Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР |
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
Дидактическая игра “Загадочный шар”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.
Описание игры:
Вариант 1:
Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР
![]() |
«Дидактическая игра 'Загадочный шар'» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Сколько ни езди, ни ходи, Тебе конца тут не найти. (Земной шар) |
Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все - (Солнце или солнечный шар)
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) |
Расцветает ландыш в мае, Астра осенью цветёт. А зимою расцветаю Я на ёлке каждый год. Целый год лежал на полке, Все забыли про меня. А теперь вишу на ёлке, Потихонечку звеня. (Шар) |
![]() |
«Дидактическая игра 'Загадочный шар'» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Дидактическая игра “Бюро находок”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры: Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.
Вариант 2.
Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.
3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)
Вариант 3.
В “Бюро находок” пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….
Дидактическая игра “Веселый поваренок”.
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Описание игры:
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.
![]() |
«Дидактическая игра 'Веселый поваренок'» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .
Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г. Нижневартовск.
Серия сообщений "словарный запас 1 (сущ, прил, глагол":
Часть 1 - !!!!!!!!!!!!!++++++Слова на Л (доктор Айболит) - на тему автоматизации звуков
Часть 2 - Картотека игр для родителей с детьми «По дороге в детский сад»
...
Часть 13 - Лексика, грамматика, связная речь
Часть 14 - Глагольная лексика через дидактическую игру
Часть 15 - Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
Часть 16 - Ооооочень важно - распечатать - Формирование глагольной лексики через дидактическую игру
Часть 17 - Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных
...
Часть 46 - Слова-квазионимы
Часть 47 - Слова-квазионимы 2
Часть 48 - Игра-лото ПОДБЕРИ СЛОВА К КАРТИНКЕ
Серия сообщений "дидактические игры 1":
Часть 1 - Дидактическая игра Прищепки_Азбука
Часть 2 - №№№ !!!!!!!!!!!!!!!Неразобранное - РАСПЕЧАТАТЬ !!!!!
...
Часть 10 - ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ коротко - важнющее для Ники
Часть 11 - Глагольная лексика через дидактическую игру
Часть 12 - Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
Часть 13 - Дидактика КТО ЖЕ ЛИШНИЙ?
Часть 14 - Дидактика ДОМА и ГАРАЖИ
...
Часть 47 - Дидактические игры по русскому языку
Часть 48 - Дидактические игры по математике
Часть 49 - Дидактические игры по математике
Серия сообщений "ВАЖНОЕ 4":
Часть 1 - ПОДБОРКА КНИГ "ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
Часть 2 - ВЕРЬТЕ В СВОИХ ДЕТЕЙ! НИКОГДА НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ! Что творит материнская любовь. Не могла сдержать слёзы
Часть 3 - !!!!!!!!!!!!!++++++Слова на Л (доктор Айболит) - на тему автоматизации звуков
Часть 4 - №№№ !!!!!!!!!!!!!!!Неразобранное - РАСПЕЧАТАТЬ !!!!!
Часть 5 - Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
Часть 6 - №№№ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Часть 7 - Без заголовка
...
Часть 44 - Договор дарения
Часть 45 - Мальва
Часть 46 - ЮМОР Перлы студентов-медиков
Рубрики: | ___РАСПЕЧАТАТЬ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |