-Рубрики

 -Цитатник

ЛОПАПЕЙСА. СХЕМА. - (0)

Лопапейса. Схема. Источник https://vk.com/bookmarks?z=photo-198173_457254891%2Fwall-19817...

БЕЗРУКАВКА ДЛЯ МАЛЬЧИКА - (0)

Безрукавка для мальчика Безрукавка для мальчика спицами 1. подробнее

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mkmarisanna

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 9506


Основное о подкладке

Четверг, 22 Июня 2017 г. 13:55 + в цитатник
Цитата сообщения Алигрина Школа вязания. Основное о подкладке от Limagi

Основное о подкладке

Начну с того, что слово «подклад» неправильное в этом применении (и прошу прощения у тех, кому такое обозначение приносит дискомфорт). Есть слово «подкладка» (именно оно соответствует данному смыслу), которое применяется во многих сферах и в отношении одежды в частности. Но за все время вязания шапок я в 95 % случаев встречаю именно «подклад».

M-038-09/6125572_M03809 (525x700, 272Kb)

Подкладка — это:
- (из интернета) материал, пришиваемый, прикрепляемый к внутренней (не лицевой) стороне одежды или какого-либо изделия.
- (из Википедии) часть верхней одежды, используемая для предохранения изнаночной стороны основной ткани от истирания, растяжения и загрязнения, придания изделию толщины, формоустойчивости и эстетических качеств.

Для шапок под словом подклад будем подразумевать дополнительную внутреннюю часть (слой) шапочки, которая чаще всего служит для утепления ее, а так же для уплотнения полотна (исключения дырочек между столбиками) и соответственно защиты головы (ушей) от ветра, а еще для улучшения тактильных качеств (для исключения колкости пряжи, например) или создания плотного подслоя (фона) при рыхлой (ажурной) вязке.
Саму шапку в своих уроках буду называть еще основа, верх, верхняя часть.
По своей сути подклад — это такая же шапочка (или какая-то ее часть), размещенная внутри создаваемого головного убора.

Если вяжу шапку для холодного времени года без подклада, то всегда использую СБН — потому что так плотнее. А вот если добавляю подклад, то такой необходимости уже нет — почти всегда использую СН. Ведь помимо того, что они вяжутся быстрее, полотно еще и мягче, пластичнее. А два слоя перекрывают возможные дырочки. Я не сторонник двойных подкладов (чем больше слоев, тем сложнее им правильно улечься по голове) — при такой необходимости лучше связать один, но толстый и из теплой пряжи.

Для вязания на заказ целесообразно подклады делать только на зимние шапки (хотя я и для себя следую этому принципу). Поскольку наличие подклада существенно добавляет работу и соответственно цену изделию (особенно если вязать тонкий покдлад). Поэтому на позднюю осень я просто шапку вяжу толстой пряжей.

Размер
Если связали верх (саму шапку) без учета подклада — считайте, что его туда уже удачно не впихнуть, разве что шапка очень хорошо тянется. Подклад вяжется четко по размеру головы (потому что сначала надевается на голову он, а потом уже шапка). А вот верхняя часть уже больше, чтобы в него поместились и голова, и подклад — без проблем и дискомфорта от натянутости шапки. Поэтому если у вас есть сомнения в размере верха, правильнее всего сначала связать подклад, надеть его на голову (манекен, мячик, шарик подходящего размера) и измерить заново окружность и высоту для шапки.
Бывает, что вяжут и верх, и подклад одного размера. Но в крючковом полотне для меня лично это приемлемо только для хорошо тянущегося полотна и может быть оправдано только тем, что шапка будет носиться на две стороны (то верхом, то подкладом наружу).

Нельзя дать абсолютно стандартную и точную цифру, на которую всегда верх больше подклада в сантиметрах. Зависит от толщины подклада и размера головы. Но в среднем по обхвату головы это разница на один размер (т.е. два сантиметра). Если вяжете в одну нить с полушерсти средней толщины и подклад, и верхушку — то разница обычно примерно 2-2,5 см (это около четырех-пяти столбиков в ряду — добавляете их для верхней части к количеству столбиков в подкладе). Если все же подклад заметно тоньше или толще — лучше перестраховаться примеркой (вот для толстого полотна из пряжи махра у меня подклад добавил аж 5 см на 52 см головы).

По высоте (от макушки до нижнего края шапки) подклад должен быть равен высоте головы минус полсантиметра от низа. При соединении верха и подклада рядом СБН — эти полсантиметра добавит ряд обвязки (при средней толщине нити 0,5 см равно одному ряду СБН). При пришивании это расстояние позволит несколько спрятать подклад поглубже и пришивать его не прям по краю. Верхняя часть при вшивании подклада вяжется на полсантиметра больше высоты головы, поскольку примерно столько высоты добавляет голове подклад (но лучше перемерить по надетому подкладу), соответственно на 1 см больше подклада. Но если верх будет обвязываться с подкладом соединяющим рядом СБН — то его высота должна быть равна высоте головки (ну если обвязка равна 0,5 см) и соответственно больше на 0,5 см подклада. Можно вкладывать подклад в шапку в процессе довязывания его до края, чтобы увидеть, сколько еще нужно. При обвязке СБН — края должны совмещаться, при сшивании — подклад слегка утоплен. Но как показал мой личный опыт, очень сложно бывает распределить подклад внутри ненадетой шапки правильно. Часто кажется, что много лишнего, особенно по высоте. Хотя это больше касается мягкого бесформенного флиса. Вязанное полотно лучше держит форму и соответственно лучше совмещается с шапкой, укладываясь по ее стенкам. Но все равно самый лучший вариант — надеть на манекен подклад и сверху шапку, тогда все будет видно.

Если верхняя часть шапки будет меньше нужных размеров, она стянет подклад, образуются складки внутри, шапка будет давить на головку или не налезет вообще. Если намного больше — не будет лежать ровно/гладко по головке, образуются небрежные примятости и фалды. А при большей высоте еще будет ерзать и съезжать, может образоваться обвисание полотна над краем шапки. Подогнать прям по миллиметрам все конечно же проблематично, но мы все-таки работаем с вязанным полотном, и его тянучесть скроет некоторые погрешности.

Подкладом можно спасти шапку, связанную неудачно на размер больше. Но правда придется носить в другой сезон, ведь она станет теплее. А если подклад и планировался, но верх вышел все-таки несколько свободным, то можно считать, что все приемлемо — подклад нужного размера будет хорошо держать шапку на голове, а столбики верха (ну если разница конечно до пары см) улягутся более тесно по головке. Если верх связан катастрофически больше, то можно связать на нем околышек запланированного размера, добавить подклад — и будет как мини-беретик. Низ подклада и в других случаях можно вязать несколькими рядами СБН — тогда меньше будет растягиваться по краю и будет плотнее обхватывать головку (а верх уже будет держать форму по краю подклада).

Форма
Подклад по своей форме может как полностью соответствовать головному убору, так и нет. В стандартной шапке-колпачке полный подклад (т.е. покрывающий всю голову) идет абсолютно той же формы и вяжется по тем же правилам. Для прямоугольной шапки подклад проще всего (и так в принципе все и делают) сделать тоже прямоугольной формы. Но можно сделать и колпачком, тогда шапка будет сидеть четко по головке и углы не будут натягиваться вниз от ушек, делая шапку глубже. В объемных беретах, шапках-носках, колпаках и других головных уборах, не повторяющих форму головы, чаще всего целесообразно делать подклад в виде обычного колпачка по размеру головы. Тогда ни их пышность, ни лишнее в высоте не дадут сползать головному убору на глаза и подклад будет хорошо облегать голову, лучше согревая ее. Но если, допустим, под берет прячем волосы (будь то коса/хвост или просто чтобы меньше мять прическу), то тогда лучше и подклад вязать беретом. В ушанках часто имеет смысл стык подклада и верха делать видимым (т.е. по самому краю) или вообще отвернуть подклад поверх шапки по краю — поэтому высота подклада соответственно увеличится. Отворот ушанки над лицом лучше пришивать к подкладу (или навязывать на него), а потом эту линию прошить с полотном верхней части. Если на головном уборе есть козырек, то подклад вяжется до начала козырька, т.е. до линии низа колпачка.

Подклад может быть частичным для утепления некоторой части шапки. Например, для исключения продувания ушек (при той же толщине шапки) с внутренней стороны колпачка можно нашить в виде накладок овалы (а так же любые другие фигуры, в том числе и несущие декоративную роль) — плотно связанные или из теплой или непродуваемой ткани. Такие накладки можно нашивать и на/под подклад для дополнительного утепления ушей (можно даже проклеить дублерин).
Иногда оправдана просто широкая полоса подклада по нижней части шапки, которая очень легко вяжется и вшивается, но при этом закрывает полностью уши как повязка. Но в описанных случаях надо учитывать, не будут ли выпирать пришитые элементы через полотно — т.е. с лицевой стороны шапки они должны быть визуально незаметными или скрытыми элементами декора.

Если шапка с ушками для завязок, есть два варианта — подклад такой же с ушками или колпачком с ровным низом.
Ушки делаются той же формы, что и ушки верха (если пряжа разной толщины, то одинаковой формы надо добиваться прикладыванием в процессе вязания к готовым ушкам верхней части, и учитывая, что будет еще обвязка). Размещение их определяем по тому же принципу, что и в самой шапке (чаще всего по правилу 1/5 части ). При этом на ушки (они же больше на виду, а колпачок подклада всегда скрыт) можно менять цвет и состав пряжи при желании и определенном замысле в дизайне. Если соединяем подклад с верхом рядом СБН — то край ушек должен совпадать с верхней частью не только по форме, но и четко по размеру (можно их правда вязать на столбик уже, чтобы компенсировать разницу в количестве столбиков по окружности). Если пришиваем подклад — то на ушках со всех открытых сторон отступаем примерно по 0,5 см от края.
Поскольку ушки в принципе греют больше шею, чем уши, то двойное утепление не особо важно. Поэтому подклад можно делать и до линии низа колпачка — так проще. А ушки уже будут однослойными.
Если на шапке делаются дополнительные потайные ушки, то верхние декоративные идут в основном без подклада, а внутренние по желанию.

Надо сказать, что подклад выравнивает ушки, особенно длинные декоративные — т.е. если края ушек шапки у вас заворачиваются, то прикрепив на них подклад, вы этого в большинстве случаев избежите (они станут плотнее и ровнее).

Состав
Не буду углубляться в названия пряжи — это все индивидуально по желанию. Но напишу общие принципы, которыми руководствуюсь — сезон и регион проживания, толщина и теплота полотна самой шапки, жаркость ребенка, чувствительность к колкости пряжи. Не следует забывать, что в верхней одежде зачастую очень теплые капюшоны. И если вы все время его надеваете в ветренную погоду, то это увеличивает возможность вспотевания головы в жаркой шапке.

Чаще всего на зиму вяжется и верх, и подклад из полушерсти средней толщины. Обычно этого достаточно. Естественно чем больше в составе шерсти, тем теплее шапка получается. Но какой процент брать — это вкусы и личные предпочтения, не больше. Можно использовать и чистую шерсть, сейчас есть вполне неколючие варианты. Зато она дышит и без синтетики. При этом нить может быть тоньше, но тепла будет давать не меньше. Читала, что в мериносовом подкладе голове очень тепло и она не потеет при этом.

Если верх толстый и жаркий, то можно подклад связать тонкой пряжей или заменить ее на хлопок. Так же и наоборот — например, если верх вы связали из пряжи без шерсти, даже летней (ну вот не было цвета подходящего или по виду больше подходила), то внутрь можно пустить теплую шерстяную пряжу.

У меня жаркий ребенок, нам хватает на среднюю зиму полушерстяной шапки с подкладом из стрейчевого хлопка. Такой подклад к тому же довольно мягок, удобен и очень хорошо тянется. Так же вязала и другие не теплые пряжи — хлопок с вискозой, хлопок с акрилом (они очень приятны к телу). Если берете хлопок, то лучше помягче, слабой струтки, потому что мерсеризированный грубее и менее уютен.

Раньше я для подкладов любила акрил, а потом вообще его перестала использовать для этой цели. По отзыву клиентки в такой шапке (а верх был 80 процентов шерсти) — голова потела. Позже вычитала, что акрил не обладает гигроскопичностью (т.е. свойством поглощать влагу) в отличие от шерсти и хлопка. Т.е. если вы свяжете подклад из акрила — он будет приятен к телу, не будет колоться, но если ребенок набегается и вспотеет, подклад может не вывести влагу от головы и она останется на дальнейшую прогулку. Хотя недавно я встречала прямо противоположный отзыв, что в хлопке голова мокрая, а в акриле сухо и комфортно.

Пряжа пуф/махра конечно же очень привлекательна по виду и на ощупь для подкладов. К тому же она дает некое ощущение меховости шапки, что она истинно зимняя. Но надо сказать, что крючком это полотно выходит очень толстое, даже грубое, не пластичное. А это все-таки синтетика. Мой бы носить не смог, мы бы однозначно упарились в ней. Это больше подходит, на мой взгляд, для прогулок в коляске без подвижности ребенка. Я встречала немало хороших отзывов и о таких подкладах.

Так что стандартных правил нет — есть дело вкуса и конкретные условия (регион, ребенок). Одно — не надо перебарщивать с общей теплотой шапки, иначе потеть головка будет при любом подкладе. Мне о качествах разных составов сложно говорить наверняка, потому что мои шапки носят не мои дети. И вообще я считаю, что пока сам лично не поносишь шапку, наверняка можешь и не узнать, каково в ней.

Как вариант, можно сделать макушку подклада из хлопка, а нижнюю полосу, закрывающую ушки, из полушерсти. Если подклад делается не с целью утепления, а для лучшей посадки головного убора на головку, то можно связать его сеткой, даже очень-очень крупной — просто чтобы зафиксировать, например, объемный берет. И пряжу можно брать для этого самую тонкую хлопковую.

Цвет
Чтобы в шапке не просвечивались дырочки между столбиками верхнего слоя (в основном для СН, ведь СБН плотнее), лучше всего подклад вязать в цвет шапки. Можно из другой пряжи, но очень близко по оттенку. Сильно контрастные цвета, особенно при светлых цветах верхней части, часто визуально добавляют ненужный, даже грязноватый, оттенок основному цвету. Но если шапка темная или яркая, плотно связанная, то контрастный цвет делает еще более интересным и веселым изделие. Особенно если перекликается с используемыми цветами для отделки самой шапки. Можно, например, подклад связать полосками разной ширины и при этом пристроить остатки пряжи разных цветов.
На ушки надо пускать цвет, сочетающийся с внешним дизайном шапки, особенно если ушки декоративные без завязок (вразлет). Надо чтобы подклад вписывался в общую композицию (и даже дополнял ее) - т.е. или из основной пряжи или цветом, используемым для отделки шапки.

По сути практически любой летний ажурный узор можно использовать и для теплого головного убора (если он конечно вписывается по толщине нити под нужный размер). Стоит только добавить подклад! И от удачного выбора цвета узор будет или четко виден (конечно же при контрастных цветах) или создаст наподобие рельефа на полотне (если подклад сделать того же цвета либо очень приближенного). Естественно тут надо учитывать не только комфортность и теплоту, но и визуальную сочетаемость пряж верхней части и подклада — не только по расцветке, а и по матовости тоже, и может даже по структуре нити. В таких шапках делать меланжевый подклад, на мой взгляд, абсолютно неуместно (ну может в виде исключения, если однотонная нить ну резко будет отличаться от меланжа), потому что он смажет узор на ажуре, сделает его неразличимым. А вот наоборот (верх — меланж, низ — однотонный) выйдет даже по особому интересно (меланж растянется красиво по цепочкам ажура, а не просто сформируется в пятнышки). Длинносекционные окраски пряжи можно применять с большей вероятностью отличного результата. Следует добиваться, чтобы в переходах цветов одинаковые оттенки не наложились друг на друга — иначе в этом месте мы узор потеряем (издалека он попросту сольется с подкладом, а в других местах будет виден).

Крепление
Размещать подклад внутрь шапки нужно более красивой стороной к голове (обычно это лицевая сторона полотна), потому что вторая сторона вообще спрячется. При поворотных рядах по возможности лицевую сторону последнего ряда подклада оставлять открытой.

Есть два способа крепления подклада — вшивание и соединение двух слоев вместе обвязкой. Но при любом из этих вариантов подклад целесообразно сначала обвязать рядом СБН — так аккуратнее и легче потом с ним работать. И эту обвязку надо учитывать при измерении высоты. Без нее не так равномерно по глубине смотрятся стежки нити при сшивании или основания столбиков при обвязке (это касается больше всего боковинок ушек для завязок), особенно если работаем нитью другого цвета. К тому же этот ряд несколько стягивает полотно, т.е. лучше держит форму края. В конце вязания подклада можно оставлять длинную нить для пришивания или вообще не отрывать нить от клубка, если этим же цветом будет обвязка шапки.

Соединение слоев рядом СБН для меня выглядит несколько аккуратнее, и подклад как бы выровнен в одну плоскость с краем. Так быстрее и удобнее к тому же. Можно слегка отрегулировать размер края готового изделия. Но ввязанный подклад уже потом не удалить без распускания края шапки (что не сможет уже сделать клиент при вязании на заказ, например). Крючок при вязании обвязки (ряда СБН) вводится в петли сразу двух слоев, при этом связанный столбик их соединяет. Обвязывать можно как нитью в цвет верха, так и другим цветом, который подчеркивает отделку шапки. Можно использовать для этого ряда махровую пряжу или другую декоративную, но учитывать соотношение толщины и количества петель с рядами шапки и подклада. Обвязывать край можно не только СБН, но и рачьим шагом. Если по краю нужны декоративные зубчики, то желательно сначала все-таки связать соединяющий все петли ряд СБН.

Пришивание дает возможность в любой момент выпороть подклад и носить шапку как облегченную, но большего размера — т.е. продлить срок эксплуатации. Это важно, когда головка быстро растет у малышей, особенно если шапка на заказ и не дешевая. Еще пришивание спасает, когда нить на подкладе намного тоньше нити верха. В этом случае из-за большого различия в размере петелек неудобно связывать вместе слои — толстый крючок для верха не пролазит в маленькие петли подклада, а тонкий крючок не подхватывает рабочую нить (да и толстую нить обвязки вообще сложно протянуть через петли подклада). Еще одним плюсом пришивания можно назвать то, что иглу можно ввести в любую часть столбика и вроде бы легче распределить разницу в количестве петель верха и подклада без их счета. Также можно скорректировать расположение нижней линии подклада в шапке. Но делать все стежки идеально ровными сможет не каждый (столбики проще вязать одинаково). При вшивании подклада край шапки может слегка отходить от головы, поскольку подклад связан не до самого низа, а верх больше по размеру. Это можно изначально учесть при обвязке шапки и убрать там пару столбиков. Можно в ряд обвязки вставить нить-резинку. Пришивать подклад можно как пряжей с подклада, так и пряжей верхней части (с пряжей удобно работать иглой с тупым концом). Если пряжа очень толстая, то можно разделить ее скрутку и взять потоньше. Можно сшивать и обычной швейной нитью в цвет или мононитью (тонкой прозрачной швейной леской). При сшивании игла вводится под какую-то часть столбика обвязки или глубже с изнанки шапки и под петли обвязки подклада.

Чтобы подклад меньше комкался внутри при снятии головного убора и не ездил при надевании на голову — лучше сшить между собой начало вязания обоих слоев (низ первого ряда и колечко). Если шапка прямоугольная, то неплохо сшить углы. Для подкладов объемных головных уборов этого делать не нужно, поскольку высоты слоев не совпадут.

Отделка шапки и завязки
До пришивания подклада нужно пришить всю отделку (цветы, мордочки, уши, бусины, вышивку и все прочее) на шапку. И не только для того, чтобы швы с изнанки, концы нитей и вся прочая некрасивость спрятались между слоями шапки — просто шить по одному слою намного легче. Ведь при пришивании отделки поверх подклада сложно распределить его по шапке идеально в снятом виде — и возможно получатся перекосы, стяжки и заломы полотна. Исключений в этом правиле два — если вы сомневаетесь в какой-то отделке (и возможно будете ее отпарывать и перешивать), либо она тяжелая (как большой цветок, тогда стоит для прочности крепления захватывать и подклад). Но в таком случае обязательно равномерно распределить и зафиксировать подклад по шапке до пришивания (лучше всего надеть на манекен/мячик нужного размера и наколоть иголками в местах крепления отделки). Шнурки от помпонов или кисточек по бокам прямоугольной шапки тоже можно пришивать уже на изделие с подкладом.

Завязки на ушки шапки можно делать как до, так и после вшивания подклада. Если завязки крепятся с захватом и верха, и подклада — то их делать только на готовую шапку. Если вшиваются между слоями — то конечно до соединения слоев. Если они крепятся только за верхнюю часть шапки (т.е. с захватом только столбиков обвязки) — то без разницы. Хотя все равно удобнее на готовую — не будут лишний раз мешать в работе.

Источник

 (150x123, 15Kb)

Рубрики:  вязание/узор,в помощь

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку