-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до
  • Перейти к приложению Словарный запас Словарный запасПриложение показывает, в виде облака, 100 наиболее используемых слов в вашем дневнике, или в дневниках друзей. Каждое слово является ссылкой, на поиск этого слова в вашем дневнике.
  • Перейти к приложению Фотогалерея Ctrl+C /Ctrl+V Фотогалерея Ctrl+C /Ctrl+V

 -Рубрики

 -Цитатник

РУССКОЕ ОРУЖИЕ НЕОТВРАТИМОГО ВОЗМЕЗДИЯ - (0)

РУССКОЕ ОРУЖИЕ НЕОТВРАТИМОГО ВОЗМЕЗДИЯ. Система гарантированного ответного ядерного удара &laqu...

Жены декабристов .Муравьева Александра Григорьевна - (0)

Жены декабристов .Муравьева Александра Григорьевна Муравьева Александра Григорьевна &...

Без заголовка - (0)

Ученые раскрыли «тайну» псориаза Ученые утверждают, что нашли ген, который ответственен з...

Без заголовка - (0)

Технология выращивания гриба вешенки в домашних условиях Вот почему я рекомендую этот биз...

А ну, кто еще хочет попробовать..повоевать с Россией? - (0)

Письмо американского моряка с "Дональд Кука" Моя любимая Мэри! Прости, что не писал тебе целую ...

 -Я - фотограф

Мгновенья из Жизни Братьев..

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в gravitino3k2

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 834


О Жизни поэта Батюшкова Константина Николаевича

Пятница, 07 Сентября 2012 г. 18:17 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Константин Николаевич Батюшков






1787-1855


Николай Иванович Уткин.Портрет Константина Батюшкова. Акварель, 1815

Происходил из древнего дворянского рода, отец — Николай Львович Батюшков (1753—1817). Годы своего детства провёл в родовом имении — селе Даниловское. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре.
В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.


Муравьёв Михаил Никитич.1810 неизвестный художник

В 1802 году Батюшков зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Эта служба тяготит поэта, но обстоятельства не позволяют ему оставить службу. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. Высокопоставленных покровителей и меценатов, которые бывали у многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, Батюшков не имел, и, быть может, из-за гордости, не хотел иметь: "Просить и кланяться в Петербурге не буду, пока будет у меня кусок хлеба". Впоследствии поэт скажет, противопоставляя себя многим угодливым пиитам того времени: "Я писал о независимости в стихах, о свободе в стихах".


Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме Е.Ф.Муравьёвой — наб. реки Фонтанки, 25; открыта 29 мая 2001 года. Скульптор В. Э. Горевой.

В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, Н. И. Гнедичем. В 1805 году в журнале «Новости литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моем» — первое выступление Батюшкова в печати. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей российской словесности».

В 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантоново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.


Кипренский Орест Адамович.Портрет Батюшкова .1815

В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. Годы 1810 и 1811 прошли для Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 года отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже.

В 1807 году, когда войска Наполеона угрожают России, и поэт оставляет гражданскую службу, записывается в народное ополчение (милицию). Со своей частью он отправляется в Пруссию, участвует в походе. В сражении под Гейльсбергом поэт был ранен в ногу. Уже в 1808 году Батюшков участвует в войне со Швецией и походе на Финляндию. Во время похода им написано несколько стихотворений, и начат перевод поэмы Тасса Освобождённый Иерусалим.

В 1809 году поэт участвует в походе на Аландские острова. В начале лета он получает отпуск, после короткого пребывания в Петербурге, едет в имение Хантоново, где, среди прочего, пишет стихотворный памфлет "Видение на берегах Леты", разошедшийся в списках и напечатанный в искажённом виде лишь через тридцать два года после его создания. Один из списков стихотворения, являющийся маленькой сатирической поэмой, был назван "Страшный суд русских пиитов, или ведение на берегах Леты до Ипотаса де Ротти". Этот памфлет был подхвачен всей передовой Россией, имя Батюшкова как поэта становится хороши известным в России. Осмеянные им шишковисты неистовствовали, поэт попал не в бровь, в глаз! Не могли быть в восторге от "Видения" и сентименталисты, которые, за исключением Карамзина, весьма почитаемого поэтом, также подверглись осмеянию.

С декабря 1809 года поэт живёт в Москве. Он намерен выйти в отставку, служить в дипломатической миссии, мечтает путешествовать по Европе. В Москве 1810 году Батюшков знакомится с Карамзиным, и входит в круг близких ему литераторов. Получив отставку в чине подпоручика и живя то в Москве, то в своём имении в Хантонове, поэт много пишет в стихах и прозе, и переводит.

В начале 1812 года Батюшков переезжает в Петербург, и в апреле того же года поступает в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Директором библиотеки был Алексей Оленин, писатель-археолог, художник и ценитель искусств, в доме которого был салон, посещавшийся многими писателями и художниками, с которыми встречался Батюшков. Сослуживцами по Публичной библиотеке был Гнедич и Крылов.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года усиливает в душе поэта патриотическое чувство. Он желает пойти на войну, но болезнь, сильная лихорадка, мешает ему сразу же осуществить это намерение. Почти в канун Бородиской битвы, поэт берёт отпуск и приезжает в Москву, для того, чтобы сопровождать в Нижний-Новгород вдову своего наставника Е.Ф. Муравьёву и её семью. Стечение беженцев и народные бедствия, увиденные поэтом по пути следования из Москвы, производят на него сильное впечатление. Батюшков возвращается в Москву после изгнания из неё французов.

В 1813 году Батюшков, как только позволило состояние здоровья, выезжает в Дрезден, в главную квартиру действующей армии. Батюшков теперь адъютант генерала Раевского. В сражении под Лейпцигом погибает друг Батюшкова, воспетый в его стихах, И.А.Петин, и ранен Раевский. В 1814 году поэт участвует в переходе через Рейн и вступлении во Францию. Из Парижа, капитуляции которого был свидетелем Батюшков, он через Англию, Швецию и Финляндию возвращается в Петербург.

Неудавшаяся попытка жениться в 1815 году, расстройство личных отношений с отцом тяжело переживались поэтом. Некоторое время он живёт на Украине, в Каменец-Подольске, у своего военного начальства. Поэта заочно выбирают в члены литературного общества Арзамас. В эту пору Батюшков переживает сильный творческий подъём: за год он пишет двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Он готовит к печати свои сочинения в стихах и в прозе.

После приезда в Москву поэт избирается в члены "Московского общества любителей словесности". При вступление в него прочитывается "Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык", историко- и теоретико-литературная статья, опубликованная в "Трудах" общества. Батюшков избирается почётным членом "Вольного общества любителей словесности". Поэт принимает участие в заседаниях "Арзамаса". В октябре 1817 года выходят «Опыты в стихах и прозе», которую затем издаёт Гнедич. Книга благожелательно была встречена критикой и читателями.

Всё это время он писал. Воевавший на трех войнах, Батюшков был едва ли не первый, кто воспел ратный подвиг русского солдата. Произведения его написаны не мудреным языком литературы начала 18 века, а новым, свежим эпистолярным.
"Это еще не пушкинские стихи, - сказал Белинский об одной из его пьес, - но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских.

Пушкин называл Батюшкова своим учителем, и в его творчестве, в особенности юношеского периода, есть много следов влияния Батюшкова.

Когда Батюшков, участвовавший в военных походах в 1813—1814 гг., некоторое время мало писал и не печатал своих стихов, желая вернуть его к поэтическому творчеству юный Пушкин написал:

К БАТЮШКОВУ

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид,
Почто на арфе златострунной
Умолкнул, радости певец?
Ужель и ты, мечтатель юный,
Расстался с Фебом наконец?

Уже с венком из роз душистых,
Меж кудрей вьющихся, златых,
Под тенью тополов ветвистых,
В кругу красавиц молодых,
Заздравным не стучишь фиалом,
Любовь и Вакха не поешь,
Довольный счастливым началом,
Цветов парнасских вновь не рвешь;
Не слышен наш Парни российский!..
Пой, юноша, — певец тиисский
В тебя влиял свой нежный дух.
С тобою твой прелестный друг,
Лилета, красных дней отрада:
Певцу любви любовь награда.
Настрой же лиру. По струнам
Летай игривыми перстами,
Как вешний зефир по цветам,
И сладострастными стихами,
И тихим шепотом любви
Лилету в свой шалаш зови.
И звезд ночных при бледном свете,
Плывущих в дальней вышине,
В уединенном кабинете,
Волшебной внемля тишине,
Слезами счастья грудь прекрасной,
Счастливец милый, орошай;
Но, упоен любовью страстной,
И нежных муз не забывай;
Любви нет боле счастья в мире:
Люби — и пой ее на лире.

Когда ж к тебе в досужный час
Друзья, знакомые сберутся,
И вины пенные польются,
От плена с треском свободясь —
Описывай в стихах игривых
Веселье, шум гостей болтливых
Вокруг накрытого стола,
Стакан, кипящий пеной белой,
И стук блестящего стекла.
И гости дружно стих веселый,
Бокал в бокал ударя в лад,
Нестройным хором повторят.

Поэт! в твоей предметы воле,
Во звучны струны смело грянь,
С Жуковским пой кроваву брань
И грозну смерть на ратном поле.
И ты в строях ее встречал,
И ты, постигнутый судьбою,
Как росс, питомцем славы пал!
Ты пал, и хладною косою
Едва скошенный, не увял!.. 1)

Иль, вдохновенный Ювеналом,
Вооружись сатиры жалом,
Подчас прими ее свисток,
Рази, осмеивай порок,
Шутя, показывай смешное
И, если можно, нас исправь.
Но Тредьяковского оставь
В столь часто рушимом покое.
Увы! довольно без него
Найдем бессмысленных поэтов,
Довольно в мире есть предметов,
Пера достойных твоего!

Но что!.. цевницею моею,
Безвестный в мире сем поэт,
Я песни продолжать не смею.
Прости — но помни мой совет:
Доколе, музами любимый,
Ты пиэрид горишь огнем,
Доколь, сражен стрелой незримой,
В подземный ты не снидешь дом,
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон.

Пушкин напечатал его в «Российском Музеуме» (1815, № 1). Прочтя послание в журнале и узнав, что под псевдонимом скрывается лицеист Пушкин, Батюшков приехал с ним познакомиться — в начале февраля 1815 г. (см. письмо Пушкина к Вяземскому от 27 марта 1816 г.).

По возвращении на Родину его преследовали неудачи ( неуспех по службе, снова неудачная любовь) и Батюшков, которого уже несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в тяжелую и унылую апатию, усиленную пребыванием в глухой провинции - в Каменец-Подольске, куда ему пришлось отправиться со своим полком.

В это время (1815 - 1817) с особенной яркостью вспыхнул его талант, в последний раз перед тем, как ослабеть и, наконец, угаснуть, что он всегда предчувствовал.

Трагическая судьба постигла этого поэта: он сошел с ума, когда был в самом расцвете таланта и славы, на тридцать четвертом году жизни, прожив после этого еще более тридцати лет. Батюшкова, несколько раз покушавшегося на самоубийство, пробовали лечить и в Крыму, и на Кавказе, и за границей, но болезнь усиливалась.

Однажды, в минуту просветления, он сказал о себе поэту Вяземскому:
“Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было”.

Однако до того как “сосуд разбился”, Батюшков успел много сделать для русского языка и литературы. Пушкин называл его счастливым сподвижником Ломоносова, сделавшим для русского языка то же самое, что сделал Петрарка для итальянского

Стихи Батюшкова радуют своей плавностью, звучностью и ясностью. Именно этому учился у него юный Пушкин. Из всех поэтов-предшественников Батюшков оказал на него самое сильное влияние.
Пушкин восхищался Батюшковым, о котором написал однажды:
— Что за чудотворец этот Батюшков!
Батюшков тоже очень высоко ценил Пушкина. Рассказывают, что однажды, зажав в руке листок, на котором были написаны стихи Пушкина, он воскликнул:
— О, как стал писать этот злодей!

Болезнь не дала Батюшкову расцвести в полную силу. К тому же в один из приступов болезни он сжег все написанное им в Италии, куда уехал с надеждой вылечиться. Надежда не оправдалась, и тяжелобольным возвращается Батюшков в Россию.


Титульный лист первого издания книги «Опыты в стихах и прозе»

Лучший поэт допушкинской поры издал всего одну небольшую книжку «Опыты в стихах и прозе» в 1817 на средства своего друга Гнeдича.

РАЗЛУКА

Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал:

"Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
Клянуся честью и усами
Любви не изменить!

Любви непобедима сила!
Она мой верный щит в войне;
Булат в руке, а в сердце Лила,-
Чего страшиться мне?

Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
А если изменю... усами
Клянусь, наказан быть!

Тогда мой верный конь споткнися,
Летя во вражий стан стрелой,
Уздечка браная порвися
И стремя под ногой!

Пускай булат в руке с размаха
Изломится, как прут гнилой,
И я, бледнея весь от страха,
Явлюсь перед тобой!"

Но верный конь не спотыкался
Под нашим всадником лихим;
Булат в боях не изломался,-
И честь гусара с ним!

А он забыл любовь и слезы
Своей пастушки дорогой
И рвал в чужбине счастья розы
С красавицей другой.

Но что же сделала пастушка?
Другому сердце отдала.
Любовь красавицам - игрушка,
А клятвы их - слова!

Всё здесь, друзья! изменой дышит,
Теперь нет верности нигде!
Амур, смеясь, все клятвы пишет
Стрелою на воде.

После поездок в деревню с намерением спасти от продажи с публичного торга имение отца, умершего в 1817 году, после пребывания в Петербурге поэт весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. В Одессе поэт получает от Александра Тургенева письмо, извещающее о назначении поэта на дипломатическую службу в Неаполь. После долгого путешествия, он пребывает на место службы, с яркими впечатлениями от поездки. Важной для поэта была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, живших в то время в Риме.

Получив в конце 1820 года отпуск для лечения, Батюшков едет в Рим, а затем, уже в следующем году, на воды в Теплиц, где он узнаёт, что в "Сыне отечества" появилось анонимное стихотворение "Б... в из Рима", написанное от лица Батюшкова и принятое читателями как его произведение, хотя автором его был Плетнев. Батюшков воспринимает это как личную обиду.


Памятник К. Н. Батюшкову, установленный в Вологде 28 мая 1987 года.

К 1821 году ипохондрия приняла такие размеры, что поэт должен был оставить службу и Италию.


Могила К. Н. Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре


Какая страшная участь: больше чем тридцать лет прорываться сквозь беспросветную тьму тяжелой душевной болезни!
В 1822 году расстройство умственных способностей выразилось вполне определённо, и с тех пор Батюшков в течение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался от тифа 7 июля 1855 года в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти вёрстах от Вологды.
Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу».

Творчество


Orest Kiprensky

Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно — соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова — дружба и любовь. Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций в стихе, предельно ярких и жизненных:

Стройный стан, кругом обвитый
Хмеля жёлтого венцом,
И пылающи ланиты
Розы ярким багрецом,
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград —
Все в неистовой прельщает!
В сердце льет огонь и яд!

— «Вакханка» (1815)

В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора:

… пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем —
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!

— «К Дашкову» (1813)

В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму. Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (1817), является трагическая судьба итальянского поэта Торквато Тассо

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!
Увы! с тех пор добыча злой судьбины,
Все горести узнал, всю бедность бытия.
Фортуною изрытые пучины
Разверзлись подо мной, и гром не умолкал!
Из веси в весь, из стран в страну гонимый,
Я тщетно на земли пристанища искал:
Повсюду перст её неотразимый!

— «Умирающий Тасс» (1817)

Константин Николаевич Батюшков.Стихотворения





Пушкин и его современники .

Последний период жизни А.С.Пушкина в Петербурге. Музей-квартира А.С. Пушкина
Наталия Николаевна Пушкина-Ланская (Гончарова)
Соперницы прекрасной Натали
Сестры Елизавета и Екатерина Ушаковы.
Наталия Николаевна Пушкина -Ланская (Гончарова)
Сушкова Софья Николаевна
Няня Александра Сергеевича Пушкина.Арина Родионовна Яковлева
Екатерина Павловна Бакунина
Дом "Пиковой дамы"
Наталья Петровна Голицына
По Пушкинским местам
Авдотья Ильинична Истомина
Эмилия Карловна Мусина-Пушкина.
Аврора Карловна Демидова
Александр Павлович Бакунин
Чёрная шестерка.Предсказания судьбы Пушкина.
Акварели Петра Федоровича Соколова.Часть 1.
Акварели Петра Федоровича Соколова.Часть 2.
Раевский Николай Николаевич
Раевский Александр Николаевич.
Раевский Николай Николаевич - младший.
Воронцова Елизавета Ксаверьевна
Волконский Сергей Григорьевич
Мария Николаевна Волконская.Часть 1.
Мария Николаевна Волконская.Часть 2.
Зинаида Александровна Волконская
Императорский Царскосельский лицей
Амалия Ризнич
Наталья Викторовна Кочубей
Кавалерист-девица - Надежда Дурова
Герб рода Пушкиных.Родословная.
Василий Андреевич Жуковский
А.С.Пушкин и В.А. Жуковский.Часть 1.
А.С.Пушкин и В.А. Жуковский Часть 2.
А.С.Пушкин и В.А. Жуковский Часть 3.
А.С.Пушкин и В.А. Жуковский. Часть 4.
А.С.Пушкин и В.А. Жуковский. Часть 5.
Александра Васильевна Алябьева.
Евдокия Ивановна Голицына
Анна Давыдовна Баратынская
Александра Осиповна Смирнова
Идалия Григорьевна Полетика
Пущин Иван Иванович
Елизавета Михайловна Хитрово
Анна Алексеевна Оленина
Наталья Николаевна Пушкина-Ланская
Александра Николаевна Гончарова.
Вяземский Петр Андреевич
Вяземская Вера Федоровна

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку