нежное лицо – нежнолицый, длинные уши – длинноухий…

57. Подбор слов к данной рифме.

СОК - лесок, носок, поясок, голосок…

Сы – весы, часы, усы, носы.

58. Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном?

Пылесос (пыль сосёт), самокат (сам катит), самолёт (сам летит), листопад (листья падают).

61. Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в разных лексических значениях.

Ключ – дверной, родник, скрипичный;

Лисичка – гриб, животное;

Коса – причёска, инструмент, часть суши в водоёмах (полезно,если дети сами нарисуют картинки к этим словам).

62. Работа со словарными словами.

(корова, собака, заяц, дорога, сорока …)

слово предъявляется с помощью загадки, рисуют слоговую и звуковую схемы к нему, рисуют картинку,

затем записывают слово.

63. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

-все перечисленные выше задания по анализу слова;

- «Поле чудес»;

- придумывание других слов с каждым слогом или буквой;

ПА - РИК - МА - ХЕР - СКА - Я

палец рикша машина Херсон скамейка яма

крупа старик зима мохер доска змея

- Слово можно предложить прочесть, изменив порядок слогов.

Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык правильного чтения, так как это сложнее, чем читать знакомое слово, где дети могут прочесть по догадке конец, зная начало.

Даётся инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги.-мапикпахерская и т.д.

Прочесть слово, пропустив1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й:памаская;

Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.

ТАКИЕ НЕЛЕПИЦЫ ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТВЁРДОГО УСВОЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ТРУДНОГО СЛОВА, ЧТОБЫ ОНО НЕ БЫЛО ДЕТЯМ ЧУЖДО, СЛОВНО ИНОСТРАННОЕ.

64. Работа с неизменяемыми словами.

Кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, кашпо, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т.д.

Самым эффективным является задание, при котором дети сами рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом либо быстро добавляют слово в предложение, данное взрослым.

Например, играем со словом «ПАЛЬТО»:

Я вышел на улицу без …

Мама пришила пуговицу к моему …

В магазине висят разнообразные …

 

Серия сообщений "речевые игры по дороге в школу и дет\сад":
Часть 1 - РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
Часть 2 - ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД - РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
...
Часть 29 - ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
Часть 30 - ИГРЫ С РЕБЕНКОМ "НА ХОДУ", по дороге в детский сад
Часть 31 - Звуковой, слоговой анализ - игровые упражнения для старших дошкольников и первоклассников
Часть 32 - Словесные игры по дороге домой
Часть 33 - Игры развивающие по дороге в школу
...
Часть 37 - Словесные игры по дороге домой
Часть 38 - Картотека словесных игр с правилами
Часть 39 - Речевые игры по дороге домой

Серия сообщений "слоговой, звуковой анализ слова":
Часть 1 - ИГРЫ С БУКВАМИ и слогами!!!
Часть 2 - Обучение грамоте дошколят - звуковой анализ слова
...
Часть 22 - Шпаргалка для родителей - как помочь ребёнку со звуковым анализом слов и частями предложения
Часть 23 - Памятка для родителей
Часть 24 - Звуковой, слоговой анализ - игровые упражнения для старших дошкольников и первоклассников
Часть 25 - Звуковой анализ слов
Часть 26 - Позиционный анализ (определить место звука в слове), дифференциацию твердых и мягких согласных

Серия сообщений "чтение":
Часть 1 - Чтение с увлечением - игровые приёмы, задания, упражнения для улучшения навыков чтения - распечатать немедленно
Часть 2 - Чтение с увлечением - как привить ребёнку любовь к чтению - советы нейропсихолога
Часть 3 - Развитие техники чтения в первом классе - приёмы и упражнения
Часть 4 - Дислексия, или Почему ребенок плохо читает
Часть 5 - Звуковой, слоговой анализ - игровые упражнения для старших дошкольников и первоклассников
Часть 6 - Список литературы на лето после 1 класса ч.1
Часть 7 - Учимся читать слова и предложения - технология современного обучения
...
Часть 20 - Тесты - Чтение. 2 класс. Диагностика читательской компетентности. Тестовые материалы для оценки качества обучения
Часть 21 - Тесты по литературному чтению 2 класс
Часть 22 - Тесты - КИМы по литературному чтению 2 класс

Рубрики:  +Н_А_Ч_А_Л_Ь_Н_А_Я_____Ш_К_О_Л_А_ /русский язык
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку