Как странно и ужасно звучит для большинства людей тема этой статьи!
Ведь каждый из нас хочет быть хорошим Родителем, если не лучшим. А для некоторых звание идеальный Родитель является смыслом жизни! Но ведь это совершенно разные вещи: как я думаю о себе, как о Родителе, и что на самом деле чувствует и думает Ребёнок обо мне!
Здесь-то и возникает первый затык, нестыковка, а значит скрытый или явный конфликт! Мы же всегда хотим как лучше ребёнку! Мы же плохого не посоветуем (Была когда-то такая реклама по телевизору:" Родитель ребёнку плохого не посоветует").
И не зря она была.
Потому что в коллективном бессознательном Родитель связан с безопасностью. Но так далеко не у всех и не всегда! И тогда возникает внутриличностный конфликт.
Вроде бы Родители должны нести поддержку, безопасность, любовь, а несут боль и разрушение, порой не осознавая. Но ребёнку все равно осознаёт это Родитель или нет. Его мозг это все записывает как на магнитную плёнку. А дальше "благодаря" этому уже выстраиваются модель отношения с родителями, а значит с собой, с жизнью вообще. И тогда Ребёнок становится другим, с искореженной душой, а порой и соматическими заболеваниями.
Помните детские болячки, типа до з-х лет все детки болеют и это норма ... А на самом деле это их маленькие тела и души пытаются адаптироваться к родительскому прессу и к отношениям между Родителями. Что тоже является огромным стрессовым фактором для ребёнка в любом возрасте!
Итак, раскрою способы и способы и причины.
Начинаю с самого простого в коррекции и заканчиваю самым сложным.
Сложное- это значит тяжело осознается и родителем и ребёнком, очень травмирующее и имеет основополагающее значение.
Расхожие выражения-угрозы : " Мама уйдёт от тебя, если ты (не)будешь....". "Ты расстраиваешь меня, мне плохо из-за тебя...". Такой ребёнок мне не нужен, будешь плохо себя вести, отдам тебя". "Я сейчас позову отца.....". "Я сейчас все расскажу твоей матери". "Дети не должны брать деньги в руки". "Ты же мальчишка, что ты размылся!". Ну, ты же старший, ты должен всегда уступать младшему". И это можно продолжать бесконечно.
Таким образом, чтобы сохранить расположение родителя ребёнок вынужден отказываться от себя и своих желаний и как итог-поиски себя всю оставшуюся жизнь. Родитель сравнивает своего ребёнка с другими детьми.
Это вызывает у любого ребёнка чувство зависти, ревности. Чувство подавленный агрессии к родителю и к сопернику.
А дальше вся жизнь как соревнование и уже никто не помнит о том, когда это началось. Родитель настойчиво добивается, чтоб ребёнок приобрёл качества, которое Родитель не имеет у себя, но очень хотел бы. Стал тем, кем не стал Родитель.
И тогда ребёнок, чтобы не расстраивать родителя, пытается ему угодить и отказывается от своей Судьбы, реализуя родительскую. Т.е. живёт жизнью родителя. А внутри накапливается раздражённостью и злоба на себя и на родителя.
Семейные сценарии. Это семейная типовая модель поведения, которая передаётся из поколения в поколение.
Эта пьеса, роли в которой заранее расписаны. Чаще всего это негативные сценарии и дети как его заложники.
И самое болезненное и тяжёлое - это когда ребёнок играет роль третьего лица (мужчины или женщины) в отношениях родителей (матери и отца).
Кто-то один или оба используют ребенка для манипуляций в отношении другого.
В психологии это называется Эдипова ситуация.
Таким образом получается, что ребёнок втягивается в эти отношения, и родители начинают общаться друг с другом только через ребёнка, изощрённо уязвляя друг друга.
Отец связывается с девочкой, мать с мальчиком....... а из этого и берёт начало выстраивание отношений потом у ребёнка с противоположным полом и выбор спутника жизни.
По каждому пункту можно написать отдельную книгу.
Важно понимать, что наше поведение как родителей влияет не только на психику, душу ребёнка, но и на его физическое самочувствие.
Это ОЧЕНЬ ответственно!
Каждый Родитель воспитывает своего ребёнка так, как его воспитывали его родители, даже если он и говорит, что никогда не будет поступать так.
Это и есть начало формирование сценария жизни!
психолог: Петренко Ангелина Михайловна
|