-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2017
Записей: 3017
Комментариев: 1250
Написано: 4578


На какие стороны речи необходимо обратить внимание, планируя задания на развитие речи.

Воскресенье, 06 Мая 2018 г. 02:46 + в цитатник


2018-05-06_03-34-02 (683x518, 581Kb)

1. Фонетика или звуковая культура речи (звукопроизношение).
- артикуляционные гимнастики. Лучше проводить в игровой форме, со стихотворениями, сочините или используйте готовую «Сказку о веселом язычке». Точно следуйте методическим указаниям.
- развитие воздушной струи.
- развитие мелкой моторики. Очень подробно этот раздел мною описан на сайте Светланы Ивановой «Растем и развиваемся вместе с мамой» http://deti-burg.ru/category/razvitie-i-korrektsiya-r..
- если звук поставлен, но требует автоматизации, то подобрать соответствующий лексический материал, тексты, стихи, чистоговорки, насыщенные данным звуков.
2. Фонематика (фонематический слух)
- различение неречевых звуков, в том числе музыкальных инструментов;
- различение звуков речи, отличающихся тембром, высотой, силой голоса;
- различение слов-паронимов (мишка – мышка, коза – коса и т.п);
- различение фонем (хлопни, если услышишь звук А, и произносите звуки по одному);
- различение слогов. Очень полезные упражнения, например, повторить цепочку слогов: та – да – та, да – да – та, ми – мА – мо и т.п.
- звуковой анализ и синтез слова.
3. Лексика
Словарный запас слов. Обратите внимание на словарь-признаков, наречий, действий.
Хорошо использовать игры: «Скажи наоборот» (антонимы), «Скажи по другому» (синонимы).


4. Грамматический строй речи.
- изменение по падежам, числам;
- образование относительных, притяжательных прилагательных.
- изменение глаголов по числам, времени ,лицам;
- предложно-падежные конструкции - словосочетания с предлогами и словами, измененными по падежам.
и т.п.
например, можно использовать игры: «Какой сок?» (клюквенный, крыжовенный, яблочный…), «Чей хвост?» (медвежий, волчий, лошадиный…),
5. Связная речь
- составление правильных распространенных, простых и сложных предложений;
- описательные рассказы (хорошо использовать схему описания);
- пересказы (по плану, по опорным картинкам)
- чтение художественной литературы, стихов;
- рассказы из личного опыта, о прошедших событиях;
- придумать сказку;
- беседа.

***

частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.
1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.
В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).
Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.
2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).
Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы...» — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).
Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.
3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).
Важнейшее качество звучащей речи — ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства...»
Дошкольный возраст — благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.
5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.
В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.
В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.
6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.
Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.
7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д.

***

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди   многочисленных   приемов   словарной   работы,   которые   могут   быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. Подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

***

 

 

Серия сообщений ".развитие речи":
Часть 1 - Раннее развитие ребенка (ссылки полезные)
Часть 2 - Дисграфия у детей
...
Часть 22 - Опорные схемы для составления описательных рассказов
Часть 23 - ---серия Папка дошкольника НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Часть 24 - На какие стороны речи необходимо обратить внимание, планируя задания на развитие речи.
Часть 25 - КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗИКИ
Часть 26 - !!!!!!! Документы с общим недоразвитием речи
...
Часть 38 - Литература - детям ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 5+
Часть 39 - (!!!) КНИЖНАЯ СЕРИЯ - Литература - детям ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 6+
Часть 40 - Литература детям - СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Серия сообщений "!!! ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий":
Часть 1 - Структура логоритмического занятия
Часть 2 - Методики занятий!!!!!!!!!!
...
Часть 5 - Подробный план занятий с детьми от 1 года до 5 лет
Часть 6 - Планирование в группах для детей с ФФН
Часть 7 - На какие стороны речи необходимо обратить внимание, планируя задания на развитие речи.
Часть 8 - С КАКИМИ «ПРОБЛЕМАМИ» В РЕЧИ СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ.
Часть 9 - Какие разделы должны быть включены в ежедневные занятия - Примерное перспективное планирование коррекционной работы
Часть 10 - !!!!!!! Недельный план занятий, 5 лет
Часть 11 - План занятия по развитию (найти ещё)!!!
Часть 12 - БЕСЦЕННОЕ - подготовка к школе

Серия сообщений "ВАЖНОЕ 2":
Часть 1 - 27 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией (А.С.Русских)
Часть 2 - Планирование в группах для детей с ФФН
...
Часть 6 - 25 СПОСОБОВ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Часть 7 - +++++ОООО!!! ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА - КНИГИ в PDF (реже - doc, djvu)
Часть 8 - На какие стороны речи необходимо обратить внимание, планируя задания на развитие речи.
Часть 9 - С КАКИМИ «ПРОБЛЕМАМИ» В РЕЧИ СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ.
Часть 10 - Ооооочень важно - распечатать - Формирование глагольной лексики через дидактическую игру
...
Часть 48 - !!!!!!!!! Кинезиология
Часть 49 - !!! Подборка методических рекомендаций для родителей - очень много полезных тем - распечатать
Часть 50 - Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - великолепное пособие

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку