Порог. Половик. |
И когда стеклянной галереей
Ты идешь, улыбна и легка,
Зацветают, весело пестрея,
Под ногой цветы половика.
Игорь Северянин
....На столике в курилке Ленинской библиотеки кто-то забыл новый каталог ИКЕА.
Рано утром в этом храме слов немного желающих вкусно покурить и выпить кофейку.
Скучно - ни философских бесед со случайными «попутчиками», ни пазлов чужих разговоров, ни шелестенья книг и мыслей…
А почему бы ни листнуть, собственно? Красиво, ярко – на такие картинки можно долго щуриться. В душе заворочалась приятная мысль прикупить новый половой коврик.
«- Простите, что отвлекаю, но это не живые вещи…» - приятная дама преклонного возраста глубоко затянулась ментоловой сигаретой и присела рядом.
В Ленинской курилке это обычное дело, когда так просто и тепло завязываются беседы о книгах и писателях, а подчистую и споры, рождающие истину.
И поплыл над туманом табачного дыма разговор….. разговор про сакральный смысл порога, полового коврика и живых вещах… Чем и спешит поделиться Ижица с читателями своего журнала:
Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством.
Половой коврик выступает здесь как символ разделения сущности миров дома и улицы.
Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния.
Вход и выход из жилища уже в древности имел сакральный характер, освещенный ритуальными действиями и словами. (Вход и выход в психологическом контексте подпадает под фрейдистский анализ с понятиями травмы рождения, здесь половой коврик – «плацента» вновь рождаемого состояния). ...
Порог как границу дома защищали с помощью оберегов.
Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:
Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг
Не блуждай во тьме, мой друг.
На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши.
Если кто-то надолго уезжал из дома было принято завязывать одну часть красной нити у него на запястье, а другую класть под половик, чтобы не забыл путешественник дорогу к родному дому.
Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги.
Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу. На банных половиках ткали орнаменты-обереги – чтобы пар был легким.
Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп.
На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге.
В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома».
С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме. ...
При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый» .
В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призоры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье».
В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха.
В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога.
Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». — «Секи горазже, чтоб век не было» .
В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге; знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох».
В Архангельской обл. на Порог лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю». ...
Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер.
На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту.
В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.
Входящий, отряхивая ноги о половик – вместе с грязью со своих подошв должен прощаться и с дурными помыслами. Акт избавления от дурного при входе отражен в Библии. В Евангелиях многократно повторено «отрясите прах ног ваших» (Матф. 10.14). Библейское «Мир дому твоему» – это слова входящего, т.е. ступающего на коврик.
Удивительно, как в наше время, когда философски, научно осмыслен каждый предмет быта, когда каждый предмет компьютеризирован и механизирован, не замечен коврик – предмет необходимый и почти священный. Единственное нововведение – иногда появление на нем логотипа фирмы.
Половой коврик - предмет обеспечивает первый реальный динамический парадоксальный контакт входящего с объемлющим пространством помещения. Парадоксальность в том, что двумерность коврика разворачивается в трехмерность дома.
Беседа с Анастасией Павловной
Рубрики: | Славянское/Куклы обереги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |